Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)

Губачева Марина Николаевна

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды.

На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство,  так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoy_fermer.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка" 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

«Городской фермер»

Возраст обучающихся 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Автор – составитель:

Губачева Марина Николаевна

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Сергиев Посад, 2021 г.

1. Пояснительная записка  

1.1 Направленность                                                                                                                                

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

1.2 Актуальность

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды.

На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство,  так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.

Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.

Дети старшей группе в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.  Актуальностью программы является развитие познавательного интереса: получение детьми необходимых знаний и навыков о выращивании «продуктов питания» в стенах детского сада, т.е. растения живые, их сажают, поливают, выращивают в помещении ДОУ.

Цель и задачи

1.3 Цель:  

Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

1.4 Задачи:

- Знакомство с профессией сити-фермер;

- Расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях.

- Формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди": люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

- Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений.

- Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»).

- Развитие чувства ответственности за благополучное состояние растений.

- Воспитание уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

- Развитие познавательных и творческих способностей.

-Формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками.

- Развитие чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества.

- Развитие умения планировать свою деятельность и работать на результат.

1.5 Принципы образовательного содержания программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1.6 Отличительные особенности

Основной формой реализации программы является практическая деятельность воспитанников старшей группы. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение детей в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.

При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и здоровьесберегающие.

В качестве рефлексии – подготовка, оформление и исследовательских работ.

Занятия сочетают принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Выращивать различные культуры из семян и луковиц можно в зимне-весенний период в помещении группы, используя для этого огород на подоконнике. Изменения в природе побуждают детей не только изучать растения, но и бережно к ним относиться, ухаживать за обитателями уголка природы.

Огород на подоконнике — отличный способ, познакомить детей с основными агротехническими приёмами выращивания овощей, научить выращивать овощи на подоконнике и познакомить детей с основными агротехническими приёмами их выращивания.

1.7 Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием исследовательских способностей   детей через наблюдение и практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Программа направлена на то, чтобы у детей были сформированы представления о выращивании овощей и правила ухода за ними; дети овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная среда и своевременный уход. Дети научатся пользоваться орудиями труда, разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе, будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным.

Расписание кружка естественнонаучной направленности «Городской фермер».

 Срок реализации - 1 год.

Количество обучающихся – 29 чел.

Количество групп – 1

Количество учебных недель – 32

Количество учебных дней – 32

Возрастная группа

Группы

Время проведения

День недели

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дети 6-7 лет

Группа №1

16.00 -16.30

Пятница

4

32

2.2 Учебно-тематический план кружка естественнонаучной направленности «Городской фермер» (6-7 лет)

Количество обучающихся – 29 чел.

Количество групп - 1

Количество учебных недель – 32

Количество учебных дней – 32

Начало занятий - 01.10.2021, окончание занятий – 21.05.2022

Тема:

Цель образовательной деятельности:

ОКТЯБРЬ

1.

Сбор урожая на огороде

Расширить знания детей о видах овощей.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

2.

Создание альбома «Корзина с овощами»

Учить детей передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему листу бумаги, закрашивать овощи по форме широкими закругленными линиями; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; создавать выразительные образы; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

3.

Сюжетная игра «Готовим салат из овощей»

Расширять и углублять представление о пользе витаминов.

Формировать начальное представление о здоровом образе жизни.

Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами,

в которых они встречаются.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

4.

Сюжетная игра «Делаем заготовки на зиму»

Вызвать у детей интерес к игре. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; играть вместе, дружно, вместе, распределять роли между собой; использовать необходимые атрибуты в игре.

5.

«Сити-фермер – профессия будущего»

Закреплять знания детей о понятие «сити-фермерство», «сити-фермер».

Развивать у детей познавательную активность.

НОЯБРЬ

6.

    «Какие бывают растения»

Формировать представление о том, что природу нужно не только любить, но и оберегать. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.

7.

«Что есть

у каждого растения»

Расширять представления детей о строении растений. Уточнить представление детей о разнообразии внешнего вида комнатных растений.

