Досуг "Путешествие к дымковским мастерам"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Досуг предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_dlya_podgotovitelnoy_logopedicheskoy_gruppy.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Юмашева Н. В.
воспитатель ГБДОУ № 82 Приморского р-на
Досуг для подготовительной логопедической группы
«Путешествие к дымковским мастерам»
Материал:
- Дымковские игрушки, вылепленные и побеленные фигурки индюков, подборка стихотворений и потешек о дымковском промысле и дымковских игрушках;
- Подборка народных игр, кассета с записью народных мелодий, гуашевые краски пяти цветов, кисти №2, ватные палочки.
Цели:
- Закрепить и обобщить знания детей о дымковском промысле;
- Познакомить детей с весенним народным праздником ярмарка-свистунья;
- Развивать умение подготовить фигурку к нанесению на нее узора, покрывать ее белилами ровным слоем с помощью широкой кисти;
- Упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
- Закрепить умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму;
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстративного материала и игрушек, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек;
- Выкладывание образцов узора для хвоста и крыльев дымковского индюка из мелких элементов на ковралинографе;
- Чтение стихов, сказок, потешек;
- Накануне досуга покрытие фигурок ровным слоем белил с помощью широкой кисти.
Воспитатель вносит в группу глиняную народную игрушку – барышню.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла гостья. Послушайте, и вы догадаетесь, кто эта гостья:
Кофточка цветастая,
Юбка расписная,
Шляпа трехэтажная –
Статная и важная.
Дети отвечают на загадку стихотворениями:
- Посмотри, как хороша, эта девица – душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
- Девица в венце,
Румянец на лице.
Собой хороша,
Сидит не дыша.
Дети (хором): Это барышня!
Воспитатель: Правильно! Следующее четверостишие подскажет нам некоторые элементы росписи барышни. Тогда мы сможем сказать откуда эта красавица к нам приехала.
Ай да девица душа!
Как ты чудо хороша!
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый.
На полосках точки,
А вокруг кружочки.
Дети: Это элементы дымковского узора! Это дымковская барышня!
В.: Да, ребята, это дымковская барышня! Вылепили ее мастера из слободы Дымково, что возле города Вятки:
Ели спят у большака в инее седом.
Спит деревня, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки…
…Ребята, о каком чуде говорится в этом стихотворении?
Д.: Это игрушки! Здесь говорится о дымковских игрушках!
В.: Да, вы правы, село Дымково знаменито своими игрушками:
…Вечера зимою длинные, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор…
…Кто помнит, из какого материала вылеплены игрушки?
Д.: Из глины.
В.: а если их лепили из глины, значит они какие?
Д.: Глиняные.
В.: Совершенно верно! Раньше народные мастера делали свои игрушки из того материала, который был у них под рукой. Если деревни были окружены густыми дремучими лесами, то поделки и игрушки делали из дерева. Например, русские матрешки, городецкие лошадки, деревянные свистульки, дудочки, хохломская посуда, разнообразная утварь крестьянского дома и многое другое. А деревня Дымково окружена залежами отличной глины, в речке много песка, пригодных для керамического промысла.
Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да детям на забаву веселые яркие игрушки.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.
Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках, на столах: в пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.
Дети читают стихи об игрушках:
- Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
- Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
- Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.
- Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
- Конь бежит,
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
- Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает.
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эту птица не простая, расписная, золотая.
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Дети делятся на две команды. Проводится игра «Кто быстрее соберет картинку» (по сюжету дымковской игрушки).
В.: Молодцы, ребята. Обе команды быстро справились с заданием. А теперь, я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Ходит Ваня»:
Ходит Ваня, ходит Ваня Посреди кружочка, Посреди кружочка. | Дети стоят в кругу, выбирают Ваню, который встает в круг. Дети идут вправо, Ваня – влево. | |
Ищет Ваня, ищет Ваня Все себе дружочка, Все себе дружочка. | Дети идут влево, Ваня – вправо. | |
Нашел Ваня, нашел Ваня Для себя дружочка, Для себя дружочка. | Ваня выбирает «друга» и вместе дети танцуют произвольно; остальные хлопают в ладоши. |
В.: Ребята, а кто мне подскажет, какие цвета и элементы используют дымковские мастера?
