Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
рабочая программа (старшая группа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chudo_ruchki_chudo_shtuchki.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
«Согласовано»: «Утверждено»:
На педагогическом совете №1 ПР.№103А от 01.09.2020Г.
МБДОУ «Детский сад №12» Заведующий Зайцева М.С.
протокол №1 от «01сентября» 2020г
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «Чудо ручки, чудо штучки»
(рабочая программа)
Направленность: художественно-эстетическое
Образовательная область- художественный труд
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год, 2020-2021
Автор: воспитатель Конашенкова Н.Н.
Содержание.
I.Целевой раздел
11.Пояснительная записка……………………………………………………………………3.
1.2. Актуальность программы……………………………………………………………….4
1.3.Цели программы………………………………………………………………………………5
1.4.Задачи программы……………………………………………………………………………5
1.5.Возрастные особенности детей 5-6 лет……………………………………………6
I.I Содержательный раздел…………………………………………………………………… 7
2.1.Учебно-тематический план……………………………………………………………… 7
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………… 9
2.3. Итогом детской деятельности..............................................................10
III. Организационный раздел……………………………………………………………………10
3.1. Формы работы……………………………………………………………………………………10
3.2. Методы………………………………………………………………………………………………..10
3.3.Организация кружка……………………………………………………………………………..10
3
I. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять
4
теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
1.2.Актуальность программы: Данная дополнительная общеразвивающая программа актуальна и востребована, так как нацелена на удовлетворение индивидуальных
потребностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом, нравственном, физическом развитии. Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
5
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
1.3.Цель программы: - способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков. Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
1.4. Задачи:
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
6
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.5.Возрастные особенности детей 5-6 лет
Психология дошкольника 5-6 лет имеет целый ряд особенностей. Этот возраст – время формирования способности привязываться и любить другого человека. В этот период активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству. Ребенок начинает понимать музыку, поет и танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиях – у малыша начинается становление собственной воли.
Психологические особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет проявляются еще и в характеристиках мышления:
1. Эгоцентризм – маленький человек способен оценивать ситуацию исключительно со своей точки зрения, посмотреть на что-либо «чужими глазами» он не может;
2. Синкретизм – из целого малыш выделяет отдельные детали, однако связать их друг с другом и соединить в целое у него не получается;
3. Анимизм – кроха склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему движущиеся предметы (автомобиль, ручей, облако) для него живые.
Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, его словарный запас содержит около 3 тысяч слов.
У старших дошкольников начинает формироваться совесть и чувство вины, складываются элементарные морально-этические понятия, проявляется инициативность и целеустремленность. К окончанию дошкольного периода большинство малышей выявляют желание учиться и идти в школу.
7
Впервые у ребенка возникают попытки осмыслить закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Характерной особенностью является то, что многие дети в этом возрасте уверены: окружающий мир и природные явления – это результат человеческой деятельности. Эмоционально малыш становится более устойчивым. В интеллектуальном отношении – ребенок способен концентрировать внимание, воспринимает информацию на слух,
владеет координацией в пространстве. Все чаще малыш действует не импульсивно, а обдуманно, у него появляется чувство долга. Происходит становление произвольного поведения – ребенок старается контролировать себя и свои действия.
I.I Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план
№ занятия | Техника | Тема занятия | Задачи занятия |
1 | Мелки + Акварель | Летняя полянка | Выявить знания детей в этих техниках. |
2 | Кляксо графия | Бабочки | Познакомить детей с новой техникой, с понятием симметрия. Умение видеть образ в кляксе, дорисовывать ее. Развивать воображение. |
3 | Тестопластика | Патиссоны | Познакомить детей с новым материалом т новыми способами лепки листьев по шаблону |
4 | Тестопластика | Клубника | Продолжать знакомить детей с различными способами лепки листьев. Передавать характерные особенности ягоды |
1 | Коллаж | Осеннее дерево | Познакомить детей с новой техникой. Показать способы лепки ствола. Учить делать полуобъемные изображения из пластилина, работать с гафрированной бумагой |
2 | Коллаж | “У Лукоморья дуб зеленый” | Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Уметь выделять главные характеристики в произведении |
3 | Пластилинография | Сова | Познакомить детей с новой техникой. Учить делать полуобъемные изображения, передавать характерные особенности |
4 | Пластилинография | Жар-птица | Продолжать знакомить детей со способами полуобъемной лепки |
1 | Пастель | Осенний день | Продолжать развивать умение рисовать постелью, передавать характерные особенности пасмурной погоды. Развивать фантазию |
2 | Рисование. Бросовый материал | Первый снег | Познакомить детей с работой с пенопластом. Учить клеить его и делить на шарики. Развивать фантазию |
3 | Пластилинография | Теремок | Учить совмещать две техники, работать с инструментами. Развивать воображение |
4 | Тестопластика | Снеговик. Подсвечник | Учить детей делать объемные игрушки на каркасе, закреплять способы лепки |
1 | Гратаж | Космический пейзаж | Показать новый способ заготовки для этой Техники. Развивать умение получать четкий контур от нажима |
2 | Бросовый материал | Открытка к 23 февраля | Учить делать полуобъемную аппликацию. Сгибать картон в ролл. Развивать эстетический вкус |
3 | Пластилинография | Карета для Золушки | Продолжать учить выделять из текста характерные особенности образа, знакомить со способами работы с пластилином |
4 | Тестопластика | Букет для мамы | Познакомить с новым способом лепки цветов. Развивать эстетический вкус, воображение |
1 Рисование | Пастель + восковой мелок | Подснежники для мамы | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на опущенную головку цветка. Учить с помощью постели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие |
2 | Тесто | Матрешки | Продолжать знакомить с народными промыслами, с различными способами лепки из теста |
3 | Тесто | Маски | Развивать умение передавать эмоции человека в объемной лепке, развивать фантазию |
4 | Гратаж | Космос | Развивать умение работать в этой технике. Развивать воображение, цветовосприятие |
1 | Тесто | Скоро Пасха. Сладости | Познакомить с традициями праздника, развивать гостеприимство, продолжать учить лепить из теста |
2 | Пластиковая бутылка, бумага | Подставка под яйцо | Продолжать развивать умение крутить роллы, приклеивать их к пластику. Развивать чувство композиции |
3 | Пластилинография | Черемуха | Продолжать развивать умение делать полуобъемные композиции, передовая характерные особенности растений |
4 | Батик | Березка | Познакомить с новой техникой, с разными способами рисунка на ткани, научить изображать конкретное дерево с характерными признаками |
1-2 | Пластик, бумага | Оформление баночек для рассады | Учить видеть в обычных вещах образы, работать с бумагой, пластиком. Развивать эстетический вкус |
3-4 | Пластилинография | “Мой детский сад” | Учить изображать здания, их характерные особенности. Развивать эстетический вкус |
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате работы по данной программе:
– наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
– умение создавать различные сюжетные композиции;
– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомер; художественного вкуса, творческих способностей и фантазий;
– овладние навыками культуры труда;
10
-знание различных способов использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;
Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребёнка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
2.3. Итогом детской деятельности:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
III. Организационный раздел
3.1. Формы работы:
-индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
-групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
-коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
3.2.Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
-наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
3.3.Организация кружка:
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать
11
собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во 2 половину дня. Продолжительность — 25 минут.
Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет.
В год 36 занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...
Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
Обучение детей различным техникам ручного труда...
Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
Развитие у детей мелкой моторики, фантазии...
Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования кружка оригами "Умелые ручки" является программой художественно-эстетической направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для всестороннего развития дошкольника имеет организация си...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...