Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)
Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Д/С №5 «Хамнаарак»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)
Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Воспитатель: Салчак А.Ю.
с.Мугур-Аксы 2017
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)
Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить детей
расписывать лошадку, вылепленную из глины.
Задачи:
Образовательные: Учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, закрепить знания об элементах тувинского орнамента; учить детей согласовывать движения с речью; упражнять в рисовании;
Развивающие: Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук; координацию движений, развивать художественный вкус; обогащать словарный запас.
Воспитывающие: Воспитывать у детей любовь к тувинскому и русскому прикладным искусствам, воспитывать самостоятельность, воспитывать у детей видеть и чувствовать красоту в окружающем мире; воспитывать любовь и гордость к мастерам и умельцам; умение работать аккуратно.
Методы и приемы: словесный: объяснение, беседа, художественное слово; наглядный: показ образца, дымковских игрушек; практический: рисование с большими и маленькими кисточками, тычками игровой: сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: Дымково маленькое село в России; Мастер – умелый человек, который делает красивые вещи; мастерская - это рабочий кабинет мастера, малчын – чабан; кнут используют для быстрой езды; уздечка используют для управления лошади; искусница девушка-мастерица, журналист – человек, который пишет в газете какую-нибудь новость.
Демонстрационный материал: сухая глина на сосуде, вода, готовая глина, картинка на которой, изображена муфельная печь, белый гуашь, лошадки, вылепленные из глины (один - украшенный, другой неукрашенный), гуашь (красный, синий), кукла с тувинской национальной одеждой, кнут, уздечка для дидактической игры «Найди элементы узора», русская печь, дымковские игрушки, ТСО.
Раздаточный материал: Вылепленные из глины лошадки, кисти №5, кисти №2; влажные салфетки, клеенки, гуашь (красный, синий, черный), баночки с водой, тычки, подставки для кисточек. Предварительная работа с детьми: Рассматривание элементов узора тувинского орнамента, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
I-ая часть.
Воспитатель: Ребята, когда я шла сюда, заглянула в почтовый ящик вашего детского сада. А там было письмо, адресованное вам. Хотите узнать, кто же вам прислал письмо и что там написано?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте меня!
(Воспитатель читает письмо)
Дорогие, ребята! Меня зовут Марья-искуссница. Я слышала, что вы очень добродушные дети. Хочу, чтобы вы мне помогли. И я приглашаю вас, в нашу волшебную страну «Дымково». Приходите, буду ждать. Марья-искусница.
Воспитатель: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну и помочь Марье-искуснице‘? Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю поехать сейчас же на лошадках.
(Дети изображают человека едущего на коне и отправляются подскоками вокруг за на)
Воспитатель: Ой, посмотрите Малчын едет. Давайте поздороваемся с чабаном.
Воспитатель: Здравствуйте, Малчын!
Малчын: Здравствуйте, дети мои! Куда это вы спешите?
Воспитатель: Ребята, куда мы едем?
Дети: Мы едем волшебную страну, где живет Марья-искуссница. Хотим ей помочь.
Воспитатель: Не подскажете, куда нам сейчас поехать?
Малчын: Подскажу, если вы со мной поиграете.
Воспитатель: Готовы играть?
Дети: Да готовы.
Дидактическая игра «Найди элемент узора»
Цель игры: уточнить и закрепить представление об основных элементах тувинской росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Ход игры:
Малчын: Это мой кнут. Повторите кнут.
Дети: Кнут.
Малчын: Как вы думаете, для чего нужен кнут?
Дети: Кнут используют для быстрой езды.
Малчын: Какого цвета кнут и чем украшен?
Дети: Кнут красного цвета, украшен элементами тувинского национального орнамента.
Малчын: Какого цвета узоры?
Дети: Узоры белого цвета.
Малчын: Как же называются эти узоры?
Дети: Т-образный меандр или молоток.
Воспитатель: Еще кокой элемент узора есть не кнуте?
Дети: Таалай или нёба.
Малчын: Найдите из этих узоров, те которые есть на кнуте. И положите радом с кнутом.
