Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»
рабочая программа (подготовительная группа)
Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
program._kruzhka_shahmatenok.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Старошайговский Дом детского творчества»
«Утверждаю»_______
Директор МУДО
«Старошайговский Дом
детского творчества»
Шишканова Н.В.
Протокол педсовета
№1 от «30»09.2017г.
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»
Срок реализации - 1год
Возраст детей - 6-7 лет
Составитель:
Котькина О.Е.
педагог дополнительного
образования
с.Старое Шайгово
2017-2018 уч.г.
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»
( А.Алехин )
Пояснительная записка
Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ.
Программа «Шахматёнок» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, делает их более раскрытыми в характере.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в ребенке эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В детском саду происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга дошкольников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы общения с семьей:
круглый стол, викторина, конкурс, лекция, беседа, мастер-класс,
консультация, анкетирование, день открытых дверей, презентация,
творческое задание, тематическая встреча, совместная выставка,
открытое занятие.
Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний. Итогом работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год, участие в конкурсах.
Цели и задачи:
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Объем и реализация образовательной программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей подготовительной группы дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю.
В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 68часов.Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Учебно – тематический план
№ п\п | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Шахматная доска . | 2 | 1 | 1 |
2. | Элементы шахматной доски. | 8 | 3 | 5 |
3. | Шахматные фигуры . Знакомство. | 8 | 3 | 5 |
4. | Шахматные позиции. | 8 | 2 | 6 |
5. | Повторение. | 10 | 3 | 7 |
6. | Рокировка. Понятие рокировки. | 7 | 2 | 5 |
7. | Мат. Пат. Шах. Начальное положение. | 7 | 2 | 5 |
8. | Тактические приемы. | 8 | 2 | 6 |
9. | Дебют. | 8 | 2 | 6 |
10. | Подведение итогов года. | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 20 | 48 | |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1 Шахматная доска .
Тема 1.1 Шахматная доска.
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Тема 1.2 Элементы шахматной доски.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
Раздел2 Шахматные фигуры. Знакомство.
Тема 2.1 Пешка
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Тема 2.2 Ладья
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Тема 2.3 Слон
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Тема 2.4 Ферзь
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Тема 2.5 Конь
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Тема 2.6 Король
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.
Раздел 3 Шахматные позиции.
Тема 3.1 Повторение.
Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
Тема 3.2 Рокировка.
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
Тема 3.3 КоньЛегкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.
Тема 3.4 Король. Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.
Тема 3.5 Тактические приемы.
Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Реализация программы дополнительного образования «Шахматёнок» требует следующие наличия:
Оборудование :
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- уголок консультаций для родителей.
Планируемые результаты освоения программы.
Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
Список литературы
- Весела, И. Шахматный букварь [электронный вариант] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [электронный вариант] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Физкультура и спорт, 1972;
- Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [электронный вариант] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2007;
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М: Поматур, 2000;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- Левенфиш, Г.Я. Книга начинающего шахматиста [электронный вариант] /Г.Я. Левенфиш. – М.: Физкультура и спорт, 1957
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет
2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматёнок" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа по обучению детей игре в шахматы в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа (в форме кружка) по этнокультурному направлению «Говорушки» для детей старшей группы( 5-6 лет)
Материал по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с русским народным фольклором...
Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуально-творческого кружка «Грамотейка»
Дополнительная образовательная услуга...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...