В гостях у Хозяйки медной горы /по мотивам сказов П.П.Бажова/
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Новый год в ДОУ. Подготовительная группа.
Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка - дошкольника старшего возраста, посредством знакомства с творчеством уральского писателя - земляка П.П.Бажова.
Роли исполняют:
Дети - Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце, Огневушка, Марьюшка и её подружки;
Взрослые – Ведущая, Сказочница, Хозяйка медной горы, Дед Мороз.
Декорации: Праздничный занавес, деревенская изба, зимний лес с макетом костра, макет Каменного цветка, Новогодняя ёлка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novogodniy_prazdnik.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новогодний праздник
/ по мотивам сказов П.П.Бажова, для детей подготовительной группы /
Роли исполняют:
Дети - Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце, Огневушка, Марьюшка и её подружки;
Взрослые – Ведущая, Сказочница, Хозяйка медной горы, Дед Мороз.
Декорации: Праздничный занавес, деревенская изба, зимний лес с макетом костра, макет Каменного цветка, Новогодняя ёлка.
Дети вбегают в зал под музыку, становятся вокруг ёлки.
Читают дети: 1. И снова, как природа всем велит,
Прошедший год планету покидает.
Ему на смену новый год спешит
И праздник новогодний открывает.
2. И вот наш зал блестит сегодня,
Сверкая множеством огней.
На шумный праздник новогодний
Зовёт приветливо гостей.
3. Всюду песни, всюду пляски,
Всюду яркие огни!
К нам в дома приходит сказка
В эти праздничные дни.
4. Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник ёлки и зимы,
И, тебя встречать сегодня
Собрались у ёлки мы.
Дети исполняют песню « Праздник к нам пришёл»
(С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 27)
5. Осыпает Новый Год
Землю чудесами.
Вот и сказки у ворот
Ждут все встречи с нами.
Дети исполняют песню « Шумный маскарад»
(С.Юдина, сб. « Мы друзей зовём на праздник», с.85)
Ведущая: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по
сказам П.П.Бажова.
А какие сказы вы знаете?
( ответы детей)
Чтобы нам оказаться в сказке, без волшебных слов не
обойтись.
( голос из домика):
- И без меня тоже!
Ведущая / подходит к домику/: Кто здесь?
Выйди не ленись, Всем ребятам поклонись.
/ под звуки колокольчиков, из домика выходит Сказочница,
здоровается с детьми и говорит, что с удовольствием проведёт
их в страну сказок /
Сказочница: Я буду произносить волшебные слова,
а вы повторяйте за мной.
/ произносит под музыку /
Бим , бом, бим , бом,
В сказку мы сейчас войдём.
Тик, так, тик, так,
Я скажу, и будет так.
Итак, мы в сказке, но в какой?
Дети разыгрывают отрывок из сказки П.П.Бажова
« Серебряное копытце»
/ под русскую народную музыку открывается часть сцены с декорацией деревенской избы /
Сказочница: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу
Кокованя. Семьи у него не осталось. Он и
придумал взять в дети сиротку девочку Дарёнку.
А с нею и кошку бурую – Мурёнку. Жили –
поживали они вместе, добра много не нажили,
а на житьё не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе
прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка –
Мурёнка на охоту ходила, мышей ловила. К вечеру
соберутся и весело им.
Кокованя и Дарёнка исполняют р.н.п. « Ах вы, сени, мои сени»
Сказочница: Старик был мастер сказки сказывать.
Дарёнка: Деда, про козла – то скажи. Какой он?
Кокованя: Тот козёл особенный.
У него на передней правой ноге серебряное копытце.
В каком месте топнет этим копытцем, там и
появится дорогой камень. А где ножкой начнёт бить,
там - груда дорогих камней.
Дарёнка: Деда, а он большой?
Кокованя: Да не выше стола. Ножки тоненькие,
головка лёгонькая.
Дарёнка: Деда, а рожки у него есть?
Кокованя: Рожки – то у него отменные. У простых колов
по 2 веточки, а у него – 5.
