Технологическая карта плпнирования деятельности воспитателя
рабочая программа на тему
Когда мы тратим время на планирование, его становится больше. Индийский учёный Рустам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карты планирования с учётом календаря | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта планирования деятельности воспитателя ДОУ.
Молодчая Т.В. Старший воспитатель
ГБОУ ЦРР детский сад №1958 г. Москвы
Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.
Индийский учёный Рустам.
В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться её планировать. Имеется ввиду, составлять план своей работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, но и приблизит достижение намеченных задач, сделает работу педагога более осмысленной и результативной Составление технологичной карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сохранит время педагога.
Необходимость и важность планирования как единой системы работы подчёркивает К.Ю. Белая, которая разработала карты планирования для заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данный вид планирования сочетает тактическое и оперативное. Описывая этапы планирования О.А.Скоролупова, отмечает наличие аналитического блока при тактическом планировании. На основе анализа итогов работы: количественные и качественные характеристики, выявление причин сбоев в работе, выбираются пути решения проблем – проектируется дальнейшая работа. На основе тактического разрабатывается оперативный план педагога. Он содержит конкретные мероприятия по выполнению задач. Таким образом, «Технологическая карта» — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективную и качественную деятельность работника.
Структура технологической карты работы воспитателя содержит конкретные задачи определённого периода, содержание работы в формах её осуществления. Особенность состоит в том, что временной промежуток имеет гибкий характер. Педагог самостоятельно может определить срок для выполнения работы. Так, задача по адаптации ребёнка к детскому саду может ограничиться неделей или растянуться на целый месяц, но начинать решение этой задачи следует с первого дня. Поэтому, в первой строке карты имеется ссылка на алгоритм – чёткую последовательность.
Задачи деятельности педагога могут повторяться ежемесячно с изменением содержания его работы. Например, создание условий для самостоятельной деятельности требует постоянных изменений в предметно – развивающей среде, что поддерживает интерес детей и способствует их активной позиции. Отличительной чертой технологической карты планирования воспитателя детского сада является её сочетание с темой, на основе которой реализуются задачи образовательных областей. Данные направления деятельности отмечены, как требование к реализации образовательной программы дошкольного учреждения, а значит они обязательны для педагога. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.Приказ № 655.)
Планирование деятельности воспитателя могут меняться в соответствии с видом дошкольного учреждения. К задачам добавляются приоритетные или коррекционные и разрабатывается содержание работы. Эта вариативная часть планирования составляется коллегиально. Каждый участник процесса – воспитатель, учитель – логопед, дефектолог, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре определяет свою роль в решении задач. Для воспитателя - это разработка индивидуального маршрута развития ребёнка. Формы работы так же отбираются согласно специфики деятельности.
Одним из обязательных пунктов технологической карты является повышение профессиональной компетентности педагога. Это актуальный вопрос, регулирующий с одной стороны качество образовательного процесса, а с другой, осуществляющий планомерную подготовку к процедуре прохождения аттестации воспитателя.
Основные критерии технологической карты: систематичность, прогностичность, точность (достаточная детализация в содержании), гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий).
Педагог, умеющий рационально планировать при помощи составления технологической карты, учится систематизировать свою деятельность. Поэтому карта рекомендована в первую очередь молодым специалистам, как опора в работе и осознание должностных обязанностей воспитателя. Более опытному педагогу карта поможет в рефлексивной деятельности и самоконтроле.
Воспитатель, при работе с картой ясно видит свои задачи, устраняется эффект неопределённости, а значит, человек ощущает уверенность в своих действиях.
Неоценима роль технологической карты и в методической работе старшего воспитателя. Она облегчит функцию контроля за выполнением программы, определяя границы деятельности педагога и сосредотачивая внимание на главных задачах. А также позволит всем участникам образовательного процесса действовать согласованно.
Любое планирование носит творческий характер. В технологической карте творчество и личностный потенциал педагога определяется содержанием работы.
