(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)
проект (старшая группа)
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_dlya_menya_2023.doc | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Проект «Дизайн-студия Фантазерия»
(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)
Выполнила: воспитатель Е.А.Селищева
С. Алтайское
2023 г.
«Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создает что- либо новое»
Л. С. Выготский
Актуальность
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным стандартам центральной задачей образования детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.
Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Детский дизайн в дошкольном возрасте, реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: возникают новые виды изо-пространственного творчества. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
Развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формируется эстетическое отношения к окружающему миру.
Наряду с игрой, интегрируется с задачами по всем направлениям образовательной программы:
б) речевое развитие: формируется культура речи и общения.
в) познавательное развитие: формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, развивается коммуникативность при выполнении коллективных работ.
г) в области “Физическое развитие” детский дизайн позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.) развивается мелкая моторика пальцев рук.
Детский дизайн носит прикладной характер. Детские работы могут использоваться для социально значимых целей:
1) для поддержания красоты в окружающем ребенка пространства
2) для изготовления подарков,
3) для оснащения игровой деятельности
4) способствует формированию у детей способности к мотивации своей деятельности; умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата; самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели.
Вид проекта: творческий.
Срок реализации: сентябрь 2023г. - май 2024 г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети, родители, педагоги.
Цель: создание условий для самостоятельной творческой деятельности дошкольников через детский дизайн.
Задачи:
- Приобщить детей к миру дизайна, как одному из видов искусства;
- Закрепить с детьми специфику разного вида дизайна;
- Обучать различными техниками дизайна;
- Учить детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
- Развивать эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников
Предполагаемый результат:
- Дошкольники знакомы с миром дизайна, как с одним из видов искусства;
- Дети знакомы с разными видами дизайна, его спецификой, областями применения;
- Умеют использовать в работе различные техники дизайна;
- Могут ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, у детей сформировано умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
- Развито эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- Развито воображение детей, проявляется фантазия, смелость в изложении собственных замыслов;
- Приобретены следящие качества: трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- Уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников повышен
Технология работы:
1 шаг: выбор тематики блока . Выбор продиктован как решаемыми на данном этапе образовательными задачами, так и возможностями и интересами детей.
2 шаг: определение формы дизайн-продукта.
Форма дизайн-продукта может и должна быть разной. Важно предложить детям несколько вариантов (для обсуждения и выбора более интересной формы). Например, в процессе изготовление Олимпийского сувенира кому-то из детей интересней оформлять открытку, а кому-то – сувенир-брелок с соответствующей символикой; одни дети могут выбрать декорирование бросовыми материалами, а другие – предпочесть «традиционные» материалы. Важно предложить 2-3 варианта, организовать обсуждение и выбор, помочь детям сконцентрироваться на определенном продукте.
3 шаг: определение длительности и планирование этапов блока.
На продолжительность выполнения блока влияет возраст детей, а также используемый материал (при применении нового неосвоенного изобразительного материала требуется время для развитие технических умений, экспериментирование, упражнение).
4 шаг: подбор материалов.
5 шаг: планирование сочетания разных форм деятельности детей.
6 шаг: подбор и планирование использования заданий, упражнений на развитие комбинаторных и художественных способностей.
Учитывая своеобразие дизайн-деятельности, суть творчества и идею исследования важным является активизация творческих проявлений детей, индивидуальности, предпочтений, художественных способностей. В связи с этим важным является включение заданий на комбинирование, перебор вариантов, развития чувства гармонии.
7 шаг: проектирование форм работы с родителями.
8 шаг: обобщение; продуктивная деятельность, согласно тематике блока; изготовления альбома о проделанной работе.
Работа с родителями:
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, предполагается использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.
Предполагается проведение работы с родителями: папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка»; консультации на стенде информации: «Дизайнерские украшения своими руками под силу и ребѐнку»; конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей»; родительское собрание: «Мир глазами детей»; выставка работ «Город мастеров».
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 этап Организационно-диагностический | |||
Сентябрь | 1.Изучение литературы по данной теме. 2. Постановка цели и задач по данной теме. 3. Изучение методики преподавания дизайна для детей дошкольного возраста. 4.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном природным материалом. | Вернисаж :«Природа и фантазия»(сбор природного материала) Закреплять знания детей о работе дизайнера. Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природному окружению. -развивать чувства композиции при выборе объектов природного окружения. -приобщение детей к сбору природного материала для выполнения творческих заданий. -воспитывать любовь к природе. | Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников. |
2 этап Основной | |||
Октябрь | 1.Изготовления папки-передвижки: «Как развить вкус у ребенка». 2. Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3.Разработка положения о конкурсе «Необычный мир из обычных вещей» | 1 Блок: Калейдоскоп: «Осенний коллаж». -Осенний листопад (техника оттиск). -Волшебный лес (нетрадиционная техника рисования мятой бумагой). -Осенний коллаж (панно из природного материала, развивать чувства композиции.) -Рамочка для фотографии (Декоративное украшение) (Вызвать интерес к творчеству .Раскрыть значимость природы в жизни человека; конструирование поделок из природного материала.. Материал: Шишки, желуди, веточки, орехи, крылатки, засушенные цветы, мох, пластилин.) | Конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей». |
Ноябрь | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном. 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3.Подбор материала для консультации для родителей. | 2. Блок: «Дизайн интерьера» -Познакомьтесь, это моя комната. -Веселые обои. -Шторы на моем окне. -Комната моей мечты. (Работа с тканью, техника деку паж, декорирование). | Консультации на стенде информации: «Наши руки не для скуки» |
декабрь январь | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном из подручных средств. 2. Разработка родительского собрания: «Мир глазами детей». 3.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. | 3. Блок: Караван историй: «Я дизайнер оформитель» -Арт-встреча (Алтайский районный краеведческий музей) -Выставка досье-купец Фирсов в истории создания села Алтайское. Мастерская радости: «Я дизайнер-оформитель лавки Фирсовых» | Родительское собрание: «Мир глазами детей». Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). |
Февраль | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном. 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3. Подбор материала для консультации для родителей.
| 4 Блок: «Я модельер» -Укрась стильный костюм (Знакомство с профессией модельера). -Шкатулка для мелочей (техника винтаж) -Рамка для портрета мамы -Креативные фасоны. -Платья для вечеринки -Нарядная ткань для платья мамы. | Папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка».
|
Март | |||
Апрель | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку | 7 Блок: «Я декоратор» -Ваза для цветов -Декоративное блюдо -Веточка вербы -Открытка к Дню победы | Консультация: «Творчество и дети». |
3 этап Заключительный | |||
Май | Самоанализ плана самообразования. | Выставка работ «Город мастеров» | Выставка работ «Город мастеров» |
Литература:
- Лыкова И.А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Карапуз-дидактика»,2007 г.
- Интернет ресурсы: Детский дизайн в детском саду [Электронный ресурс]: Сайт «Маам ру». – URL: https://www.maam.ru// https://www.maam.ru/detsсijsad/ konsultacija-dlja
- Дизайн как вид искусства [Электронный ресурс]: Сайт «Allbest». URL:https://knowledge.allbest.ru//https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ac79a4d53a89521316c37.html
4. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОО/под редакцией. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.-128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"
Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей «детского дизайна»....
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...
Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""
laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...
Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...
Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...
Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на п...
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...