Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
рабочая программа (окружающий мир) на тему
Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_hudozhestvenno-tvorcheskoy_deyatelnosti_detey.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование
художественно-творческой деятельности
у детей с ОНР»
(из опыта работы)
Выступление на педсовете
воспитателя 1-ой группы
Коротковой Е.Д.
Москва
ГОУ д/с комбинированного вида № 696
Март, 2011 г.
В современном мире очень актуальна проблема развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
У детей с диагнозом ОНР в значительной степени ограничены и обеднены интеллектуально-познавательные процессы, а также социальные и художественно-эстетические впечатления ребенка. Кроме того, у детей, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, незначительно проявляется творческая активность. Таких детей в большей степени нужно заинтересовать деятельностью.
Поэтому мы больше внимания уделяем развитию художественно-творческих способностей в процессе различных видов коллективной продуктивной деятельности, а также совместной работе детей с родителями, т.к. среди воспитательных средств совместная творческая работа ребенка и взрослого занимает особое место.
Такое взаимодействие с родителями обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка, предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. В нем формируются способности к длительным волевым усилиям, развиваются воображения, образное мышление, творческая активность и инициатива, формируются специфические навыки и умения, связанных с техникой преобразования материала и использования разных нетрадиционных техник изображения предметов.
Сотрудничество и сотворчество детей и взрослых позволяет больше экспериментировать с разными художественными и изобразительными материалами, самостоятельно «открывать» детям способы действия с различными предметами, учит делать выводы в процессе анализа собственных действий. Оставаясь как бы на вторых ролях, не боясь ошибиться и принять на себя ответственность, ребенок учится самостоятельно искать нужное решение, учится планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор. Со старшим другом не страшно. У ребенка развиваются коммуникативные навыки при объединении детей в творческие группы, совершенствуется стиль партнерских отношений, снижается напряженность, скованность, закомплексованность.
Во время занятий по изобразительной деятельности и ручному труду мы с детьми садимся за общий большой стол (сдвигаем парты). Такая посадка детей позволяет каждому чувствовать себя не одиноким, и если что не получится, то ребенок может не переживать – в общем результате «никто не заметит» его ошибок. Погрешности в конечном результате у детей с ОНР не является следствием неаккуратности.
Не стоит забывать, что у детей с ОНР нарушено восприятие, мелкая моторика, умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение. Они быстро утомляются, пресыщаются любым видом деятельности, они либо вялы, пассивны и заторможены, либо чрезмерно возбудимы, раздражительны и двигательно расторможены. А ведь для нас главное участие ребенка в деятельности. И не стоит ругать, если у него не получилось или получилось не так, как бы нам хотелось. Сам ребенок еще не видит своих ошибок. Для него его работа самая лучшая (повторюсь: результатом должна быть не столь обученность навыкам, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.)
В своей работе мы используем не только традиционные занятия, но и игры-занятия, рисование-экспериментирование, совместную художественно-творческую деятельность, нетрадиционные детско-взрослые проекты.
Перечислим некоторые из них:
- Рисование-печатание «Разные, разные листья» Швайко Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в дет. саду. с.32
- Рисование «Красивая ёлочка» (К.К Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет», с. 3,14)
- Рисование тычком «Как зайка от лисы прятался» (Волчкова, Комплексные занятия во II мл.гр., с.198)
- Рисование «Фрукты». (исп. трафаретов, закрашивание соответствующим цветом)
- Рисование «Барашек в белой шубке» (К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- Рисование «Подарок маме. Подставка» Цель: Учить детей обводить буквы по трафарету, закрашивать их в разных направлениях разным цветом (типа витражей)
- Рисование «Белая береза» (А.В.Никитина «Нетрадиционные
техники рисования в детском саду» - восковые мелки, акварель)
- Рисование «Серый пушистый зверь» (М.Дрезнина «Игры на листе бумаги», с.23)
- «Петушок» (обведение ладошки и штриховка цветная) см. Необычное рисование : рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева.— М. : Дрофа, 2007, с.10
- Подарок маме «Сувенир-магнит на холодильник – Красивый цветок»
- Рисование по мокрому листу «Разноцветный луг», «Бабочки танцуют» (слияние красок)
- Рисование – игра «Цветные карандаши» (соответствие предмета с цветом ) «Сделаем жизнь наших малышей ярче» с. 31, 36
- Коллективная аппликация «Цветочная клумба» И.А.Лыкова «Изо в д\с. Средн.гр.», с.24)