Представленная технологическая карта планирования воспитателя детского сада общеразвивающего вида. В ней отмечены основные задачи на каждый месяц. Содержание объединяет примерные формы работы по реализации задач. Приложением к карте служит Календарь событий группы.
Сентябрь | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Адаптация детей к детскому саду | Ознакомление с психологическими особенностями детей данной возрастной группы. Проведение игр и развлечения на сплочение детей. Ситуации общения «Как я отдыхал летом», «Мой родной город». Знакомство с режимом дня возрастной группы. Определение программы здоровья для группы. |
Изучение контингента воспитанников, их семей с целью формирование банка данных. | Анкетирование родителей. Проведение групповых родительских встреч. Обучение составлению рассказа по семейному фотоальбому. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Подготовка группы к приёму детей. Создание игрового макета «Город». |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий месяца с выделением основной даты недель. Определение форм организации с учётом образовательных областей. |
Повышение профессионального мастерства. | Проверка личного педагогического портфолио. Определение темы самообразования. |
Календарь событий группы.
Название месяца ____________________________ | ||
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.День знаний - 1 2.День города - 2 | 1.Москва | Экскурсия в школу. СРИ «Школа». Праздник, посвящённый дню города. Игры – развлечения на площадке «Дорожная азбука». Выставка детского творчества «Подарки лета». |
1. Международный день грамотности - 8 2. .День работников леса - 18 | 2. Урожайная | Экскурсия в мини-музей русского быта. Праздник «Собираем урожай». Наблюдения на экологической тропе. Коллекционирование. СРИ «Магазин». |
1. Международный день мира - 21 | 3.Приглшее к столу | Развлечение «Кафе «Осень». СРИ «Семья». Ситуации общения «Хорошие манеры». День «Здравствуйте». Выставка «Моя семья». |
1.Всемирный день моря - 25 2. День воспитателя и всех дошкольных работников - 27 | 4.Детский сад | Экспозиция «Морской берег» / техника поделок из природного материала. Праздник «День воспитателя». Проект «Мой детский сад будущего». |
Октябрь | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Определение уровня развития детей. | Использование комплекта диагностических методик. Заполнение таблиц наблюдений. |
Составление индивидуальных маршрутов развития детей. | Участие в работе творческой группы (взаимодействие со специалистами и родителями) |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Создание игровых маркеров предметно – развивающей среды. Оснащение материалами для самостоятельной игровой деятельности (согласно интересам детей). |
Планирование педагогической деятельности | Составление календаря событий месяца с выделением основной даты недель. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. |
Повышение профессионального мастерства | Участие в семинаре – практикуме, направленного на решение годовой задачи. Прохождение курсов повышения квалификации. Изучение литературы по теме самообразования. Собеседование с методистом по индивидуальному плану |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.Международный день пожилых людей – 1 2. День рождение С.Есенина - 3 3. Международный день жилья | 1.Мой дом. | Ситуации общения «Игры бабушек и дедушек». Литературный вечер «Стихи как музыка». День строителя: конкурсы построек (конструктор, оригами, бросовый материал), познавательные игры из серии «Дома и домишки». Родительская встреча «Мой дом счастья». |
1.День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – 9 3.Покров - 14 | 2. Хлеб – всему голова. | Праздник «Осенины». Выставка детского творчества «Как хлеб на стол попал». Составление макета «Крестьянское подворье». Экскурсия в комнату русского быта «Малые фольклорные формы» |
1.День работника дорожного хозяйства – 16 2.День рождение Российского флота - 20 | 3.Золотая осень. | Наблюдения за изменениями в природе. Игра – путешествие «По осенним дорожкам» (изучение видов транспорта). Спортивные кросс «Золотая осень». Экскурсии по экологической тропе «Путешествие листочка». Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» |
1.День рождение Д.Родари - 23 2.День автомобилиста - 30 | 4.Дорожная азбука. | СРИ «Город» (изучение правил дорожного движения, ситуации «водитель – пешеходы»). Познавательные игры по теме «Далёкие страны» (страна Италия). Составление экспозиции по теме. Беседы о правилах дорожного движения. |