Развивать способность сравнивать и делать выводы.

8.

«Растения - живые существа»

Расширять и уточнять представления о растениях; о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Формировать представление о том, что каждое живое существо имеет право на жизнь. Воспитывать желание оказывать посильную помощь живым объектам.

9.

«Уход за растениями»

Закрепить знания об основных потребностях растений.

Расширять знания детей о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление).

Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. 

ДЕКАБРЬ

10.

«Что лучше? Сравнение песка, почвы и глины»

Посадка зерновых культур

Учить детей выявлять свойства и качества песка, почвы и глины; обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

11.

Наблюдение после посадки зерновых культур в разный грунт

Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые произошли; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы;

12.

«Рассматривание   семян»

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Расширять представления о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

13.

«Наблюдение за прорастанием семян»

Оформление дневника наблюдений

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями). Продолжать  учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

ЯНВАРЬ

14.

«Посадка зелени – укропа, петрушка»

Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе.

15.

Наблюдение «Как растет зелень – укроп и петрушка» Оформление дневника наблюдений

Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

16.

«Посадка луковиц тюльпана»

Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет). 

ФЕВРАЛЬ

17.

Наблюдение «Как растут наши тюльпаны» Оформление дневника наблюдений

Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

18.

«Посадка лука»

Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе.

19.

Наблюдение «Как растут лук» Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

20.

«Витамины на столе –«БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

Познакомить детей с понятием «витамины». Расширять и углублять представление о пользе овощей.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

МАРТ

21.

Оформление «Огорода на окне»

Вызвать у детей интерес к оформлению «Огорода на окне». Развивать у детей творческие способности.

22.

«Посадка томатов, перца»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

23.

Наблюдение «Как растут томаты и перцы»

Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

24.

«Посадка огурцов»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

АПРЕЛЬ

25.

Наблюдение «Как растут огурцы»

Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

26.

«Посадка бархатцев и астр»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

27.

Наблюдение

«Как растут бархатцы и астры» Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

28.

«Уход

за посадками»

Закрепить знания об основных потребностях растений; о способах ухода за растениями (полив, рыхление).

Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

29.

«Пересадка рассады»

Учить детей высаживать рассаду (при высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие). Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

МАЙ

30.

«Наблюдение за пересаженными ростками.

Что прижилось, что погибло.»

Учить детей делать выводы на основании наблюдений.

Воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и продолжению жизни на земле.

31.

Оформление фотовыставки «Огорода на окне»

Вызвать интерес к оформлению выставки. Учить детей делиться полученными знаниями и впечатлениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

32.

Итоговое занятие

«Что мы интересного знаем про растения?»

Закрепить у детей знания о живых объектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

3. Методическое обеспечение программы.

3.1. Методы обучения:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.

3.2. Форма организации образовательного процесса – групповая.

С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации занятий, как:

- Беседа

- Игровые - проблемные ситуации

- Игры-фантазии

- Развивающие игры

- Фестивали

- Конкурсы  

- Праздники

- Организация тематических выставок детских работ

- Театрализованные игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Чтение художественных произведений

- Проектная деятельность

- Демонстрация учебных фильмов

3.3. Педагогические технологии:

- Технология группового обучения;

- Репродуктивная технология: технология объяснительно-

иллюстративного обучения;

- Игровая технология;

- Технология исследовательской деятельности;

- Технология проектной деятельности;

- Технология модульного обучения;

- Технология коллективной творческой деятельности;

- Здоровьесберегающая технология;

3.4. Алгоритм учебного занятия:

1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.

2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.

 3. Заключительный этап: подведение итогов.

3.5 Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Городской фермер»

Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия:

Предметно-развивающая среда:

 -материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, субстраты для выращивания посадок, фито-модули «Вертикальное озеленение», лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- фотоаппарат;

- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

4. Литература для разработки программы и организации образовательного процесса

1.Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

2.Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

3.Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

4.Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.

5.Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

6.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.

7.Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

8.Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).

9.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.

10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...