Познавательно- поисковая музыкальная деятельность детей через игры со звуком.
материал (старшая группа)

Царицинская Анжелла Спартаковна

В музыкальном образовании экспериментирование со звуковым материалом развивает у дошкольников инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chast.docx35.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Познавательно- поисковая музыкальная деятельность детей через игры со звуком.

Итоговая работа

Срок обучения с «02» февраля 2021г. по «18» февраля 2021г.

Исполнители:

Гребенчук Наталья Николаевна

Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка»

г. Осинники

Кокина Елена Яковлевна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Рябинка»

Топкинский район, п. Шишино

Паклепа Елена Ивановна

Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад «Колосок»

Топкинский район, село Зарубино

Царицинская Анжелла Спартаковна

Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №4 «Ручеек»

г. Мариинск

(контактный телефон или адрес электронной почты)

Консультант:

Шаталова И. Л.,

Методист каф. ГиХЭД

Кемерово 2021


Содержание

Введение        3

1. Основная часть…………………………………….5

2. Заключение        10

3. Литература        11

4. Приложения………………………………………12

Введение

«Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка».

С. Гин

В настоящее время   педагоги  ДОО активно внедряют в практику нетрадиционные формы работы, методики основанные на пути   творческого  взаимодействии с детьми. Как сделать НОД праздником? Как легко и ненавязчиво рассказать детям о самом главном - о том, как прекрасен этот мир и развить способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и при этом  не потерять интереса?

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы. Одной из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через него основ музыкального искусства, являются игры звуками – их творческие исследования

 В музыкальном образовании экспериментирование со звуковым материалом развивает у дошкольников инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетенции.

Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности».

 (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ)

Основная часть

Цель: Стимулировать развитие познавательно -творческого потенциала дошкольника через изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов.

 Задачи:

  • обогащение слуховых впечатлений и представлений дошкольников;
  • активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
  • формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
  • развитие музыкальных способностей дошкольников.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Изучают звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов. 

Исследуя различными способами получение звука, дошкольники приобретают навык игры на инструментах. У детей развивается тембровый и звуковысотный слух.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту – например  в средней группе дети изучают разделы: «Что звучит?», «Музыка это или шум?», а старшие дошкольники знакомятся с  циклами  занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы: «Звуки улицы». «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» (темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки» и т. п.).

Работая с детьми по теме музыкальное экспериментирование,  можно  оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки», «В царстве звуков», провести фото - сессии по мероприятиям, оформить мини-музеи с демонстрацией самодельных детских музыкальных инструментов, которые дадут родителям интересную   информацию о значимости  применяемых методов, средств и форм обучения.

Начиная   со средней группы процесс экспериментальной  деятельности на музыкальном занятии проходит во время исследования звуков. Дети учатся не только воспринимать и различать звуки, но и воспроизводить их на музыкальных и шумовых инструментах.

Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.

Со старшими  дошкольниками,  когда они уже знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы можем организовать  целый оркестр. 

Наше тело – это своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т.д.), оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц.

Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность – это музыкально – ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен и хороводов.

Хотим  предложить вам поиграть с нами  в игру с использованием звучащих  жестов  -  «Рукавичка» (приложение 1)

Все на свете люди знают:

Звуки разные бывают;

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Эти звуки все какие? Ну конечно ШУМОВЫЕ – это звуки без определённой высоты, которые нельзя передать голосом.

Поэкспериментируйте с предложенными вам инструментами и найдите шумовые.

Как вы думаете можно ли при помощи этих инструментов сыграть колыбельную музыку?

Да можно и сейчас мы это сделаем «Колыбельная» (приложение 2)

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки

А какие это звуки? (музыкальные)

А откуда берутся такие звуки? (из музыкальных инструментов)

Игра - задание «Сыграй, на музыкальном инструменте так, как ты хочешь!» (приложение 3)

Возьмите в руки все музыкальные инструменты.

1) «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки охарак ер зуй х» (работа всей группой одновременно);

 2). «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные

индивидуальные соло друг за другом по кругу);

3).  «Поговори со своим соседом в паре, расскажите друг другу  что- нибудь интересное » – диалоги инструментов;

4). «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них

 «музыку дождя»,

«солнечный свет»,

«твоё сегодняшнее настроение»;

Теперь давайте попробуем объединить звучание шумовых и музыкальных инструментов и поиграть с ними в игру «Едем на лошадке» (приложение 4).

