Тема: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста через знакомство с русской народной сказкой».
консультация
Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение русских народных сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_skazki.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Тема: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста через знакомство с русской народной сказкой».
Наблюдая за детьми на протяжении многих лет, можно отметить, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. А чтение русских народных сказок с раннего возраста формирует и развивает нравственных качеств ребенка. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому необходимо, уже с младшего дошкольного возраста показать малышу суть каждого поступка.
Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение русских народных сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию.
Сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами. В них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок и положительные, и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребёнок проникается ими, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Ведущая педагогическая роль заключается в формировании у дошкольников развития нравственных качеств человека в процессе непосредственно-образовательной деятельности, драматизации сказок детьми, показа кукольного, теневого и других видов театра, рисования, аппликации, лепки отдельных эпизодов.
Психологами широко используется метод сказкотерапии, для формирования и приобретения ребёнком совокупности культурных ценностей, развитию его духовно – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Основной принцип сказотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе. Терапия в переводе с греческого означает «забота о душе».
Методом сказотерапии возможно решение следующих задач.
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявления и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.
Сказки делятся на несколько групп:
- Сказки о животных;
- Сказки о взаимодействии людей и животных;
- Сказки – притчи;
- Бытовые сказки;
- Сказки – страшилки, истории о нечисти;
- Заветные сказки;
- Волшебные сказки и другие.
Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт Мир. Примерно с 5 – 6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки – притчи и бытовые сказки.
В ходе непосредственной деятельности по воспитанию и развитию детей используются основные виды деятельности детей:
1.Слушание и запоминание сказок.
2.Пересказывание сказки одним ребёнком, поочерёдно (по фразам) или группой детей.
3.Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4.Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5.Рисование сказок.
6.Разыгрывание сказок, (инсценировки, кукольный театр) музыкальные спектакли.
7.Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
8. Пластические импровизации на тему сказок.
Работа с детьми.
Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой проводится в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от педагога чёткого отбора необходимого наглядного игрового материала.
На коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности даются представления о различных русских народных сказках через рассматривание картин («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка» и др.), проводятся беседы по прочитанным сказкам.
На продуктивной деятельности дети учатся рисовать, лепить, изображать аппликации с натуры, по иллюстрациям, соблюдая их форму, величину, строение и соотношения частей (например, «Моя любимая сказка », «Мой любимый сказочный герой», «Три медведя » и т. д.).
На занятиях по конструированию формируется у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного) («Дворец»). Вместе с детьми можно сооружать различные конструкции в соответствии с их назначением (мебель «Трёх медведей», «Комната для Несмеяны»), учатся создавать различные модели (здания, самолёты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
На музыкально – художественной деятельности дети могут принимать активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, играх – драматизациях (по сказке «Колобок», Путешествие в сказку «Теремок»).
В группе создается уголок - «Библиотека», где можно показывать кукольный театр, уголок ряжения, где находится одежда и атрибуты для драматизации русских народных сказок и конечно – же книги с русскими народными сказками для чтения и рассматривания иллюстраций.
Работа с родителями.
Всю работу по воспитанию и развитию детей через знакомство с русской народной сказкой невозможно проводить без тесного взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие, личности ребёнка в дошкольные годы.
В ходе совместной деятельности родители знакомятся с работой, которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически родители информируются об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время исполнения ролей театрализованных представлений. Родителям рекомендуется закреплять полученные детьми знания дома. Только в тесном сотрудничестве двух институтов воспитания (детский сад – семья), через русскую народную сказку, у детей развиваются нравственные качества: добро, милосердие, справедливость.
Работа с родителями по воспитанию и развитию у детей нравственных качеств должна проводиться планомерно, систематически и постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности, а не время от времени.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ И РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО»
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Сказки. «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)
Сказки. «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич». Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист—Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».
Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».
Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили- были два братца...», «Рассказать ли тебе...». Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Волшебные сказки. «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар Птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист—Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея». Бытовые сказки. «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум». Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской», «Про прекрасную Василису Микулишну», «Садко», «Святогор -Богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца».
Консультацию подготовила
учитель – логопед Пучко С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...
Самообобщение опыта по теме: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Из опыта работы...
Консультация для родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Познакомить с историей православного праздника «Пасха»....
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"
Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками ...
Развитие речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, учат детей передавать свое настроение с помощью мимикой лица, эмоций,жестов,учат детей добру. Быть дружными, работать в команде. Поэтому для реш...
Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с малой родиной »
Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возрастачерез знакомство с малой родиной »...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание дете старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»Цель:Закрепить знания д...