Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствовать
развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4.Воспитывать усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте; создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе; привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы; развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Золушка» с. Аксаково муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
детский сад № 38
с. Аксаково
_______ Е.А. Крюкова
Приказ № от __________
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
«Почемучки»
(возраст детей 4-5 года)
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ________________
Содержание:
- Содержание-------------------------------------------------------------------------1 стр.
- Введение ---------------------------------------------------------------------------3 стр.
- Актуальность программы, цели и задачи программы----------------- 4 стр.
- Основное содержание исследований----------------------------------------- 6 стр.
- Методические рекомендации по реализации программы------------ 7 стр.
- Предметно-развивающая среда--------------------------------------------- 9стр.
- Календарно-тематическое планирование---------------------------------- 11 стр.
- Ожидаемый результат----------------------------------------------------------- 20 стр.
9. Работа с родителями ------------------------------------------------------------ 21 стр.
10. Список использованной литературы---------------------------------------22 стр.
Введение:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Актуальность, цель и задачи:
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников- экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.
И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствовать
развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4.Воспитывать усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте; создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе; привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы; развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Основное содержание исследований:
- о человеке;
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);
- о мире растений;
- о предметном мире.
Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовность познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Исследование, проведенные Н.Н Поддъяковым показали, что лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н Поддъякова является ведущем видом деятельности у детей.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.
Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:
Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
- Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 4-5 лет. Срок реализации программы 1 год.
Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20-25 минут. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Предметно – развивающая среда:
Приборы и оборудование для мини-лабораторий:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Полиэтиленовые пакетики.
9.Перья.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Спилы дерева.
12. Вата, синтепон.
13. Киндер-сюрпризы.
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Календарно – тематическое планирование:
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Волшебница вода». | Расширение представлений о воде, её свойствах. | письмо от «Капельки», карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, стакан с молоком, сок лимона, рыбки для наклеивания в аквариум, халаты и шапочки, иллюстрации с изображением назначения воды, с изображением красивых и ломаных кристаллов воды, 2 мольберта, магниты, схемы с изображением свойств воды: это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, вода – бесцветная, прозрачная, не имеет запаха. | Наглядный: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, (создание воображаемой ситуации). Практический: опыты и экспериментирование, упражнения. Словесный: беседы, рассказ воспитателя. |
2 | «Сделаем воду чистой». | развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой. | пластиковые стаканчики, тарелочки, одноразовые ложки, бумажные фильтры, воронки; фильтр для воды; соль, сахар, молоко, зелёнка; цветные шарики; иллюстрации: река, море, озеро, стакан, ведро, ваза; модель-«Нельзя засорять воду в водоёмах»; - игрушка медведь. | Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
3 | «Имеет ли вода цвет, запах и вкус». | Обогащение представлений детей о том, что вода прозрачна, не имеет цвета, запаха и вкуса. | баночки с водой, лимонная кислота, сахар, соль, молоко, карандаш. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент, дополнения. |
4 | «Лимонад для Мишки». | Выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде, и изменять её цвет. | Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели. |
ОКТЯБРЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Путешествие в научную лабораторию» | Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды. | Контейнер с песком, лейка с водой, формочки для песка, лопатки, пластиковые стаканы. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
2 | «Забавные фигурки». | Формировать умение детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного. | Вода, песок, формочки животных. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. Постановка цели, дополнения. |
3 | «Разноцветный песок». | Показать, что можно красить не только бумагу, но и песок. | Песок, гуашь, вода, картон, клей. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
4 | «Золотая осень» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Песок, картон, клей, клеенки, кисти, салфетки, гуашь, вода. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели. |
НОЯБРЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Спасем цветок». | Познакомить детей с зависимостью роста растений с теплом. | Растение с клумбы, цветочный горшок с землей, лейка с водой, лопатка. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
2 | «Осенний букет». | Познакомить с применением разнообразных семян в творческой деятельности. | Семена арбузы, тыквы, дыни, яблок, картон, пластилин. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели. |
3 | «Путешествие в мир волшебного мыла». | Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). | Баночка с водой, мыло (туалетное, хозяйственное, жидкое), геометрические формы (овальная, прямоугольная). | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели, вопросы, указания, поощрение, экспериментирование. |
4 | «Мыльная фантазия». | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. | Ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
ДЕКАБРЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Снег – это что?». | Обогащение представлений детей о том, что снег состоит из снежинок, если снег поместить в тепло он превратится в воду. | Поддоны, баночки, воронки, фильтр, иллюстрации снега, таз со снегом. | Словесный, наглядный, поисковый, практический художественное слово. |
2 | «Лепим, строим». | Продолжать формировать умение выявлять липкие свойства снега. | Кукла, формочки для песка, лопатки, тарелочки. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. Постановка цели, дополнения. |
3 | «Как можно получить лед». | Обогащение представлений детей о том, что лед получается из воды, т.е. образуется из снега. | Формочки, вода, краски, лед, музыка. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. художественное слово. |
4 | «Бусы для Снегурки». | Продолжать закреплять цвета, умение чередовать 4-5 цвета при изображении бус. | Ледяные шарики или кубики 4-5 цветов. | Игровые, практические, сюрпризный момент. Постановка цели, дополнения. |
ЯНВАРЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Необыкновенный мир магнитов». | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. Постановка цели, вопросы, указания, поощрение, экспериментирование. |
2 | «Волшебные магнитики». | Продолжать знакомить с применением магнитиков в творческой игровой, изобразительной деятельности. | Магнитная доска, разноцветные магниты, разнообразные фигуры с магнитом. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели. |
3 | «Умный нос». | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.
| Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. | Сюрпризный момент. постановка цели, вопросы, указания, поощрение. |
4 | «Поможем Незнайке». | Формировать представление о ветре и его свойствах, расширять знания о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте. | Насос, веер, вентилятор, пылесос. Трубочки и стаканчики с водой, кораблики бумажные, изображение Незнайки, перья, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели. |
ФЕВРАЛЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Свойства, качества резины». | Продолжать знакомить детей свойствами и качествами резины, знавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент, постановка цели. |
2 | «Язычок – помощник». | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). | Беседа, игровая ситуация, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
3 | «Поможем Буратине». | Продолжать знакомить детей со свойствами камня, железной пластины, деревянного брусочка, (тонет- не тонет, легкий- тяжелый, твердый- мягкий). | Изображение Буратины, таз с водой, большой камень, железная пластина, деревянный брусок, салфетка для рук. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. постановка цели, вопросы, указания, дополнения, экспериментирование. |
4 | «Домик для матрешки». | Закрепить у детей обобщённые представления о домах, умение отражать в постройке эти представления, передавая их признаки. | Демонстрационная постройка домика, коробки с деталями строителя, магнитофон, запись музыки, макеты деревьев, детали-украшения для крыши теремка, матрёшки. | Рассматривание образца воспитателя, словесные пояснения; обыгрывание демонстрационных построек,«провокационные» вопросы к детям. |
МАРТ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Волшебный материал». | Помочь детям выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | Вода, емкость, песок, глина. | Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
2 | «Угощения для кукол». | Расширять представления детей о глине и ее свойствами: глина бывает сухая, она твердая. Мокрая глина — липкая, из нее можно лепить. | Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки. | Сюрпризный момент, показ, обследование, вопросы к детям, художественное слово, подвижная игра, объяснение, проблемная ситуация, инструкция. |
3 | «Что любят растения?». | Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. | Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
4 | «Луковая грядка». | Продолжать знакомить детей с зависимостью роста растений с почвой, светом, влагой и теплом. | Стаканы, земля, луковицы, лейка с водой, лопаточки, салфетки, фартуки. | Беседа, игровая ситуация, Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
АПРЕЛЬ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Хитрые семена». | Познакомить со способом проращивания семян. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. | Беседа, игровая ситуация, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент. |
2 | «Первые цветы». | Продолжать формировать умение создавать цветы на основе представления о внешнем виде растения. | Восковые карандаши, гуашь, кисти, салфетки, листы бумаги светло-зелёного цвета (для фона). | Игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, показ выполнения приемов рисования, пояснение содержания, вопросы, рассказ. |
3 | «Стекло, его качества и свойства». | Формировать умение у детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. | Загадоки, вопросы к детям, указания, пояснения, экспериментирование - элементарные опыты. сюрпризный момент. |
4 | «Пластмасса, его качества и свойства». | Формировать умение у детей узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | Игровой, практический, словесный. |
МАЙ
№ | Тема: | Цель: | Средства: | Методические приемы: |
1 | «Бумажная Фея». | Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая-тонкая, прочная). | Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, емкость с водой, предметы изготовленные из бумаги. | Игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент, постановка цели, вопросы, указания, дополнения, экспериментирование. |
2 | «Царство трех ветров». | Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности. | Игрушки, атрибуты для игровой и изобразительно - продуктивной деятельности. Воздушные шары, для каждого ребёнка: бумажные веера, полиэтиленовые пакеты. | Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
3 | «В мире камней». | Продолжать знакомить детей со свойствами камней (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит). | Коробочка с камешками, комочки ваты для каждого ребенка, ванночка с водой, игрушечные заяц. | Сюрпризный, словесный, наглядный, поисковый, эксперимент, практический. |
4 | «Что в пакете?». | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. | Полиэтиленовые пакеты по количеству детей, стаканы с водой, трубочки для коктейля, воздушный шарик. | Игровые, практические, поисково- исследовательские, сюрпризный момент, вопросы, дополнения, поощрение, экспериментирование. |
Ожидаемый результат:
- Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
Октябрь | 1 | «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». | Анкетирование |
Ноябрь | 2 | «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». | Консультация |
Декабрь | 3 | «Родители гиды на пути к познанию». | Консультация |
Февраль | 4 | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Памятка |
Март | 5 | «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка». | Консультация |
Апрель | 6 | «Сыпь песок, лей водичку». | Картотеки игр для детей и их родителей |
Список использованной литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –
М,: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ
Сфера, 2002.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – эксперимен-
тальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование,
рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...