(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)
проект (старшая группа)
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_dlya_menya_2023.doc | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Проект «Дизайн-студия Фантазерия»
(Детский дизайн-как средство развития творческих способностей дошкольников)
Выполнила: воспитатель Е.А.Селищева
С. Алтайское
2023 г.
«Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создает что- либо новое»
Л. С. Выготский
Актуальность
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным стандартам центральной задачей образования детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.
Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Детский дизайн в дошкольном возрасте, реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: возникают новые виды изо-пространственного творчества. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
Развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формируется эстетическое отношения к окружающему миру.
Наряду с игрой, интегрируется с задачами по всем направлениям образовательной программы:
б) речевое развитие: формируется культура речи и общения.
в) познавательное развитие: формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, развивается коммуникативность при выполнении коллективных работ.
г) в области “Физическое развитие” детский дизайн позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.) развивается мелкая моторика пальцев рук.
Детский дизайн носит прикладной характер. Детские работы могут использоваться для социально значимых целей:
1) для поддержания красоты в окружающем ребенка пространства
2) для изготовления подарков,
3) для оснащения игровой деятельности
4) способствует формированию у детей способности к мотивации своей деятельности; умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата; самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели.
Вид проекта: творческий.
Срок реализации: сентябрь 2023г. - май 2024 г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети, родители, педагоги.
Цель: создание условий для самостоятельной творческой деятельности дошкольников через детский дизайн.
Задачи:
- Приобщить детей к миру дизайна, как одному из видов искусства;
- Закрепить с детьми специфику разного вида дизайна;
- Обучать различными техниками дизайна;
- Учить детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
- Развивать эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников
Предполагаемый результат:
- Дошкольники знакомы с миром дизайна, как с одним из видов искусства;
- Дети знакомы с разными видами дизайна, его спецификой, областями применения;
- Умеют использовать в работе различные техники дизайна;
- Могут ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, у детей сформировано умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
- Развито эстетическое восприятие мира, мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- Развито воображение детей, проявляется фантазия, смелость в изложении собственных замыслов;
- Приобретены следящие качества: трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- Уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников повышен
Технология работы:
1 шаг: выбор тематики блока . Выбор продиктован как решаемыми на данном этапе образовательными задачами, так и возможностями и интересами детей.
2 шаг: определение формы дизайн-продукта.
Форма дизайн-продукта может и должна быть разной. Важно предложить детям несколько вариантов (для обсуждения и выбора более интересной формы). Например, в процессе изготовление Олимпийского сувенира кому-то из детей интересней оформлять открытку, а кому-то – сувенир-брелок с соответствующей символикой; одни дети могут выбрать декорирование бросовыми материалами, а другие – предпочесть «традиционные» материалы. Важно предложить 2-3 варианта, организовать обсуждение и выбор, помочь детям сконцентрироваться на определенном продукте.
3 шаг: определение длительности и планирование этапов блока.
На продолжительность выполнения блока влияет возраст детей, а также используемый материал (при применении нового неосвоенного изобразительного материала требуется время для развитие технических умений, экспериментирование, упражнение).
4 шаг: подбор материалов.
5 шаг: планирование сочетания разных форм деятельности детей.
6 шаг: подбор и планирование использования заданий, упражнений на развитие комбинаторных и художественных способностей.
Учитывая своеобразие дизайн-деятельности, суть творчества и идею исследования важным является активизация творческих проявлений детей, индивидуальности, предпочтений, художественных способностей. В связи с этим важным является включение заданий на комбинирование, перебор вариантов, развития чувства гармонии.
7 шаг: проектирование форм работы с родителями.
8 шаг: обобщение; продуктивная деятельность, согласно тематике блока; изготовления альбома о проделанной работе.
Работа с родителями:
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, предполагается использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.
Предполагается проведение работы с родителями: папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка»; консультации на стенде информации: «Дизайнерские украшения своими руками под силу и ребѐнку»; конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей»; родительское собрание: «Мир глазами детей»; выставка работ «Город мастеров».
