Программа дополнительного образования "Песочные фантазии" для детей с 2-3 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Холодова Нина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1. ....................................................... Пояснительная записка     (№ 3-8 стр)

1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы    (№ 6 стр)

1.3. ..................................................... Содержание программы   (№7 -11 стр)

       Учебно-тематический  план ............................................. (№ 11-24 стр)

1.4. .................. Планируемые образовательные результаты    (№24-25 стр )

 Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. ......................................... Календарный учебный график    (№ 25-27стр)

2.2. ....................................... Условия реализации программы   (№31-32стр)

2.3. ................................................................. Формы аттестации     (№ 32стр)

2.4. ................................................... Методические материалы  (№ 30-31стр)

2.5. ............................................................... Список литературы    (№ 31 стр)

         Приложения:

       Оценочные материалы................................................... (№  33 - 35 стр)

          Лист внесения изменений и дополнений в программу......... (№ 36 стр)

 

 

 

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ПОЛНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; 
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года"
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Постановление Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных  правил    СП    2.4.3648-20    «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей и молодежи»;
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина»;
  • Распоряжение Администрации Владимирской области от 02 августа 2022 года № 735-р «Об утверждении Плана работы и целевых показателей Концепции развития дополнительного образования детей во Владимирской области до 2030 года».

- Положение о порядке оказания платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад №87».

      

 

Концептуальная идея

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Все дети любят рисовать, но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств творческого обучения/развития детей, основанных на личностно - ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Занятия по программе «Умелые ручки» направлены на реализацию новых возможностей использования необычных предметов в качестве художественных материалов.

 

 

Новизна программы

Рисование песком, или пескография, новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка:

сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по настоящему расслабиться, отдохнуть.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом,

ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно

пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и

гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так, как рисование

происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно

влияет на развитие речи и мышления.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом

рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней»энергии, учится лучше понимать себя.Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины»,

создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и

художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается

координация движений, пространственное восприятие.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

 

Актуальность программы.

Актуальность программы: в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов их развития.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

 

Особенности организации образовательного процесса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные фантазии» стартового уровня, имеет художественную направленность и осуществляется на платной основе. Предназначена для детей возраста 2-3 лет. 

Сроки реализации программы:  программа рассчитана на 1 год обучения.  Режим проведения занятий 1 раз в неделю.  Полный объем учебных часов –38  академических часов в год, 1 час в неделю.  Продолжительность учебного часа  15 мин.   Количество обучающихся в группе – 5 -6 человек.

В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

 

 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Цель программы: программы развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.

 

 Задачи программы:

Задачи программы создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива; развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»; формирование числовых представлений «много»«мало»«один»«два»«меньше»«больше», развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.

 

           

Личностные:

● Воспитывать  навыки  сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;

          Метапредметные:

● Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер, создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.

● развивать умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»; формировать числовые представлений «много»«мало»«один»«два»«меньше»«больше»

● развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.

      Образовательные (предметные):

  •  Создавать статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
  • Развивать художественно-эстетический  вкус;

 

 

      

      

 

1.3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с песком. Свойства песка.

1

0.5

0.5

Практическая работа

2.

“Воздушные шары

1

0.5

0.5

Практическая работа

3.

“Солнышко”

1

0.5

0.5

Практическая работа

4.

“Тучка и дождик”

1

0.5

0.5

Практическая работа

5.

“Лесенка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

6.

“Лесенка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

7.

“Следы ”

1

0.5

0.5

Практическая работа

8.

“Клад”

1

0.5

0.5

Практическая работа

9.

“Ёжик”

1

0.5

0.5

Практическая работа

10.

“Лес. Ёлка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

11.

“Клубок”

1

0.5

0.5

Практическая работа

12.

“Овечка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

13.

“Дом”

1

0.5

0.5

Практическая работа

14.

“Ель”

1

0.5

0.5

Практическая работа

15.

“Снежинка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

16.

“Новогодняя ёлочка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

17.

“Улыбка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

18.

Морской мир "Волны»

1

0.5

0.5

Практическая работа

19.

Морской мир “Подводный мир”

1

0.5

0.5

Практическая работа

20.

Морской мир “Остров”

1

0.5

0.5

Практическая работа

21.

Морской мир “Рыбка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

22.