Д.: Игрушки разрисовывали красными, желтыми, зелеными, синими полосками, кругами, точками. Большой круг с лучами из прямых и волнистых линий похож на солнышко.
В.: Да, ребята. Вы все правильно говорите. Вятичи чтили Бога солнца, Ярило, и изображали его в виде двух или трехголового коня. На у груди коня был круг с лучами – символ солнца.
Давайте получше присмотримся к дымковским игрушкам, полюбуемся на них. Какое настроение создают все эти игрушки?
Д.: Радостное настроение. Веселое. Хочется взять и поиграть с этими нарядными игрушками.
В.: А теперь давайте немного поиграем.
Дети становятся лицом к воспитателю. Проводится народная игра «Хлопай» на координацию речи с движением и развитие общеречевых навыков:
Пусть стоят на месте ножки! Да-да-да! Да-да-да! | Дети ставят руки на пояс и выполняют « пружинку». | |
Только хлопают ладошки! Да-да-да! Да-да-да! | Дети стучат ладошками по коленочкам. | |
А сейчас мы будем хлопать! Хлоп-хлоп-хлоп перед собой! | Хлопки перед собой. | |
А теперь скорей похлопай, Да погромче, за спиной! | Хлопки за спиной. | |
Выше, выше будем хлопать, Выше руки поднимай! | Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки. | |
Ниже, ниже будем хлопать, Руки ниже опускай! | Дети, хлопая, опускают руки. | |
А теперь качать руками Можно целых пять минут! | «покачивание» руками вперед-назад с «пружинкой» | |
Отдыхайте, дети, с нами, Руки тоже отдохнут! | Приседают на корточки, ладошки складывают под щекой. |
В.: Ребята, вы все очень хорошо запомнили. Недавно мы с вами лепили фигурки индюков и покрывали их белой краской, как дымковские мастера белят свои игрушки.
Нам осталось «расписать» поделки красивым узором. Все помнят, что у меня есть волшебная кисточка. Сейчас я ей взмахну, произнесу заклинание, и вы, ребята, «превратитесь» в чудо-мастеров, в художников. Закройте глаза и замрите.
Воспитатель произносит слова:
Королева-кисточка,
Раз, два, три… (взмахивает кисточкой)
Наших детей
В мастеров преврати.
Дети открывают глаза и садятся за столы. На столах приготовлены гуашевые краски пяти цветов (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), кисти №2, ватные палочки и стаканчики с водой. Дошкольники приступают к работе.
Воспитатель продолжает свой рассказ:
В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Яркое солнце освещало праздник. Созывали на ярмарку веселые скоморохи. Они играли на балалайках и кричали:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары!
Подходите! Подходите!
Посмотрите! Посмотрите!...
На весенней ярмарке было весело. Там продавалось много различных товаров: бублики, баранки, леденцы на палочках, деревянные и глиняные игрушки и свистульки, посуда и многое другое. Глашатаи трубили в золотые трубы. В трактире проходило чаепитие, в балагане выступал Петрушка, дрессировщик показывал изумленной публике танцующего в присядку медведя. Народ плясал, свистел в свистульки. Свист этот был главным развлечением, главной особенностью этого праздника.
Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами.
Ребята, а как вы думаете, почему такая ярмарка называлась «Свистуньей».
Д.: Потому, что люди свистели в свистульки.
В.: Молодцы! Вы все внимательно слушали мой рассказ. А теперь я приглашаю вас покататься на веселой карусели, как на ярмарке. Садитесь поудобнее, карусель отправляется!
Проводится игра «Карусели»:
Дети (хором):
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите;
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
В.: Ребята, дымковские мастера передали для вас угощение: баранки и конфеты. Вы все сегодня потрудились на славу. Угощайтесь, пожалуйста! Только сначала вам обязательно надо вымыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские мастера"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5243140","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"152","style":"float: right;","width":"219"}}]]Дети, в увлекательной форме продолжают ...
Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"
Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "В гости к дымковским мастерам"
Тема: "В гости в дымковским мастерам"...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в лепке "Путешествие к дымковским мастерам"
Занятие для детей старшей группы....
«В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ»
конспект занятия по художественно- продуктивной деятельности...
конспект занятия по рисованию в старшей группе"Дымковские мастера"
конспект занятия по рисованию...
Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...