Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_srednyaya_gruppa.docx946.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по познавательному развитию  (экологическому воспитанию) в средней группе:

 Тема: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Цель: формирование  у детей экологического ответственного     отношения  к природе посредством ознакомления с природой Нижегородской области.

Задачи:

- Продолжать познакомить детей с животными и растениями Нижегородской области, расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях; познакомить с Красной    книгой, как с государственным документом и её значением.

-Развивать навыки сравнения и группировки объектов живой природы на основе признаков.

-Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться,

Оборудование: коробочка как фотоаппарат, в ней фотографии животных, птиц, растений, стенд-схема, картинка«Эколята», рога оленя (сухая ветка), фотографии животных, растений, гриб из пластилина, следы, клей.

Предварительная работа: разучивание девиза, изготовление эмблем.

  1. Организационный этап.

Воспитатель: Дети, приглашаю вас всех в круг:

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты! ...

  1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо от Эколят:

       «Здравствуйте ребята! Пишут вам Эколята.

                       Выставляются картинки по очереди.

http://school17nvrsk.ru/wp-content/uploads/2021/04/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B0-300x184.png

Я Елочка – я охраняю всех животных и растения в лесу, я ценю красоту   природы. А каких животных вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: В Нижегородской области обитают: медведи, кабаны,  лоси, рыси, волки, лисы, зайцы, белки, куницы, 

Я Тихоня  - я охраняю Тишину в лесу и всех зверей, я люблю, когда в лесу поют птицы. Ах как красиво поют птицы. А вы когда-нибудь слышали? А каких птиц вы знаете?

Ответы детей (соловей, иволга, кукушка,  и др.)

Я Умница – я всегда навожу порядок в лесу после некультурных туристов, которые оставляют после себя много мусора. Скажите, а вы как себя ведете в лесу?

Ответы детей.

Я Шалун – иногда я могу пошалить: побегать по лужам летом, прыгнуть на облачко, поиграть с ветром, я люблю небо, землю и воду и слежу за их чистотой. А вы во что любите играть на природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Эколята  приглашают вас в Керженский заповедник.

А вы знаете что такое заповедник?

Ответы детей: Это место особой охраны животных и растений.

Воспитатель: А чтобы туда добраться Эколята для вас оставили карту.

Предлагаю вам ее рассмотреть.

(Дети рассматривают карту).

Воспитатель: Это карта нашей страны.

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в путешествие нужно правильно

отгадать животных. Некоторые  животные живут на Севере,

где очень холодно. Какие это животные?

https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-8/6054733364.jpg

 Давайте найдем северных животных.

Дети находят (олень,  белый медведь, писец)

Воспитатель: А теперь найдем животных, которые живут в лесу.

Дети находят  бурого медведя, волка, лису.

Воспитатель: А теперь найдем животных, которые живут в степи.

Дети находят зайца, суслика, бурундука.

Воспитатель: Наш заповедник находится в Нижегородской области. 

Воспитатель: Верно, отгадали, отправляемся в поход.

Физкультминутка.

-В заповеднике гуляли (шагаем на месте)

Не шумели-наблюдали (указательный палец прикладываем к носу,

 и делаем «козырёк» из ладони на лбу)

Мимо зайчик проскакал, (прыгаем на месте)

Рядом филин пролетал. (машем руками, как крыльями)

Рыба плещется в воде, (ладони складываем вместе,

и имитируем движение рыбы)

Олень бродит вдалеке. (руки над головой, шагаем,

 высоко поднимая колени)

Не шуми, не пугай, (указательный палец прикладываем к носу)

А люби и наблюдай. (ладони прижимаем к груди, ближе к сердцу,

и руки опускаем вниз)

Воспитатель: Дети, добро пожаловать в заповедник.

Воспитатель: Эколята  приглашают вас в заповедник.

Чтобы попасть в заповедник, что нужно предъявить пропуск.

А есть у нас пропуск?

Дети показывают эмблемы: «Защитники животных».

Воспитатель: Хорошо, проходите. Посмотрите, как здесь красиво.

                                                                 

Воспитатель: Эколята говорят, здесь был стенд, чтобы все туристы,   которые приезжают в заповедник знали, какие животные находятся под охраной. Только вот проблема, был сильный ветер и дождь  и повредился стенд, на котором были все фотографии животных. Что же делать?

Высказывания детей.

Воспитатель: Я предлагаю прогуляться по заповеднику, сделать    несколько фотографий животных и оформим стенд. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пойдемте.

 И возьмем вот этот фотоаппарат (показывает коробочку).

Воспитатель подводит детей к следам (нарисованы на бумаге):

Здесь какие-то следы. Как вы думаете чьи это следы?

Ответы детей:- животное.

 Кто знает, какое животное здесь проходило?

https://foxfan.ru/wp-content/uploads/sledy-rysi.jpg

Дети рассматривают следы, высказываются.

Воспитатель: Тихо, кажется в кустах кто-то прячется.

Послушайте стихотворение:

«Меньше тигра, но немножко.