- Рисование сухой кистью «Осенние цветы - астры» (гуашь)
- Рисование «Кленовый лист» (маркер, акварель, техника по мокрому листу) (с курсов КПК)
- Рисование «Цветные зонтики» (И.А.Лыкова «ИЗО в д/с. Ст.гр.», с.54, украшение сегментов зонта печатками)
- Рисование–фантазирование «Крючка, Злючка и Зака-Закорючка» (И.А.Лыкова «ИЗО в д/с. Ср.гр.», с.86)
- Лепка «Веточка дуба», «Первые снежинки» (Пластилинография по стихотворению И. Токмаковой «Дуб» и К. Бальмонта «Снежинка» )
- Рисование «Дует, дует ветер» (техника смешения красок, серый цвет пасмурного неба, голые деревья клонятся от ветра) (с курсов ПК)
- Аппликация (Коллаж) «Кухонные принадлежности» ( Волчкова В.Н., Степанова Н.В., с.16 «Конспекты занятий в ст.гр. д/с. ИЗО»)
- Рисование-игра-экспериментирование «Дружные девочки краски» (см. Н.В.Дубровская «Игры с цветом», с.20)
- Рисование «Сова» (см. опыт работы с КПК. Материал: черный маркер, акварель)
- Ручной труд из бросового материала (пластиковые бутылки, молочные пакеты) «Кормушка для птиц» (см.распечатку из книги А. Роговина "Хочу сделать сам", "Педагогика", 1984 г. )
- Рисование «Зайчонок» (см. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, с. 25)
- Лепка. Новогодний сувенир «Брелок для ключей. Кролик» (см. А.А.Анистратова, Н.И.Гришина «Поделки из пластилина и соленого теста», с.29 или И.А.Лыкова «ИЗО в д/с. Ст.гр.», с.88)
- Ручной труд из киндер-яйца «Поросеночек» и др. дом. животные (инет)
- Конструирование-моделирование «Праздник в нашем зале» (изготовление макета из мелких игрушек, расположение елки, пианино, стульев для гостей и т.д.)
- Рисование-набрызгивание «Зимняя сказка» на ½ листа, будущая открытка (см. О.Никологорская «Волшебные краски», с. 84)
- Рисование «Рождественские гадания при свечах» (пастель, соединение цветов, плавный переход от одного цвета в другой. КПК Горяевой Н.А.)
- Коллективная аппликация «Зимнее дерево» (круги и овалы разной формы, курсы ПКК Горяевой Н.А.)
- Конструирование–моделирование «Наша группа» (планирование игровых зон, использование мелкого строителя)
- Рисование-экспериментирование «Я рисую море» (И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду. Ст. группа», с. 173)
- Ручной труд «Весенний букет» (подарок маме. Интересна идея – плоскостная работа, скручиваясь в цилиндр, превращается в объемную)
- Рисование – экспериментирование. Соединение красок белым цветом «Праздничное настроение» (курсы ПК Горяевой Н.А. )
- Рисование портретов членов семьи («Фотоальбом») (исп. черных маркеров, акварели, рисунков-схем, см. распечатку + И.А.Лыкова «ИЗО в д/с. Ст.гр.», с.136)
- Рисование–обведение ладошек «Петушок и курочка» (курсы ПК Горяевой Н.А. + Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – С.-Пб.: Детство-пресс, 2003, с. 24)
- Раскрашивание пасхальных яиц – писанок из папье маше (см. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева.— М. : Дрофа, 2007, стр. 16, 17)
- Коллективная работа – коллаж «Космическое пространство» (цветной граттаж, элементы аппликации, нетрадиционные техники рисования; инет)
- Монотипия «Красивые бабочки» (Никологорская О. - «Волшебные краски», - М., АСТ-Пресс, 1997, с. 62)
Хочется заметить, что некоторые работы необходимо планировать на два или даже три занятия. Мы часто это опасаемся делать, а в итоге страдают дети – мы не успеваем, торопимся, нервничаем, затем все доделываем в неопределенное время N…
Детям было интересно участвовать в общих проектах «Лесные сувениры» (поделки из природного материала), «Кормушка для птиц», «Игрушки для ёлки», «Мебель для кукольной комнаты», «Военная техника». К этим проектам подключались родители, поэтому поделки были разнообразными. Дети с удовольствием делились в группе впечатлениями о своей работе дома. У детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений и личного опыта.
И еще мы заметили, что после наших подарков мамам у самих мам появилось желание сделать что-то похожее. Покопавшись в интернете, они раскрывают свои способности и таланты, и приносят в сад прям таки шедевры. Ну а как дети гордятся своими мамами и папами!
Родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи. У родителей появилось осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей; бережное отношение к продуктам детского творчества; партнерские взаимоотношения со своими детьми. И с другой стороны – обогатился воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.
Такая работа способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между воспитателями и родителями, а в конечном итоге совершенствует художественно-творческую деятельность наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...
«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...
Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...
Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...
Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....
"Применение игровых технологий в детском саду, как одно из условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
Методические разработки для воспитателей...