Предлагаем вам всем встать и в подвижную игру со звуками  сегодня  поиграть.

 Игра «Что сказал инструмент?» (приложение 5).

Отгадайте загадку?

Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом.

Письмом, обоями, листовкой. журналом, книгой, упаковкой (это бумага)

Давайте  мы с вами выясним  может ли бумага издавать звуки?

Для этого  мы с вами поиграем в игру - Чудесный рюкзачок.

Вносится атрибут - Чудесный рюкзачок, в котором  лежит разная бумага, а как она называется вы должны  угадывать на ощупь, и оставить в руке. (тетрадь, салфетка, картон, оберточная бумага и т д.)

Мы бумагой пошуршим, по бумаге постучим, пальчиком погладим.

Мы бумагой потрясем, а потом её порвем (вот сколько разных звуков издает бумага)

А ещё при помощи бумаги можно сыграть весёлую  музыку например  польку. Назовем её Бумажная.

(Звучит минус "Добрый жук")

Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка («Теремок»?!)

Давайте вспомним героев сказки? (теремок,  звери)

Распределяем роли, надеваем шапочки и выбираем при помощи каких инструментов можно их озвучить, без рассказывания текста сказки.

Приступаем к обыгрыванию и озвучиванию сказки (приложение 6).

Заключение

Каждый ребенок находится в исследовательском поиске практически постоянно. Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования в любом направлении предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей дошкольного возраста неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности».

 (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ)

Список литературы

1. Алексеева, Л. Н. Страна чудес / Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова. – Москва : Музыка, 1998. – 231 с.

2. Боровик, Т.А. Ти-ти Та и ди-ли Дон / Т. А. Боровик. – Минск : Пара Ла Оро, 2008. – 135 с.

3. Боровик, Т. А. Звуки, ритмы и слова / Т. А. Боровик. - Минск, 1999. – 210 с.

4. Буренина, А. И. Музыка детства / А. И. Буренина, Т. Э. Тютюнникова. – Москва : Бином детства, 2020. – 150 с.

5. Девятова Т.Н. Звук волшебник / Т. Н. Девятова. -  Москва, 2006. – 125 с.

6. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - Москва, 2001. – 260 с.

7. Ракитянская, Т.А. Воспитание звуком / Т. А. Ракитянская. – Москва : Национальное образование, 2019. – 157 с.

8. Тютюнникова,  Т. Э. Уроки музыки / Т. Э. Тютюнникова. -  Москва : Астрель АСТ, 2000. – 140 с.

9. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! / Т. Э. Тютюнникова. – Санкт-Петербург, 2003. – 160 с.

Приложение 1

Игра со звучащими жестами  «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор –

Топал  дедушка Егор. -притопы всей стопой

Очень он домой спешил - быстрые притопы

Рукавичку обронил. - показываем ладошку

Мышка по полю бежала, - щелчки по коленям

Рукавичку увидала. - показываем ладошку

Кто, кто здесь живет?  стучим кулачком по ладошке

Мышку здесь никто не ждет? Пожимаем плечиками (удивление)

Стала жить - поживать, - хлопки в ладоши

Звонко песни распевать.

Зайка по полю скакал, - шлепки по коленям

Рукавичку увидал. - показываем ладошку

Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет? хлопки в ладоши

Мышка зайку пригласила, - разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила. – гладим  грудь  и живот

Зайка прыг, зайка скок, - шлепки по коленям

Вкусных пирогов напек. - хлопки согнутыми ладонями

Как по полю шла лисичка, - потирание ладонями

Увидала рукавичку. - показываем ладошку

 Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили, - разводим ладошки в стороны

Пирожками угостили. - хлопки согнутыми ладонями

Стала жить там поживать, - хлопки в ладоши

Звонко песн распевать.

Мишка по полю гулял, - притопы пяткой

Рукавичку увидал. - показываем ладошку

Кто, кто здесь живет? - стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Звери испугались,

В страхе разбежались. - шлепки по бедрам

Приложение 2

Колыбельная песня «В доме моѐм тишина» сл. и муз. Т. Боровик

1. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

 (Только где - то шуршунчики шуршат - 2 раза) (мохнатки)

2. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

Только где-то  – бурчунчуки бурчат. (2 раза) (маракасы)

3. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

Только где-то  – ворчунчики ворчат. (2 раза) ( хо барабанчики)

4. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

 Только где –то  – скрипунчики скрипят. (2 раза) ( хо трещотка)

5. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

 Только где-то, храпунч к храпя ! (2раза) (рубель)

6. В доме моѐм тишина, в доме моѐм я одна,

 Только где - то сопунчики сопят. (2раза) (трубочки + вода)

Приложение 3

Игра - задание «Сыграй, как ты хочешь»

Возьмите в руки все музыкальные инструменты.

