Досуг "Путешествие к дымковским мастерам"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Юмашева Наталья Владимировна

Досуг предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_dlya_podgotovitelnoy_logopedicheskoy_gruppy.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Юмашева Н. В.

воспитатель ГБДОУ № 82 Приморского р-на

Досуг для подготовительной логопедической группы

«Путешествие к дымковским мастерам»

Материал: 

  • Дымковские игрушки, вылепленные и побеленные фигурки индюков, подборка стихотворений и потешек о дымковском промысле и дымковских игрушках;
  •  Подборка народных игр, кассета с записью народных мелодий, гуашевые краски пяти цветов, кисти №2, ватные палочки.

Цели:

  • Закрепить и обобщить знания детей о дымковском промысле;
  • Познакомить детей с весенним народным праздником ярмарка-свистунья;
  • Развивать умение подготовить фигурку к нанесению на нее узора, покрывать ее белилами ровным слоем с помощью широкой кисти;
  • Упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
  • Закрепить умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму;
  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстративного материала и игрушек, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек;
  • Выкладывание образцов узора для хвоста и крыльев дымковского индюка из мелких элементов на ковралинографе;
  • Чтение стихов, сказок, потешек;
  • Накануне досуга покрытие фигурок ровным слоем белил с помощью широкой кисти.

Воспитатель вносит в группу глиняную народную игрушку – барышню.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла гостья. Послушайте, и вы догадаетесь, кто эта гостья:

Кофточка цветастая,

Юбка расписная,

Шляпа трехэтажная –

Статная и важная.

Дети отвечают на загадку стихотворениями:

  1. Посмотри, как хороша, эта девица – душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

  1. Девица в венце,

Румянец на лице.

Собой хороша,

Сидит не дыша.

Дети (хором): Это барышня!

Воспитатель: Правильно! Следующее четверостишие подскажет нам некоторые элементы росписи барышни. Тогда мы сможем сказать откуда эта красавица к нам приехала.

Ай да девица душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый.

На полосках точки,

А вокруг кружочки.

Дети: Это элементы дымковского узора! Это дымковская барышня!

В.: Да, ребята, это дымковская барышня! Вылепили ее мастера из слободы Дымково, что возле города Вятки:

Ели спят у большака в инее седом.

Спит деревня, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки…

…Ребята, о каком чуде говорится в этом стихотворении?

Д.: Это игрушки! Здесь говорится о дымковских игрушках!

В.: Да, вы правы, село Дымково знаменито своими игрушками:

…Вечера зимою длинные, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор…

…Кто помнит, из какого материала вылеплены игрушки?

Д.: Из глины.

В.: а если их лепили из глины, значит они какие?

Д.: Глиняные.

В.: Совершенно верно! Раньше народные мастера делали свои игрушки из того материала, который был у них под рукой. Если деревни были окружены густыми дремучими лесами, то поделки и игрушки делали из дерева. Например, русские матрешки, городецкие лошадки, деревянные свистульки, дудочки, хохломская посуда, разнообразная утварь крестьянского дома и многое другое. А деревня Дымково окружена залежами отличной глины, в речке много песка, пригодных для керамического промысла.

Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да детям на забаву веселые яркие игрушки.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.

Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках, на столах: в пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Дети читают стихи об игрушках:

  1. Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

  1. Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

  1. Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

  1. Конь бежит,

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

  1. Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает.

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают  все пичугу эту,

Эту птица не простая, расписная, золотая.

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Дети делятся на две команды. Проводится игра «Кто быстрее соберет картинку» (по сюжету дымковской игрушки).

В.: Молодцы, ребята. Обе команды быстро справились с заданием. А теперь, я вам  предлагаю немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Ходит Ваня»:

Ходит Ваня, ходит Ваня                            

Посреди кружочка,

Посреди кружочка.

Дети стоят в кругу, выбирают Ваню, который встает в круг. Дети идут вправо, Ваня – влево.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Все себе дружочка,

Все себе дружочка.

Дети идут влево, Ваня – вправо.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка,

Для себя дружочка.

