Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, а также повышает познавательную активность.
Детский дизайн является тем самым направлением, при котором у дошкольников формируется эстетическое отношение к окружающему миру и развиваются их художественные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
«Творчество — это не удел только гениев,
создавших великие художественные
произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает,
комбинирует, создает что- либо новое»
Л.С. Выготский.
Творчество в жизни дошкольника немаловажно. В сфере реализации ФГОС на сегодняшний день актуальной является проблема развития творческой личности ребёнка. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в современном мире возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Каждый из нас понимает значение слова «креативность». А значит, мы так же понимаем, что через цвет, какие-то хаотичные мазки кистью по листу бумаги и зарождается креативное начало в любом маленьком человечке. Через цветные пятна и линии ребенок «разговаривает» с окружающим миром, пытаясь заявить о себе, показывая всем, что он личность. Со временем у маленькой личности появляется свой художественный стиль, почерк. И именно в этот момент ребёнку очень легко привить шаблоны в его творчестве. А так не хочется этого делать! Поэтому в своей работе я обратилась к детскому дизайну!
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.
Именно детский дизайн является тем самым направлением, при котором у дошкольников не только формируется эстетическое отношение к окружающему миру и развиваются их творческие способности, но и выявляются задатки художественных талантов.
Виды дизайна:
- плоскостной (аппликативно-графический) дизайн;
- объёмный (предметно-декоративный) дизайн;
- пространственный (архитектурно-художественный) дизайн.
Данное направление очень интересно мне и, я считаю, что оно обладает несомненным потенциалом для развития личности ребёнка.
При постоянном и систематическом использовании дизайн-деятельности разрушаются те самые шаблоны в творчестве ребенка и появляются новые виды деятельности, которые способствуют стимулированию собственных детских творческих процессов.
Дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, выполняют цветную аппликацию, лепят и конструируют из разных материалов. Как интересно и фантазийно ребята используют в повседневной деятельности уже знакомые им знания и умения!
В поисках новых творческих идей мы обратились к нетрадиционным художественным техникам. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Такая увлекательная и завораживающая деятельность детям интересна, а интерес ребёнка надо всегда поддержать!
Во время такой деятельности у детей развивается:
- ориентировочно-исследовательская деятельность;
- фантазия;
- память;
- эстетический вкус;
- познавательные способности;
- самостоятельность.
Так что же такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова?
Для того, чтобы разобраться в этом отправимся в гости к ребятам. В какие игрушки любят играть современные дети? Девочки играют в куколок Лол или маленьких Пони. Мальчишки любят конструктор Лего и, конечно, роботов. Наши ребята с интересом лепят игрушки из соленого теста, раскрашивают и превращают их в настоящий дизайнерский арт-объект.
Не обошли стороной и всеми любимый праздник - Новый год! Сами сделали елочные игрушки, которыми украсили елку в группе!
С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры. Для игры «Кондитерская» необходимо много атрибутов и ребята постарались, вылепили кексы и пирожные из гипса, раскрасив их яркими красками. Собрали набор конфет, где фантики были нарисованы акварельными красками в технике «по-мокрому».
А вот ребята решили помочь Федоре! Используя уже знакомые нетрадиционные техники рисования у юных дизайнеров-оформителей получаются тарелки необыкновенной красоты. С этими тарелками будет не только приятно играть в кукольном уголке, но сделать уютным «Кафе» в сюжетно-ролевой игре.
Конечно, для кафе одних тарелок мало. И поэтому был разработан целый проект «Волшебная посуда», благодаря которому наш кукольный уголок пополнился красивой, нарядной и необычной дизайнерской посудой.
Проект «Такая разная одежда» не только помог ребятам изучить разнообразие одежды, но и самим стать дизайнерами и пополнить коллекцию нарядов для кукол.
В преддверии праздника «День матери» порадовали своих мам дизайнерскими открытками-шляпками. Цветы для украшения шляпки были самостоятельно продуманы, нарисованы и вырезаны, в дополнение подобраны ленты, кружева и бусины.
Каждая такая работа отличалась друг от друга не просто формой или цветом, а именно индивидуальностью и оригинальностью.
Не забыли мы и про обувь. Был выполнен мини-проект «Чудо-дерево», на котором «выросла» удивительная обувь. Для воплощения своих творческих идей ребята использовали и аппликацию, и лепку, и рисунок, а также вспомнили коллаж и барельф.
С большим удовольствием дети старшего дошкольного возраста играют в кукольный театр. Вот где можно максимально проявить свои дизайнерские способности! Выбираем сказку! А дальше в работу вступают детское творчество, фантазия и, полученный раннее, художественный опыт. Афиша, декорации, костюмы – все продумано и сделано ребятами. И, конечно, такой труд заслуживает громких аплодисментов!
Не остается без нашего внимания и оформление группового пространства. Например, для оформления рисунков придумали рамки, украсив их в технике обрывная аппликация.
В подарок будущим первоклассникам ребята сделали закладки для букваря.
К праздникам дети любят участвовать в тематических выставках, где можно максимально проявить своё творчество и фантазию, используя знакомые художественные приемы и свои дизайнерские способности.
Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем ветеранов со всеми праздниками и дарим открытки, которые дети делали с любовью и уважением к старшему поколению.
Видя, как возрастает творческая активность каждого ребёнка, в организацию работы по детскому дизайну включились и родители. Они с удовольствием пополняют художественную мастерскую необходимыми материалами, участвуют вместе с детьми в проектах и выставках.
Активность родителей с моей стороны поддерживается беседами, консультациями, мастер-классами. Такая совместная творческая деятельность даёт свои плоды – мы с ребятами с большим удовольствием участвуем в творческих конкурсах различного уровня, где работы маленьких дизайнеров отличаются высокими наградами.
Независимо от уровня развития творческих способностей детей моя систематическая работа в данном направлении помогает КАЖДОМУ ребёнку раскрыть свой потенциал и проявить себя.
Конечно, не все станут художниками или дизайнерами, но каждый из них сможет использовать свой художественный опыт в жизни. Ведь детский дизайн способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, неповторимости детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...
Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей младшего возраста
Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....
Мастер-класс«Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер класс для педагогов и родителей по окрашиванию соли цветными мелками...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...
Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""
laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...
Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...
- Мне нравится (1)