Программа кружка
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Лариса Александровна

Программа кружка по нетрадиционному рисованию "Жар-птица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

по нетрадиционному рисованию

 «Жар-птица»

Пояснительная записка.

Программа по нетрадиционному рисованию рассчитана на 4 года для занятий с детьми 2-младшей (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп. Занятия предполагаются 1раз в неделю по 20-25 минут. Всего 36 занятий в год.

Рисование – одна из многих радостей, которыми так наполнено детство. Оно самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё представление о мире, своё отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своём рисунке. Если вы попросите малыша объяснить то, что он рисовал, он расскажет вам интересную историю, которая только что произошла в его воображении и легко легла на лист бумаги.

Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный, творческий и вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и закрепить в каждом ребёнке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник (в широком смысле этого слова) – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства.

Наша задача - сохранить и развить в человеке подаренное ему природой в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазия и воображение у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы используя смешанные изобразительные техники.

Освоение нетрадиционных техник

 рисования в дошкольном возрасте

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более        сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- оттиск печатками из ластика;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить ещё более трудные методы и техники:

- кляксография;

- монотипия;

- печать по трафарету;

- граттаж;

- батик.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

           

                                Цель программы:

     Формировать и развивать художественные способности детей, творческое воображение, фантазию.

     Пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.

     Развивать активность, самостоятельность.

     Воспитывать любовь к изобразительному искусству.

                Основные задачи программы:

  1. Развивать и закреплять технические навыки, координацию движений.
  2. Развивать чувство цвета при составлении гаммы (смешивании красок) из нескольких цветов или оттенков одного цвета.
  3. Знакомить с новыми (нестандартными) методами и изобразительными материалами, использовать их в работе:

- рисование пальчиком;

- рисование тычком кистью;

- рисование по сырой бумаге, по ткани;

- рисование в технике набрызга;

- кляксография;

- граттаж;

- расчёсывание краски и др.

    4.  Закреплять умения передавать в рисунке различные сюжеты: картины   природы в разное время года; сюжеты сказок; располагать изображение на всём листе бумаги.

    5. Учить составлять простые узоры и орнаменты, используя геометрические формы и растительные элементы.

   6.  Воспитывать у детей видение прекрасного в обычном.                                                                       Анализ работы

   В течение четырёх лет моя работа была построена на воспитании любви к природе через рисование в программе «Природа и художник». Все занятия проходили в занимательной форме, использовались: стихи, музыка, драматизации, репродукции картин. Дети освоили (и это им очень нравилось) рисование природных объектов: животных, насекомых, облаков, листьев и т.д.

     В течение следующих четырёх лет планирую познакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками и материалами в изображении окружающего.

          В программе представлено три раздела:

1 – предметное рисование;

2 – сюжетное рисование;

3 – составление узоров и орнаментов.

              Материалы, используемые в работе:

Краски, кисти, тампоны, тычки, трафареты, зубные щётки, мятая бумага, восковые мелки, акварель, клей, соль, сырая бумага, ткань.

        

         

                              Содержание программы

Первый год

(для детей 3-4 лет)

Сентябрь

  1. «Мой любимый дождик» (рисование пальчиком).
  2. «Весёлые мухоморы» (рисование пальчиком).
  3. «Мой весёлый колобок» (обрывание бумаги).
  4. «Ягоды и яблоки» (оттиск пробкой, печатка из картофеля).

Октябрь

  1. «Моя любимая чашка» (оттиск пробкой, рисование пальчиком).
  2. «Рябинка» (рисование пальчиком).
  3. «Птички клюют ягоды» (рисование пальчиком, оттиск пробкой).
  4. «Салют» (тычком).

Ноябрь

  1. «Солнышко» (оттиск пробкой, печаткой из картофеля).
  2. «Свитер для моих друзей» (рисование пальчиком).
  3. «Щенок» (тычком).
  4. «Цыплёнок» (тычком).

