ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей 5-6 лет "Юный художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для работы с детьми 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей 5-6 лет «Юный художник | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей 5-6 лет
«Юный художник»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сейчас современное общество переживает эпоху стремительного прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Наше время – это время перемен. Следовательно, обществу требуются люди, способные находить разные подходы и необычные решения тех или иных задач, умеющие творчески мыслить. Помимо знаний и исполнительности современному человеку необходимы творческие способности, то есть креативность. Потому что именно это помогает человеку изобретать, придумывать, создавать что-то новое, необычное и проходит через все области его жизнедеятельности. Но способность к творчеству никогда не появится сама по себе, её необходимо развивать. Исходя из этого, возрастает интерес к проблеме развития творчества детей-дошкольников.
Способность к творчеству зависит от многих факторов, одним из которых выступает такой психический процесс, как воображение. Развитие, которого в свою очередь зависит от приобретенного человеком социального опыта. В настоящее время приобретение детьми социального опыта происходит чаще всего через визуальные каналы. На детей обрушивается большое количество негативной информации из телевидения и других источников, что пагубно сказывается на их психике, губит эмоциональную сферу. Потребность в творческом самовыражении у детей снижается. Известно, что ребёнок не может обходиться без возможности свободы проявлений, а в водовороте проблем и забот взрослых он лишается этой потребности. Результатом этого является появление в детских рисунках сюжетов войны, монстры из комиксов и компьютерных игр. У детей пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, чаще используют в своих работах тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, которые отражают агрессию, раздражительность и другие негативные эмоции.
Сейчас особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание всех необходимых условий для раскрытия максимальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном возрасте, оно определяет интересы детей, отражает мысли, чувства, отношение к окружающему миру, затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым, развивая разные её стороны.
Необходимость развития изобразительного творчества детей становится очевидной. А для этого необходимо создать специальные условия. Именно поэтому была разработана программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Юный художник» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения, побуждая в дальнейшем выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, что способствует развитию творческих способностей детей.
Цель программы – развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие:
- обучать техническим приёмам и способам изображения, свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования;
- обучать техническим приёмам и способам при закрашивании рисунка карандашом и кистью: сохранение направленности движения, своевременной остановки движения, регуляции размаха движений.
Развивающие:
- развивать интерес к изобразительной деятельности;
- развивать и совершенствовать творческие и изобразительные способности детей;
- формировать у детей эстетический вкус, умения видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать культуру деятельности;
- формировать нравственные черты личности, навыки сотрудничества через коллективную деятельность;
- воспитывать уважение и интерес к изо-деятельности другого.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в развитии творческих способностей детей, через обучение их изодеятельности (рисованию), используя классические приемы владения материалами. Данная программа универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими средний уровень способностей, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст обучающихся, для которых предназначена дополнительная общеразвивающая программа – 5-6 лет.
На шестом году жизни, под влиянием обучения, у детей появляется стремление к усвоению новых знаний и умений, интенсивно развивается воображение, восприятие, наблюдательность. Дети этого возраста хорошо понимают цель зрительного наблюдения, начинают выделять главное в объекте наблюдения. У большинства детей в процессе занятий изобразительной деятельностью формируются целостные образы моделей.
Все эти возрастные особенности, позволяют успешно освоить программу дополнительного образования по изо-деятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 7 месяцев – 29 часов за период обучения по программе.
Формы обучения и режим занятий
Данная программа реализовывается в очной форме обучения.
Форма занятия – групповая, формы проведения занятия – беседа, практическое занятие, выставка. Групповое обучение позволяет формировать у ребенка нравственные черты личности, навыки сотрудничества в коллективной деятельности; воспитывать уважение и интерес к изо-деятельности другого. Работа педагога с обучающимися, осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закреплении навыков, индивидуального подхода.
Тип занятий – комбинированный.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 1 час – 30 мин.
Для детей возраста 5-6 лет занятие имеет следующие структуру: 12 мин – работа по теме учебного плана, 5 мин –пауза для отдыха обучающихся (проходит в учебном кабинете при участии педагога), 13 мин – работа по теме учебного плана, всего 30 мин.
Язык обучения – русский.
Ожидаемые результаты, способы определения их результативности.
Предметные результаты
По окончанию обучения по программе в первом полугодии обучающийся:
- Эмоционально откликаться на художественные произведения;
- умеет работать на всей поверхности листа, соблюдая пропорции;
- умеет работать аккуратно.
По окончанию обучения по программе во втором полугодии обучающийся:
- умеет передавать форму и пропорции предмета;
- умеет создавать композицию рисунка
- различает и называет жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж)
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- культура деятельности
- нравственные черты личности (способность к самоконтролю)
- навыки сотрудничества (умение работать в коллективе)
- эмпатия (уважительное оценивание работы товарищей)
Метапредметные результаты.