Ваня выбирает «друга» и вместе дети танцуют произвольно; остальные хлопают в ладоши.

В.: Ребята, а кто мне подскажет, какие цвета и элементы используют дымковские мастера?

Д.: Игрушки разрисовывали красными, желтыми, зелеными, синими полосками, кругами, точками. Большой круг с лучами из прямых и волнистых линий похож на солнышко.

В.: Да, ребята. Вы все правильно говорите. Вятичи чтили Бога солнца, Ярило, и изображали его в виде двух или трехголового коня. На у груди коня был круг с лучами – символ солнца.

Давайте получше присмотримся к дымковским игрушкам, полюбуемся на них. Какое настроение создают все эти игрушки?

Д.: Радостное настроение. Веселое. Хочется взять и поиграть с этими нарядными игрушками.

В.: А теперь давайте немного поиграем.

Дети становятся лицом к воспитателю. Проводится народная игра «Хлопай» на координацию речи с движением и развитие общеречевых навыков:

Пусть стоят на месте ножки!

Да-да-да! Да-да-да!

Дети ставят руки на пояс и выполняют « пружинку».

Только хлопают ладошки!

Да-да-да! Да-да-да!

Дети стучат ладошками по коленочкам.

А сейчас мы будем хлопать!

Хлоп-хлоп-хлоп перед собой!

Хлопки перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной!

Хлопки за спиной.

Выше, выше будем хлопать,

Выше руки поднимай!

Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.

Ниже, ниже будем хлопать,

Руки ниже опускай!

Дети, хлопая, опускают руки.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут!

«покачивание» руками вперед-назад с «пружинкой»

Отдыхайте, дети, с нами,

Руки тоже отдохнут!

Приседают на корточки, ладошки складывают под щекой.

В.: Ребята, вы все очень хорошо запомнили. Недавно мы с вами лепили фигурки индюков и покрывали их белой краской, как дымковские мастера белят свои игрушки.

Нам осталось «расписать» поделки красивым узором. Все помнят, что у меня есть волшебная кисточка. Сейчас я ей взмахну, произнесу заклинание, и вы, ребята, «превратитесь» в чудо-мастеров, в художников. Закройте глаза и замрите.

Воспитатель произносит слова:

Королева-кисточка,

Раз, два, три… (взмахивает кисточкой)

Наших детей

В мастеров преврати.

Дети открывают глаза и садятся за столы. На столах приготовлены гуашевые краски пяти цветов (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), кисти №2, ватные палочки и стаканчики с водой. Дошкольники приступают к работе.

Воспитатель продолжает свой рассказ:

В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Яркое солнце освещало праздник. Созывали на ярмарку веселые скоморохи. Они играли на балалайках и кричали:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары!

Подходите! Подходите!

Посмотрите! Посмотрите!...

На весенней ярмарке было весело. Там продавалось много различных товаров: бублики, баранки, леденцы на палочках, деревянные и глиняные игрушки и свистульки, посуда и многое другое. Глашатаи трубили в золотые трубы. В трактире проходило чаепитие, в балагане выступал Петрушка, дрессировщик показывал изумленной публике танцующего в присядку медведя. Народ плясал, свистел в свистульки. Свист этот был главным развлечением, главной особенностью этого праздника.

Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами.

Ребята, а как вы думаете, почему такая ярмарка называлась «Свистуньей».

Д.: Потому, что люди свистели в свистульки.

В.: Молодцы! Вы все внимательно слушали мой рассказ. А теперь я приглашаю вас покататься на веселой карусели, как на ярмарке. Садитесь поудобнее, карусель отправляется!

Проводится игра «Карусели»:

Дети (хором):

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите;

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра.

В.: Ребята, дымковские мастера передали для вас угощение: баранки и конфеты. Вы все сегодня потрудились на славу. Угощайтесь, пожалуйста! Только сначала вам обязательно надо вымыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские мастера"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5243140","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"152","style":"float: right;","width":"219"}}]]Дети, в увлекательной форме продолжают ...

Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"

Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....

«В ГОСТЯХ У ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ»

конспект занятия по художественно- продуктивной деятельности...

Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...