Декабрь

  1. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование пальчиком).
  2. «Мои рукавички» (рисование пальчиком).
  3. «Маленькая ёлочка» (тычком).
  4. «Бусы на ёлку» (тычком).

Январь

  1. «Ёлочка пушистая, нарядная» (тычком, пальчиком).
  2.  «Весёлый снеговичок» (тычком).
  3.  «Котёнок» (тычком).

Февраль

  1. «Моё любимое дерево» (рисование углём).
  2. «Зайчонок» (тычком).
  3. «Цветочек для папы» (печатка из картофеля).
  4. «Мои любимые животные из сказок» (тычком)

Март

  1. «Мимоза для мамы» (рисование пальчиком).
  2. «Солнышко» (ладошкой).
  3. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиком).
  4. «Утёнок» (тычком)

Апрель

  1. «Жили у бабуси два весёлых гуся» (ладошкой).
  2. «Волшебные картинки» (свеча + акварель).
  3. «Одуванчики» (тычком).
  4. «Укрась платочек» (оттиск пробкой, рисование пальчиком).

Май

  1. «Травка» (ладошкой).
  2. «Цветочек радуется солнышку» (печаткой).
  3. «Ёжик» (тычком).
  4. «Пушистые одуванчики» (тычком)     

Второй год

(для детей 4-5 лет)

Сентябрь

          1. «Подсолнухи» (рисование пальчиком).

          2. «Астры в вазе» (тычком).

          3. «Травушка-муравушка» (штрихом).

          4. «Ёжик» (тычком).

Октябрь

          1. «Грибы в лукошке» (отпечаток пробкой, рисование пальчиком).

          2. «Мои игрушки» (отпечаток пробкой, рисование пальчиком).

          3. «Выставка рыжих котов» (тычком).

          4. «Краски осеннего дерева» (печать листьями).

Ноябрь

          1. «Мои любимые рыбки» (восковые мелки + акварель).

          2. «Первый снег» (пальчиком).

          3. «Поможем зайцу найти друзей» (тычком).

          4. «Укрась шарфик» (печать по трафарету).

Декабрь

          1. «Зимний лес» (печать по трафарету, пальчиком).

          2. «Два петушка» (рисование ладошкой).

          3. «Снеговик» (тампонирование).

          4. «Укрась елочку бусами» (оттиск пробкой, пальчиком).

Январь

          1. «Ёлочные игрушки» (восковой мелок + акварель, оттиск пробкой).

          2. «Гусь» (тычком).

          3. «Аквариумные рыбки» (рисование по мокрой бумаге).

          4. «Снеговичок» (рисование скомканной бумагой).

Февраль

          1. «Нарисуй какую хочешь чашку» (печать по трафарету).

          2. «Сказочные цветы» (кляксография).

          3. «Кораблики в море» (черный маркер + акварель).

          4. «Портрет Зимы» (восковой мелок + акварель).

Март

          1. «Ваза для цветов» (оттиск печатками).

          2. «Открытка для мамы» (печать по трафарету, пальцем).

          3. «Грачи прилетели» (тычком).

          4. «Весеннее солнышко» (ладошкой).

Апрель

          1. «Веселая капель» (по мятой бумаге).

          2. «Ракеты в космосе» (печать по трафарету).

          3. «Укрась свитер» (тычком, печаткой).

          4. «Расцвели одуванчики» (тычком).

Май

          1. «Как я вырос за год» (граттаж).

          2. «Одуванчики» (воск + акварель).

          3. «Еловая веточка» (штриховка).

          4. «Поплыли по небу облака» (по сырой бумаге).

Третий год

(для детей 5-6 лет)

Сентябрь

  1. «Летний луг» (воск + акварель).
  2. «Бабочки, которых я видел летом» (монотипия).
  3. «В садах созрели яблоки» (тычком).
  4. «Зоопарк» (рисование на пластилине).

