Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей
учебно-методический материал на тему
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2
г.Калининска Саратовской области»
Халюта Е.В.
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитии творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Актуальность данной темы обусловлена формированием у детей раннего возраста интереса к поиску, развитием инициативы, положительного отношения к занятиям.
При работе над темой были выявлены следующие противоречия:
между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Интеграция обозначает восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным; реализуются
следующие задачи:
1.Создание эмоционально-положительного контакта.
2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
3.Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +
развитие речи.
4. Обучение технике изобразительной деятельности.
Наиболее эффективными являются следующие методы: сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
Все методы направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
Организация образовательного процесса осуществляется в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по развитию творческих способностей детей с использованием интегрированного подхода;
- разработана интегрированная образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз. Каждая образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
При организации организованной образовательной деятельности решаются целые системы задач. Преимущество этой деятельности в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации. В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности используется принцип эмоционального восприятия. Ощущение и восприятие в раннем возрасте - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь, опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности. Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ЛФК в непосредственной образовательной области «Физкультура» в старшей группе детского сада.
Презентация будет интересна и для воспитателей, и для родителей...
Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"
Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...
Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников".
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...
Интеграция игры и изобразительной деятельности, как основное условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для ребенка дошкольного возраста...
Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
laquo;Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»(опыт работы) Подготовила воспитатель 1КККуприянова Ю.М. с.Нижнедевицк...
Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников"
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...