Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: «Матрешка - символ России» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Данное занятие формирует воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 15 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САХАБУТДИНОВА РИФА РАИСОВИЧА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию на тему:
«Матрешка - символ России»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила:
воспитатель Тимофеева Е.А.
Уфа
2025 г.
Программное содержание:
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, учить рисовать элементы росписи матрешек.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Воспитательные: формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Оборудование к занятию:
- ноутбук;
- телевизор;
- магнитные мольберты;
- аудиозаписи песен «Весёлые матрёшки», «У матрёшек розовые щёчки», «Русские матрёшки».
Наглядный материал:
- Презентация «Матрешка – символ России»;
- иллюстрации с изображением матрешек;
- деревянные матрешки, сундучок, деревянная шкатулка;
- пазлы для игры «Собери матрешку».
Раздаточный материал:
заготовки матрешек на листах А4; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые, салфетки бумажные.
Ход занятия
Воспитатель и дети становятся в круг.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Доброе утро, ребята.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. Посмотрите, дети, к нам пришли гости, давайте им скажем «Доброе утро».
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна, ребята?
Дети: Россия!
Воспитатель: А мы с вами граждане России - россияне.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Ребята, в каждой стране есть свои народные символы, вы знаете народные символы нашей страны?
Дети: Березка, самовар, матрешка, балалайка, валенки, медведь, шапка-ушанка.
Воспитатель: Правильно. У нас в стране очень много народных символов и мы сейчас познакомимся с одним из них. А с каким, вы, ребята, узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель вынимает матрешку из сундука.
Слайд №1.
Воспитатель: Матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром, стала народным символом нашей страны, России. Она такая красивая, что живет как национальный сувенир. Иностранцы, которые приезжают в нашу страну, стараются купить Матрешку как сувенир. Послушайте ребята стихотворение о матрешке.
Слайд № 2
Я - матрёшка- сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего ж румяна я:
Щёки, словно розы.
Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие и нарядные! (Слайд №3)
Ребята, а вы знаете откуда пришла к нам эта занятная игрушка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле, появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
Слайд № 4, 5
Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу. Это был добрый старый японский мудрец. Звали эту куклу – Фукурума и его помощники. Посмотрите, какая интересная кукла.
Слайд № 6.
По рисунку художника Сергея Малютина местный токарь, Василий Звёздочкин, выточил первую деревянную куколку.
Слайд № 7.
Почему же Матрешке дали такое имя? Давным-давно имя Матрена, Матреша считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит слово «мать». Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего делают матрешку?
Дети: Из древесины.
Слайд № 8.
Воспитатель: Правильно. Матрешка у нас деревянная. Чтобы матрешка получилась красивая, нужно выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило – это липа, береза, осина.
Дерево должно быть ровным, без сучков.
Воспитатель: И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
Да и мы с вами уже что-то засиделись, давайте немного разомнемся – сделаем зарядку.
Физминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (топают ногами).
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклон вперед)
Девчонки озорные, матрешки расписные. («фонарики»)
В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо налево)
Вы похожи словно сестры. (руки к плечам, повороты туловища направо налево)
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Немного размялись, но нам надо продолжать наше занятие.
Матрешки бывают двух видов – традиционные и авторские.
Сейчас мы с вами рассмотрим традиционных матрешек. Хоть и похожи матрешки друг на друга, но они отличаются друг от друга формой, приемами росписи и местом их изготовления. Давайте внимательно их рассмотрим.
Слайд №9.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
Я гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
в подарок принесла.
Воспитатель: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Давайте мы ее рассмотрим. Платок чаще желтого цвета, красный сарафан. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.
Слайд № 10.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор -
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. На голове у Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Слайд №11.
А я матрешка из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод.
Слайд № 12-14.
Воспитатель: Есть еще авторские матрешки. Они появляются в разных местах – Москве, Кирове, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в неё новый смысл. И появляются матрешки, не похожие на традиционные.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, в ней находится секрет. Давайте посмотрим, что лежит в шкатулке? …Здесь какие-то кусочки, давайте попробуем их сложить и посмотрим, что у нас получится.
Игра «Собери матрешку». (первая команда детей собирает пазл «Русская Матрешка», вторая команда детей собирает пазл «Башкирская Матрешка»).
Воспитатель: Вот какие матрешки у нас получились!
Воспитатель: А сейчас, ребята, перед вами следующее задание: посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги. Что на них изображено?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Вам они нравятся? Чего на них не хватает?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, наши матрешки без цветных платков и сарафанов. Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшкам?
Дети: Нарисовать.
Воспитатель: Ребята, вы можете выбрать изображение понравившейся вам матрешки и опираться в работе на него. Сейчас каждый распишет матрешку на свой вкус и сделает свою авторскую матрешку. (Дети выбирают понравившуюся матрешку для расписывания).
Воспитатель:
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки,
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко —
Станет радостной матрешка!
Воспитатель: Давайте рассмотрим образцы расписанных матрешек.
Воспитатель: Какими элементами расписаны матрешки? (Рассмотреть с детьми матрешек).
Дети: Цветы, листочки, точки, кружочки, завитки, целые букеты цветов, волнистые линии.
Воспитатель: Рисовать будем гуашью. Как вы думаете, какой цвет гуаши лучше использовать для росписи матрешки?
Дети: Желтый, красный, синий, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Когда будете рисовать, подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
Воспитатель: А чтобы ваши матрешки получились красивыми и нарядными, нам нужно разогреть и размять наши пальчики – сделать зарядку для них.
Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
Разноцветные одежки. (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)
Мила - три, четыре - Маша, (Разгибать пальчики поочередно)
Маргарита - это пять. (Разгибать пальчики поочередно)
Нас не трудно сосчитать! (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
(Дети расписывают своих матрешек, воспитатель помогает тем, у кого не получается). Включить песенку «Матрешки».
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные матрешки у вас получились. (Показать матрешки некоторых детей, описать узор, использованный детьми).
Воспитатель: Ребята, наше занятие сегодня подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на занятии, что вы узнали нового. (Ответы детей). Познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек, вы расписали свои авторские матрешки. Мне очень понравилось с вами работать, вы были активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина» для детей средней группы
Занятие посвященное 300 летию Кузбасса,которая воспитывает любовь и гордость к родному поселку,малой родины....

Конспект занятие по нравственно-патриотическому воспитанию На тему: «Моя малая Родина» Для детей подготовительной группы
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство –каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, преждевсего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)
Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы
Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы.
Цель:Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи:Обучающая задача:Познакомить детей с русскими н...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Наша Родина- Россия»
Занятие раскрывает важность приобщения дошкольников к патриотическому воспитанию...