Октябрь

  1. «Мой маленький друг» (тычком).
  2. «Осенние листья» (печать листьями).
  3. «Утята на пруду» (тычком).
  4. «Ветка рябины» (пальчиком).

Ноябрь

  1. «Весёлые кляксы» (кляксография).
  2. «Волшебный рисунок» (свечой).
  3. «Наличники» (графика копировальной бумагой).
  4. «Зачем человеку зонт» (печать по трафарету).

Декабрь

  1. «Снежная семья» (тычком).
  2. «Цветик – разноцветик» (смешивание цветов).
  3. «Ёлочка нарядная» (воск + акварель, пальцем).
  4. «Зимние напевы» (набрызг).

Январь

  1. «Дед Мороз» (рисование солью).
  2. «Морозные узоры» (свечой).
  3. «Волшебный карандашик» (каракулеграфия).
  4. «Я в волшебном еловом лесу» (граттаж).

Февраль

  1. «Витражи для окошек в избушке Зимы» (клеевые картинки).
  2. «Шишки на ветки» (тычком).
  3. «Я в подводном мире» (ладошкой, воск + акварель).
  4. «Ожившая сказка» (оживший предметы).

Март

  1. «Цветы для мамы» (по мокрой бумаге).
  2. «Ласточка с весною» (набрызг).
  3. «Подснежники» (воск + акварель).
  4. «Мимоза» (тычком).

Апрель

  1. «Ежата на поляне» (тычком).
  2. «Звёздное небо» (набрызг, печать по трафарету).
  3. «Ранняя весна» (монотипия).
  4. «Аквариум» (ладошкой).

Май

  1. «Салют над городом» (свеча + акварель).
  2. «Берёза» (батик).
  3. «Берёзовая роща» (свечой).
  4. «Черешня» (тычком).

Четвёртый год

(для детей 6-7 лет)

Сентябрь

  1. «Летние денёчки» (точечная живопись).
  2. «Лягушки» (тычком).
  3. «Осень в гости к нам пришла» (рисование по мятой бумаге).
  4. «Грибы в корзине» (рисунок ладошкой).

Октябрь

  1. «Осень вновь пришла» (тычком).
  2. «Усатый – полосатый» (пальцем).
  3. «Сюрприз для друга» (свеча + акварели).
  4. «Улетаем на юг» (кляксография).

Ноябрь

  1. «Мой любимый свитер» (печаткой из картофеля).
  2. «Домовые мыши» (тычком).
  3. «Плюшевый медвежонок» (оттиск поролоном).
  4. «Верблюд в пустыне» (расчёсывание краски).

Декабрь

  1. «Пингвины на льдине» (тычком).
  2. «Снег идёт» (рисование по мокрому).
  3. «Снежное чудо» (рисование на фольге).
  4. «Лисичка – сестричка» (печать по трафарету).

Январь

  1. «Ёлочка нарядная» (рисование пальцем, оттиск поролоном).
  2. «Зимний лес» (тычком).
  3. «Теремок» (рисование волшебного домика).
  4. «Зима» (ладошкой).

Февраль

  1. «Снегири на ветках» (тычком).
  2. «Узор на тарелочке» (печатки из картофеля).
  3. «Совы» (тычком).
  4. «Черепаха» (восковой мелок + акварель).

Март

  1. «Подарок маме» (тычком).
  2. «Ранняя весна» (монотипия).
  3. «Стройка. Спецтранспорт» (печать по трафарету).
  4. «Попугаи» (тычком).

Апрель

  1. «Растения в нашей группе» (оттиск поролоном).
  2. «Полёт в космос» (граттаж).
  3. «Белые лебеди» (тычком).
  4. «Бабочка» (монотипия).

Май

  1. «День Победы» (коктейльные трубочки).
  2. «Фантазия в узорах» (батик).
  3. «Берёзы весной» (тычком).

              4. «Пушки с пристани палят» (лоскутная живопись).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...