Главные вкладки
Программа дополнительного образования "Песочные фантазии" для детей с 2-3 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. ....................................................... Пояснительная записка (№ 3-8 стр)
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы (№ 6 стр)
1.3. ..................................................... Содержание программы (№7 -11 стр)
Учебно-тематический план ............................................. (№ 11-24 стр)
1.4. .................. Планируемые образовательные результаты (№24-25 стр )
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. ......................................... Календарный учебный график (№ 25-27стр)
2.2. ....................................... Условия реализации программы (№31-32стр)
2.3. ................................................................. Формы аттестации (№ 32стр)
2.4. ................................................... Методические материалы (№ 30-31стр)
2.5. ............................................................... Список литературы (№ 31 стр)
Приложения:
Оценочные материалы................................................... (№ 33 - 35 стр)
Лист внесения изменений и дополнений в программу......... (№ 36 стр)
РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ПОЛНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года"
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина»;
- Распоряжение Администрации Владимирской области от 02 августа 2022 года № 735-р «Об утверждении Плана работы и целевых показателей Концепции развития дополнительного образования детей во Владимирской области до 2030 года».
- Положение о порядке оказания платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад №87».
Концептуальная идея
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Все дети любят рисовать, но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств творческого обучения/развития детей, основанных на личностно - ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Занятия по программе «Умелые ручки» направлены на реализацию новых возможностей использования необычных предметов в качестве художественных материалов.
Новизна программы
Рисование песком, или пескография, новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка:
сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по настоящему расслабиться, отдохнуть.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом,
ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно
пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и
гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так, как рисование
происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно
влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом
рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней»энергии, учится лучше понимать себя.Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины»,
создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и
художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается
координация движений, пространственное восприятие.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.
Актуальность программы.
Актуальность программы: в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов их развития.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные фантазии» стартового уровня, имеет художественную направленность и осуществляется на платной основе. Предназначена для детей возраста 2-3 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Режим проведения занятий 1 раз в неделю. Полный объем учебных часов –38 академических часов в год, 1 час в неделю. Продолжительность учебного часа 15 мин. Количество обучающихся в группе – 5 -6 человек.
В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: программы развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи программы:
Задачи программы создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива; развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»; формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше», развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.
Личностные:
● Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;
Метапредметные:
● Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер, создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.
● развивать умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»; формировать числовые представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»
● развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.
Образовательные (предметные):
- Создавать статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
- Развивать художественно-эстетический вкус;
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Знакомство с песком. Свойства песка. | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
2. | “Воздушные шары | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
3. | “Солнышко” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
4. | “Тучка и дождик” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
5. | “Лесенка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
6. | “Лесенка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
7. | “Следы ” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
8. | “Клад” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
9. | “Ёжик” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
10. | “Лес. Ёлка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
11. | “Клубок” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
12. | “Овечка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
13. | “Дом” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
14. | “Ель” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
15. | “Снежинка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
16. | “Новогодняя ёлочка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
17. | “Улыбка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
18. | Морской мир "Волны» | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
19. | Морской мир “Подводный мир” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
20. | Морской мир “Остров” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
21. | Морской мир “Рыбка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
22. | “Город” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
23. | “Качели” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
24. | “Машина” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
25. | “Дорога” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
26. | “Торт со свечами” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
27. | “Ель” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
28. | “Сердечко” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
29. | “Сказка” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
30 | “Луна” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
31. | “Река» | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
32. | “Цветник” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
33. | “Арбуз” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
34. | “Цыплёнок” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
35. | “Фигуры” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
36. | “Фигуры” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
37. | “Фигуры” | 1 | 0.5 | 0.5 | Практическая работа |
| ИТОГО: | 38 часов |
|
|
|
Содержание
Организация игр-занятий с песком.
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Воспитатель сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
- Особенности в работе с песком на световых столах:
- Рисование отличается простотой
- Песочное рисование это – КРАСОТА!
- Пластичность
- Уменьшение стресса
- Воздействие светом, цветом, музыкой
Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
(А.Густышкин)
3.Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Мишутке убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
4.Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Легко с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
Перетираем песок между пальцами и ладонями
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:
“С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...”
Дети описывают и сравнивают свои ощущения:
- “приятно - неприятно”
- “колючее – шершавое - гладкое”
Катаем гладкий и массажный мяч.
4. Ритуал прощания
- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
- Мишутка любит вас, а вы его?
Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.
- До свидания, я буду вас ждать.
Содержание работы с детьми 1-3 лет.