Дарёнка: Деда, а шёрстка у него какая?
Кокованя: Летом буренькая, а зимой серенькая.
Сказочница: А кошка подсказывает.
Кошка: Правильно говоришь, правильно!
Дарёнка: Хоть бы сдалека на него посмотреть.
Сказочница: Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с Мурёнкой.
Села к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков
и видит по лесу какой – то комочек катится, как
ближе подкатился, разглядела – это козёл бежит.
/ Вокруг ёлки на носочках, поджав согнутые руки в локтях к груди, бежит Серебряное копытце /
Ножки тоненькие, головка лёгонькая. А на рожках
по пяти веточек. Выбежала Дарёнка посмотреть.
Никого нет. Воротилась.
Дарёнка: Видно задремала я, мне и показалось.
Мурёнка: Правильно говоришь, правильно!
Сказочница: Так прошёл другой и третий день. Ночь настала
светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка. Кошка
близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл.
Стоит, ножку поднял. А на ней серебряное копытце
блестит. Покачивает головой, будто с кошкой
разговаривает, зовёт с собой поиграть. Долго они
по покосным ложкам бегали, резвились.
«Танцевальная зарисовка»
/ дети всей группы выбегают под ритмичную музыку в центр зала, распределяясь по разным дорожкам, приседают - кочки. Быстро встают, вытягивают обе руки вверх. Потом снова приседают (несколько повторений). Затем перестраиваются в круг, то, поднимая, то опуская сцепленные руки.. Затем образуют холм (плотно выстраиваются в центре зала). Во время музыкальной паузы всей группы, Серебряное копытце и Мурёнка бегают свободно друг за другом между детьми, как бы резвясь /
/ музыка по выбору музыкального руководителя /
Сказочница: Но тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней
серебряным копытцем бить. Как искры из – под ноги
–то камешки посыпались – красные, голубые,
зелёные, бирюзовые. Всякие!
К этой поре Кокованя вернулся.
/ Серебряное копытце – побегает к домику и «бьёт копытцем». На крыше домика загорается гирлянда огней /
Кокованя: Мать честная!
Весь дом огнями разноцветными горит!
Дарёнка: Ах!
Сказочница: Вдруг Мурёнка скок на крышу,
встала рядом с серебряным копытцем,
громко мяукнула и ни Мурёнки, ни серебряного
копытца не стало.
Кокованя: Потешил раз и на том, спасибо!
Сказочница: А по тем покосным ложкам, где козёл скакал,
люди камешки находить стали.
Зелёненькие, большие – хризолитами называются.
Сказочница / под музыку /: Бим, бом,бим,бом,
В сказку мы сейчас войдём.
Тик, так,тик, так,
Я скажу, и будет так!
Новая сказка, но какая?
Эта юркая девчушка
Озорная поскакушка
В танце огненном кружит
И пронзительно свистит!
Дети: Огневушка – Поскакушка!
Сказочница: А хотели бы вы, ребята, встретиться с ней?
( ответы детей)
/ Занавес с декорацией деревенской избы закрывается, одновременно открывается другой. На сцене декорация зимнего леса с имитацией костра по середине. Выскакивает девочка – Огневушка. /
Огневушка исполняет танец « Барыня»
Огневушка: Ребята, как приятно видеть вас.
Поиграем мы сейчас
Игра « Платочек»
/ сначала играют девочки, потом мальчики /
Условия игры: Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Огневушка идёт внутри круга и поёт:
«Ой, я по лесочку ходила,
Свой платочек там обранила.»
Роняет платочек возле любого игрока, садится в круг,
пригорюнившись. Дети двигаются по кругу и поют:
«Не печалься дева – дружочек,
Мы отыщем синий платочек.»
Дети останавливаются и тот возле кого, оказался платок,
берёт его в руки и кричит:
«Вот платочек, погляди.
Ну – ка, дева, догони!»
Огневушка догоняет ребёнка с платком.
/ Занавес с декорацией зимнего леса закрывается, одновременно открывается другой – с декорацией деревенской избы./
Сказочница / под музыку /: Бим, бом, бим, бом,
В сказку новую пойдём.