Ноябрь | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Изучение мнения родителей по вопросам воспитания и развития детей с дальнейшей коррекцией в данных вопросах. | Анкетирование родителей. Консультирование по правовым вопросам. (а также по запросам родителей). День открытых дверей. |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития детей: участие в заседании консилиума, консультации специалистов детского сада. |
Поддержание традиций дошкольного образования. | Проведение недели игры и игрушки. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей. |
Повышение профессионального мастерства. | Участие в неделе педагогического мастерства. Участие в педагогическом совете учреждения. |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.День народного единства – 4 | 1.Дружба. | Ситуации общения (о дружбе, толерантности). Театрализованные игры по сказкам. Тематический досуг Детско – родительский проект «Здравствуйте». Природоохранная акция. (субботник) |
| 2. Птицы. | Игра – путешествие «Куда улетают птицы?» День здоровья. СРИ «Семья» Ситуации общения «Папы разные нужны, папы разные важны» Турнир по шашкам. |
| 3.Игра и игрушка. | Игровой марафон «Весёлое детство!» День открытых дверей. Выставка детского творчества «Игрушка своими руками» Музыкальный досуг «День рождения» |
| 4.Мои права. | Литературный вечер в телестудии «Материнская ласка» СРИ «Доктор» Экскурсия в комнату русского быта «Колыбельная» Творческий проект «Подарок осени» Игры – экспериментирования в неживой природе. Педагогический проект «Мой весёлый звонкий мяч»* |
Декабрь | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Повышение родительской компетентности. | Родительская гостиная «Счастливая семейка». Встреча с учителями начальной школы. Наглядная пропаганда. |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития для детей с повышенной мотивацией к деятельности (познавательной, речевой, физической, музыкальной…) |
Наблюдение за изменениями в развитии детей. | Привлечение детей к проектной деятельности. Час модератора (с психологом). |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей. Привлечение к коллекционированию. |
Повышение профессионального мастерства. | Участие в работе творческой группы педагогов по изучению инноваций. Участие в конкурсном движении (личные, коллективные, детские) |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.День воинской славы России - 1 2.День рождения детского сада «Колобок» | 1.День рождения. | Ситуация общения «Мы идём в гости», «Подарить подарок». СРИ «Детский сад». Выставка детского творчества. Праздник, посвящённый открытию детского сада (или дню именинника). |
1.Всемирный день футбола - 10 2.День конституции Российской федерации - 12 | 2. Все работы хороши | День здоровья, посвящённый спортивным играм. КВН «Кем быть?» Чтение художественной литературы по теме «Профессии» Игровые диалоги о правах ребёнка. |
1.Международный день чая - 15 2.Зимнее солнцестояние - 22 | 3. Зима | Мастерская Деда Мороза. Акция «Ёлочка, зелёная иголочка!» Проект «Замок для Снежной королевы»* СРИ «Семья» (приём гостей, поход в кафе). Наблюдение за использованием электричества. |
| 4.Новогодняя ёлка | Беседы об изобретениях человека. Выставка детско – родительского творчества «Новогодние фантазии». Музыкальный праздник «Главная ёлка в детском саду». Ситуации общения «Подарок под ёлочкой». |
Январь | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Повышение родительской компетентности. | Психологический тренинг для родителей на формирование межличностных отношений. Наглядная пропаганда «Как организовать зимние каникулы ребёнка» |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития для детей с повышенной мотивацией к деятельности (познавательной, речевой, физической, музыкальной…) |
Наблюдение за изменениями в развитии детей. | Промежуточная диагностика уровня развития речи и игры Консультации врача и психолога о развитии детей. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей. Конкурс «Зимний участок» |
Повышение профессионального мастерства. | Участие в обсуждении рейтинговой таблицы педагогов. Изучение передового педагогического опыта коллег. |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.День российской печати – 13 2.Старый Новый год - 14 | 1.Наши добрые дела. | Ситуации общения «Новый год в семье», «Новогодний марафон» Рисование «Я на новогодней ёлке» Музыкальны праздник «Святки» (традиция) Акция «Птичья столовая». |