Месяц | Кол-во зан. | Название | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1 | Знакомство с песком. Свойства песка. | Знакомство | Упражнение “Здравствуй, песок!” |
2 | “Воздушные шары” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
3 | “Солнышко” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
4 | “Тучка и дождик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать количество .предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Октябрь | 5-6 | “Лесенка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые горизонтальные линии. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
7 | “Следы ” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
8 | “Клад” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Втирание указательным пальцем или Насыпание из кулачка кругов – закапываем «клад». Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
9 | “Ёжик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2. Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Ноябрь | 10 | “Лес. Ёлка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые наклонные линии. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
11 | “Клубок” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
12 | “Овечка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
13 | “Дом” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование квадратов кулачком. Украшение. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Декабрь | 14 | “Снеговик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование кругов кулачком. Украшение. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
15 | “Снежинка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить пересекающиеся линии. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
16 | “Новогодняя ёлочка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
17 | “Улыбка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование дуги. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Январь | 18 | Морской мир "Волны» | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
19 | Морской мир “Подводный мир” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
20 | Морской мир “Остров” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
21 | Морской мир “Рыбка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Февраль | 22 | “Город” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
23 | “Качели” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
24 | “Машина” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать количества предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
25 | “Дорога” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Март | 26 | “Торт со свечами” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение
| Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий. Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
27 | “Ель” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать количества предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
28 | “Сердечко” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
29 | “Сказка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Апрель | 30 | “Луна” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
31 | “Река» | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
32 | “Цветник” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. Предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
33 | “Арбуз” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Дуги. Чувство симметрии. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Май | 34 | “Цыплёнок” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. |
35-36 | “Фигуры” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
37 | “Фигуры” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
38 | “Луг” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много – мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Итог: | 38 |
|
|
|
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Личностные:
● Воспитание навыков сотрудничества, создание эмоционального комфорта;
Метапредметные:
●Развитие зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер, создание оптимальных условий и средств развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
● развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»;
●формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»
● развитие у детей внимание, памяти, воображения, логического мышления, мелкой моторики, снижение психофизического напряжения.
Образовательные (предметные):
- Создание статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
- Развитие композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
- Развитие художественно-эстетического вкуса;
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | Групповая | 0,5
| Знакомство с песком. Свойства песка. | наблюдение |
2 | сентябрь | Групповая | 0,5
| “Воздушные шары” | наблюдение |
3 | сентябрь | Групповая
| 0,5
| “Солнышко” | Наблюдение, Диагностика |
4 | сентябрь | Групповая
| 0,5
| “Тучка и дождик” | Наблюдение, диагностика |
5 | октябрь | Групповая | 0,5
| “Лесенка” | наблюдение |
6 | октябрь | Групповая | 0,5 | “Лесенка” | наблюдение |
7 | октябрь | Групповая | 0,5
| “Следы ” | наблюдение |
8 | октябрь | Групповая | 0,5
| “Клад” | наблюдение |
9 | октябрь | Групповая | 0,5
| “Ёжик” | наблюдение |
10 | ноябрь | Групповая | 0,5
| “Лес. Ёлка” | наблюдение |
11 | ноябрь | Групповая | 0,5
| “Клубок” | наблюдение |
12
| ноябрь | Групповая | 0,5
| “Овечка” | наблюдение |
13 | ноябрь | Групповая
| 0,5
| “Дом” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
14 | декабрь | Групповая | 0,5
| “Снеговик | наблюдение |
15 | декабрь | Групповая | 0,5
| “Снежинка” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
16 | декабрь | Групповая | 0,5
| “Новогодняя ёлочка” | наблюдение |
17 | декабрь | Групповая | 0,5
| “Улыбка” | наблюдение |
18 | январь | Групповая | 0,5
| Морской мир "Волны» | наблюдение |
19 | январь | Групповая | 0,5
| Морской мир “Подводный мир | наблюдение |
20 | январь | Групповая | 0,5
| Морской мир “Остров” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
21 | январь | Групповая
| 0,5
| Морской мир “Рыбка” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
22 | февраль | Групповая | 0,5
| “Город” | Наблюдение, анализ законченных работ |
23 | февраль | Групповая | 0,5
| “Качели” | наблюдение |
24 | февраль | Групповая | 0,5
| “Машина” | наблюдение |
25 | февраль | Групповая | 0,5
| “Дорога” | Наблюдение, анализ законченных работ |
26 | март | Групповая | 0,5
| “Торт со свечами” | наблюдение |
27 | март | Групповая | 0,5
| “Ель” | наблюдение |
28 | март | Групповая | 0,5
| “Сердечко” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
29 | март | Групповая | 0,5
| “Сказка” | наблюдение |
30 | апрель | Групповая | 0,5
| “Луна” | Наблюдение, анализ законченных работ |
31 | апрель | Групповая | 0,5
| “Река» | наблюдение |
32 | апрель | Групповая | 0,5 | “Цветник” | наблюдение |
33 | апрель | Групповая
| 0,5
| “Арбуз” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала |
34 | апрель | Групповая
| 0,5
| “Цыплёнок” | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала
|
35 | май | Групповая | 0,5
| “Фигуры | наблюдение |
36 | май | Групповая | 0,5
| “Фигуры | Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала людение,
|
37 | май | Групповая | 0,5
| “Фигуры” | мониторинг |
38 | май | Групповая
| 0,5
| “Луг” | Наблюдение, анализ законченных работ |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала детям объясняется тема занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: занятия проводятся в отдельном помещении.
