Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством
консультация (младшая группа)

Наталья Антонова-Косьяненко

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvenno.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

Одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание нравственно-патриотических чувств. Нравственно - патриотическое воспитание нужно начинать с самого раннего возраста, так как патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально

Многие родители задаются вопросом, как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?

А все очень просто. С самого раннего возраста мы поем малышам колыбельные песни, читаем сказки, проговариваем потешки.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенка.

Произведения народного творчества могут служить средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к воспитанию любви к родному краю.

Воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.

Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине. Произведения русского народного творчества, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной плотности (потешка «Водичка, водичка...», дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.) душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. Приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Произведения фольклора своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Народное творчество формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, пословиц, народных сказок.

Знакомя ребёнка с пословицами, мы приобщаем его к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст мамы колыбельные («Баю - баюшки, баю»), пестушки (« Идет коза рогатая», « Ладушки»), потешки на 2-м году жизни («Сорока –сорока»), прибаутки 3-4 года (« Маша- радость наша», « Расти коса до пояса»), дразнилки (« Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром.

К 3-м годам Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки и чистоговорки.

Потешки, пестушки, скороговорки, чистоговорки помогают детям в увлекательной, не навязчивой форме овладевать и развивать свою речь.

Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Советы родителям по нравственно - патриотическому воспитанию:

1. Воспитывайте доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений;

2. Воспитывайте любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр;

3. Воспитывайте доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;

4. Знакомьте детей с родным языком, с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, игры-забавы, сказки и т. д.

5. Знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.

6. Обращайте внимание ребенка на красоту нашего города. Прививайте любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

7. Знакомьте с народными традициями, обычаями.

8. Воспитывайте бережное отношение к природе и всему живому.

9. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

10. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь оценивать позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них).

11. Поддерживайте у ребёнка стремление показывать себя с позитивной стороны. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

12. Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки». И это воспоминание согреет ему душу!

(В.Сухомлинский.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Образовательный проект "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с устным народным творчеством".

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные э...