“Город”

1

0.5

0.5

Практическая работа

23.

“Качели”

1

0.5

0.5

Практическая работа

24.

“Машина”

1

0.5

0.5

Практическая работа

25.

“Дорога”

1

0.5

0.5

Практическая работа

26.

“Торт со свечами”

1

0.5

0.5

Практическая работа

27.

“Ель”

1

0.5

0.5

Практическая работа

28.

“Сердечко”

1

0.5

0.5

Практическая работа

29.

“Сказка”

1

0.5

0.5

Практическая работа

30

“Луна”

1

0.5

0.5

Практическая работа

31.

“Река»

1

0.5

0.5

Практическая работа

32.

“Цветник”

1

0.5

0.5

Практическая работа

33.

“Арбуз”

1

0.5

0.5

Практическая работа

34.

“Цыплёнок”

1

0.5

0.5

Практическая работа

35.

“Фигуры”

1

0.5

0.5

Практическая работа

36.

“Фигуры”

1

0.5

0.5

Практическая работа

37.

“Фигуры”

1

0.5

0.5

Практическая работа

 

ИТОГО:

38 часов

 

 

 

 

 

Содержание

 

Организация игр-занятий с песком.

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.

Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Воспитатель сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.

2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

  • просеивание (сквозь пальцы)
  • расхлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

  • Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
  • Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
  • Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
  • Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
  • Особенности в работе с песком на световых столах:
  • Рисование отличается простотой
  • Песочное рисование это – КРАСОТА!
  • Пластичность
  • Уменьшение стресса
  • Воздействие светом, цветом, музыкой

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
(А.Густышкин)

3.Правила поведения в песочнице

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Мишутке убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

4.Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

Перетираем песок между пальцами и ладонями

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

“С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...”

Дети описывают и сравнивают свои ощущения:

  • “приятно - неприятно”
  • “колючее – шершавое - гладкое”

Катаем гладкий и массажный мяч.

4. Ритуал прощания

- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

- Мишутка любит вас, а вы его?

Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.

- До свидания, я буду вас ждать.

 

Содержание работы с детьми 1-3 лет.

Месяц

Кол-во зан.

Название

Задачи

Содержание

Сентябрь

1

Знакомство с песком. Свойства песка.

Знакомство

Упражнение “Здравствуй, песок!”

2

“Воздушные шары”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение рисовать прямые вертикальные

 прямые и волнистые

 линии.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

3

“Солнышко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые линии в разных

 направлениях.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

4

“Тучка и дождик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение рисовать прямые вертикальные

 линии.

Уметь различать количество .предметов

(много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Октябрь

5-6

“Лесенка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые горизонтальные

 линии.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

7

“Следы ”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии.

Уметь различать кол. предметов

(много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

8

“Клад”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Втирание указательным пальцем или

 Насыпание из кулачка кругов – закапываем «клад».

Уметь различать кол.

 Предметов

(много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

9

“Ёжик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2. Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Ноябрь

10

“Лес. Ёлка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые наклонные линии.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало,

много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

11

“Клубок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование спирали закручивающейся

 к центру и

раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать количество  предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

12

“Овечка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование спирали закручивающейся

 к центру и

 раскручивающейся наружу.

Динамичное движение.

Уметь различать количество предметов

(много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

13

“Дом”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование квадратов кулачком. Украшение.

Уметь различать количество  предметов

(много - мало,

много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Декабрь

14

“Снеговик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало,

много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

15

“Снежинка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить пересекающиеся линии.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

16

“Новогодняя ёлочка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

17

“Улыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование дуги.

Уметь различать кол. Предметов

(много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Январь

18

Морской мир "Волны»

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало,

много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

19

Морской мир “Подводный мир”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

пальцем,

 симметрично двумя руками.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы

 (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

20

Морской мир “Остров”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

21

Морской мир “Рыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Февраль

22

“Город”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания ребром ладони,

 насыпания из кулачка.

Уметь различать количество предметов

 (много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

23

“Качели”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем,

ребром ладони, насыпание из кулачка,

 пальцев.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

24

“Машина”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем,

ребром ладони, насыпание из кулачка,

пальцев.

Уметь различать количества предметов

 (много - мало,

 много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

25

“Дорога”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

пальцем, ребром

ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Март

26

“Торт со свечами”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

 

Рисование способом втирания кулачком,

пальцем, ребром

ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

 Рисование

 вертикальных линий.

