Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Салчак Анджела Юрьевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)

Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Д/С №5 «Хамнаарак»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)

Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Воспитатель: Салчак А.Ю.

с.Мугур-Аксы 2017

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)

Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить детей

расписывать лошадку, вылепленную из глины.

Задачи:

Образовательные: Учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, закрепить знания об элементах тувинского орнамента; учить детей согласовывать движения с речью; упражнять в рисовании;

 Развивающие: Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук; координацию движений, развивать художественный вкус; обогащать словарный запас.

Воспитывающие: Воспитывать у детей любовь к тувинскому и русскому прикладным искусствам, воспитывать самостоятельность, воспитывать у детей видеть и чувствовать красоту в окружающем мире; воспитывать любовь и гордость к мастерам и умельцам; умение работать аккуратно.

Методы и приемы: словесный: объяснение, беседа, художественное слово; наглядный: показ образца, дымковских игрушек; практический: рисование с большими и маленькими кисточками, тычками игровой: сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: Дымково маленькое село в России; Мастер – умелый человек, который делает красивые вещи; мастерская - это рабочий кабинет мастера, малчын – чабан; кнут используют для быстрой езды; уздечка используют для управления лошади; искусница девушка-мастерица, журналист – человек, который пишет в газете какую-нибудь новость.

Демонстрационный материал: сухая глина на сосуде, вода, готовая глина, картинка на которой, изображена муфельная печь, белый гуашь, лошадки, вылепленные из глины (один - украшенный, другой неукрашенный), гуашь (красный, синий), кукла с тувинской национальной одеждой, кнут, уздечка для дидактической игры «Найди элементы узора», русская печь,  дымковские игрушки, ТСО.

Раздаточный материал: Вылепленные из глины лошадки, кисти №5, кисти №2; влажные салфетки, клеенки, гуашь (красный, синий, черный), баночки с водой, тычки, подставки для кисточек. Предварительная работа с детьми: Рассматривание элементов узора тувинского орнамента, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!

I-ая часть.

Воспитатель: Ребята, когда я шла сюда, заглянула в почтовый ящик вашего детского сада. А там было письмо, адресованное вам. Хотите узнать, кто же вам прислал письмо и что там написано?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда внимательно слушайте меня!

(Воспитатель читает письмо) 

Дорогие, ребята! Меня зовут Марья-искуссница. Я слышала, что вы очень добродушные дети. Хочу, чтобы вы мне помогли. И я приглашаю вас, в нашу волшебную страну «Дымково». Приходите, буду ждать. Марья-искусница.

Воспитатель: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну и помочь Марье-искуснице‘? Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю поехать сейчас же на лошадках.

(Дети изображают человека едущего на коне и отправляются подскоками вокруг за на)

Воспитатель: Ой, посмотрите Малчын едет. Давайте поздороваемся с чабаном.

Воспитатель: Здравствуйте, Малчын!

Малчын: Здравствуйте, дети мои! Куда это вы спешите?

Воспитатель: Ребята, куда мы едем?

Дети: Мы едем волшебную страну, где живет Марья-искуссница. Хотим ей помочь.

Воспитатель: Не подскажете, куда нам сейчас поехать?

Малчын: Подскажу, если вы со мной поиграете.

Воспитатель: Готовы играть?

Дети: Да готовы.

Дидактическая игра «Найди элемент узора»

Цель игры: уточнить и закрепить представление об основных элементах тувинской росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Ход игры:

Малчын: Это мой кнут. Повторите кнут.

Дети: Кнут.

Малчын: Как вы думаете, для чего нужен кнут?

Дети: Кнут используют для быстрой езды.

Малчын: Какого цвета кнут и чем украшен?

Дети: Кнут красного цвета, украшен элементами тувинского национального орнамента.

Малчын: Какого цвета узоры?

Дети: Узоры белого цвета.

Малчын: Как же называются эти узоры?

Дети: Т-образный меандр или молоток.

Воспитатель: Еще кокой элемент узора есть не кнуте?

 Дети: Таалай или нёба.

Малчын: Найдите из этих узоров, те которые есть на кнуте. И положите радом с кнутом.

