В гостях у Хозяйки медной горы /по мотивам сказов П.П.Бажова/
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гончаренко Лариса Юрьевна

Новый год в ДОУ. Подготовительная группа.

Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка - дошкольника старшего возраста, посредством знакомства с творчеством уральского писателя - земляка П.П.Бажова.

Роли исполняют:

Дети - Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце, Огневушка, Марьюшка и её подружки;

Взрослые – Ведущая, Сказочница, Хозяйка медной горы, Дед Мороз.

 

Декорации: Праздничный занавес, деревенская изба, зимний лес с макетом костра, макет Каменного цветка, Новогодняя ёлка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novogodniy_prazdnik.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новогодний праздник

/ по мотивам сказов П.П.Бажова, для детей  подготовительной группы /  

Роли исполняют:

Дети - Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце, Огневушка, Марьюшка и её подружки;

Взрослые – Ведущая, Сказочница, Хозяйка медной горы, Дед Мороз.

Декорации: Праздничный занавес, деревенская изба, зимний лес с макетом костра, макет Каменного цветка, Новогодняя ёлка.

Дети вбегают в зал под музыку, становятся вокруг ёлки.

Читают дети:             1.  И снова, как природа всем велит,

                                           Прошедший год планету покидает.

                                           Ему на смену  новый год спешит

                                           И праздник новогодний открывает.

                                     2.   И вот наш зал блестит сегодня,

                                           Сверкая множеством огней.

                                           На шумный праздник новогодний

                                           Зовёт приветливо гостей.

                                    3.    Всюду песни, всюду пляски,

                                           Всюду яркие огни!

                                           К нам в дома приходит сказка

                                           В эти праздничные дни.

                                   4.     Здравствуй, праздник новогодний!

                                           Праздник  ёлки и зимы,

                                           И, тебя встречать сегодня

                                           Собрались у ёлки мы.

Дети исполняют песню « Праздник к нам пришёл»

(С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 27)

                                  5.      Осыпает Новый Год

                                           Землю чудесами.

                                           Вот и сказки у ворот

                                           Ждут все встречи с нами.

Дети исполняют песню « Шумный маскарад»

(С.Юдина, сб. « Мы друзей зовём на праздник», с.85)

Ведущая:        Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие  по

                         сказам П.П.Бажова.

                         А какие сказы вы знаете?

( ответы детей)

                        Чтобы нам оказаться в сказке, без волшебных слов не

                         обойтись.

( голос из домика):

                       - И без меня тоже!

Ведущая / подходит к домику/:  Кто здесь?

                        Выйди не ленись, Всем ребятам поклонись.

/ под звуки колокольчиков, из домика выходит Сказочница,

здоровается с детьми и говорит, что с удовольствием проведёт

их в страну сказок /

 Сказочница:    Я буду произносить волшебные слова,

                             а вы повторяйте за мной.

/  произносит под музыку /

                             Бим , бом, бим , бом,

                           В сказку мы сейчас войдём.

                           Тик, так, тик, так,

                           Я скажу, и будет так.

                           Итак, мы в сказке, но в какой?

Дети разыгрывают отрывок из сказки П.П.Бажова

« Серебряное копытце»

/ под русскую народную музыку открывается часть сцены с декорацией деревенской избы /

Сказочница:     Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу  

                             Кокованя. Семьи у него не осталось. Он и

                             придумал взять в дети сиротку девочку Дарёнку.

                             А с нею и кошку бурую – Мурёнку. Жили –

                             поживали они вместе, добра много не нажили,

                             а на житьё не плакались, и у всякого дело было.

                             Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе

                             прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка –

                             Мурёнка на охоту ходила, мышей ловила. К вечеру

                             соберутся и весело им.

  Кокованя и Дарёнка исполняют р.н.п.  « Ах вы, сени, мои сени»                        

Сказочница:      Старик был мастер сказки сказывать.

Дарёнка:             Деда, про козла – то скажи. Какой он?

Кокованя:           Тот козёл особенный.

                              У него на передней правой ноге серебряное копытце.

                              В каком месте топнет этим копытцем, там и

                              появится дорогой камень. А где ножкой начнёт бить,

                              там  - груда дорогих камней.

Дарёнка:              Деда, а он большой?

Кокованя:           Да не выше стола. Ножки тоненькие,

                              головка лёгонькая.

Дарёнка:             Деда, а рожки у него есть?