Технические средства:
Занятия проводятся с использованием песочного стола и сюжетных игрушек.
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим “Северное сияние”.
2. Чистый белый песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
4. Материалы для рисования:
- Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
- Использование массажного мяча
- Использование ситечка
- Использование трафаретов
- Использование декоративных украшений (камни, палочки)
- Использование формочек
- Использование маленьких игрушек
Кадровое обеспечение.
По программе с детьми работает воспитатель высшей квалификационной категории Холодова Нина Александровна. Образование — высшее педагогическое.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля и методы оценки:
Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к рисованию;
умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
- умением детей самостоятельно решать образовательную задачу, доводить начатое дело до конца;
Формы подведения итогов реализации программы
устный опрос по отдельным темам пройденного материала;
анализ законченных работ;
Обследование проводится по следующим направлениям:
1.. Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов; 2. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике песком;
Низкий (1 балл) ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности; ребёнок рисует только при активной помощи взрослого.
Средний(2 балла) у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию; проявляет внешние признаки эмоционального состояния; знает способы изображения некоторых предметов и явлений; правильно пользуется материалами и инструментами;
Высокий (3 балла) может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат.
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№ | Тема занятия | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал. ТСО | Формы контроля |
1 | “Фигуры” | Занятия: учебные, игровые практические.
| Наглядные, словесные, практические, Беседа, рассказ, показ.
| Раздаточный материал
| Диагностическая карта (входная). Беседа. Практические задания. Наблюдение.
|
2 | “Луг” | Занятия: учебные, игровые практические. | Наглядные, словесные, практические, Беседа, рассказ, показ.
| Раздаточный материал
| Практические задания. Беседа.
|
3 | “Луна” | Занятия: учебные, игровые практические.
| Наглядные, словесные, практические, Беседа, рассказ, показ.
| Раздаточный материал
| Практические задания.
|
4 | “Река» | Занятия: учебные, игровые практические.
| Наглядные, словесные, практические, Беседа, рассказ, показ.
| Раздаточный материал
| Игра. Наблюдение. Практические задания.
|
5 | “Цыплёнок” | Занятия: учебные, игровые практические.
| Наглядные, словесные, практические, Беседа, рассказ, показ.
| Раздаточный материал
| Практические задания. Диагностическая карта (итоговая). Отзывы родителей |
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Занятия с детьми 1-3 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от года до трех лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-3 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
2.Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов;
3. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании песком
Низкий (1 балл) у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности; ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;
знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими;
не достаточно освоены технические навыки и умения;
Средний(2 балла) у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;
проявляет внешние признаки эмоционального состояния;
знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
проявляет самостоятельность;
Высокий (3 балла) ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
обогащает образ выразительными деталями, цветом;
умеет создать яркий нарядный рисунок;
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса
Анкета для родителей.
1. Считаете ли Вы полезными занятия по программе «Песочные фантазии » для вашего ребенка____________________________________________
2. Хотели бы Вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?_________________________________________________________
3. Как Вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю? ___________________________________________________________________
4. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы «Песочные фантазии »? ____________________________________________________________________
5. Хотели бы Вы овладеть техникой рисования песком ? ____________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?__________________________________________________________
7. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?_____________________________________________________________
8. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________
9. Вы храните рисунки своего ребѐнка?_____________________________________________________________
10. Требуется ли Вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребёнка? ____________________________________________________________________
11. Ваши отзывы и предложения __________________________________________
Приложение 2
Лист внесения изменений и дополнений в программу
№ п/п | Дата | Характеристика изменений (уплотнение занятий, объединение занятий, перенос на другую дату Напр: объединение занятий №25 и 26) | Основание изменений (карантин, или б/лист педагога с… по…) | Реквизиты документа, которым закреплено изменение пр.№… от … | Подпись педагога/ зам. директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...