технологическая карта занятия "Такая разная зима"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шалабудова Елена Викторовна

В данном занятии дети учатся рассматривать картины художников, понимать их содержание, анализируют, выделяют средства выразительности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшей группы.

Автор: Шалабудова Елена Викторовна

Тема занятия: «Такая разная зима»

Форма организации: групповая

Форма проведения: интегрированное мероприятие

Вид НОД: художественная деятельность

Тип занятия: беседа

Программное содержание: продолжать учить рассматривать картины понимать их содержание, формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности, используемые художником для передачи своего замысла, сравнивать и находить сходства и различие в картинах, упражнять в умении выделять цвет снега и его оттенков; развивать речь, используя сравнения и эпитеты, совершенствовать зрительное восприятие; воспитывать интерес к пейзажной живописи, любовь к природе.

Активизация словаря: лазурь, реставрация, реставратор.

Оборудование к занятию: Слайдовая презентация, фонограмма музыки П. И. Чайковского «Февраль», бумажные снежинки холодных цветовых оттенков, синяя ткань, гуашь, тонкие кисти, баночка с водой, палитра, иллюстрации картины И. Грабаря «Февральская лазурь» для игры «Реставратор».

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на зимней прогулке, выделение оттенков снега в тени и на солнце, рассматривание картин И. И. Шишкина, И.А. Попова, составление цветовой палитры зимнего времени года, чтение стихов о зиме.

Интеграция ОО:

О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта с включением аудиозаписи.

О.О. «Речевое развитие» - диалог, поисковые вопросы, обсуждение выполненных работ.

О.О. «Познание» -  презентация, практическая работа.

ОО «Физическое развитие» - динамическая пауза.

Технологическая карта НОД.

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный. Время-2,5 мин.

1.Организационный момент: стук в окно.

 Воспитатель приглашает детей подойти к окну. Обращает их внимание на то, как красиво зимой на улице и отмечает, что красоту зимней природы воспевали художники и поэты. Предлагает познакомиться с зимними пейзажами художников.

Обращают внимание на стук, подходят к окну, участвуют в диалоге

Проходят к слайдовой презентации, садятся на стульчики

Мотивация к деятельности: репродукции картин на слайде

Воспитатель читает стихотворение. Предлагает определить к какой из картин И. И. Шишкина оно подходит. (Приложение1)

Дети слушают стихотворение, рассматривают картины. Отвечают на вопрос.

2 этап. Основной - 20 мин.

Наглядный метод Слайдовая презентация

Репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

 

Воспитатель читает стихотворение В. Евтушенко (Приложение 2) и предлагает отправиться в другой зимний лес сказочный, волшебный. Обращает внимание на другую картину, предлагает рассмотреть картину внимательнее. Для усиления впечатления включает фрагмент произведения П.И. Чайковского «Февраль». (Приложение 3)

Беседа по картине: задает вопросы по рассматриванию картины, обобщает ответы детей.

Дети слушают стихотворение, рассматривают картину, сравнивают. Отвечают на вопрос.

Рассматривают картину.

Отвечают на вопросы по картине.

Динамическая пауза. Игровой прием.

 Предлагает выложить снежное покрывало из снежинок разных холодных цветовых оттенков, как И Э. Грабарь.

Игра «Снежное покрывало».

Дети под музыку выкладывают снежинки на ткань синего цвета.

Словестный метод

Рассказ воспитателя о создании картины художником. (Приложение 4)

 

Дети садятся на ковер возле «снежного покрывала», слушают рассказ воспитателя.

Практический метод

Х-э деятельность

«Реставраторы»

Воспитатель рассказывает детям кто такие реставраторы, что они делают. Предлагает отреставрировать каждому ребенку утраченный фрагмент картины «Февральская лазурь».

 Воспитатель объясняет, как на палитрах подобрать цвет и закрасить указанные участки на картине Помогает детям, испытывающим затруднения.

Дети слушают объяснения воспитателя, наблюдают показ последовательности выполнения работы.

Выполняют работу.

        3 этап. Заключительный. Рефлексия – 2,5 мин.

Рефлексия.

 Совместно с детьми рассматривает их работы, анализирует.

Проводит итоговую беседу о прошедшем занятии, выясняет наиболее понравившиеся моменты.

 Дети отвечают на вопросы, рассказывают о своих впечатлениях.

Приложения

Приложение 1. Стихотворение И. Сурикова «Первый снег».

Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы

И зима настала.

Изображение картины И. Шишкина «На севере диком»

C:\Users\Елена\Desktop\0_1207e3_d58fdc66_XXL.jpg

Изображение картины И.  И. Шишкина «Зима»

C:\Users\Елена\Desktop\2018-01-08_104212.jpg

Приложение 2. Стихотворение В. Евтушенко

Я вышел в лес. Прекрасный день!
Я обратил к березам взор:
На снег легла от веток тень,
Как будто сказочный узор.

Стоит февраль, уж нету бурь,
И надо мною синева.

Какая чистая лазурь!
И как кружится голова!

По лесу тихому прошел,
Иду.… Не хочется спешить.
И как дышать здесь хорошо!
Как хорошо на свете жить!

C:\Users\Елена\Desktop\image002.jpg

Приложение 3. Вопросы к беседе по картине.

1.Что вы видите на картине?

2.Какое дерево изображено на переднем плане

3.Береза какая? (белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, веселая, … Береза занимает главное место на картине).

4.Что можно сказать о других березах? (они стройные, тонкие, белоствольные, статные…)

5.Можете ли вы определить в какой из трех зимних месяцев написана картина: в холодный снежный декабрь, суровый с трескучими морозами и серыми днями январь или в феврале, когда зима подходит к концу. Светит ярче солнце, небо из скучного серого стало голубым?

6.Какой февральский день изобразил художник? (Морозный, солнечный, ясный зимний день).

7.Рассмотрите снег. Много ли его?

8.Какого он цвета на солнце? А в тени? (Снега много, на солнце он блестит, сверкает, яркий, синий, голубой в тени, голубовато-розовый, чуть фиолетовый и даже кое-где зеленоватый на солнышке - это от цвета неба, солнца и деревьев.

9.Рассмотрите небо. И расскажите, Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нём облака? (Небо высокое, чистое, прозрачное, тёмно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте. На небе нет ни одного облака.)

10.Как художник добивался такого множества цветовых оттенков, что он делал? Смешивал цвета на палитре, между собой.

11.Представьте, что картина ожила и вы оказались рядом с этими чудесными березами. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Расскажите о своих ощущениях. (В лесу тихо, потрескивание веток, веселый щебет птиц, как будто скоро зазвенит капель…)

12.А кое настроение передает художник? грустное, веселое, радостное или печальное.

 13.Почему вам весело и радостно когда вы смотрите на картину. День теплый скоро закончится зима.

14.Как бы вы назвали эту картину? (Белая береза, березонька, чудесный день…)

Приложение 4. История написания картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

Называется картина «Февральская лазурь». Лазурь – это оттенок голубого цвета, цвет неба в ясные дни. Вся картина наполнена этим цветом.

История написания картины И. Грабаря «Февральская лазурь».                                                            Однажды зимой художник приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину. Конец зимы - февраль. Светит солнце, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца он сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!» Первое, что художник взял в руки были не кисточки и краски, а лопату. Художник выкопал глубокую канаву, поставил в нее мольберт и стал смотреть на березу с низу вверх, отчего на картине она получилась большой, величественной. Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песенки. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, «Февральская лазурь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Зима»

Технологическая карта по теме «Зима»(ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи» средняя группа)Абдулова Джюме Сиражутдиновна, воспитатель 1 кв.кат.МДОУ «Детский сад «С...

Технологическая карта логопедического занятия «Зимующие птицы».

Технологическая карта логопедического занятия "Зимующие птицы"...

Технологическая карта НОД Тема: «Зима»

ПроЦПрограммные задачи: расширить представления детей о характерных признаках зимы; формировать знания об особенностях зимних месяцев; учить детей размышлять; сравнивать; учить системному анализу; учи...

Технологическая карта НОД Тема: Зимующие птицы.

Задачи: Познакомить с новой птицей (клест).Развивать умение ориентироваться на плоскости (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху» пре...

Технологическая карта НОД «Зимушка, зима»

Тема «Зимушка, зима»Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования манной крупой.1. Учить насыпать манку на контурный рисунок, смазанный клеем, выполнять работу аккуратно.2.Восп...

Технологическая карта «Как котенок зиме удивился»

Технологическая карта НОД по речевому развитию .Конспект поможет   научить  воспитаников  составлять  короткие описательные рассказы по описанию явлений природы; подбират...