Умение рисовать прямые вертикальные

линии.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

27

“Ель”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем,

 ребром ладони, насыпание из кулачка,

 пальцев.

Уметь различать количества предметов

 (много - мало,

много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

28

“Сердечко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

29

“Сказка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Апрель

30

“Луна”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

31

“Река»

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

32

“Цветник”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. Предметов

 (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

33

“Арбуз”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Дуги. Чувство симметрии.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Май

34

“Цыплёнок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого потенциала

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

35-36

“Фигуры”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много

- мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

37

“Фигуры”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

 пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

38

“Луг”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

2.Развитие воображения и творческого мышление

3.Развитие всех ВПФ

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

Рисование способом втирания кулачком,

пальцем, ребром ладони, насыпание из

 кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много –

 мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру,

 длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

Итог:

38

 

 

 

 

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

 

           Личностные:

● Воспитание  навыков  сотрудничества, создание эмоционального  комфорта;

          Метапредметные:

●Развитие  зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер, создание  оптимальных условий и средств развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

● развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»;

●формирование числовых представлений «много»«мало»«один»«два»«меньше»«больше»

● развитие  у детей внимание, памяти, воображения, логического мышления, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.

      Образовательные (предметные):

  •  Создание статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • Развитие композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
  • Развитие художественно-эстетического вкуса;

 

      

      

 

 

РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

 

 

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

Групповая

0,5

 

 

Знакомство с песком. Свойства песка.

наблюдение

2

сентябрь

Групповая

0,5

 

 

“Воздушные шары”

наблюдение

3

сентябрь

Групповая

 

       0,5

 

“Солнышко”

Наблюдение,

Диагностика

4

сентябрь

Групповая

 

       0,5

 

“Тучка и дождик”

Наблюдение,

диагностика

5

октябрь

Групповая

0,5

 

 

 

 

“Лесенка”

наблюдение

6

октябрь

Групповая

0,5

“Лесенка”

наблюдение

7

октябрь

Групповая

       0,5

     

 

“Следы ”

наблюдение

8

октябрь

Групповая

       0,5

     

 

“Клад”

наблюдение

9

октябрь

Групповая

       0,5

 

“Ёжик”

наблюдение

10

ноябрь

Групповая

       0,5

    

 

“Лес. Ёлка”

наблюдение

11

ноябрь

Групповая

       0,5

      

 

“Клубок”

наблюдение

12

 

ноябрь

Групповая

       0,5

     

“Овечка”

наблюдение

13

ноябрь

Групповая

 

       0,5

 

“Дом”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

14

декабрь

Групповая

       0,5

     

 

“Снеговик

наблюдение

15

декабрь

Групповая

       0,5

     

 

“Снежинка”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

16

декабрь

Групповая

       0,5

     

 

“Новогодняя ёлочка”

наблюдение

17

декабрь

Групповая

       0,5

 

“Улыбка”

наблюдение

18

январь

Групповая

       0,5

     

Морской мир "Волны»

наблюдение

19

январь

Групповая

       0,5

    

 

Морской мир “Подводный мир

наблюдение

20

январь

Групповая

       0,5

    

 

Морской мир “Остров”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

21

январь

Групповая

 

       0,5

 

Морской мир “Рыбка”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

22

февраль

Групповая

0,5

     

 

 

 

“Город”

Наблюдение,

анализ законченных работ

23

февраль

Групповая

       0,5

      

 

 

“Качели”

наблюдение

24

февраль

Групповая

       0,5

     

 

 

“Машина”

наблюдение

25

февраль

Групповая

       0,5

     

 

 

“Дорога”

Наблюдение,

анализ законченных работ

26

март

Групповая

       0,5

     

 

 

“Торт со свечами”

наблюдение

27

март

Групповая

0,5

 

 

 

“Ель”

наблюдение

28

март

Групповая

       0,5

    

 

 

“Сердечко”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

29

март

Групповая

0,5

 

 

 

“Сказка”

наблюдение

30

апрель

Групповая

       0,5

      

 

“Луна”

Наблюдение,

анализ законченных работ

31

апрель

Групповая

       0,5

      

 

“Река»

наблюдение

32

апрель

Групповая

       0,5

“Цветник”

наблюдение

33

апрель

Групповая

 

       0,5

 

“Арбуз”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

34

апрель

Групповая

 

       0,5

 

“Цыплёнок”

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

 

35

май

Групповая

       0,5

     

 

“Фигуры

наблюдение

36

май

Групповая

       0,5

      

 

“Фигуры

Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала людение,

 

 

37

май

Групповая

       0,5

     

 

 

“Фигуры”

мониторинг

38

     май

Групповая

 

 

 

       0,5

      

 

 

“Луг”

Наблюдение,

анализ законченных работ

 

 

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-техническое обеспечение.