(Ведется такая же работа с уздечкой.)
Малчын: Вы очень умные дети. Молодцы! Едете прямо потом налево.
Дети: Спасибо, Малчын. до свиданья!
(Дети едут дальше на лошадках)
II-я часть.
Воспитатель: Вот и мы приехали!
Марья-искуссница: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте, Марья-искуссница.
Марья-искусница: Добро пожаловать в волшебную страну мастеров, нашу страну называют село Дымково. В нашем селе в далекую старину зародилась дымковская игрушка. Посмотрите, какие красивые игрушки.
1. Девица на венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
2. У лошадушкиных ног жеребенок-стригунок.
Погляди на молодца: жеребенок весь в отца!
3. Что за конь только тронь
С всадником вместе ускачет верст за двести.
4. Балалаечник на рыбе он играет неубыле.
На нем шапка набекрень, балалайка трень да трень!
5. В кокошнике няня, на руках Ваня,
И хорош, и пригож, скоро, Ваня подрастешь!
6. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока,
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
(Показывая игрушки, воспитатель читает стихотворения о дымковских игрушках)
А вы‚ ребята, хотите стать мастерами-художниками?
Дети: Хотим.
Марья-искусница: Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мастера делают свои игрушки. Мастерскую можно называть рабочим кабинетом мастеров. Посмотрите, как делаем игрушки из глины. Сначала приготовим для работы глину. В сухую глину добавляем воду, перемешиваем, потом надо хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. И начнем создавать из нее определенную форму, кто что задумал. Затем изделия должны подвергаться обжигу в муфельной печи, раскрашиваться гуашью. Разукрашивают разными узорами такими как точки-горошинки, волнистые линии, прямые линии, круги. Используют желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый цвета.
Марья-искусница: Теперь кто нам расскажет, как делают дымковскую игрушку.
(Расскажет тот, кто хочет рассказать)
Марья-искусница: Какие дымковские узоры вы знаете?
Дети: Прямая линия, волнистая линия, точки-горошинки, круги.
Марья-нскусница: Какие краски используют, когда рисуют дымковские узоры?
Дети: Когда рисуют дымковские игрушки, используют желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый цвета.
Марья-искуссница: Я вам приготовила лошадок, вылепленные из глины. Украсьте их дымковским узором точками-горошинками.
Марья-искусница: Лошадка какая? Какого цвета лошадка?
Дети: Лошадка белая с черной гривой, хвостом, носом, глазами и копытами. Марья-искусница: Чем украшена лошадка.
Дети: Лошадка украшена дымковскими узорами, точками-горошинками и волнистыми линиями.
Марья-искусница: Какие по цвету точки-горошинки?
Дети: Красные точки-горошинки.
Марья-искусница: Какого цвета волнистые линии.
Дети: Волнистые линии желтого цвета.
Мярья-искусница: Молодцы! Теперь распишем своих лошадок. Сначала разукрасим черным цветом гривы, хвост, копыта, нос. Чтобы вам было удобно начнем раскрашивать с копыт. Обведем кисточкой вокруг копыт, потом раскрашиваем нос. Гривы и хвост разукрашиваем полностью. Для этого используем большую кисточку. Потом точки-трещинки будем рисовать не кистью, а тычками.
Марья-иукусница: Какую краску берем, если будем рисовать точку-горошинку?
Дети: Если будем рисовать точку-горошинку, то берем красную краску. Марья-искусница: Если у вас запачкаются пальцы, не забудьте во время работы чистить влажной салфеткой. Настоящие мастера работают аккуратно, не пачкают одежду. И вы работайте аккуратно, вы же теперь настоящие мастера-художники.
Марья-искусница: И наконец, нарисуем маленькой кисточкой волнистые линии между точками-горошинками. Давайте попробуем нарисовать волнистые линии на воздухе.
(Дети рисуют на воздухе волнистую линию)
Марья-искусница: А теперь приступим к работе.
Без труда не вынешь
Рыбку из пруда.
(Дети работают под музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.)