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись,

В том лесу, где бродит …»

https://ecoportal.info/wp-content/uploads/2018/12/kavkazskaya-rys-544x363.jpg

Верно, угадали, это рысь. Сейчас я сделаю фотографию.

Воспитатель достает картинку из коробочки:

Рысь уже убежала, но я успела сделать ее фотографию.

Рассмотрите фото и расскажите, какая рысь?

Дети: Рысь красивая, похожа на кошку, у нее на шерсти пятнышки, на ушках кисточки.

Воспитатель: Верно, рысь – это дикое животное,

 оно живет в лесу, нужно быть осторожным с рысью.

Воспитатель: Рысь занесен в Красную книгу.

А что значит красная книга?

Дети: Эта книга охраняет животных и растения,

 которые стали редкими.

Воспитатель: Верно. отправляемся дальше.

      Воспитатель и дети идут по кругу и подходят к  рогам (сухая ветка).

        Воспитатель: Посмотрите, что это? Кто нам такой подарок оставил?

       «Словно царскую корону

        Носит он свои рога.

         Ест лишайник, мох зелёный

         Любит снежные луга». (Олень

       Воспитатель достает картинку из коробочки:

       Олень уже убежал, но я        успела сделать его фотографию.

       Рассмотрите фото и скажите, какой олень?

F:\Открытый урок Животные тундры\Животные тундры\1654165.jpg

Дети: Это олень. На голове у него рога, на ногах копыта.

Его тело      покрыто шерстью.

Воспитатель: Олень тоже занесен в Красную книгу.

Воспитатель: А, как вы думаете олень нуждается в охране?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пойдем дальше по заповеднику.

- Слышите, какой-то странный звук…

Включается звук тетерева (3 файл)

https://zvukipro.com/ptici/732-zvuki-ostrohvostogo-tetereva.html

          Воспитатель: Как вы думаете, кто это? Зверь или птица?

           Дети думают.

           Воспитатель:

         «Петушиные бои,
        На току случаются,
        Краснобровые птицы из леса,
       Как они называются»?
                                     (Тетерева)

Воспитатель достает картинку из коробочки:

Тетерев улетел, но я успела сделать его фотографию.

 Рассмотрите фото и расскажите, какой тетерев?

Дети: У тетерева есть клюв, красные перья вокруг глаз,

он может распустить свой хвост веером. На ногах у его когти.

Воспитатель: Молодцы. Возьмите фотографию тетерева.

Воспитатель: Пойдем те дальше.

Воспитатель с детьми идут по кругу и находят фотографию.

Воспитатель: Дети, осторожно,

здесь растут редкие цветы, которые  тоже занесены в красную книгу.

Башмачок крапчатый

Воспитатель: Башмачок крапчатый в Нижегородской области внесён

в Красную книгу Нижегородской области как вид,

 находящийся под угрозой исчезновения.

Воспитатель достает картинку из коробочки:

Вот какая фотография получилась.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Он похож на башмачок.

Воспитатель: давайте пойдем дальше,

 только будем осторожно смотреть под ноги,

 чтобы не наступить на редкое растение.

Воспитатель подводит детей к грибу (из пластилина)

- Что это?

Дети: Гриб.

Воспитатель: гиропорус синеющий, занесённый в Красную книгу Нижегородской области. А называется он так, потому что становится синим, если его срезать. Это съедобный гриб. Но находится под охраной. Давайте я сделаю фотографию (отдает детям картинку).

Воспитатель: Посмотрите, сколько фотографий мы уже сделали.

Воспитатель: Может прикрепим их на наш стенд?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть в природе три царства.

Это растения,  животные  и грибы.

Схема на стенде.

Воспитатель: Подходите ребята,

берите фотографию и скажите, в какое царство ее нужно поместить?

Дети говорят: Башмачок в царство растений (прикрепляет)

Оленя – в царство животных.

Рысь – в царство животных.

Тетерев – в царство животных.

Гиропорус – в царство грибов.

Воспитатель: Верно. Молодцы.

Воспитатель:  Скажите красивый  интересный стенд у нас получился?

Дети: Да.

Воспитатель: Эти растения, животные и грибы занесены

в Красную книгу России. Они являются редкими

и нуждаются в охране.

Воспитатель: Может что-то не хватает на стенде?

(Дети высказывают предположение).

Воспитатель: Вот этой эмблемы.    Прикрепляет.

Воспитатель: Эколята говорят вам спасибо за стенд.

 Вы настоящие защитники природы. Ребята- вспомним наш девиз?

Дети произносят девиз:

«Мы ребята, эколята,

Мы защитники зверей

Мы защитники полей

И растений, и морей.

Мы природу охраняем.

Мы ее оберегаем.

Чтобы нам, тебе и мне.

Жить счастливо на Земле».

Воспитатель: Итак, наше занятие подошло к концу.

Расскажите, что нового вы узнали? Где мы с вами побывали?

(Ответы детей).

Воспитатель: А скажите, какие есть царства в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...