Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать и тренировать мелкую моторику рук.

Обучающие:

  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.Формировать представление о прошлом нашей Родины.
  • Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
  • Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность.
  • Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, колыбелька, этажерка, сундук;

Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.

Учить создавать куклу-оберег из лоскутков.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания;

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан.

Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, лоскутки ткани, нитки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Экскурсия в комнату «Русская изба».

Выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»

Ход занятия

   Дети и логопед:   под русскую народную музыку входят в групповую комнату.

Логопед:  Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!

C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194918_15.jpg

Логопед:  Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

-Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

(Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»

-Вот мы и в старине. Посмотрите на экран.  (Показ презентации «В русской избе», беседа)

Слайд 2

-Где мы очутились? (Возле русской избы).

- Кто жил в таких избах? (В таких избах жили большие крестьянские семьи.)

-Ребята, сейчас Аня расскажет нам стихотворение об избе.( Изба – модель мира

потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет)

-А давайте послушаем приметы об избе, которых придерживались наши предки.  (1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти (чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие , чтобы из него выходили все беды и напасти.

3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.)

-Наши дети знают и пословицы об избе. (Избу ставят – Бога славят. Во всякой избушке свои погремушки. Изба детьми весела. Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится. Изба крепка запором, а двор – забором. Своя избушка – та же подружка.)

-Молодцы ребята.

Слайд 3

-Посмотрите на следующий слайд. Кто это ребята? (Домовой)

-Послушайте, что знают наши ребята о домовых. (Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.)

-Ребята, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. А какие задания, мы узнаем, если увидим конвертики, с изображением домового. Хотите увидеть домового?

Слайд4,5

-Посмотрите на следующий слайд.

-Что мы видим? (Большая комната –горница)

-А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов.

Что же входит в это понятие? (Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.)

Для чего они? Нам расскажут наши дети.

Для того, чтобы красиво рассказать мы произнесем четко чистоговорку.

УК-УК-УК- беру бабушкин сундук

ЫН-ЫН-ЫН- полон наш кувшин

НОК-НО-НОК- на столе чугунок

АТ-АТ-АТ- взяли мы ухват

ГА-ГА-ГА- наша пляшет кочерга

ВАР-ВАР-ВАР- мы начистим самовар

Слайд 6

 - Дети рассказывают стихи о предметах старины:

Давным – давно в деревне 
Жила одна семья. 
Оставила в наследство нам 
Большой сундук добра.

Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
Слайд 7

Перед вами утюг, 
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

Слайд 8

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины. 
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Слайд 9

А вот это лапоточки. 
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.

Слайд 10

Рубашка самотканая у дедушки была,
Украшена узорами по вороту она.
Слайд 11

Как отважный черный конь,

Скачет наш ухват в огонь.

Тянет он из печи

С горячей кашей чугунки!

C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_195001_31.jpg

Слайд 12

Чугунок, ты чугунок!

У тебя ни рук, ни ног.

В черной саже, весь копчёный,

Не украшен, но ядрёный!

Слайд 13

Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
-Молодцы ребята!

-Ребята, а почему у нас в избе так тепло?    (Ответы детей)  

Слайд 14

 Конечно, посмотрите, какая  у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

-А Вика нам расскажет стихотворение про печь.

Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси. В дом богатства неси.

-Почему мы так ласково  печке говорим? (Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.)

-Ребята, посмотрите а под самоваром письмо. Наверное, домовой хочет с нами поиграть.

-1задание: от каких двух слов произошло слово самовар? Вспомните и назовите слова, которые произошли от двух слов.

-Молодцы!

2задание: Ответить на вопросы:

Слайд 15

-Как называлось место в доме, где работала женщина? (Бабий уголок (кут)

Слайд 16

-Как называлось место в доме, где работал мужчина? (Мужской коник)

Слайд 17

-Как называлось самое почетное место в доме? (Красный уголок) Что в нем находилось?

Слайд 18

-Чем занимались женщины зимними вечерами? (Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.

Слайд 19

-Чем занимались мужчины зимними вечерами? ( Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты - короба.)

Слайд 20

-А где же люди спали на Руси? (На печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.)

Слайд 21

-С чем на Руси ходили за водой? (С коромыслом)

Слайд 22

-В каких сказках встречается русская печь? (Емеля из сказки «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Жихарка», «Колобок»).

Раздается звук плача ребенка.

- Ой, ребятушки, это же плачет наш недавно родившийся малыш. Нужно его успокоить и покачать.

Достает из колыбельки куклу. 

-На, Аня, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а), плач стихает.)

-Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали.  Как мы его назовем?  Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

-Вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

-Когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Ответим на вопросы играя.

• Игровое упражнение «Поиграем с именами»

Дети стоят в кругу, педагог в центре. Педагог поочередно кидает мяч детям, дети, называют свое «Взрослое имя» возвращают мяч назад, как вариант - «Ласковое имя».

- А вы знаете, что обозначает имя Егор? (дети высказывают предположения.)

-Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос счастливым и богатым, чтобы у него было много-много земли, на которой он мог бы работать и кормить свою семью.

- Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей.)

- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали.

-Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Педагог предлагает детям вернуться на стульчики

- Дети, посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки, какой-то мешочек, что же в нём? (Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки)

-Давным - давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

• Купание куклы:

Дети поочередно кладут в воду уголек, зернышки, монетки, педагог купает малыша, сопровождая свои действия словами:

уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,

зернышки – «Будь всегда сыт»,

монетки – «Будь всегда богат».

Все вместе приговариваем

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194944_18.jpg

-Давайте Вика с Алиной полотенце, вытрем Егорушку.

Дети вытирают куклу. Вместе говорим:

Полотенце вышито и бело

  Вытирай-ка малыша умело

  Будет чистеньким малыш    

  Вырастет у нас крепыш.

- Ну, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь пора нам его…

Дети:  - Одевать.

 - А во что ?

Дети(высказывают свои версии)

- Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она?

- Большая, красивая, праздничная

- А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

- Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным,  как и они.

- Артем и Таня, оденьте Егорушку.

Дети одевают куклу.

-Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. .

 - Что-то зевает наш Егорушка.  

Пора нести Егорушку…

C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194926_16.jpg

Дети:

- В колыбельку

- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушка?

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

Дети:  -  колыбельную.

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

-Дети, а давайте вместе  споем колыбельную для Егорушки

-Динамическая пауза

Баю-баюшки-баю                                        

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит,

 Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

  - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?   (ответ детей). А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток?

-Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Слайд 23-25

-Конвертик от домового. Он опять хочет с вами поиграть. Садитесь за столы.

-Задание. Вам надо в словах определить первый и последний звуки, выложить их буквами и из этих букв сложить слово.

МОНЕТА       УГОЛЕК        

     МА                  УК

              МУКА

C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194840_2.jpg

-Молодцы!

-Пока Егорушка спит, нам нужно приготовить ужин. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)

Давайте испечем пироги.

Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»

 Мы печем пшеничные

 Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

 Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в стороны, пожимают плечами)

 Мама, папа, брат, сестра,

 Пес лохматый  со двора.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

 И другие, все, кто может,

 Пусть приходят с ними тоже.

(делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

 Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

 Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки ладонями вверх)

 Печка весело горит,

 (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

 Наша мама говорит:

(грозят указательным пальцем)

 - Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

-Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.

-Ребятушки, пока в свой первый день наш ребеночек спит, нам  нужно смастерить ему подарки. Как вы думаете, что это может быть?

Дети высказывают предположения.

(Можно рубашку сшить. Или   носочки связать. А можно и  игрушку смастерить)                                                                                                      -Дети, давайте и мы с вами сделаем для Егорушки игрушку-куклу.

Слайд 26

- Какие куклы были на Руси? (Обрядовые куклы, куклы-обереги  и  игровые                         куклы. )

Слайд 27

-Какие народные  куклы вам знакомы?(  Масленица, чучело)

- Мы с вами сделаем не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

-Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). А давайте сделаем куклу-Лихоманку (показываю готовую куклу.)  

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров;

-Расти сильным, крепким да удалым;

-Слушай отца-батюшку да родную матушку;

-Будь добр и пусть встречаются добрые люди;

-Пусть живет-поживает, да добра наживает;

 (ставят своих куколок на припечек)

- Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Егорушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?

- Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!

 

Частушки:

На опушке два цветочка

Голубой да аленький

Я парнишка удалой,

Хоть и ростом маленький.

 

Знаю, где живет милашка,

Под железом новый дом.

Куплю красную рубашку,

С батькой свататься пойдем!

 

Накапаю я сирени,

Туго на туго свяжу,

Величаюсь я Миросей,

А фамилию не скажу!

 

Не ругай меня, маманя

За помаду и духи.

Ведь не я их покупаю, покупают женихи!

 

У меня на сарафане

По бокам кармашки, А в карманчиках духи, Чтоб любили женихи!

 

Раздайся народ

Чернобровая идет, чернобровая, бедовая

Ни где не пропадет!

Кузя:

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою Аленку

Всем соседям на показ!

- Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!

-Ребята, пора нам возвращаться в наше время. ((Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»

 Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егорушкой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «ПОМОЖЕМ ОСЬМИНОЖКАМ» (с использованием элементов ТРИЗ развивающих игр) Подготовительная группа.

Развитие логического мышления, пространственного воображения, комбинированных способностей, смекалки и сообразительности....

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".

Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)

Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с  ...

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...