 

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала детям объясняется тема занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: занятия проводятся в  отдельном помещении.

 Технические средства:

Занятия проводятся с использованием песочного стола и сюжетных игрушек.

1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим “Северное сияние”.

2. Чистый белый песок.

3. Музыкальное сопровождение на CD.

4. Материалы для рисования:

  • Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
  • Использование массажного мяча
  • Использование ситечка
  • Использование трафаретов
  • Использование декоративных украшений (камни, палочки)
  • Использование формочек
  • Использование маленьких игрушек

 

 

Кадровое обеспечение.

По программе с детьми работает  воспитатель высшей квалификационной категории Холодова Нина Александровна. Образование — высшее педагогическое.

 

 

                                         

 

                                                                                                          2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Формы контроля и методы оценки:

Педагогическое наблюдение за:

  • проявлением устойчивости интереса детей к рисованию;

 умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;

  • умением детей самостоятельно решать образовательную задачу, доводить  начатое дело до конца;

Формы подведения итогов реализации программы

  устный опрос по отдельным темам пройденного материала;

  анализ законченных работ;

Обследование проводится по следующим направлениям:

 1.. Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов; 2. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

 Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике песком;

Низкий (1 балл)  ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;  ребёнок рисует только при активной помощи взрослого.

Средний(2 балла)  у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;  проявляет внешние признаки эмоционального состояния;  знает способы изображения некоторых предметов и явлений;  правильно пользуется материалами и инструментами; 

Высокий (3 балла)  может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат. 

 

 

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тема занятия

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал. ТСО

Формы контроля

1

“Фигуры”

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Диагностическая

карта (входная).

Беседа.

Практические

задания.

Наблюдение.

 

2

“Луг”

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

Беседа.

 

3

“Луна”

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

 

4

“Река»

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Игра.

Наблюдение.

Практические

задания.

 

5

“Цыплёнок”

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

Диагностическая

карта (итоговая).

Отзывы

родителей

 

 

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Занятия с детьми 1-3 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.

3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от года до трех лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-3 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                   Приложение 1

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Мониторинг

 Обследование проводится по следующим направлениям:

1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;

2.Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов;

3. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

 

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании песком

Низкий (1 балл)  у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;

  эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;

  ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;  ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;

  знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими;

  не достаточно освоены технические навыки и умения;

Средний(2 балла)  у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;

  проявляет внешние признаки эмоционального состояния;

  знает способы изображения некоторых предметов и явлений;

  проявляет самостоятельность;

Высокий (3 балла)  ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки; 

  владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;

  передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;

  обогащает образ выразительными деталями, цветом;

  умеет создать яркий нарядный рисунок;

  может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;

 

 

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса

 

Анкета для родителей.

1. Считаете ли Вы полезными занятия по программе «Песочные фантазии » для вашего ребенка____________________________________________

 2. Хотели бы Вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?_________________________________________________________

3. Как Вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю? ___________________________________________________________________

4. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы «Песочные фантазии »? ____________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы овладеть техникой рисования песком ? ____________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?__________________________________________________________

7. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?_____________________________________________________________

8. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

9. Вы храните рисунки своего ребѐнка?_____________________________________________________________

10. Требуется ли Вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребёнка? ____________________________________________________________________

11. Ваши отзывы и предложения __________________________________________

 

 

 

 

Приложение 2

 

Лист внесения изменений и дополнений в программу

 

№ п/п

Дата

Характеристика изменений

(уплотнение занятий, объединение занятий, перенос на другую дату

Напр: объединение занятий №25 и 26)

Основание изменений

(карантин,

или б/лист педагога с… по…)

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

пр.№…  

 от …

Подпись

педагога/ зам. директора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...