1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки охарактеризуй их» (работа всей группой одновременно);

 2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные

индивидуальные соло друг за другом по кругу);

3.  «Поговори со своим соседом в паре, расскажите друг другу  что-нибудь интересное » – диалоги инструментов;

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них

 «музыку дождя»,

«солнечный свет»,

«твоё сегодняшнее настроение».

Приложение 4

Речевая игра «Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой  

(шлепки по коленочкам)

Скок, скок, скок – 2 р.

Санки скрипят – рубель

Бубенчики звенят – бубенцы

 Едем, едем на лошадке (и т.д.)

Дятел стучит – ложки

Вьюга свистит – свистулька

Едем, едем на лошадке (и т.д.)

Скок, скок, скок – 2 р.

Холод, холод, стужа, стужа – треугольник

Снег пушистый кружит, кружит  - металофон

Едем, едем на лошадке (и т.д.)

Белка на ѐлке орешки все грызѐт: (касаньеы )

Рыжая лисичка зайчишку  стережѐт – гусли

Ехали мы, ехали, наконец, доехали

С горки «Ух» – кслофон

В ямку «Бух» – барабан

Всё приехали! (играют все)

Приложение 5

Подвижная игра  «Что сказал инструмент?»

1ритм – маршировать (барабан)  Та-ти-ти-та-та

2 ритм – прыгать (бубен)      Та-ти-ти, та-ти-ти

3 ритм – бегать (колокольчик)   Ти-ти-ти-ти-ти-ти-ти……

4 ритм – замереть (молоток)       Та….та……та

Приложение 6

Инсценирование сказки «Теремок»

(при помощи звуков различных ДМИ)

Сказочница читает текст сказки:

Стоит в поле теремок

Он не низок не высок - БУБЕН

Бежала мимо мышка-норушка.

Увидела теремок остановилась и спрашивает:

«Терем-теремок! Кто в тереме живет?» КОЛОКОЛЬЧИК

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

- Я, мышка-норушка! А ты кто? КОЛОКОЛЬЧИК

- А я лягушка – квакушка ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

- Иди ко мне жить! КОЛОКОЛЬЧИК

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? ТРЕУГОЛЬНИК

- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК

- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

А ты кто?

- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК

- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет? ШУРШАЛОЧКА

- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК

- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК

- А ты кто?

- А я лисичка – сестричка! МЕТАЛЛОФОН

- Иди к нам жить! И стали они жить вчетвером.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? ТРЕЩОТКА

- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК

- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК

- А я лисичка – сестричка! МЕТАЛЛОФОН

А ты кто?

А я волчок – серый бочок! ТРЕЩОТКА

Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый.

Увидел медведь теремок, остановился и заревел: БАРАБАН

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка-норушка! КОЛОКОЛЬЧИК

- Я лягушка-квакушка! ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

- А я зайчик –побегайчик! ТРЕУГОЛЬНИК

- А я лисичка – сестричка! МЕТАЛЛОФОН

А я волчок – серый бочок! ТРЕЩОТКА

А ты кто?

- А я медведь косолапый! БАРАБАН

Иди к нам жить!

Медведь полез в теремок. БАРАБАН

Лез-лез, никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить.

Влез медведь на крышу и только уселся затрещал теремок, упал набок и весь развалился! БУБЕН

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, МЕТАЛЛОФОН, ТРЕЩОТКА

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВМЕСТЕ.

Лучше прежнего построили! И стали звери веселится и плясать.

(русская народная мелодия «Плясовая»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

МЕТОДИКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Познавательная, поисково – экспериментальная деятельность детей средней группы.

Метод эксперимента, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с детьми в детском саду. И это потому, что именно он даёт детям...

Развитие познавательной активности детей 5-6 лет через поисково-исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет удовлетворить жажду познания, стремление к проникновению в суть вещей и отношений, свойственную детям, на что указывал Б.М.Теплов....

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....