1.Крещенский сочельник - 18 | 2.Жизнь Севера. | Литературный вечер «Северное сияние» Проект «Семейная шкатулка». Опыты – экспериментирования с водой». Выставка детского творчества «Зимние забавы». Конкурс «Знай – ка!» (в детском саду) |
1.День студентов (Татьянин день) - 25 | 3.Зимние игры и забавы. | Встреча с родителями – спортсменами (мастерами спорта). Акция «Здоровая лыжня». Конкурс зимних построек на участке. Развлечение «Зимние забавы». Разучивание зимних народных игр. |
Февраль | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Повышение родительской компетентности. | Консультации по индивидуальному плану. Семейная гостиная «Национальные традиции семьи». День открытых дверей «По спортивным тропам» |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития детей: участие в заседании консилиума, консультации специалистов. |
Наблюдение за изменениями в развитии детей. | Определение уровня готовности к школе. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Привлечение детей к организации игрового пространства: проектирование игровых уголков (гендерный принцип). |
Повышение профессионального мастерства. | Отчёт о самообразовании – пополнение портфолио работ педагога. Предложения в «Педагогическую копилку». |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
| 1.Город мастеров | Экскурсия в комнату русского быта (музей). Театрализованные игры по сюжетам сказок. СРИ «Ярмарка игрушек». Беседы о солдатской службе и воинской славе. Выставка детского изобретательства. |
| 2.Транспорт | Ситуации общения «Пассажиры и водители», «Пешеходы и транспорт» Организация экскурсии в мини – музей транспорта. Проект «Экологический транспорт будущего». Наблюдение за изменениями в природе. СРИ «Станция техобслуживания». |
1.День транспортной полиции – 18. 2.Международный день родного языка – 21. 3.День защитника Отечества – 23. | 3.Защитники Отечества. | Организация экскурсии в мини-музей транспорта «Техника специального назначения». Торжественная встреча с военнослужащими. Досуговые игры «Кто как разговаривает», посвященные дню родного языка. Традиционное детско – родительское развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Выставка детского творчества «Наши защитники». |
1.Масленица – начало сырной недели – 28. | 4.Народные традиции. | Фольклорный праздник, посвящённый Масленице. Творческая мастерская «Русские узоры» Экскурсия в комнату русского быта (музей). Проект «Мы раскрасим детский сад».* СРИ «Семья». |
Март | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Изучение мнения родителей по вопросам воспитания и развития детей. | Анкетирование родителей. (уровень удовлетворённости работой учреждения) Консультации по индивидуальному плану. |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. |
Наблюдение за изменениями в развитии детей. | Подготовка материала для проведения диагностики уровня развития воспитанников. Ознакомление с итогами диспансеризации выпускников. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Проверка сохранности имущества, проектирование предметно – развивающей среды (консультация зам зав по АХЧ) |
Повышение профессионального мастерства. | Участие в работе педагогического совета. |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
|
| Организация экспозиции «Кошечка» для детей раннего возраста. Иллюстрирование деткой книги. Наблюдения за изменениями в природе. СРИ «Строительство дома» Ситуации общения «Подарочек маме», «Секреты». |
|
| Выставка детского изобразительного творчества «Портрет мамы» Музыкальный праздник «Милая мамочка» Оформление группового фотоальбома «Мамины помощники». Ситуация общения «Где мой город на глобусе». Составление макета детского сада. |
|
| Проект «Вода и мы» * Наблюдение за изменениями в природе. Фольклорный праздник «Сороки» КВН «В мире животных» СРИ «Зоопарк» Подготовка к встрече птиц «Скворечник». |
| 4.Театральная неделя. | Театрализованные игры. Экскурсии в театр. СРИ «Театр» Конкурс детского сочинительства. Встреча с артистами театра (из числа родителей). |
Апрель | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Повышение родительской компетентности. | Экскурсия в школу (приём первоклассников). День открытых дверей. Консультации специалистов (психолога, логопеда) |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. |
Определение уровня развития детей. | Использование комплекта диагностических методик. Заполнение таблиц наблюдений |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Организация работы в теплице, огороде, цветнике. Привлечение к проектной деятельности. |