Кокованя:           Рожки – то у него отменные. У простых колов

                              по 2 веточки, а у него – 5.

Дарёнка:              Деда, а шёрстка у него какая?

Кокованя:           Летом буренькая, а зимой серенькая.

Сказочница:       А кошка подсказывает.

Кошка:                Правильно говоришь, правильно!

Дарёнка:             Хоть бы сдалека на него посмотреть.

Сказочница:       Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с Мурёнкой.

                              Села к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков

                               и видит по лесу какой – то комочек катится, как

                               ближе подкатился, разглядела – это козёл бежит.

/ Вокруг ёлки на носочках, поджав согнутые руки в локтях к груди, бежит Серебряное копытце /

                               Ножки тоненькие, головка лёгонькая. А на рожках

                               по пяти веточек. Выбежала Дарёнка посмотреть.

                               Никого нет. Воротилась.

Дарёнка:              Видно задремала я, мне и показалось.

Мурёнка:             Правильно говоришь, правильно!

Сказочница:       Так прошёл другой и третий день. Ночь настала

                               светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка. Кошка

                               близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл.

                               Стоит, ножку поднял. А на ней серебряное копытце

                               блестит. Покачивает головой, будто с кошкой

                               разговаривает, зовёт с собой поиграть. Долго они

                               по покосным ложкам бегали, резвились.

«Танцевальная зарисовка»

/  дети всей группы выбегают под ритмичную музыку в центр зала, распределяясь по разным дорожкам, приседают - кочки. Быстро встают, вытягивают обе руки вверх. Потом снова приседают (несколько повторений). Затем перестраиваются в круг, то, поднимая, то опуская сцепленные руки.. Затем образуют холм (плотно выстраиваются в центре зала). Во время музыкальной паузы всей группы,  Серебряное копытце и  Мурёнка бегают свободно друг за другом между детьми, как бы резвясь /

/ музыка по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:         Но тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней

                                серебряным копытцем бить. Как искры из – под ноги

                              –то камешки посыпались – красные, голубые,

                                зелёные, бирюзовые. Всякие!

                                К этой поре Кокованя вернулся.

/  Серебряное копытце – побегает к домику и «бьёт копытцем». На крыше домика загорается гирлянда огней /

Кокованя:              Мать честная!

                                 Весь дом огнями разноцветными горит!

Дарёнка:                Ах!

Сказочница:         Вдруг Мурёнка скок на крышу,

                                встала рядом с серебряным копытцем,

                                громко мяукнула и ни Мурёнки, ни серебряного

                                копытца не стало.

 Кокованя:            Потешил раз и на том, спасибо!

 Сказочница:        А по тем покосным ложкам,  где козёл скакал,

                                люди камешки находить стали.

                                Зелёненькие, большие – хризолитами называются.

Сказочница / под музыку /:    Бим, бом,бим,бом,

                                                     В сказку мы сейчас войдём.

                                                     Тик, так,тик, так,

                                                     Я скажу, и будет так!

 

                                   Новая сказка, но какая?

                                   Эта юркая девчушка

                                   Озорная поскакушка

                                   В танце огненном кружит

                                   И пронзительно свистит!

 Дети:                       Огневушка – Поскакушка!

Сказочница:           А хотели бы вы, ребята, встретиться с ней?

                                         ( ответы детей)  

/ Занавес с декорацией деревенской избы закрывается, одновременно открывается другой. На сцене декорация зимнего леса с имитацией костра по середине.  Выскакивает девочка – Огневушка. /

Огневушка исполняет танец « Барыня»

Огневушка:                Ребята, как приятно видеть вас.

                                    Поиграем мы сейчас

Игра « Платочек»

                           / сначала играют девочки, потом мальчики /

 Условия игры:      Дети, взявшись за руки, образуют круг.

                                  Огневушка  идёт внутри круга и поёт:

«Ой, я по лесочку ходила,

Свой платочек там обранила.»

                                  Роняет платочек возле любого игрока, садится в круг,

                                  пригорюнившись. Дети двигаются по кругу и поют:

«Не печалься дева – дружочек,

Мы отыщем синий платочек.»

                                  Дети останавливаются и тот возле кого, оказался платок,

                                  берёт его в руки и кричит:

«Вот платочек, погляди.

Ну – ка, дева, догони!»

                                   Огневушка догоняет ребёнка с платком.

