(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)
проект (старшая группа)

Селищева Елена Анатольевна

   Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_dlya_menya_2023.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

Проект «Дизайн-студия Фантазерия»

(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)

Выполнила: воспитатель Е.А.Селищева

        

С. Алтайское

2023 г.

«Творчество - это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создает что- либо новое»

                                                                                   Л. С. Выготский

  Актуальность

    На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным стандартам центральной задачей образования детей дошкольного возраста.

   Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.

 Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

 Детский дизайн в дошкольном возрасте, реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: возникают новые виды изо-пространственного творчества. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.

 Развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формируется эстетическое отношения к окружающему миру. 

Наряду с игрой, интегрируется с задачами по всем направлениям образовательной программы:

б) речевое развитие: формируется культура речи и общения.

в) познавательное развитие:  формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, расширяется кругозор.

в) социально-коммуникативное  развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, развивается коммуникативность при выполнении коллективных работ.

г) в области “Физическое развитие”  детский дизайн позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение  неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.)  развивается мелкая моторика пальцев рук.

Детский дизайн носит прикладной характер. Детские работы могут использоваться для социально значимых целей:

1)  для поддержания красоты в окружающем ребенка пространства

2)  для изготовления подарков,

3) для оснащения игровой деятельности

4) способствует формированию у детей способности к мотивации своей деятельности; умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата; самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели.

  Вид проекта: творческий.

Срок реализации: сентябрь 2023г. - май 2024 г.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники: дети, родители, педагоги.

Цель: создание условий для самостоятельной творческой деятельности дошкольников через детский дизайн.

Задачи:

  • Приобщить детей к миру дизайна, как одному из видов искусства;
  • Закрепить с детьми специфику разного вида дизайна;
  • Обучать различными техниками дизайна;
  • Учить детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
  • Развивать эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников

 

Предполагаемый результат:

  • Дошкольники знакомы с миром дизайна, как  с одним из видов искусства;
  •  Дети знакомы с  разными видами дизайна, его спецификой, областями применения;
  • Умеют использовать в работе различные техники дизайна;
  • Могут ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты,  у детей сформировано умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
  • Развито эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • Развито воображение детей,  проявляется фантазия, смелость в изложении собственных замыслов;
  • Приобретены следящие качества: трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
  •  Уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников повышен

Технология работы:

  1 шаг: выбор тематики блока . Выбор  продиктован как решаемыми на данном этапе образовательными задачами, так и возможностями и интересами детей.

   2 шаг:  определение формы дизайн-продукта.

   Форма дизайн-продукта может и должна быть разной. Важно предложить детям несколько вариантов (для обсуждения и выбора более интересной формы). Например, в процессе изготовление Олимпийского сувенира кому-то из детей интересней оформлять открытку, а кому-то – сувенир-брелок с соответствующей символикой; одни дети могут выбрать декорирование бросовыми материалами, а другие – предпочесть «традиционные» материалы.  Важно предложить 2-3 варианта, организовать обсуждение и выбор, помочь детям сконцентрироваться на определенном продукте.

3 шаг: определение длительности и планирование этапов блока.

  На продолжительность выполнения блока влияет возраст детей, а также используемый материал (при применении нового неосвоенного изобразительного материала требуется время для развитие технических умений, экспериментирование, упражнение).

4 шаг: подбор материалов.

5 шаг:  планирование сочетания разных форм деятельности детей. 

6 шаг: подбор и планирование использования заданий, упражнений на развитие комбинаторных и художественных способностей.

Учитывая своеобразие дизайн-деятельности, суть творчества и идею исследования важным является активизация творческих проявлений детей, индивидуальности, предпочтений, художественных способностей. В связи с этим важным является включение заданий на комбинирование, перебор вариантов, развития чувства гармонии.

7 шаг: проектирование форм работы с родителями.

8 шаг: обобщение; продуктивная деятельность, согласно тематике блока; изготовления альбома о проделанной работе.

Работа с родителями:

   Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, предполагается использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.