Марья-искусница: Потрудились вы на славу. И лошадки так радуются, что вы так красиво украсили их. Поэтому они хотят с вами поиграть. Давайте поиграем с нашими лошадками.
Дети: Давайте.
Динамическое упражнение «Лошадка»
Цель: Развивать у детей речь и звукопроизношение, фонематический слух. Ход: Цокать языком, то присасывая его к небу, то отрывая от неба. При этом сидеть надо ровно. Двумя пальцами изображать едущего на коне человека. Приехали. Остановили лошадку (произнести конюхское «Тпр-рр», за счет вибрации губ)`
Устала лошадка. Надо ее теперь напоить и накормить:
На лошадка, ешь сено. Жует лошадка сено.
(Воспитатель показывает прием самомассажа языка «Пожуем», а дети его повторяют.)
Самомассаж языка «Пожуем»
Слегка прикусыватъ кончик языка зубами, Одновременно произнося слоги: «Та-та-та. . .»
Упражнение «Попьем»
А теперь напоим лошадку водой.
На, лошадка, пей воду.
(Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух.)
Упражнение для фонематического слуха «На» и «Но»
Воспитатель произносит ряд звукоподражаний: «Но, на, но, но, на», делая паузы между ними. А дети в это время показывают соответствующие звукоподражаниям артикуляционные и общие движения. Если взрослый говорит «Но!», то дети цокают языками и изображают, что держат в руках поводья. Если воспитатель говорит «На!»‚ то дети протягивают руки вперед, как будто собираются накормить лошадку.
Марья-искусница: Молодцы, ребята. Поиграли с лошадками.
А теперь детвора.
В детский сад спешить пора.
Вас, наверное, ждут. Спасибо вам большое. Вы настоящие мастера-художники.
Дети: До свидания!
Марья-искусница: До свидания, ребята!
Воспитатель: Все сели на лошадках и поехали.
(Звучит музыка)
III – я часть.
Воспитатель: Вот и мы пришли в детский сад. Сегодня к нам в гости пришел журналист детской газеты «Сылдысчыгаш».
(Воспитатель переодевается в журналиста.)
Журналист: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Журналист: Я слышала, что вы были в гостях в волшебной стране. Расскажите мне о вашем путешествии. Вы же уже большие дети, вы же не будете мешать другому, если ваш друг говорит. Говорить надо по очереди. Или отвечать будет тот, кого я спрошу.
(Дети рассказывают.)
Журналист: Что же интересного произошло на пути?
Дети: На пути мы встретили чабана. Он предложил нам поиграть. Журналист: В какую игру вы играли.
Дети: Играли в игру «Найди элемент узора»
Журналист: И какие узоры вы нашли?
Дети: Молоток, узор счастья, узор-цветок.
Журналист: Потом куда поехали?
Дети: Потом поехали в волшебную страну «Дымково».
Журналист: Что же вы делали в волшебной стране. Кому помогали?
Дети: Помогали мы Марье-искуснице. Разукрасили лошадей.
Журналист: Чем же вы украсили лошадей?
Дети: Лошадей украсили дымковским узором точками-горошинками и волнистыми линиями.
Журналист: Каким цветом вы украшали точки-горошинки?
Дети: Точки-горошинки украшали красным цветом.
Журналист: А Волнистые линии Каким цветом?
Дети: Волнистые линии украсили желтым цветом.
Журналист: Вам понравилось украшать лошадей?
Дети: Да, нам понравилась.
Журналист: Какие же вы, дети, умелые, просто мастера-художники. Молодцы!
Журналист: Я вас сейчас сфотографирую. Вставайте. Улыбнитесь. Раз, два, три. Молодцы! До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»
Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию. Коллективное рисование "Варенье для Ёжика"
Конспект НОД в младшей группе по рисованию с использованием ИКТ и любимой детьми младшего возраста технологии рисования пальчиками.Конкспект соответствует теме в КТП: "По грибы, по ягоды"...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются только воспроизведени...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию. Рисование «Автобус едет по дороге»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию.Рисование «Автобус едет по дороге» Цель: Научит...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельности с детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёзовая роща»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельностис детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёз...