Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Золотая Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
С воспитанниками старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Золотая Хохлома"
Тип: Формирование новых знаний
Формы организации совместной деятельности: подгрупповая
Программные задачи:
Образовательная:
-учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Развивающие:
-развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Здоровьесберегающие технологии:
- использование зрительной гимнастики;
- создание положительного эмоционального фона.
Техническое оснащение: ноутбук
Оборудование: хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши, тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
- Чтение.
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
- Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
- Загадывание загадок.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).
Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).
Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».
(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.
Познавательный рассказ воспитателя.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту – схему.
(Дети вместе с воспитателем двигаются по карте и находят конверт с заданием).
Воспитатель. Ребята, вот и первое задание.
Игра «Лабиринт «Чей цветок»
Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.
Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.
Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).
- Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
- Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
- Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
- Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле – еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
- А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на пути какой - то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.
Игра «Сложи картинки «Народные промыслы»».
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. (Например: дымковская барышня - узор дымковский, а фон желтый (филимоновский); городецкая доска - узор хохломской, фон коричневый и т. д.).
Воспитатель. Молодцы! Все справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.
(Дети читают стихи, выученные заранее).
- Филимоновская деревушка,
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор…
- Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково – поселок
Окаймлен лесами уголок веселый…
- Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
- Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе,
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
- Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
(Во время чтения стихов воспитатель надевает русский народный наряд).
Хозяющка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собрана. (Дети рассматривают хохломские изделия). Ребята, а вы хотите побыть хохломскими мастерами? (Ответы детей). Тогда выбирайте себе изделие (шаблон – заготовку), которую вы хотите расписать, проходите за столы и принимайтесь за работу. Для росписи изделий можно использовать как кисточки (для рисования завитков, травки, цветов, птиц), так и тычки (для рисования ягод). Помните, что работать нужно аккуратно.
(Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).
По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду и приглашает в хоровод.
Хоровод «Сударушка». Музыка русская народная.
Вступление: Пары строят круг.
- Идут парами по кругу переменным шагом с выносом ноги в сторону на носок.
- Боковым приставным шагом расходятся в разные стороны, на счет 4- ногу на каблук, руки в стороны. (Повторить в другую сторону).
- Кружение в паре переменным шагом в одну сторону, поменявши руки – в другую сторону.
- Девочки идут в круг переменным шагом, кружатся, возвращаются обратно к партнеру, кружатся. Мальчики – присядка.
- Кружение в паре повторяют вправо и влево.
- Девочки и мальчики выполняют в паре «распашонку».
- Кружение в паре.
Воспитатель. Ну вот ребята, нам пришла пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Паровоз" в первой младшей группе. Образовательная область-художественно-эстетическое развитие.
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Паровоз". Образовательная область-художественно-эстетическое развитие....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: &l...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Красная шапочка в гостях у ребят» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (с использованием игровых те
Цель: Закрепление у детей знаний, полученных ранее на занятиях, тренировать в умении составлять слова, предложения, анализировать полученную информацию.Задачи:Способствовать развитию речи, позна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо
Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...