/ Занавес с декорацией зимнего леса  закрывается, одновременно открывается другой – с декорацией деревенской избы./

Сказочница / под музыку /:           Бим, бом, бим, бом,

                                                           В сказку новую пойдём.

                                                           Тик, так, тик, так,

                                                           Я скажу и будет так.

                                  Задание сложное будет сейчас,

                                  Ответить  сумеет лишь тот из вас,

                                  Кто сказы Бажова отлично знает,

                                  И ничего не забывает.

                                  Слушайте!

                                                          За окном метель да вьюга

                                                          Завывает, снег столбом.

                                                          А в избе сидят подруги

                                                          И гадают за столом.

 Дети:                     « Голубая змейка».

 Сказочница:           Верно!

 Девочки исполняют танец « У околицы»

/ музыка по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:           Вот, как – то раз к Марьюшке подружки набежали.

                                  Время к Новому году подвигалось, а по девичьему

                                  обряду  в ту пору про женихов ворожат.

                                  Девчонки и затеяли такую ворожбу.

                                  А ребятам любопытно подглядеть,

                                  да разве подступишься!

 Девочки:            1. А ну, не мешайте!

                              2. Как гадать будем?

                              3. Я от бабушки слыхала, что самое правильное гадание

                                  будет такое. Надо вечером, как все уснут, свой гребешок

                                  на ниточке повесить в сени, а на другой день, когда ещё

                                  никто не пробудится, снять этот гребешок – тут всё и

                                  увидишь.

                             4.  Как?

                             3.  Коли в гребешке волос окажется – в тот год замуж

                                   выйдешь. Не окажется волоса – нет твоей судьбы.

                                   И про то догадаться можно, какой волосом муж будет.

Мальчики:              Очень даже интересно

                                   Разузнать судьбу свою.

                                  Чьей ты станешься невестой,

                                   Милый твой, в каком краю?

Сказочница:           Девочки уснули, а мальчики сняли гребешок,

                                   вычесали конский хвост и повесили обратно.

                                   Девочки проснулись на утро и скорее в сени,

                                   посмотреть на гребешок.

 Девочки:                 Кажется, жених чернявый будет из соседнего села.

«Парная пляска»

/ р.н. мелодия по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:            Ну, что же, ребята, наше путешествие по сказам

                                   П.П.Бажова на сегодня закончилось.

                                   А сказка продолжается, ведь сегодня новогодний

                                   Праздник!

/ Занавес закрывается /

                                   Отгадайте загадку:

                                                                     Чудо, чудо, чудеса –

                                                                      Новый Год стучится,

                                                                      В белых Саня с ветерком,

                                                                      С бородою и мешком

                                                                      Кто – то в гости мчится?

 Дети:                        Дед Мороз!

/ Под музыку  выходит Дед Мороз /

Дед Мороз:               С Новым Годом! С Новым Годом!

                                   Поздравляю всех детей!

                                   С Новым Годом! С Новым Годом!

                                    Поздравляю всех гостей!

                                    Желаю успехов, здоровья и сил!

                                    Очень, ребята, сюда я спешил.

                                    Чуть по дороге в овраг не свалился,

                                    Но, кажется, вовремя в гости явился.

                                    Был у вас я год назад,

                                    Видеть всех я очень рад.

                                    Пусть же этот Новый год

                                    Много счастья принесёт!

                                                   Да, красавица у вас ёлка!

                                                   Хорошо бы огни на ней зажечь.

                                   Свет на ёлке ярче бей,

                                   Чтобы было веселей!  

/на ёлке загораются огни /

Дед Мороз:                 А давайте мы сыграем в интересную игру.

                                      То, чем ёлку наряжаем, я сейчас же назову.

                                      Если я скажу вам, верно,

                                      Говорите « Да» в ответ,

                                      Ну, а если, вдруг, не верно,

                                      Отвечайте словом « Нет!»

Игра  « Ёлочные украшения»

                                      Разноцветные хлопушки,

                                      Одеяла и подушки,

                                                  Раскладушки и кроватки,

                                                  Мармеладки, шоколадки,

                                     Шарики стеклянные,

                                     Стулья деревянные,

                                                  Плюшевые мишки,

                                                  Буквари и книжки,

                                     Бусы разноцветные,

                                     А гирлянды светлые,

                                                  Снег из ваты белой,

                                                   Ранцы и портфели,

                                     Туфли и сапожки,

                                     Чашки, вилки, ложки,

                                                   Конфетти блестящие,

                                                   Тигры настоящие,

                                     Шишки золотистые,

                                     Звёздочки лучистые?