  Предполагается проведение работы с родителями: папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка»; консультации на стенде информации: «Дизайнерские украшения своими руками под силу и ребѐнку»;  конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей»; родительское собрание: «Мир глазами детей»; выставка работ «Город мастеров».

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

1 этап

Организационно-диагностический

Сентябрь

1.Изучение  литературы по данной теме.

2. Постановка цели и задач по данной теме.

3. Изучение методики преподавания дизайна для детей дошкольного возраста.

4.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном природным материалом.

Вернисаж :«Природа и фантазия»(сбор природного материала)

Закреплять знания детей о работе дизайнера.

Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природному окружению. -развивать чувства композиции при выборе объектов природного окружения.

 -приобщение детей к сбору природного материала для выполнения творческих заданий.

 -воспитывать любовь к природе.

Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников.

2 этап

Основной

Октябрь

1.Изготовления папки-передвижки: «Как развить вкус у ребенка».

2. Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку.

3.Разработка положения о конкурсе «Необычный мир из обычных вещей»

1 Блок:

  Калейдоскоп: «Осенний коллаж».

-Осенний листопад (техника оттиск).

-Волшебный лес (нетрадиционная техника рисования мятой бумагой).

-Осенний коллаж (панно из природного материала, развивать чувства композиции.)

-Рамочка для фотографии (Декоративное украшение)

 (Вызвать интерес к творчеству .Раскрыть значимость природы в жизни человека;  конструирование поделок из природного материала.. Материал: Шишки, желуди, веточки, орехи, крылатки, засушенные цветы, мох, пластилин.)

Конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей».

Ноябрь

1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном.

2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку.

3.Подбор материала для консультации для родителей.

2. Блок: «Дизайн интерьера»

-Познакомьтесь, это моя комната.

-Веселые обои.

-Шторы на моем окне.

-Комната моей мечты. (Работа с тканью, техника деку паж, декорирование).

Консультации на стенде информации: «Наши руки не для скуки»

декабрь

январь

1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном из подручных средств.

2. Разработка  родительского собрания: «Мир глазами детей».

3.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку.

3. Блок: Караван историй:

 «Я дизайнер оформитель»

-Арт-встреча (Алтайский районный краеведческий музей)

-Выставка досье-купец Фирсов в истории создания села Алтайское.

Мастерская радости: «Я дизайнер-оформитель лавки Фирсовых»

Родительское собрание: «Мир глазами детей».

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Февраль

 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном.

2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку.

3. Подбор материала для консультации для родителей.

 

4 Блок: «Я модельер» 

-Укрась стильный костюм (Знакомство с профессией модельера).

-Шкатулка для мелочей (техника винтаж)

-Рамка для портрета мамы

-Креативные фасоны.

-Платья для вечеринки

-Нарядная ткань для платья мамы.

Папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка».

 

Март

Апрель

1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку

7 Блок: «Я декоратор»

-Ваза для цветов

-Декоративное блюдо

-Веточка вербы

-Открытка к Дню победы

Консультация:  «Творчество и дети».

3 этап

Заключительный

Май

Самоанализ плана самообразования.

Выставка работ «Город мастеров»

Выставка работ «Город мастеров»

Литература: 

  1. Лыкова И.А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Карапуз-дидактика»,2007 г.
  2. Интернет ресурсы: Детский дизайн в детском саду [Электронный ресурс]: Сайт «Маам ру». – URL: https://www.maam.ru// https://www.maam.ru/detsсijsad/ konsultacija-dlja
  3. Дизайн как вид искусства [Электронный ресурс]: Сайт «Allbest». URL:https://knowledge.allbest.ru//https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ac79a4d53a89521316c37.html

4. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОО/под редакцией. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"

Центральным моментом  моей работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей  «детского дизайна»....

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...

Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей

Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на п...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских   дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Выступление на ММО воспитателей «Детский дизайн как средство развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Детский дизайн как средство развития творческихспособностей дошкольников»...