Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе на тему:

 «Патриотическое воспитание дете старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными  промыслами»

Цель:

Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему:

 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными  промыслами»

Подготовил: Яворская Е.Н.

Цель:

Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Задачи:

Познавательные:

  1. продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
  2. приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  3.  способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного; учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
  4. побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи; 
  5.  вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

Развивающие:

  1. развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
  2. развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка»;
  3. развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного;
  2. воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Используемые технологии:

технология игры, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, музыкальная терапия, цветотерапия.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Методические приемы:

вопросы, рассказ воспитателя, обобщение, уточнение, прослушивание музыкальных композиций, игры, показ способа действий,  объяснение, упражнения, показ образца, выполнение воспитателем игровых  действий, создание  игровой ситуации, поощрение, педагогическая оценка,  беседа.

Предварительная  работа:

--познакомить детей с русскими народными промыслами, рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

— работа с раскрасками;

— во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

— беседы с детьми о русских народных традициях;

— знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком»;

-рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рассматривание дымковской игрушки, беседа с детьми о народных мастерах, их творчестве, рассматривание альбома «Дымковская игрушка», лепка уточки на занятиях, чтение стихотворений о дымковских игрушках, рисование дымковских узоров на платье барышни,  беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность .по данной тематике.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально- художественная, продуктивная.

Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки, иллюстрации с изображением ярмарки,атрибуты необходимые для игр; различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.

Словарная  работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор, орнамент, умелец, ярмарка»«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка».

Организационный момент«Круг добра»

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

ХОД  ЗАНЯТИЯ: ( звучит русская народн.песня, дети входят в гр.) ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу). Круг добра.

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям

Если каждый улыбнется-

Утро весело начнется!» начиная с нашей группы и заканчивая отличным настроением всех людей нашей огромной страны. Воспитатель:  Ребята, а как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

-А то, что мастерили русские люди, как называется? (народные промыслы). Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя : восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслыПосмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Ребёнок :велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт!

Воспитатель:  тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки. (Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети проходят в центр ярмарки)

-Ой ,ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т. д. (2 – я Основная часть: описание ремесел).

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия? Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии)

(Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково-это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.) Ребята, а как вы думаете,трудно ли сделать такую интересную игрушку? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)Воспитатель(Показывает хохломскую игрушку)

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

Дети: из дерева.

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: Из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой»«ягодкой»«листиком». (Народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева) Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.

Отгадайте загадку:

Листочки, ягодки,цветочки, Стебелёчек, завиток. Здесь хозяева три цвета: Чёрный, красный, золотой. Как зовут товар такой? ( хохломские расписные ложки)

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: Это место где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по нашей чудесной ярмарке. (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: в городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

( Это Гжель. Нежно-голубое чудо-сказочная гжель,так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек, бордюров).

— Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка-это жемчужина народного искусства. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)

В-ль (Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: цветов, листочков.

(Городецкая игрушка-народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки).

– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу» (На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов. Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу.). Дети отгадывают загадки об основных народных промыслах на Руси:

Листочки, ягодки, цветочки, стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица- это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные (Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей, синий небушка синей.

Кружевное это чудо привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель : Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель : а  вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные работы матрешек. Чего у них не хватает( ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны.  Предлагаю вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку… Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы росписи.                   ( Д/игра «Закончи узор» . Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей). Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.

 Дети выполняют задание.

- Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Моталочка».

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты. Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок. Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку. Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

Итог занятия. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились? А закончить наше занятие я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились! Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими сказками

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать...

Тема: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста через знакомство с русской народной сказкой».

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение русских народных сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию....

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....