Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в лепке "Путешествие к дымковским мастерам"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Дягилева Наталия Маратовна


Занятие для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoy_nod_po_lepke_v_starshey_gruppe.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по художественно - эстетическому развитию

в лепке

"Путешествие к дымковским мастерам"

для детей старшей группы

Цель занятия: Знакомство с дымковским промыслом, с историей, культурой и традициями родной страны, правилами составления узоров на плоских формах. Научить создавать композицию из отдельных  деталей; развивать моторику рук, воображение. 

Задачи:        

  1. Обучающая –  закрепить умение детей лепить по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, используя в работе карты-схемы.
  2. Развивающая – развивать моторику рук при создании композиции из пластилина, творческое воображение.
  3. Воспитательная  - воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам,   продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность.

Интеграция образовательных областей:

Физическая культура: физкультминутка;

Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами;

Социализация: закреплять умение приходить другу на помощь;

Труд: уборка своего рабочего места;

Познание: дать детям элементарные представления о дымковском промысле,   истории, культуры и традициями родной страны.

Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать  товарища;

Художественное творчество: изготовление дымковского петуха;

Чтение художественной литературы: загадывание загадок, чтение стихотворений о дымковских игрушках;

Музыка: прослушивание аудиозаписи во время работы над петухом.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Материал: конверт с письмом для детей, ковер, дымковские игрушки, пластилин, доски, тряпочки, карты-схемы, музыка, (русские народные мелодии) .

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек,  рисование дымковской игрушки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела сороку.

Сорока-белобока по городу летала,

По деревьям скакала.

Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт)

От кого оно? (Открывает конверт)

«Здравствуйте, ребятки, -

Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть, лепить и рисовать,

Приезжайте в гости! Милости просим! »

Игрушки из села Дымково.

- Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?

 (В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте).

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места.

(Приглашает детей стать на ковёр)

- Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим.

Психогимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами, над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь – и мигом приземлимся.

- Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют. С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки.

- Кто из вас помнит, где был основан этот промысел? (Этот промысел был основан в селе Дымково).

Воспитатель: Это село располагается на другом берегу Вятки.

А почему это село так называли, Дымково?

(Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими).

Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки?

(Игрушки делали из глины).

Воспитатель: Кто делал эти игрушки?

(Игрушки делали всю долгую зиму женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке).

Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости.

(звучит русская народная мелодия) Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят дымковские игрушки и читает стихотворение.

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, а отвести не в силах взор.

- Какие игрушки, дети, вы здесь видите?

Дети берут в руки по одной игрушке и рассказывают о них стихотворения.

1. Индя, индя, индючок,

    Ты похож на сундучок, сундучок не простой?

    Красный, белый, золотой.

2. Вот весёлая лошадка – высший класс.

    Прокати-ка ты, лошадушка, всех нас.

    Нас до Дымки до весёлой прокати, пожелайте нам: «Счастливого пути! »

3. Утка – Марфутка бережком идёт,

    Уточек – Марфуточек купаться ведёт.

    За студёною водицей

    Водоноска – молодица,

    Как лебёдушка идёт,

    Вёдра полные несёт.

    Руки барынь крендельком,

    Щёки, словно яблоки.

    С ними издавна знаком

    Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду тоже будет ярмарка. Раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера!

Сегодня мы попробуем слепить на ярмарку дымковскую игрушку.

В мастерскую заходите.

На игрушку посмотрите.

(Дети с воспитателем подходят к столу на котором стоит дымковский петух.)

Поглядите, что за птица!

Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье –

Просто чудо, загляденье!

- Ребята, как вы думаете, что это за птица? (Это петух).

Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его.

- Какой у него хвост?  (Хвост у петуха изогнутый, пышный).

Воспитатель: Какие у петуха крылья?  (Крылья у петуха волнистые).

Воспитатель: Какой гребешок у петуха? (Гребешок у петуха, как шапочка, как корона).

Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона

 А сейчас я вам покажу, как мы будем лепить петушка. Беру небольшой кусок пластилина, раскатываю между ладонями, получается конусообразная форма, а затем немного сплющиваю (Сопровождает показом, получаю вот такую пластину. Получилось крыло петуха, затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, плотно приглаживаю

- А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок?

(Сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить)

- Также изготавливаем бороду. Затем украшаем петуха узорами.

Воспитатель:  Я вижу вы готовы лепить дымковского петуха. Проходите в мастерскую, садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок.

Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодичка – добра, сапожки дала.

Воспитатель: Ну-ка за работу, чудо мастера!

Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. А чтобы вы не забыли последовательность лепки, вам помогут карты – схемы.

(Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха. По окончании работы дети вытирают руки.  Вынося своих петушков и ставят их на подставку) .

Воспитатель: Вот и готовы наши  петушки.

Дети проговаривают чистоговорку.

Ха, ха, ха мы слепили петуха!

Хи, хи, хи, как красивы петухи!

Воспитатель: Посмотрим как наши мастера справились с работой.

Солнце ярче засветило!

Не игрушки – просто диви!

Мастера умелые их сегодня сделали.

- Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей)

Воспитатель: Вы слепили красивых петухов.

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Становитесь скорее на ковёр. Ещё минутка – и он оторвётся от земли.

Раз-два-три! Лети!

Повторяйте за мной прощальные слова.

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас друзья-подружки,

Мы вернёмся в детский сад!

Вот мы и снова оказались в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?   Мы обязательно еще не раз посетим дымковских мастеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Роспись Дымковского петуха"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности «Роспись дымковского петуха»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) по теме: «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада по теме:"Дымковская слобода" (коллективная работа с использованием готового рисунка Слободы, на формате листа ватмана и заранее п...

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст.

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст....

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Дымковская барышня».

Тема: «Дымковская барышня»Цель: развивать у детей эстетическое восприятие через приобщение детей к декоративной деятельности, учить видеть красоту народных игрушек....