Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по художественно-эстетическому развитию «Фантазия» нетрадиционным методом: капустными листами (пекинская) и ватными палочками
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сеншина Наталья Владимировна

Конспект организационной образовательной

деятельности  с детьми старшего возраста

по художественно-эстетическому развитию

«Фантазия»

нетрадиционным методом:

капустными листами (пекинская) и ватными палочками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantaziya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организационной

образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

 

Тема: «Фантазия»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование)

Цель: научить детей создавать изображение природных объектов нетрадиционными методами - с помощью капустных листов и ватными палочками способом нанесения отпечатков.

Задачи занятия:

  • познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования зимнего пейзажа: капустными листами и ватными палочками
  • учить детей самостоятельно формировать композицию рисунка зимнего пейзажа,
  • уточнить и расширить представления детей о времени года - о зиме;
  • развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественных произведений;
  • через изобразительное искусство и музыку воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю;
  • воспитывать у детей аккуратность при работе с красками;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • развивать восприятие чувства цвета.
  • развивать интерес детей к творческой деятельности, побудить желание проявлять свои чувства и эмоции в творчестве.

Материалы: 

  • клеёнка на парту,
  • тонированный лист бумаги,
  • кисти для рисования,
  • гуашь,
  • баночка-неразливайка,
  • салфетка для рук,
  • листья пекинской капусты, ватные палочки,
  • рисунок педагога.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Время

Вводный

(мотивационный)

Создание позитивной и комфортной обстановки. Формальная готовность к предстоящей деятельности.

Здравствуйте ребята, как ваше настроение?

А что бы настроение было отличное, давайте встанем с вами в круг и дружно скажем:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты  мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня я вас приглашаю в творческую мастерскую "Акварелька". Проходите, присаживайтесь. Давайте вспомним с вами правила поведения в творческой мастерской:

Не шумим, слушаем внимательно, никого не отвлекаем, аккуратно пользуемся красками, кисточками.

Хорошее!

Дети становятся в круг. Берутся за руки. Улыбаются.

Дети садятся за столы.

Мотивационно-побудительный

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Ребята, а какой сегодня день по календарю.

- Почему «1 декабря» особенный день?

А какие еще Вы знаете зимние месяцы?

Верно.

- А как мы определяем, что наступила зима? Что изменилось в природе с приходом зимы?

А чем особенным красива зима, за что мы её любим? Почему для нас она такая особенная, красивая?

Да, ребята зима – невероятно красивое время года, сама она создает невероятные волшебные узоры.

Ребята, послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница-Зима». (Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро»).

Вот север, тучи нагоняя ,

Дохнул , завыл - и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистым и коврами

Среди полей , вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы .

Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Что-то холодом повеяло ... Да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?

А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

Тары-бары, растабары

Елки- палки ,каламбей,

Шуры-муры, шары-вары,

Самба-мамба, милки-вэй.

Вот мы и в гостях у Зимушки- Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «На тройке».)

В: Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?

Снежинки - слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», l-я часть) воспитатель  читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:

... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Д сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит ...

Заглянула Зима в лес. "Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется! ...

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела... А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула.

Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные

серьги из-под белого одеяла виднеются ... Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима.

А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

1 декабря

По календарю это первый день первого зимнего месяца

Январь и февраль

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Да, хотим.

(дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство. в это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем.)

у снежинок.

Смена видов

деятельности

Физкультминутка

Задача:

снять мышечное

напряжение

Практическая часть

учить детей самостоятельно формировать композицию рисунка зимнего пейзажа

Физкультминутка "Зимний лес"

Мы пришли в зимний лес.     (Ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!  (Разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (Руку отводят в указанную сторону и смотрят)

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,  (Движение "фонарики" и смотрят вверх)

На землю красиво ложатся.   (Кружась приседают)

Вот и зайка проскакал,           (Прыжки)

От  лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,        (Имитируют "волчью" походку)

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!       (Приседают, прячась)

Лишь медведь в берлоге спит,      (Имитируют сон)

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири ,           (Имитируют полет птиц)

Как красивы они!

В лесу красота и покой,     (Разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой.       (Ходьба на месте)

Садятся на свои места.

Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж с помощью листьев пекинской капусты. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Ну, что готовы почувствовать себя настоящими художниками? Перед тем как мы приступим я вам покажу, как это делается. Я Беру кисть с толстым ворсом, набираю ею белую краску и наношу на капустный лист по ребристым поверхностям. Я это делаю быстро, чтобы краска не высохла, но и не стекала с листа. Затем я аккуратно переворачиваю листок и делаю с его помощью отпечаток на голубом листе. Что у меня получилось? (дерево, покрытое снегом). Деревьев можно сделать несколько (например, 2) на листе. И дать им подсохнуть немного. А капусту аккуратно положить на салфетку рядом, на край стола, чтобы он нам не помешал. Не нужно делать очень много деревьев!

Далее мы прорисуем стволы деревьев кистью с тонким ворсом черной или коричневой краской. Берем черную или коричневую краску кончиком кисти, не много и легкими движениями, слегка прикасаясь к листу бумаги, наносим краску.

Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется , что в рисунке чего-то не хватает.

Конечно, нет сугробов, нет падающего снежка.

 

А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием. Вставайте из-за своих мест и выходите ко мне.


Заклинания зимы

(отрывок)

... Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите ,

Ветви опушите ...

(М. Пожарова)

Давайте изобразим сугробы  с помощью кисти с толстым ворсом и белой краски, а падающий снег  - с помощью ватных палочек.

Повторяют за воспитателем

Повторяют за воспитателем.

Дети самостоятельно рисуют

Рефлексивно-корригирующий

Подведение итогов.

Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку п. Чайковcкoгo

(l--я симфония, 2-я часть):

***

Чародейкою-Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован ,

Весь опутан , весь окован

Легкой цепью пуховой ...

Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А что было трудновыполнимым? 

Всем спасибо за отличную работу и за внимание! Вы настоящие художники! Вы меня очень порадовали! Я вами горжусь!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему: «Красная шапочка»

Задачи:Развивать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;Закрепить порядковый и количественный счет предметов;Закрепить представления о геометрических ф...

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Голубь мира» (нетрадиционные техники)

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо художественно-эстетическому развитию«Голубь мира»...

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Звездное небо» (нетрадиционные техники)

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо художественно-эстетическому развитию«Звездное небо» (нетрадиционные техники)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста по художественно - эстетическому развитию на тему: "Весеннее дерево".

Цель:  закреплять умение детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования.Задачи:Обучающие:познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования "кляксограф...