Тик, так, тик, так,
Я скажу и будет так.
Задание сложное будет сейчас,
Ответить сумеет лишь тот из вас,
Кто сказы Бажова отлично знает,
И ничего не забывает.
Слушайте!
За окном метель да вьюга
Завывает, снег столбом.
А в избе сидят подруги
И гадают за столом.
Дети: « Голубая змейка».
Сказочница: Верно!
Девочки исполняют танец « У околицы»
/ музыка по выбору музыкального руководителя /
Сказочница: Вот, как – то раз к Марьюшке подружки набежали.
Время к Новому году подвигалось, а по девичьему
обряду в ту пору про женихов ворожат.
Девчонки и затеяли такую ворожбу.
А ребятам любопытно подглядеть,
да разве подступишься!
Девочки: 1. А ну, не мешайте!
2. Как гадать будем?
3. Я от бабушки слыхала, что самое правильное гадание
будет такое. Надо вечером, как все уснут, свой гребешок
на ниточке повесить в сени, а на другой день, когда ещё
никто не пробудится, снять этот гребешок – тут всё и
увидишь.
4. Как?
3. Коли в гребешке волос окажется – в тот год замуж
выйдешь. Не окажется волоса – нет твоей судьбы.
И про то догадаться можно, какой волосом муж будет.
Мальчики: Очень даже интересно
Разузнать судьбу свою.
Чьей ты станешься невестой,
Милый твой, в каком краю?
Сказочница: Девочки уснули, а мальчики сняли гребешок,
вычесали конский хвост и повесили обратно.
Девочки проснулись на утро и скорее в сени,
посмотреть на гребешок.
Девочки: Кажется, жених чернявый будет из соседнего села.
«Парная пляска»
/ р.н. мелодия по выбору музыкального руководителя /
Сказочница: Ну, что же, ребята, наше путешествие по сказам
П.П.Бажова на сегодня закончилось.
А сказка продолжается, ведь сегодня новогодний
Праздник!
/ Занавес закрывается /
Отгадайте загадку:
Чудо, чудо, чудеса –
Новый Год стучится,
В белых Саня с ветерком,
С бородою и мешком
Кто – то в гости мчится?
Дети: Дед Мороз!
/ Под музыку выходит Дед Мороз /
Дед Мороз: С Новым Годом! С Новым Годом!
Поздравляю всех детей!
С Новым Годом! С Новым Годом!
Поздравляю всех гостей!
Желаю успехов, здоровья и сил!
Очень, ребята, сюда я спешил.
Чуть по дороге в овраг не свалился,
Но, кажется, вовремя в гости явился.
Был у вас я год назад,
Видеть всех я очень рад.
Пусть же этот Новый год
Много счастья принесёт!
Да, красавица у вас ёлка!
Хорошо бы огни на ней зажечь.
Свет на ёлке ярче бей,
Чтобы было веселей!
/на ёлке загораются огни /
Дед Мороз: А давайте мы сыграем в интересную игру.
То, чем ёлку наряжаем, я сейчас же назову.
Если я скажу вам, верно,
Говорите « Да» в ответ,
Ну, а если, вдруг, не верно,
Отвечайте словом « Нет!»
Игра « Ёлочные украшения»
Разноцветные хлопушки,
Одеяла и подушки,
Раскладушки и кроватки,
Мармеладки, шоколадки,
Шарики стеклянные,
Стулья деревянные,
Плюшевые мишки,
Буквари и книжки,
Бусы разноцветные,
А гирлянды светлые,
Снег из ваты белой,
Ранцы и портфели,
Туфли и сапожки,
Чашки, вилки, ложки,
Конфетти блестящие,
Тигры настоящие,
Шишки золотистые,
Звёздочки лучистые?
Дети исполняют « Песню про Деда Мороза»
/ по выбору музыкального руководителя /
/ Вдруг ёлка замигала и погасла. Появилась Хозяйка медной горы. /
Дед Мороз: Что за чудо?