(Ведется такая же работа с уздечкой.)

Малчын: Вы очень умные дети. Молодцы! Едете прямо потом налево.

Дети: Спасибо, Малчын. до свиданья!

(Дети едут дальше на лошадках) 

II-я часть.

Воспитатель: Вот и мы приехали!

Марья-искуссница: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, Марья-искуссница.

Марья-искусница: Добро пожаловать в волшебную страну мастеров, нашу страну называют село Дымково. В нашем селе в далекую старину зародилась дымковская игрушка. Посмотрите, какие красивые игрушки.

1. Девица на венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

2. У лошадушкиных ног жеребенок-стригунок.

Погляди на молодца: жеребенок весь в отца!

3. Что за конь только тронь

С всадником вместе ускачет верст за двести.

4. Балалаечник на рыбе он играет неубыле.

На нем шапка набекрень, балалайка трень да трень!

5. В кокошнике няня, на руках Ваня,

И хорош, и пригож, скоро, Ваня подрастешь!

6. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

(Показывая игрушки, воспитатель читает стихотворения о дымковских игрушках)

А вы‚ ребята, хотите стать мастерами-художниками?

Дети: Хотим.

Марья-искусница: Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мастера делают свои игрушки. Мастерскую можно называть рабочим кабинетом мастеров. Посмотрите, как делаем игрушки из глины. Сначала приготовим для работы глину. В сухую глину добавляем воду, перемешиваем, потом надо хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. И начнем создавать из нее определенную форму, кто что задумал. Затем изделия должны подвергаться обжигу в муфельной печи, раскрашиваться гуашью. Разукрашивают разными узорами такими как точки-горошинки, волнистые линии, прямые линии, круги. Используют желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый цвета.

Марья-искусница: Теперь кто нам расскажет, как делают дымковскую игрушку.

(Расскажет тот, кто хочет рассказать)

Марья-искусница: Какие дымковские узоры вы знаете?

Дети: Прямая линия, волнистая линия, точки-горошинки, круги.

 Марья-нскусница: Какие краски используют, когда рисуют дымковские узоры?

Дети: Когда рисуют дымковские игрушки, используют желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый цвета.

Марья-искуссница: Я вам приготовила лошадок, вылепленные из глины. Украсьте их дымковским узором точками-горошинками.

Марья-искусница: Лошадка какая? Какого цвета лошадка?

Дети: Лошадка белая с черной гривой, хвостом, носом, глазами и копытами. Марья-искусница: Чем украшена лошадка.

Дети: Лошадка украшена дымковскими узорами, точками-горошинками и волнистыми линиями.

Марья-искусница: Какие по цвету точки-горошинки?

Дети: Красные точки-горошинки.

Марья-искусница: Какого цвета волнистые линии.

Дети: Волнистые линии желтого цвета.

Мярья-искусница: Молодцы! Теперь распишем своих лошадок. Сначала разукрасим черным цветом гривы, хвост, копыта, нос. Чтобы вам было удобно начнем раскрашивать с копыт. Обведем кисточкой вокруг копыт, потом раскрашиваем нос. Гривы и хвост разукрашиваем полностью. Для этого используем большую кисточку. Потом точки-трещинки будем рисовать не кистью, а тычками.

Марья-иукусница: Какую краску берем, если будем рисовать точку-горошинку?

Дети: Если будем рисовать точку-горошинку, то берем красную краску. Марья-искусница: Если у вас запачкаются пальцы, не забудьте во время работы чистить влажной салфеткой. Настоящие мастера работают аккуратно, не пачкают одежду. И вы работайте аккуратно, вы же теперь настоящие мастера-художники.

Марья-искусница: И наконец, нарисуем маленькой кисточкой волнистые линии между точками-горошинками. Давайте попробуем нарисовать волнистые линии на воздухе.

(Дети рисуют на воздухе волнистую линию) 

Марья-искусница: А теперь приступим к работе.

Без труда не вынешь

Рыбку из пруда.

 (Дети работают под музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.)

