Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме
«Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников»
«Красота вокруг нас»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispr_tehnologicheskaya_karta_vlasovoy_s.v.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Звездочка» г. Енисейска Красноярского края
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме
«Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников»
«Красота вокруг нас»
Власова Светлана Владимировна
воспитатель старшей группы
«Теремок»
Енисейск – 2021 г.
Программное содержание: обогащение опыта творческой деятельности за счет использования новых материалов и объектов декорирования, развитие воображения, связной диалогической речи, изобразительно-выразительных умений, инициативы и самостоятельности, умения планировать и достигать результата, эмоционально-эстетического отношения к творчеству.
Поддержка индивидуальности, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Воспитание чувства авторской компетенции.
Цель и задачи (по А.В. Хуторскому):
Цель: декорирование отдельных элементов группового пространства по замыслу с использованием знакомых материалов для творчества.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать работу по совершенствованию навыков работы с разнообразными красками по разным поверхностям.
Развивающие: -
- развивать навык у дошкольников последовательно планировать свою работу, доводить начатое дело до конца;
- создавать условие способствующих развитию детского творческого воображения при декорировании отдельных элементов группового пространства для благоустройства окружающей предметно – пространственной среды;
- развивать способность отбирать материал в соответствии с замыслом декорирования работы;
- психические качества и свойства (память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, речевую активность), чувство авторской компетентности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, стремление прийти на помощь;
- бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей. воспитывать художественно – эстетический вкус;
- воспитывать инициативность, самостоятельность.
Оборудование и материалы: план «Дизайн группы», эскизы форм и заготовки подушек, материалы и оборудование для творчества, влажные и сухие салфетки.
Предварительная работа: запуск проекта «Красота вокруг нас», знакомство с профессиями дизайнера и декоратора, рассматривание иллюстраций по оформлению декора в интерьере, создание для Татьяны Павловны (кастелянши) эскизов форм своих будущих подушек; экспериментирование с красками, мелками, маркерами - обычными и по ткани (выясняли свойства красителей – изобразительность и стойкость по отношению к ткани)
Предполагаемый результат: элементы группового пространства задекорированы по замыслу с использованием знакомых материалов для творчества.
При взаимодействии с детьми соблюдаются следующие принципы:
- амплификация (обогащение) детского развития;
- индивидуализация (вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс);
- признание ребенка полноценным субъектом деятельности;
- поддержка детской инициативы.
- доступности материала.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия, продолжительность | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность (активность) детей | Результаты |
1.Психологический настрой | Создать атмосферу психологической безопасности, принятия и эмоциональной поддержки. | Ритуал приветствия – «Подари улыбку» | Педагог создает атмосферу доброжелательности через общее приветствие. | Дети включаются в деятельность, эмоционально откликаются на действия педагога. | Создана благоприятная эмоциональная атмосфера для совместной деятельности. |
2.Вводно-организационный 3.Мотивационно-побудительный 4. Актуализация | Ввести детей в тему занятия, замотивировать на предстоящую деятельность. (Восстановить в памяти содержание плана, определить выполненные и невыполненные пункты. Выбрать вид и способ деятельности, обозначить свой выбор на плане) Актуализировать представления детей о правилах безопасного использования выбранных материалов и оборудования для творчества. | Беседа по содержанию и степени реализации плана по проекту и плана на сегодня; Беседа о технике безопасности при работе с выбранными детьми материалами и оборудованием. | Педагог задает вопросы выясняющего, уточняющего характера; побуждает детей к принятию решений и дальнейшим действиям. | Дети отвечают на вопросы, делают собственный выбор вида и способа деятельности, озвучивают и фиксируют свои решения и планы предстоящей деятельности. | Создана благоприятная рабочая атмосфера для дальнейшей деятельности; дети готовы реализовать свой план. |
5. Практическая работа (продуктивная деятельность, направленная на достижение цели) | Создать условия для самостоятельной реализации творческих замыслов детей по декорированию элементов группового пространства. Побуждать детей к взаимодействию со сверстниками, обращая внимание на их трудности (в случае необходимости) и успехи. Побуждать детей к отражению в речи своих авторских решений и действий. | Практический метод - изобразительные действия детей с использований знакомых материалов для творчества. Словесные приемы привлечения внимания, удержание паузы, изменение тональности и темпа голоса. Выясняющие, уточняющие вопросы, вопросы проблемного характера. | Педагог наблюдает за деятельностью детей. Активизирует речь детей, обращаясь к ним с вопросами по содержанию творческой деятельности. Поощряет детей за наличие оригинальных идей в творчестве. В случае необходимости направляет детей друг на друга, поощряя взаимопомощь и взаимовыручку. | Дети самостоятельно декорируют объекты по собственному замыслу, используя знакомые материалы для творчества. Отвечают на вопросы. Могут при желании и необходимости взаимодействовать друг с другом и педагогом в отдельных моментах. | Дети включились в практическую художественно – творческую деятельность. Рассказали о своих решениях и действиях. Откликнулись на просьбы о помощи сверстников и порадовались за их успехи. |
6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка, перспектива на будущее) | Подвести итоги деятельности, определить перспективы, создать атмосферу радости и гордости за результаты своего труда. | Уточняющие вопросы и вопросы открытого типа. | Педагог задает вопросы по содержанию продуктов творчества детей, выражает восхищение ими, побуждает детей задуматься о дальнейших творческих планах. | Дети отвечают на вопросы педагога, эмоционально откликаются на состоявшуюся деятельность и отзывы о своей работе и работе других. | Итоги деятельности подведены, определены ближайшие перспективы, дети испытывают радость и гордость за результат своего труда. |
Сценарный план мероприятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой | Под звучание колокольчика дети собираются на ковре. Воспитатель произносит: «Все на месте? Все ли тут? Повернитесь, оглянитесь и друг другу улыбнитесь!» Воспитатель говорит о том, как приятно дарить и получать красивые, добрые улыбки. Спрашивает мнение детей по этому поводу. |
2.Вводнол-организационный 3.Мотивационно-побудительный этап 4. Актуализация | Воспитатель предлагает обратиться к плакату с планом «Дизайн группы» и ответить на вопрос: «Что мы как декораторы уже сделали для нашей группы?» Дети отвечают на вопрос. Воспитатель: «А какая работа у нас с вами еще осталась?» Дети отвечают на вопрос. Воспитатель: «Ребята, вы обратили внимание, что у нас в группе появились подушки? Их вчера вечером принесла Татьяна Павловна. А кто из вас узнал свою подушку, по той форме, которую он рисовал в эскизе? Дети отвечают на вопросы. (При необходимости педагог для сравнения обращается к детским эскизам). Воспитатель: «Ребята, а кто скажет, кто и зачем предложил нам добавить в интерьер нашей группы подушки?» Дети отвечают на вопрос. Если дети забыли автора идеи, педагог обращается к записям, сделанным в тетради «Детские вопросы и предложения». Воспитатель: «А сейчас я предлагаю взять коврики для удобства и присесть в круг. Давайте закроем наши красивые глазки, сделаем глубокий вдох носиком/ выдох ротиком и еще раз вдох/выдох. Подумаете и скажите, чем вы сегодня займетесь. Что вам понадобиться для вашей работы. Свои решения мы, как и раньше зафиксируем с помощью своих фотографий на плакате «Дизайн группы». Дети делают выбор, отвечают на вопросы воспитателя: «Кто готов уже озвучить свое решение?»; «Как ты это будешь делать?»; «Что тебе понадобится в твоей работы?». «Где ты можешь это взять?» и т.д. Предполагаемые проблемные ситуации, возникшие во время образовательной деятельности: 1 ситуация - Если в группе присутствует ребенок, не участвующий по какой-либо причине в оформлении эскиза формы для пошива своей подушки, но он изъявил желание сегодня работать с подушкой, педагог предлагает для него варианты: выбрать подушку из сшитых про запас; если понравилась подушка друга, а не предложенные, спросить у «хозяина» подушки разрешение работать в паре; предложить изменить форму имеющейся подушки используя подручные средства (тесемки, ленты, скотч); нарисовать эскиз формы своей подушки для Татьяны Павловны или заняться чем-то другим. 2 ситуация – Ребенок решил заняться не декорированием своей подушки, а чем-то другим. В этом случае педагог предоставляет ребенку свободу выбора. (ответы детей) Воспитатель предлагает вспомнить правила при работе с различными материалами и инструментами для творчества (теми, которые выберут дети для реализации своих замыслов): ножницами, клеем, красками, кисточкой и карандашом. Дети проговаривают правила. При необходимости воспитатель повторяет правила безопасности: «Следить за движением лезвий ножниц во время работы. Подавать ножницы кольцами вперед. Не оставлять ножницы открытыми. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу. Ножницы класть кольцами к себе. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это необходимо. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирать салфеткой, осторожно прижимая ее. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа. При работе с клеем для рук используйте влажную салфетку. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом. Работать с пластилином только на специальной доске для лепки. Перед работой выбрать нужный цвет. Обрезать нужное количество стекой. Если пластилин твердый, согреть его теплом своих рук. При работе с кисточкой и карандашом не следует брать их в рот, засовывать в ухо, нос, размахивать ими, ломать, выщипывать ворсинки из кисточки». При работе с красками пользоваться клеенками, хорошо промывать кисточку перед тем, как взять другой цвет, работать аккуратно, чтобы не испачкать одежду и мебель. Воспитатель предлагает приступить к работе. |
5. Практическая работа (продуктивная деятельность, направленная на достижение цели) | Самостоятельная деятельность детей. Педагог в роли наблюдателя или помощника подходит к детям задает им уточняющие, наводящие вопросы «Как продвигается работа», «Нужна ли кому-нибудь помощь». Педагог предлагает вспомнить проведённый на кануне вечером эксперимент с разными по назначению красками и проанализировав сделать выводы какую краску лучше использовать при работе с тканью (специальную краску по ткани так как она не смывается во время стирки). При необходимости направляет детей друг на друга «Как ты думаешь, кто тебе может помочь?», «У кого бы ты хотел попросить помощи?» «Ребята кто может подсказать, помочь», «Чем ты еще планируешь дополнить свою работу?» и т.д. Напоминает про правила безопасности, если это необходимо. |
6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) | Педагог беседует с детьми, закончившими свою работу, задает им вопросы: «Как ты украсил свою подушку? (или другой объект)», «Что ты изобразил?» «Были ли у тебя трудности?», «Что ты думаешь о своей работе?», «Что ты еще планируешь сделать в будущем?», «В каком центре ты планируешь поместить свою работу?» (если ребенок примет решение забрать свою подушечку домой – педагог принимает решение ребенка) Педагог выражает восхищение каждой работой, замечает оригинальность каждой их них. По завершению всеми детьми своих работ педагог предлагает полюбоваться результатом их труда. Воспитатель: «Ребята, посмотрите на красоту, которую вы сами создали. До чего же это красиво и необычно. Таких замечательных подушек точно больше ни у кого нет. Как жаль, что кроме нас с вами и ваших родителей их больше никто не увидит… Педагог создает ситуацию для размышления – задает вопрос: «Что можно сделать, чтобы результаты труда увидели другие люди?). Дети высказывают свои предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста. Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...
«Активное обучение, как средство развития творческого потенциала личности ребёнка».
Проблемное обучение...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»
Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....
"Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника".
Консультация для воспитателей....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника». Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...