Дети исполняют   « Песню про Деда Мороза»

/ по выбору музыкального руководителя /

/ Вдруг ёлка замигала и погасла. Появилась Хозяйка медной горы. /

                                 

Дед Мороз:              Что за чудо?

                                   Ёлка вдруг погасла.

 Хозяйка:                Меня на бал не пригласили!

                                  Хозяйку медной горы вы забыли!

                                  Пусть с этого мгновения

                                  Замрёт здесь всё движение.

                                  И балом буду править я

                                  Мои любезные друзья!

Ведущая:                 Здравствуй, Хозяйка медной горы, проходи,

                                  будь гостьей дорогой. Пой, играй, веселись с нами!

Дед Мороз:             Но ребят не обижай.

                                  А ёлочку я ещё раз попробую зажечь!

                                                   Властью холода и льда,

                                                   Властью ночи, властью дня,

                                                   Властью севера и юга,

                                                   Пусть сейчас случится чудо!

                                                   Время, ты остановись!

                                                   Ёлка, ёлочка, зажгись!

                           /  ёлка разгорается огнями во второй раз /

Хозяйка:                 Ай – да ёлка, и в правду красавица!

                                 Сотнями огней переливается.

Дед Мороз:                        Тебе ли завидовать, матушка.

                                            Ты ведь каждый день среди красоты живёшь. Хозяйка:                Да! Моё царство каменное богато каменьями –

                                самоцветами. А самое большое богатство –

                                цветок мой каменный, вокурат в эту пору расцветает.

                                Повеселите меня песнями да плясками,

                                тогда цветок каменный покажу.

Ведущая:               Дед Мороз, Хозяйка горы медной, а мы вас сейчас

                                русской песней позабавим.

Дети исполняют р.н. песню « Как на тоненький ледок»

/ сб. «Заинька, попляши!», с. 57/

Хозяйка:             Задорно поёте!

Дед мороз:          Самая тёплая обувка зимой – это валенки.

                              Хотите в моих валенках – скороходах покататься?

Игра « В валенках вокруг ёлки»

Хозяйка:             А теперь я вам игру предложу.

                             Помогите мне разобрать по разным шкатулкам

                             камни – самоцветы.

Игра « Разбери каменья»

Дед Мороз:        Ох, и жарко стало здесь,

                             Я почти растаял весь!

Свободные стихи

Дед Мороз:    Ай – да, молодцы!

                        Ну, наверное, самое время подарками вас угостить.

Хозяйка:        Погоди, Дед Мороз, я ребятам обещала цветок каменный

                        показать, он вокурат в этот час зацвёл.

Дед Мороз / берётся за мешок /:   Ой, а подарки – то где?

                                                            Мешок пустой!

Хозяйка:        Я же говорю, Дед Мороз, не спеши!

/ Гаснет свет, занавес открывается. В центре сцены макет Каменного цветка. Он засветился в свете множества разноцветных огней гирлянды/

/ звучит музыка/   

                       Ты, цветок, волшебный мой,

                       Лепестки свои открой.

                       Расцвети волшебным цветом,

                       Освети зал ярким светом.

                       Удиви своей красой

                       И секрет нам свой открой!

Цветок / голос из – за ширмы /:  Я секрет подарков знаю,

                                                         Но уж очень я мечтаю

                                                         Песнь послушать ещё раз.

Дед Мороз:      Что ж, тогда мы все сейчас

                           И споём её для вас!

Дети исполняют песню « В Новый Год!»

/  С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 48 /

Хозяйка:          Мой цветок такой чудесный,

                          Необычный, интересный.

                          Лепестки вы открывайте

                          И подарки получайте!

/  Дед мороз и Ведущая несут мешок с подарками к ёлке,

Заглядывают, а там каменья. Показывают детям. /

Дед Мороз:      Что же ты, матушка, опять обманула?

Хозяйка:          Да, всё к чему я прикоснусь

                           в камень превращается.

 Дед Мороз:      Ну – кА, посох мой морозильный,

                            сослужи службу верную

/ стучит посохом три раза, приговаривая /

                            Раз, два, три – камни в подарки преврати!

Детям раздают подарки

                 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Путешествие по сказам П,П, Бажова в старшей группе "В гостях у хозяйки Медной горы"

Приобщать детей к истокам культуры родного края.Закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова.Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину....

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...