Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды.
На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство, так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_fermer.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребенка"
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Городской фермер»
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Губачева Марина Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Сергиев Посад, 2021 г.
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
1.2 Актуальность
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды.
На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство, так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.
Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.
Дети старшей группе в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Актуальностью программы является развитие познавательного интереса: получение детьми необходимых знаний и навыков о выращивании «продуктов питания» в стенах детского сада, т.е. растения живые, их сажают, поливают, выращивают в помещении ДОУ.
Цель и задачи
1.3 Цель:
Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
1.4 Задачи:
- Знакомство с профессией сити-фермер;
- Расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях.
- Формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди": люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений.
- Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»).
- Развитие чувства ответственности за благополучное состояние растений.
- Воспитание уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
-Формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками.
- Развитие чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- Развитие умения планировать свою деятельность и работать на результат.
1.5 Принципы образовательного содержания программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.6 Отличительные особенности
Основной формой реализации программы является практическая деятельность воспитанников старшей группы. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение детей в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.
При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и здоровьесберегающие.
В качестве рефлексии – подготовка, оформление и исследовательских работ.
Занятия сочетают принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Выращивать различные культуры из семян и луковиц можно в зимне-весенний период в помещении группы, используя для этого огород на подоконнике. Изменения в природе побуждают детей не только изучать растения, но и бережно к ним относиться, ухаживать за обитателями уголка природы.
Огород на подоконнике — отличный способ, познакомить детей с основными агротехническими приёмами выращивания овощей, научить выращивать овощи на подоконнике и познакомить детей с основными агротехническими приёмами их выращивания.
1.7 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием исследовательских способностей детей через наблюдение и практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы у детей были сформированы представления о выращивании овощей и правила ухода за ними; дети овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная среда и своевременный уход. Дети научатся пользоваться орудиями труда, разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе, будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным.
Расписание кружка естественнонаучной направленности «Городской фермер».
Срок реализации - 1 год.
Количество обучающихся – 29 чел.
Количество групп – 1
Количество учебных недель – 32
Количество учебных дней – 32
Возрастная группа | Группы | Время проведения | День недели | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Дети 6-7 лет | Группа №1 | 16.00 -16.30 | Пятница | 4 | 32 |
2.2 Учебно-тематический план кружка естественнонаучной направленности «Городской фермер» (6-7 лет)
Количество обучающихся – 29 чел.
Количество групп - 1
Количество учебных недель – 32
Количество учебных дней – 32
Начало занятий - 01.10.2021, окончание занятий – 21.05.2022
Тема: | Цель образовательной деятельности: | ||
ОКТЯБРЬ | 1. | Сбор урожая на огороде | Расширить знания детей о видах овощей. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. |
2. | Создание альбома «Корзина с овощами» | Учить детей передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему листу бумаги, закрашивать овощи по форме широкими закругленными линиями; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; создавать выразительные образы; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. | |
3. | Сюжетная игра «Готовим салат из овощей» | Расширять и углублять представление о пользе витаминов. Формировать начальное представление о здоровом образе жизни. Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. | |
4. | Сюжетная игра «Делаем заготовки на зиму» | Вызвать у детей интерес к игре. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; играть вместе, дружно, вместе, распределять роли между собой; использовать необходимые атрибуты в игре. | |
5. | «Сити-фермер – профессия будущего» | Закреплять знания детей о понятие «сити-фермерство», «сити-фермер». Развивать у детей познавательную активность. | |
НОЯБРЬ | 6. | «Какие бывают растения» | Формировать представление о том, что природу нужно не только любить, но и оберегать. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами. |
7. | «Что есть у каждого растения» | Расширять представления детей о строении растений. Уточнить представление детей о разнообразии внешнего вида комнатных растений. Развивать способность сравнивать и делать выводы. | |
8. | «Растения - живые существа» | Расширять и уточнять представления о растениях; о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Формировать представление о том, что каждое живое существо имеет право на жизнь. Воспитывать желание оказывать посильную помощь живым объектам. | |
9. | «Уход за растениями» | Закрепить знания об основных потребностях растений. Расширять знания детей о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление). Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. | |
ДЕКАБРЬ | 10. | «Что лучше? Сравнение песка, почвы и глины» Посадка зерновых культур | Учить детей выявлять свойства и качества песка, почвы и глины; обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. |
11. | Наблюдение после посадки зерновых культур в разный грунт Оформление дневника наблюдений | Учить детей замечать изменения, которые произошли; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; | |
12. | «Рассматривание семян» | Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Расширять представления о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | |
13. | «Наблюдение за прорастанием семян» Оформление дневника наблюдений | Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями). Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. | |
ЯНВАРЬ | 14. | «Посадка зелени – укропа, петрушка» | Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе. |
15. | Наблюдение «Как растет зелень – укроп и петрушка» Оформление дневника наблюдений | Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. | |
16. | «Посадка луковиц тюльпана» | Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет). | |
ФЕВРАЛЬ | 17. | Наблюдение «Как растут наши тюльпаны» Оформление дневника наблюдений | Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
18. | «Посадка лука» | Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе. | |
19. | Наблюдение «Как растут лук» Оформление дневника наблюдений | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. | |
20. | «Витамины на столе –«БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!» | Познакомить детей с понятием «витамины». Расширять и углублять представление о пользе овощей. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. | |
МАРТ | 21. | Оформление «Огорода на окне» | Вызвать у детей интерес к оформлению «Огорода на окне». Развивать у детей творческие способности. |
22. | «Посадка томатов, перца» | Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. | |
23. | Наблюдение «Как растут томаты и перцы» Оформление дневника наблюдений | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. | |
24. | «Посадка огурцов» | Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. | |
АПРЕЛЬ | 25. | Наблюдение «Как растут огурцы» Оформление дневника наблюдений | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
26. | «Посадка бархатцев и астр» | Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. | |
27. | Наблюдение «Как растут бархатцы и астры» Оформление дневника наблюдений | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. | |
28. | «Уход за посадками» | Закрепить знания об основных потребностях растений; о способах ухода за растениями (полив, рыхление). Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) | |
29. | «Пересадка рассады» | Учить детей высаживать рассаду (при высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие). Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. | |
МАЙ | 30. | «Наблюдение за пересаженными ростками. Что прижилось, что погибло.» | Учить детей делать выводы на основании наблюдений. Воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и продолжению жизни на земле. |
31. | Оформление фотовыставки «Огорода на окне» | Вызвать интерес к оформлению выставки. Учить детей делиться полученными знаниями и впечатлениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. | |
32. | Итоговое занятие «Что мы интересного знаем про растения?» | Закрепить у детей знания о живых объектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
3. Методическое обеспечение программы.
3.1. Методы обучения:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
3.2. Форма организации образовательного процесса – групповая.
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации занятий, как:
- Беседа
- Игровые - проблемные ситуации
- Игры-фантазии
- Развивающие игры
- Фестивали
- Конкурсы
- Праздники
- Организация тематических выставок детских работ
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Чтение художественных произведений
- Проектная деятельность
- Демонстрация учебных фильмов
3.3. Педагогические технологии:
- Технология группового обучения;
- Репродуктивная технология: технология объяснительно-
иллюстративного обучения;
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технология модульного обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология;
3.4. Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.
2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.
3. Заключительный этап: подведение итогов.
3.5 Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Городской фермер»
Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия:
Предметно-развивающая среда:
-материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, субстраты для выращивания посадок, фито-модули «Вертикальное озеленение», лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоаппарат;
- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
4. Литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1.Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2.Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3.Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4.Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
5.Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
6.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
7.Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
8.Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).
9.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.
10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста
Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста
Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...