У обучающихся сформированы действия:
- развит интерес к изобразительной деятельности
- развиты и усовершенствованы творческие и изобразительные способности
Способы определения результативности
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ результатов: активность обучающихся на занятиях.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение |
Промежуточный или рубежный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка |
В конце учебного года или курса обучения | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Выставка работ по итогам второго этапа обучения (апрель).
- Участие в конкурсах различного уровня (международный, городской, районный и т.п.).
Система оценивания предметных результатов
Оценке подлежит уровень теоретической и практической подготовки обучающихся. Эффективность обучения определяться следующим образом – при результатах тестирования:
- свыше 50% - программа усвоена;
- 30-50% - уровень освоения программы - ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень освоения программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Тео рия | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Рисование гуашью | 28 | 28 | Беседа, педагогическое наблюдение, выставка | |
ИТОГО | 29 | 1 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
- Вводное занятие.
- знакомство с художественными материалами;
- правила техники безопасности на занятиях.
2. Рисование гуашью.
- выполнение карандашного наброска
- способы и техника работы гуашью
- приемы и техника работы кистью
- создание жанровых картин гуашью
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | окт | Беседа,практическое занятие | 1 | Знакомство с материалами. Алгоритм действий при работе. Правила техники безопасности. | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
2 | окт | Практическое занятие | 1 | «Поле цветов» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
3 | окт | Практическое занятие | 1 | «Тыква» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
4 | окт | Практическое занятие | 1 | Создание фонов для будущих работ | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
5 | окт | Практическое занятие | 1 | «Божьи коровки» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
6 | нояб | Практическое занятие | 1 | «Подводный мир. Черепаха» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
7 | нояб | Практическое занятие | 1 | «Подводный мир. Рыбки» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
8 | нояб | Практическое занятие | 1 | «Подводный мир. Медуза» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
9 | нояб | Практическое занятие | 1 | «Зайчик в морковках» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
10 | дек | Практическое занятие | 1 | «Елочный шар» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
11 | дек | Практическое занятие | 1 | «Снеговик» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
12 | дек | Беседа,практическое занятие | 1 | «Новогодняя открытка. Елочка» | Уч. кабинет | Выставка | |
13 | дек | Практическое занятие | 1 | «Белый мишка в свитере» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
14 | янв | Практическое занятие | 1 | «Зима. Кот на крыше» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
15 | янв | Практическое занятие | 1 | «Океан и его обитатели» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
16 | янв | Практическое занятие | 1 | «Зимняя лисичка» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
17 | фев | Практическое занятие | 1 | «Снегирь» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
18 | фев | Практическое занятие | 1 | «Влюбленные котики» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
19 | фев | Практическое занятие | 1 | «Касатка» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
20 | фев | Практическое занятие | 1 | «Морж» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
21 | март | Практическое занятие | 1 | «Весенний натюрморт» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
22 | март | Практическое занятие | 1 | «Весенние птицы» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
23 | март | Практическое занятие | 1 | «Интерьерная картина» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
24 | март | Практическое занятие | 1 | «Чья больше?» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
25 | апр | Практическое занятие | 1 | «Жираф-романтик» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
26 | апр | Практическое занятие | 1 | «К звездам!»» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
727 2 | апр | Практическое занятие | 1 | «Рисунок по мотивам мультфильма» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
228 2 | апр | Практическое занятие | 1 | «Весна.Улитка» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение | |
29 | апр | Практическое занятие | 1 | «По замыслу» | Уч. кабинет | Педагогическое наблюдение, выставка | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
- словесный: устное изложение темы материала, беседа, анализ художественных произведений;
- наглядный: иллюстрации, показ педагога;
- практический: упражнения.
Занятие включает в себя 5 этапов (структура занятия): 1 этап - организация детей, 2 этап - повторение пройденного материала, 3 этап физминутка, 4 этап - основная часть занятия, 5 - этап обобщение материала и подведение итога занятия:
1. Организация детей. Создание интереса к занятию (используются загадки или небольшие стишки в занимательной форме по теме занятия). Раскрывается тема занятия, показ наглядности; ребята знакомятся с технологией выполнения работы и средствами ее выполнения.
2. Повторение материала. На занятиях уделяется внимание формированию у детей способности видеть в окружающих предметах геометрические фигуры и посредством их изображать живую природу, транспорт. Ребята вспоминают пройденный материал и называют основные геометрические фигуры, с которыми они работали на прошедших занятиях.
3. Физминутка. Обеспечение на занятии условий для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.
4. Основная часть (этап работы по новому материалу).
Формирование и закрепление знаний и навыков, самостоятельная работа на практических занятиях; акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.
Материально – технические условия реализации программы дополнительного образования:
- столы-парты
- стулья
- доска магнитная
- иллюстрации картин
- бумага для рисования
- краски гуашевые
- кисти
- тканевые салфетки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
- Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006
- Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. –М.: Мозаика-Синтез, 2013
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. –М., Педагогическое общество России, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для детей раннего возраста "Маленькие художники"
Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, сколько для общего психического состояния ребенка. Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...