Ёлка вдруг погасла.
Хозяйка: Меня на бал не пригласили!
Хозяйку медной горы вы забыли!
Пусть с этого мгновения
Замрёт здесь всё движение.
И балом буду править я
Мои любезные друзья!
Ведущая: Здравствуй, Хозяйка медной горы, проходи,
будь гостьей дорогой. Пой, играй, веселись с нами!
Дед Мороз: Но ребят не обижай.
А ёлочку я ещё раз попробую зажечь!
Властью холода и льда,
Властью ночи, властью дня,
Властью севера и юга,
Пусть сейчас случится чудо!
Время, ты остановись!
Ёлка, ёлочка, зажгись!
/ ёлка разгорается огнями во второй раз /
Хозяйка: Ай – да ёлка, и в правду красавица!
Сотнями огней переливается.
Дед Мороз: Тебе ли завидовать, матушка.
Ты ведь каждый день среди красоты живёшь. Хозяйка: Да! Моё царство каменное богато каменьями –
самоцветами. А самое большое богатство –
цветок мой каменный, вокурат в эту пору расцветает.
Повеселите меня песнями да плясками,
тогда цветок каменный покажу.
Ведущая: Дед Мороз, Хозяйка горы медной, а мы вас сейчас
русской песней позабавим.
Дети исполняют р.н. песню « Как на тоненький ледок»
/ сб. «Заинька, попляши!», с. 57/
Хозяйка: Задорно поёте!
Дед мороз: Самая тёплая обувка зимой – это валенки.
Хотите в моих валенках – скороходах покататься?
Игра « В валенках вокруг ёлки»
Хозяйка: А теперь я вам игру предложу.
Помогите мне разобрать по разным шкатулкам
камни – самоцветы.
Игра « Разбери каменья»
Дед Мороз: Ох, и жарко стало здесь,
Я почти растаял весь!
Свободные стихи
Дед Мороз: Ай – да, молодцы!
Ну, наверное, самое время подарками вас угостить.
Хозяйка: Погоди, Дед Мороз, я ребятам обещала цветок каменный
показать, он вокурат в этот час зацвёл.
Дед Мороз / берётся за мешок /: Ой, а подарки – то где?
Мешок пустой!
Хозяйка: Я же говорю, Дед Мороз, не спеши!
/ Гаснет свет, занавес открывается. В центре сцены макет Каменного цветка. Он засветился в свете множества разноцветных огней гирлянды/
/ звучит музыка/
Ты, цветок, волшебный мой,
Лепестки свои открой.
Расцвети волшебным цветом,
Освети зал ярким светом.
Удиви своей красой
И секрет нам свой открой!
Цветок / голос из – за ширмы /: Я секрет подарков знаю,
Но уж очень я мечтаю
Песнь послушать ещё раз.
Дед Мороз: Что ж, тогда мы все сейчас
И споём её для вас!
Дети исполняют песню « В Новый Год!»
/ С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 48 /
Хозяйка: Мой цветок такой чудесный,
Необычный, интересный.
Лепестки вы открывайте
И подарки получайте!
/ Дед мороз и Ведущая несут мешок с подарками к ёлке,
Заглядывают, а там каменья. Показывают детям. /
Дед Мороз: Что же ты, матушка, опять обманула?
Хозяйка: Да, всё к чему я прикоснусь
в камень превращается.
Дед Мороз: Ну – кА, посох мой морозильный,
сослужи службу верную
/ стучит посохом три раза, приговаривая /
Раз, два, три – камни в подарки преврати!
Детям раздают подарки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Название Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип Исследовательско – игровой.По содержанию: естественно – научный.По времени проведения: долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...
Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...
Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"
Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезны...
Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"
Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....
Путешествие по сказам П,П, Бажова в старшей группе "В гостях у хозяйки Медной горы"
Приобщать детей к истокам культуры родного края.Закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова.Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину....
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...
Интегрированное занятие в подготовительной группе по сказам П.П. Бажова «В гостях у Хозяйки медной горы»
Приобщать детей к истокам культуры родного края....