Марья-искусница: Потрудились вы на славу. И лошадки так радуются, что вы так красиво украсили их. Поэтому они хотят с вами поиграть. Давайте поиграем с нашими лошадками.

Дети: Давайте.

Динамическое упражнение «Лошадка» 

Цель: Развивать у детей речь и звукопроизношение, фонематический слух. Ход: Цокать языком, то присасывая его к небу, то отрывая от неба. При этом сидеть надо ровно. Двумя пальцами изображать едущего на коне человека. Приехали. Остановили лошадку (произнести конюхское «Тпр-рр», за счет вибрации губ)`

Устала лошадка. Надо ее теперь напоить и накормить:

На лошадка, ешь сено. Жует лошадка сено.

(Воспитатель показывает прием самомассажа языка «Пожуем», а дети его повторяют.)

Самомассаж языка «Пожуем»

Слегка прикусыватъ кончик языка зубами, Одновременно произнося слоги: «Та-та-та. . .»

Упражнение «Попьем»

А теперь напоим лошадку водой.

На, лошадка, пей воду.

(Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух.)

Упражнение для фонематического слуха «На» и «Но»

Воспитатель произносит ряд звукоподражаний: «Но, на, но, но, на», делая паузы между ними. А дети в это время показывают соответствующие звукоподражаниям артикуляционные и общие движения. Если взрослый говорит «Но!», то дети цокают языками и изображают, что держат в руках поводья. Если воспитатель говорит «На!»‚ то дети протягивают руки вперед, как будто собираются накормить лошадку.

Марья-искусница: Молодцы, ребята. Поиграли с лошадками.

А теперь детвора.

В детский сад спешить пора.

Вас, наверное, ждут. Спасибо вам большое. Вы настоящие мастера-художники.

Дети: До свидания!

Марья-искусница: До свидания, ребята!

Воспитатель: Все сели на лошадках и поехали.

(Звучит музыка)

III – я часть.

Воспитатель: Вот и мы пришли в детский сад. Сегодня к нам в гости пришел журналист детской газеты «Сылдысчыгаш».

(Воспитатель переодевается в журналиста.)

Журналист: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Журналист: Я слышала, что вы были в гостях в волшебной стране. Расскажите мне о вашем путешествии. Вы же уже большие дети, вы же не будете мешать другому, если ваш друг говорит. Говорить надо по очереди. Или отвечать будет тот, кого я спрошу.

(Дети рассказывают.) 

Журналист: Что же интересного произошло на пути?

Дети: На пути мы встретили чабана. Он предложил нам поиграть. Журналист: В какую игру вы играли.

 Дети: Играли в игру «Найди элемент узора»

Журналист: И какие узоры вы нашли?

Дети: Молоток, узор счастья, узор-цветок.

Журналист: Потом куда поехали?

Дети: Потом поехали в волшебную страну «Дымково».

Журналист: Что же вы делали в волшебной стране. Кому помогали?

Дети: Помогали мы Марье-искуснице. Разукрасили лошадей.

Журналист: Чем же вы украсили лошадей?

Дети: Лошадей украсили дымковским узором точками-горошинками и волнистыми линиями.

Журналист: Каким цветом вы украшали точки-горошинки?

Дети: Точки-горошинки украшали красным цветом.

Журналист: А Волнистые линии Каким цветом?

Дети: Волнистые линии украсили желтым цветом.

Журналист: Вам понравилось украшать лошадей?

Дети: Да, нам понравилась.

Журналист: Какие же вы, дети, умелые, просто мастера-художники. Молодцы!

Журналист: Я вас сейчас сфотографирую. Вставайте. Улыбнитесь. Раз, два, три. Молодцы! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию. Коллективное рисование "Варенье для Ёжика"

Конспект НОД в младшей группе по рисованию с использованием ИКТ и любимой детьми младшего возраста технологии рисования пальчиками.Конкспект соответствует теме в КТП: "По грибы, по ягоды"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию. Рисование «Автобус едет по дороге»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей  группы по художественно – эстетическому развитию.Рисование «Автобус едет по дороге» Цель: Научит...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельности с детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёзовая роща»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельностис детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёз...