Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Каляка маляка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность:
Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. в процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают детей осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, делают малыша внимательным и усидчивым.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.
Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидактических – методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать: радость, любовь, страх …
Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент, психотерапевтического эффекта рисования
Цель:
Учить использовать нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать,
проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового, развивать мелкую моторику, речь и мышление;
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Учить рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности; учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа; учить закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контур; учить различать и называть основные цвета;
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, воспитывать отзывчивость и доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ккружка по нетрадиционному рисованию для детей 3 - 4 лет. | 569.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Каляка маляка»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации программы: 8 месяцев
Автор-составитель:
Лучкина О.В., воспитатель
Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Каляка маляка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 102» |
Автор-составитель программы | Лучкина О.В. воспитатель первой квалификационной категории. |
Направленность программы | Художественно эстетическая |
Уровень освоения содержания Программы | стартовый |
Цель Программы | Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности у детей младшего дошкольного возраста на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. |
Задачи Программы | Развивающие: — формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. __Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. — Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. — Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: — закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. __Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: — воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. — Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. |
Возраст воспитанников | 3 - 4 года |
Год разработки и корректировки Программы | 2024 г. |
Срок реализации Программы | 8 месяцев |
Планируемые результаты | К к4оцу года ребенок имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами; -знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их; -передает различие предметов по величине; -ритмично наносит штрихи, пятна; -рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья); -рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор); -создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок); -знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками; -украшает изделие, используя фломастеры, карандаши. |
Нормативно – правовое обеспечение разработки, утверждения Программы | -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 октября 2012года; -Федеральный закон РФ от №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.); -Приказ Министерства просвещения России от #1075;. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам; - Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от #1075;.); - Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. №28 г. Москва «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от #1075;. №11) - Приказ Министерства просвещения РФ от #1075;. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от #1075;. №196» - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования от #1075;. №2028). |
Содержание
#1054;сновные характеристики программы……………………………………………………7
Пояснительная записка…………………………………………………………………..7
Содержание программы………………………………………………………………….8
Учебный план…………………………………………………………………………...8
Планируемые результаты………………………………………………………………...8
2. Организационно педагогические условия программы…………………………………...9
Календарный учебный график…………………………………………………………..10
Условия реализации программы………………………………………………………...10
Методические материалы……………………………………………………………… 11
Формы контроля………………………………………………………………………….12
Оценочные материалы……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………………………13
Приложение……………………………………………………………………………………14
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность:
Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. в процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают детей осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, делают малыша внимательным и усидчивым.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.
Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидактических – методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать: радость, любовь, страх …
Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент, психотерапевтического эффекта рисования
Цель:
Учить использовать нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать,
проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового, развивать мелкую моторику, речь и мышление;
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Учить рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности; учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа; учить закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контур; учить различать и называть основные цвета;
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, воспитывать отзывчивость и доброту.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Веселый горох | 1 | 1 | ||
Веселые мухоморы | 1 | 1 | ||
На пеньке опять выросло пять опят | 1 | 1 | ||
Приглашаем снегирей | 1 | 1 | ||
Я люблю свою лошадку | 1 | 1 | ||
Разноцветные листочки | 1 | 1 | ||
Разноцветные рукавички | 1 | 1 | ||
Деревья у озера | 1 | 1 | ||
Жили у бабуси два веселых гуся | 1 | 1 | ||
Кораблики в море | 1 | 1 | ||
Чудо цветы | 1 | 1 | ||
Мимозы для мамы | 1 | 1 | ||
Ранняя весна | 1 | 1 | ||
14 | Салют | |||
Итого часов: | 14 | 14 |
Планируемые результаты.
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работ. Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель). Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет)
2. Организационно-педагогические условия программы
Календарный учебный график
Содержание | Возрастные группы (младший дошкольный возраст) |
Режим работы учреждения | 12 часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней (07:00 – 19:00) |
Начало реализации программы | 1октября 2024г. |
Окончание учебного периода | 25 мая 2024 г. |
График каникул | Зимние – с30 декабря 2024г. по 9 января2024г. |
Продолжительность реализации программы | 8 месяцев |
Объем недельной образовательной нагрузки, количество ООД | 1 |
Объем недельной образовательной нагрузки ООД (в минутах) | 15 минут |
Регламентирование образовательного процесса (первая и вторая половина дня) | Вторая половина дня |
Первичный мониторинг | #1075;. |
Итоговый мониторинг |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Альбом;
Цветные карандаши;
Акварель, гуашь, кисточки;
Трафареты;
«Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
Пробки;
Цветная бумага;
Поролон.
Карандаши с резинкой
Информационное обеспечение:
Наличие фотоаппарата для подготовки фотоотчетов
Наличие доступа к интернет-ресурсам для подготовки материалов.
Формы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Методы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Здоровьесберегающие технологии
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры со словами
Гимнастика для глаз
Физкультминутка, динамические паузы.
Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительская работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
Методические материалы
Нетрадиционные техники рисования:
I. Рисование ладошкой
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Рисование пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
III. Оттиск поролоном, штампами.
Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
V. Распыление краски на лист бумаги
Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.
К концу года ребенок умеет:
-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
-передает различие предметов по величине;
-ритмично наносит штрихи, пятна;
-рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
-рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Формы контроля.
Диагностика.
Итоговое занятие.
Оценочные материалы
Диагностическая карта.
Диагностические задания.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», #1089;.
2. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. – 111с. : ил.
3. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, #1089;.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, #1089;.
5. Кожохина С.К.Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, #1089;.
6. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
7. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, #1089;. : ил.
Приложение
Учебно-тематический план работы кружка
Октябрь
1. «Веселый горох».
Цель: познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук, умение с помощью рук формировать образное представление. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца
2 «Весёлые мухоморы»
Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба.
Ноябрь
3. «На пеньке опять выросло пять опят».
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Показать прием получения отпечатка ладони. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошки делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку.
4 «Разноцветные листочки».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой оттиском и печатью.
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции.
Декабрь
5. Я люблю свою лошадку
(рисование с помощью тычков полусухой кистью)
Цель: учить заполнять контур животного способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
6. «Приглашаем снегирей»
Цель: познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой
Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.
Обмакивать карандаш в краску и делать отпечатки на веточках дерева – ягодки.
Январь
7. «Разноцветные рукавички».
Цель: формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
;Деревья у озера»
Цель: познакомить детей с новой техникой «монотипия».
Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку. Учить детей наносить краску не выходя за контур.
Февраль
9. «Жили у бабуси два веселых гуся»
(рисование ладошкой)
Цель: продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Гусыня с гусятами» из серии «Домашние птицы». Рассматривание иллюстраций с изображением гусей. Разучивание песни «Жили у бабуси…»
10. «Корабли в море» открытка для папы
Цель: продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями. Приучать к аккуратности в работе.
Март
11. «Чудо цветы для мамы»
Цель: уточнять представления об окружающем мире. Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их. Закреплять умение рисовать ладошкой. Дополнять рисунок кистью.
12. Мимоза для мамы
(рисование пальчиками)
Цель: упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.
Апрель
13. Ранняя весна
(рисование дерева с листочками)
Цель: закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции.
14. «Салют»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка "КАЛЯКА-МАЛЯКА" с тематикой для детей средней группы с внедрением ФГОС .
КРУЖОК «КАЛЯКА-МАЛЯКА» Изобразительная ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»
Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...