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 этап Организационно-диагностический | |||
Сентябрь | 1.Изучение литературы по данной теме. 2. Постановка цели и задач по данной теме. 3. Изучение методики преподавания дизайна для детей дошкольного возраста. 4.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном природным материалом. | Вернисаж :«Природа и фантазия»(сбор природного материала) Закреплять знания детей о работе дизайнера. Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природному окружению. -развивать чувства композиции при выборе объектов природного окружения. -приобщение детей к сбору природного материала для выполнения творческих заданий. -воспитывать любовь к природе. | Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников. |
2 этап Основной | |||
Октябрь | 1.Изготовления папки-передвижки: «Как развить вкус у ребенка». 2. Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3.Разработка положения о конкурсе «Необычный мир из обычных вещей» | 1 Блок: Калейдоскоп: «Осенний коллаж». -Осенний листопад (техника оттиск). -Волшебный лес (нетрадиционная техника рисования мятой бумагой). -Осенний коллаж (панно из природного материала, развивать чувства композиции.) -Рамочка для фотографии (Декоративное украшение) (Вызвать интерес к творчеству .Раскрыть значимость природы в жизни человека; конструирование поделок из природного материала.. Материал: Шишки, желуди, веточки, орехи, крылатки, засушенные цветы, мох, пластилин.) | Конкурс для детей и родителей «Необычный мир из обычных вещей». |
Ноябрь | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном. 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3.Подбор материала для консультации для родителей. | 2. Блок: «Дизайн интерьера» -Познакомьтесь, это моя комната. -Веселые обои. -Шторы на моем окне. -Комната моей мечты. (Работа с тканью, техника деку паж, декорирование). | Консультации на стенде информации: «Наши руки не для скуки» |
декабрь январь | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном из подручных средств. 2. Разработка родительского собрания: «Мир глазами детей». 3.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. | 3. Блок: Караван историй: «Я дизайнер оформитель» -Арт-встреча (Алтайский районный краеведческий музей) -Выставка досье-купец Фирсов в истории создания села Алтайское. Мастерская радости: «Я дизайнер-оформитель лавки Фирсовых» | Родительское собрание: «Мир глазами детей». Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). |
Февраль | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном. 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку. 3. Подбор материала для консультации для родителей.
| 4 Блок: «Я модельер» -Укрась стильный костюм (Знакомство с профессией модельера). -Шкатулка для мелочей (техника винтаж) -Рамка для портрета мамы -Креативные фасоны. -Платья для вечеринки -Нарядная ткань для платья мамы. | Папка-передвижка: «Как развить вкус у ребенка».
|
Март | |||
Апрель | 1.Пополнение развивающей среды для занятия дизайном 2.Изготовление отчета (альбома) о проделанной работе по данному блоку | 7 Блок: «Я декоратор» -Ваза для цветов -Декоративное блюдо -Веточка вербы -Открытка к Дню победы | Консультация: «Творчество и дети». |
3 этап Заключительный | |||
Май | Самоанализ плана самообразования. | Выставка работ «Город мастеров» | Выставка работ «Город мастеров» |
Литература:
- Лыкова И.А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Карапуз-дидактика»,2007 г.
- Интернет ресурсы: Детский дизайн в детском саду [Электронный ресурс]: Сайт «Маам ру». – URL: https://www.maam.ru// https://www.maam.ru/detsсijsad/ konsultacija-dlja
- Дизайн как вид искусства [Электронный ресурс]: Сайт «Allbest». URL:https://knowledge.allbest.ru//https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ac79a4d53a89521316c37.html
4. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОО/под редакцией. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.-128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"
Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей «детского дизайна»....
Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""
laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...
Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...
Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...
Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей
Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на п...
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Выступление на ММО воспитателей «Детский дизайн как средство развития творческих способностей дошкольников»
laquo;Детский дизайн как средство развития творческихспособностей дошкольников»...