Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Предлагается конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Molchanova.rar | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Применять данные методы
Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г.,
г.Хабаровск
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый
ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.
Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого
возраста.
В младшем возрасте это вхождение в проблемную игровую ситуацию,
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
В старшем возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.
Использование в работе лексико-грамматических игр способствует
приобретению детьми умений и навыков грамматически правильной речи.
К таким играм относятся:
1.Сенсорные игры.
(Что делает слово – смотрит, слушает, движется и т.д.)
2.Символьные игры.
( Моделирование содержания слова)
3.Логические игры.
(Поиск истоков словообразования, установление причинно-следственных
связей, использование причинно-следственной цепочки)
4.Связывание содержания слова с его начальной формой.
(восприятие фонетико-фонематического образа и произношения слова-
анализ, ошибки в структуре слова).
5.Пространственные игры.
6.Игры с однокоренными словами:
а)образование слов какой-то части речи
(белизна - белый,
белеющий - белеет,
бел - белея)
б) образование от всех частей форм
- рода (белок – белки
Белый – белая)
-числа (белок - белки
белый - белые
белеет - белеют)
в) образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки
с помощью:
-префиксов (побелка,
забелить)
-суффиксов (беленький,
белеющий)
-интерфиксов (белоствольная)
-постфиксов (побелю – ка)
-падежных окончаний
(белок - белка,
Белый - белого)
-окончаний спряжения
(белею - белеет белеем)
7.Игры со словами – антонимами
(слова наоборот)
Символом этой игры может быть перевернутый человек.
8. Игры-противоречия».
«Федот, да не тот», «Я вижу не…, а наоборот», «Третий (4-5) лишний
9. Игры-мостики».
Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного
антипода к другому (жара –тепло- холод)
10. Игры грамматики:
- «Верно – неверно»
- «Упрямые слова»- несклоняемые существительные (кофе,…)
11. Игры с карточками, пиктограммами, схемами, моделями …
12.Игры аналогии.
Продолжение синонимического рядя начатого педагогом
(большой-огромный-громадный ит.д.).
13.Игры на классификацию предметов.
14.Игры с образными выражениями.
- определение переносного значения слов(руки –это ветви деревьев)
- придумывание сравнений (руки-лапы, вилы, крылья,…)
15. Игры с загадками, пословицами, поговорками.
- отгадывание
- подбор разных высказываний об одном и том же.
- истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.
16.Игры с рифмующимися словами.
( Я –поэт, я –писатель)
17. Игры на звуковые связи слов.
(дым – дом, вошёл – вышел)
18. Игры со словами и предложениями.
- «Дополнялки» - подбор эпитетов, признаков, действий
(хлеб - пышный, душистый. мягкий, румяный,…)
- загадки на сравнение
( с хвостом, а не мышь –репка)
- «Цепочки слов»
( Придумывание фраз, следующих одна за другой:
(Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу.
и т.д.)
- «Посиделки – повязалки»
Раскрутка сюжета по одному слову (зима…)
- «Сочинение»
- Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных
(трамвай – автобус), далеких (трамвай – лес), противоположных
(день – ночь).
Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и
очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности
и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СООБЩЕНИЯ.
Тема: « Познавательно-поисковая речевая деятельность»
Учитель-логопед;Молчанова А.Г.
27.01.11г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69
Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад
В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕЖАТТЕСТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» .Ефимова Александра Валентиновна
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕЖАТТЕСТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»Ф.И.О.Ефимова Александра ВалентиновнаТема самообразования: Формирование здорового ...