Управление качеством образования в ДОУ
статья по теме
В условиях реализации "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года" вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.
Качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:
качество образовательного процесса,
качество условий осуществления образовательной деятельности,
качество результатов,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_kachestvom_obrazovaniya_v_dou.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление качеством образования в ДОУ
(на примере МДОУ №63 «Катюша» г.Сургут)
В условиях реализации "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.
Качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:
качество образовательного процесса,
качество условий осуществления образовательной деятельности,
качество результатов,
а управление качеством образовательного процесса - это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества.
Весь персонал нашего детского сада вовлечен в этот процесс, созданы все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать творческий потенциал каждого сотрудника. Кадровая политика руководителя опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированном подходе к детям.
В основе работы с педагогическими кадрами детского сада лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные затруднения и запросы, а, следовательно, дифференцированно определить задачи работы с кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения.
Анализ кадрового обеспечения ДОУ позволяет сделать вывод, что коллектив имеет достаточно высокий профессиональный уровень, стремится к самосовершенствованию и повышению образовательного уровня, а введение отраслевой системы оплаты труда усилило заинтересованность педагогов в качестве своей работы. Дошкольное учреждение постоянно осуществляет внедрение современных программ, содержание которых обеспечивает целостность воспитательного процесса.
Коллектив дошкольного учреждения работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с базовыми программами реализуются компилятивные программы, направленные на дополнение к обязательному базовому компоненту других дисциплин: «С чего начинается Родина» педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию, «Мир твоей души» педагог-психолога, «Театр, творчество, дети» педагога дополнительного образования по театрализованной деятельности.
Особое внимание в своей деятельности коллектив уделяет физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников. В детском саду имеется разнообразное стандартное и нестандартное спортивное оборудование, которое используется в различных формах организации образовательного процесса — занятиях, гимнастике, развлечениях, праздниках.
Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей, который обсуждается на совещаниях, педагогических советах.
В дошкольном учреждении сложилась система работы с родителями воспитанников. Анализ результатов анкетирования показал, что 85% родителей удовлетворены и считают, что детский сад обеспечивает детям всестороннее развитие, качественную подготовку к школе, определяет индивидуальную траекторию развития, формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
В МДОУ созданы все условия, способствующие сохранению и улучшению физического, психического здоровья детей, обеспечению профилактических и оздоровительных мероприятий. Педагогический коллектив добивается высоких результатов по развитию интеллектуальных, художественных и творческих способностей детей.
Приоритеты в управлении ДОУ
Регулирование администрацией воспитательно-образовательного процесса по повышению качества образования дошкольников осуществляется в учреждении по трем направлениям:
• Первое направление, регулирование качества воспитательно-образовательных
услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных
программ, качественная разработка целевых программ, реализация эффективных технологий, обеспечивающих качество).
• Второе направление, регулирование качества педагогического состава
(повышение профессиональной компетентности педагогов).
• Третье направление: Регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.
Проектирование качества на всех уровнях
- 1-й уровень управления - администрация детского сада;
- 2-й уровень управления - педагогический коллектив;
- 3-й уровень управления - воспитанники и их родители.
Понятие "качество образовательного процесса" на всех уровнях трактуется по-разному.
3-й УРОВЕНЬ
Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей - это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- успешность обучения;
- поддержание желания детей учиться;
- развитие способностей детей.
2-й УРОВЕНЬ
Для педагогов - это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:
- успешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
- оптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и
оборудованием.
1-й УРОВЕНЬ
Для руководителей - это:
- высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым
престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ; - сохранение здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени
педагогов; - успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к
школе.
Анализируя литературу по теории менеджмента можно выделить несколько положений, которые необходимо учитывать при управления качеством воспитательно-образовательного процесса:
- Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех
сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-
образовательного процесса, маркетинга и других. - Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном
учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей
в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в
ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если,
конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость. - Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя
ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо
обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить
вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. - Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
- Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на
обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов
- педагогической, у руководителей - управленческой).
Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством
1 уровень управления (администрация) | 2 уровень управления (педагоги) | 3 уровень управления (родители и дети) |
Оценка состояния воспитательно- образовательной системы | Оценка уровня развития педагогического мастерства каждого воспитателя и всего педагогического коллектива | Оперативная и адекватная оценка уровня воспитанности и усвоения программ детьми | Оценка родителями работы ДОУ через успешность детей |
Целеполагание | Построение целей и задач формирования конкретных профессиональных умений педагогов на основе определения уровня их педагогического мастерства | Построение иерархии целей и задач воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе с учетом индивидуальных особенностей развития | Построение целей и задач семейного воспитания на основе ознакомления с результатами диагностики |
Подбор методов и реализация поставленных целей и задач | Подбор методов и приемов работы с коллективом в соответствии с поставленными целями и задачами | Подбор технологий работы с детьми в соответствии с индивидуальными маршрутами их развития | Выбор ДОУ, педагогов, программ и дополнительных образовательных услуг |
Реализация методов и приемов работы | Реализация методов и приемов формирования конкретных проф. умений педагогов в процессе методической работы | Реализация методов и приемов работы с детьми | Осведомленность во всем, что связано с ребенком и участие в жизни ребенка в детском саду и за его пределами |
Определение эффективности проведенной работы | Высокий уровень развития коллектива | Функциональная, технологическая, интеллектуальная и волевая готовность ребенка к обучению в школе | Успешность ребенка в детском саду и отсутствие дезадаптивности в школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль как инструмент управления качеством образования
Как осуществляется контроль в нашем ДОУ...
Управление качеством образования в условиях реализации ФГТ.
Опыт руководителя по вопросу управления качеством образования в условиях реализации ФГТ....
Проект программы управление качеством образования в детском саду
Обучение педагогов технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность....
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Управленческий проект...
ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.
Внутренняя система оценки качества длшкольного образования как инструмент управления качеством образования....
Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...
ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.
ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования. Слюсарь Анна Владимировна- старший воспитатель Содержание данной статьи представляет опыт работы по использовани...