Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.moyakruzhok.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДЕНА»
на педагогическом совете заведующий ГБДОУ № 40
протокол № М.В.Беляевская
« » 20 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Возраст детей: 5- 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель
воспитатель
Ильницкая Анна Ивановна
Санкт-Петербург, 2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и отличительные особенности
1.2. Новизна и оригинальность
1.3 Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. Участники
1.6. Сроки реализации программы
1.7. Формы и режим занятий
1.8.Условия реализации программы
1.9.Принципы, лежащие в основе программы
1.10.Ожидаемые результаты
2. Содержание программы
3. Методическое обеспечение
4. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
- Актуальность и отличительные особенности Программы.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
1.2.Новизна и оригинальность Программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-эстетической, творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС ДО, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой и другими материалами.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
1.3.Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности:
– научить ребёнка создавать поделки из различных материалов: газеты, природного материала, фольги и фантиков, гофрированной бумаги, картона и др.
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупками, сухими крупами, макаронами и др.
1.4. Задачи
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию воспитанников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание воспитанников.
1.5. Участники Программы
Участниками Программы являются дети в возрасте 5-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.6. Сроки реализации Программы
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года. Она охватывает: старшую группу – дети от 5 до 6 лет, подготовительную группу - дети от 6 до 7 лет.
Занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае.
1.7. Формы и режим занятий
Общее количество образовательных ситуаций в год по каждому возрасту – 36
Количество непосредственно-образовательной деятельности в неделю – 1
Длительность непосредственно-образовательной деятельности:
старшая группа - 20 - 25 минут,
подготовительная группа- 25-35 минут.
Форма организации образовательного процесса – групповая
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
1.8.Условия реализации Программы
Условиями реализации Программы являются:
• Заинтересованность детей содержанием Программы и ее конечным результатами.
• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
• Наглядность обучения.
• Наличие инструментов и материалов для работы.
• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
• Мебель по росту детей.
Педагогу предоставляется право изменять содержание программы и перечень практических работ, вносить изменения о распределении часов при изучении отдельных тем, в зависимости от контингента обучающихся, условий работы, возможностей творческого объединения и характера применяемого материала.
В процессе работы кружка в течение года организуются выставки детских работ, в уголках для родителей.
По желанию обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) детские работы могут забираться домой.
1.9.Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
1.10.Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
2.Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда будет обращаться внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 2 года.
Тематический план
Месяц | Номер занятия, раздел, тема | Цели | Оборудование и материалы |
Октябрь | 1, 2 занятие | Диагностика. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА |
Работа с природным материалом | 1. Научить детей делать поделки из разных природных материалов. 2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей. | ||
3 занятие: «Осенний букет» | |||
4 занятие: «Сова» | |||
5 занятие: «Домик» | |||
Ноябрь | Работа с бумагой | 1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. 2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. 3.Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. 4. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, газета, ножницы, клей ПВА |
1 занятие: «Птичка» | |||
2 занятие: «Царевна лягушка» | |||
3 занятие: «Домик» | |||
4занятие: «Мамочке любимой» | |||
Декабрь | Работа с соленым тестом, нитками | 1.Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). 2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. 3.Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). 4. Познакомить с новым способом изготовления – оклеивание объемных форм цветными нитками. 5. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и радоваться достигнутым результатам. | Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти, обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей. |
1 занятие: «Рисуем тестом» | |||
2 занятие: «Новогодняя гирлянда» | |||
3 занятие: «Снеговичок» | |||
4 занятие: «Шарик на елку» | |||
5 занятие: «Снежинки» | |||
Январь | Работа с ракушками, песком | 1.Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов. 3. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей. |
1 занятие: «Цветочные горшки» | |||
2 занятие: «Жар-птица» | |||
3 занятие: «Рыбки в аквариуме» | |||
4 занятие: «Волшебное дерево» | |||
5 занятие: «Ожившая сказка» | |||
Февраль | Работа со скорлупками | 1.Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, ореховая скорлупа. |
1 занятие: «Божья коровка» | |||
2 занятие: «Украшение рамки для фотографии» | |||
3 занятие: «Валентинка» | |||
4 занятие: «Золотая рыбка» | |||
Март Апрель | Работа с гофрированной бумагой | 1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда. 2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения. | Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА. |
1 занятие: «Розочки» | |||
2 занятие: «Подарок для мамы» | |||
3 занятие: «Яблоневый цвет» | |||
4 занятие: «Ваза с цветами» | |||
Работа с сухими крупами, семечками, макаронами | 1.Закреплять умение детей изготавливать поделки из природного материала 2.Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы. 3.Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. 4.Развивать аккуратность работы с клеем. | Гофрированный картон, цветной картон; готовые рисунки с изображением барашков, подсолнуха, домика; клей «Момент»; ножницы; крупы: пшено и манка, гречка; семена укропа и подсолнечника; мелкий чай (из пакетиков); фасоль; плоды шиповника; зерна кукурузы; макароны. | |
1 занятие: «Сказочный домик» | |||
2 занятие: «Пасхальные яички» | |||
3 занятие: «Барашки» | |||
4 занятие: «Сказочный узор» | |||
5 занятие: «Подсолнух» | |||
Май | Работа с фольгой, фантиками | 1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги. 2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков. 3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания. | Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки |
1 занятие: «Удивительное дерево» | |||
2 занятие: «Мимоза» | |||
3 занятие: «Волшебная бабочка» | |||
4 занятие: «Букет цветов» | |||
5 занятие: «Насекомые» |
- Методическое обеспечение
Формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса.
Форма занятия - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы проведения занятия – комбинированная (индивидуальная, групповая работа, самостоятельная и практическая работа)
При проведении занятий используются приемы и методы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядные (показ образца, рассматривание картинок, репродукций), практические.
- Список используемой литературы
1.Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,2012 г.
2. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» - М., 2010 г.
3. Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» - М., 2012 г.
4.Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» - М., 2013 г.
5. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М., 2009 г.
6.Давыдова Г.Н. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г.
7.Дубровская Н.В. «Аппликация из гофрированной бумаги» - М., 2013 г.
8.Конышева Н.М. «Умелые руки» - Смоленск, 2011 г.
9. Силаева К.В. «Соленое тесто» - М, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки» для детей от 5 до 6лет
Дополнительную общеразвивающюю программу я разработала для проведения с детьми кружка " Умелые ручки", где дети знакомятся с разными материалами, а потом мастерят разные поделки. У детей раз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки» для детей от 5 до 6лет
Дополнительную общеразвивающюю программу я разработала для проведения с детьми кружка " Умелые ручки", где дети знакомятся с разными материалами, а потом мастерят разные поделки. У детей раз...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...
Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год
Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...