Повышение профессионального мастерства. | Подготовка презентации к итоговому педагогическому совету. |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.День смеха – 1 2.Международный день детской книги - 2 |
| Литературный вечер (устное народное творчество) Встреча с работниками детской библиотеки. Организация экспозиции «История возникновения книги». Ситуации общения «Шутки – прибаутки», «Что означает улыбка» |
1.Всемирный день авиации и космонавтики - 12 |
| Выставка детско – родительского творчества «Космические просторы». Экскурсия в школу. Тематическиё досуг, посвящённый дню космонавтики. Опыты – экспериментирования с воздухом. |
1.Всемирный день радиолюбителя - 18 |
| Природоохранная акция «Цветущий детский сад» День здоровья. СРИ «Доктор», «Аптека». Продолжение проекта «Мы раскрасим детский сад»* Игра – путешествие по экологической тропе. |
1.День Земли – 22 2.Православная Пасха | 4. Весна | Весеннее развлечение. Выставка детского творчества «Весна глазами детей». Наблюдения за изменениями в природе. СРИ на площадке «Дорожная азбука». Ситуация общения «Я уже подрос». |
Май | |
Алгоритм деятельности педагога | |
Задача | Содержание |
Изучение мнения родителей о вопросах воспитания и развития детей. | Изучение материала родительского почтового ящика «Ваши вопросы – наши ответы». |
Планирование педагогической деятельности. | Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. |
Наблюдение за изменениями в развитии детей. | Анализ проведённой диагностики. |
Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | Моделирование и конструирование «Мой город». Привлечение к проектной деятельности. |
Повышение профессионального мастерства. | Конкурс презентаций педагогической деятельности. |
Календарь событий группы.
События, праздники, традиции | Тема | Формы организации |
1.Праздник труда – 1 2.День радио - 7 |
| Развлечение «Профессия быть ребёнком» СРИ на плоскостной модели «Город Москва». Беседа о родном городе. Творческий проект «У нас праздник» (украшение и дизайн) |
1.День победы – 9 2.День Черноморского флота. - 13 |
| Тематический праздник, посвящённый Дню победы. Выставка детского творчества «Моя родина» Встреча с ветеранами войны. Выставка военной техники… |
1.Международный день семей – 15 2.Международный день музеев - 18 |
| Спортивный марафон «Сильные, смелые и быстрые). Туристический семейный поход в парк. Составление альбома брошюр «Детей встречают музеи города» СРИ «Путешествие большой семьи» Ситуация общения «Радость семейного общения» |
1. Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 |
| Выставка детского творчества «Маленькие жители нашей планеты» Познавательные игры. Продолжение проекта «Мы раскрасим детский сад»* Экологическая акция «Мусор в городе» |
1.Всемирный день библиотек - 27 | 5.Дружат дети всей земли. | День выпускника детского сада. Музыкальное напутствие выпускникам «Азбука игрушек» Оформление фотовыставки «Наши детские дела» Встреча с социальными работниками Управы района (награждение за участие в конкурсах) |
*Издательский дом «Первое сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Молодчая Татьяна Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебной деятельности воспитателя средней группы по математике
Сдесь написано несколько технологических карт учебной деятельности для воспитателя средней группы по математике...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Формула здоровья »
Цель: поддержать здоровьесберегающую компетенцию детей, позволяющую им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения. Задачи:Образовательные: Сформиров...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»
Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну чудес»
методическая разработка...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Патруль здоровья»
Создание положительного эмоционального настроя, побуждение к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимоде...
Технологическая карта совместной деятельность воспитателя с детьми младшего возраста "Страна Света"
Цель: развивать поисково-познавательную активность детей, знакомство со светом и его источниками....
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по познавательной деятельности на тему: «Домашние животные».
Цель: Создать условия для развития познавательной активности в процессе представления детей о домашних животных, с использованием игры по программе «ПРОдетей».Задачи: Образовательные:...