Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими сказками
статья
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Они в яркой, эмоционально-насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей – основа основ. То, что педагог вложил
в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть то, чего он достигнет в
будущем, как он будет строить отношения с окружающим миром.
По мнению ученых и педагогов, основой формирования нравственных
представлений является родная культура. Плодотворное обращение к
народной педагогике. Детям необходимо знать образ жизни, быт, обряды,
верования, историю своих предков, их культуру.
Уникальными памятниками народной педагогики являются
произведения устного народного творчества, в которых запечатлена
национальная культура и мудрость предшествующих поколений [31].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый
воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки
создать народную педагогику». «Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным» [42].
Сегодня национальное обучение и воспитание возможно только при
взаимодействии с народной педагогикой, поскольку в формировании
личности ребенка она играет решающую роль, как совокупность
накопленных и доказанных практикой эмпирических знаний, умений и
навыков, переданных от поколения к поколению [37].
18
Источники педагогической культуры - не только в процессе
воспитания, но и во всем образе жизни людей. Народная педагогика ставила
задачи нравственного воспитания, которое проходило в труде и борьбе, и
умственного, заботясь об интеллектуальном развитии подрастающих
поколений. Не обходила вопроса и о физическом развитии детей. Народное
воспитание - это богатый коллективный опыт народа, «педагогика общества»
[21].
Конечной целью народного воспитания и самовоспитания личности –
является народный идеал совершенного человека. Способность к
самосовершенствованию является самой высокой ценностью человеческой
природы. Совершенствование индивида обусловлено наследственностью и
культурой – материальной и духовной. Идея совершенства человеческой
личности, ее идеала, который является образцом для подражания, занимает
одно из главных мест среди сокровищ народной мудрости [25].
Народная педагогика – это наши истоки, это желание использовать
жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром,
песнями, сказками, былинами, легендами. С младенчества ребенок слышит
родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передаются из
поколения в поколение основные, нравственные ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие [4].
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение,
освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер
образного мышления. Фольклор является основным средством для
воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций [14].
Нельзя не согласиться со словами А.И. Шорова, который считает, что
«сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни, являются
выдающимися памятниками народной культуры». По словам
В.А.Сухомлинского, сказка – это семя, из которого растет эмоциональная
оценка жизненных явлений ребенка [21].
19
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей.
Сказки - важный воспитательный инструмент, выработанным на протяжении
веков проверенным народом. По мнению Г.Н. Волкова, «дети и сказка не
отделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками
своего народа должно обязательно входить в образование и воспитание
каждого народа…» [7].
Материалом для народных сказок была жизнь народа: борьба за
счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. Большинство сказок
отражает лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и
труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках
положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством
передачи этих черт из поколения в поколение [13].
Народные сказки поглощали в себя самые высокие национальные
ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Основная
цель сказки – привить любовь к прекрасному в слове, выработать
эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. В сказке были и
другие аспекты формирования личности, сказки - комплексное средство
воздействия на личность ребенка [15].
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических
чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость, к
человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок
изучает мир не только умом, но и сердцем; и что он не только познаёт, но и
реагирует на события и явления окружающего мира, выражает своё
отношение к добру и злу [17]. В сказках – образы, высшая поэзия, картины
родной природы, тонкие нравственные движения души, вековые традиции,
сберегающие народ - все находит в народной сказке поэтическую,
высокохудожественную форму [27].
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
20
Сказка обладает колоссальными педагогическими возможностями в
воспитании детей. Она учит детей добру, но делает это в ненавязчивой
форме.
Народные сказки воплощают в образной форме эталоны нравственного
поведения, помогая ребенку четко и предельно понятно различать добро и
зло, учат быть добрым и великодушным.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка:
сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником
событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность
сказочного вымысла. Через сказки ребёнок получает не только знания о
мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в
жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение...