В гости к мастерице
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«В гости к мастерице»
Цели: Формирование интегративных качеств детей на народных традициях.
Задачи:
1. Продолжать учить расписывать глиняные игрушки, используя элементы дымковской росписи.
2. Развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора на готовой фигуре.
3. Коллективно инсценировать содержание песен, ритмично двигаться в пляске в соответствии с характером и динамикой музыки
4. Воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию.
Предварительная работа:
Знакомство с дымковской игрушкой с её росписью, разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, изготовление дымковских игрушек разучивание русских народных песен «Ах вы, сени, мои сени», «Ай, спасибо мастерице!», русского народного танца «Барыня».
Материалы и оборудование:
• оформление группы: в стиле русской избы, разделена на две зоны: - горница - русская печь, скамьи, домотканые дорожки, Павловские платки,
• краски – гуашь, кисточки, выставка дымковских игрушек, вылепленные и загрунтованные игрушки по количеству детей, влажные одноразовые салфетки.
• музыкальные инструменты – ложки деревянные, аудио - кассеты с музыкальным сопровождением, мини-центр.
• детские костюмы – сарафаны, кофточки, ленты, русские рубашки-косоворотки.
• взрослый костюм – русский сарафан мастерицы
Ход занятия
Воспит: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспит: Как я рада встрече,
Дети: Рады все.
Воспит: К вам я пришла не одна, а с гостями.
Давайте и с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте !
( в руках у воспитателя корзиночка с игрушкой)
Воспит:: Я была на ярмарке и увидела яркие, веселые игрушки
И я решила показать вам их, но сначала отгадайте загадку:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Про какие игрушки говорится в загадке?
Дети: Про дымковские игрушки (ответы детей)
Воспит Да - это дымковские игрушки. А из какого села это игрушка?
(показывает игрушку из корзиночки)
Дети: Из Дымково.
Воспит Я приглашаю вас направиться к нашей знакомой мастерице,
А чтоб веселей было идти возьмем с собой красивые, расписные
ложки (показывает ложки)
: Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент –
Не простые, расписные, древнерусский инструмент.
Дети берут ложки и идут к мастерице, играя.
Мастерица выходит навстречу детям.
Мастерица: Да у меня на пороге гости.
Услышала я вашу игру на ложках
И поспешила к вам навстречу!
Мастерица: Милости просим гости дорогие!
« Для дорогих гостей и ворота настежь».
«Много гостей – много новостей.
Дети: Здравствуйте, почтенная мастерица!
выполняют поклон
Мастерица: С чем пожаловали?
Может, вы допоете, свою веселую песню, а то слов-то я и
не расслышала .
Дети исполняют ансамблем ложкарей русскую народную песню
«Ах вы, сени, мои сени»
обр. Т. Попатенко (Хрестоматия русской народной песни стр.63)
Мастерица: Проходите гости дорогие, в горницу мою
Недаром рано встала, печь истопила.
Игрушки ваши высохли и вас уже поджидают.
(приглашает пройти в глубь комнаты )
Может быть, вы уже знаете какими узорами
расписываются дымковские игрушки?
Дети: Кружочками, точками, кольцами, полосками.
Мастерица: Правильно. А на что узоры похожи? Что они напоминают?
Дети : Круг похож на солнышко. (ответ)
Дети: Полоски похожи на дорожки. (ответ)
Мастерица: Правильно. В моей мастерской есть все для превращения
вашей фигурки в настоящую, дымковскую.
Рисовать предлагаю гуашью, но несколько необычным способом– с помощью вот этих вещичек.
(Показываю детям коробку с бросовым материалом: там лежат пластмассовые палочки разного диаметра, ватные палочки.)
Как вы думаете, можно использовать эти предметы
для рисования?
(Дети дают варианты ответов.)
Верно! Эти предметы дают отпечаток в виде круга.
А ватными палочками удобно ставить цветные точки.
Линии и полоски рисуем кистью.
Мастерица: Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Мастерица: Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу, я пальчики пусть бегут, как зайчики.
движения выполняются в соответствии с текстом.
А теперь приступаем к работе.
Дети расписывают силуэты игрушек, звучит спокойная русская народная мелодия работы. Во время выполнения задания обращается внимание на осанку детей, проводится индивидуальная работа и помощь советом.
Мастерица: (по окончании работы)
Да вы настоящие мастера!
Постарались сделать свою работу аккуратно и красиво.
Не зря в народе говорится,
« Каков мастер, такова и работа».
Мастерица: А какие игрушки у вас получились?
Ребенок: Эта девица краса,
Тугая, чёрная коса,
Щёки алые горят-
Замечательный наряд.
Ребенок: Посмотри, как хороша
Эта девица – душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива!
Мастерица: Что за чудные работы! Что за мастера!
Свои игрушки, которые вы представили, пусть пока подсохнут
Воспит; Ну а сейчас приглашаю поплясать
Ручки, ножки поразмять
раз - мы сделаем поклон, (поклон )
Очень важен в танце он.
Дети исполняют русскую народную пляску
«Барыня» фонограмма
Мастерица: Спасибо вам юные мастера, за умение.
За веселые песни да пляску.
К сожалению пришло время расставаться.
Буду рада новой встрече. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у мастерицы»
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе "В гостях у Мастерицы"
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе....
Конспект НОД на тему "В гостях у Мастерицы""
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) для подготовительной группы...
Конспект НОД "В гостях у мастерицы Василисы"
Приобщение детей к традиционной культуре России через знакомство с миром народных кукол. Изготовление куклы Закрутки....
В гостях у Мастерицы. Зимние посиделки (изготовление куколки-закрутки)
Конспект НОД педагога с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Мастерицы» (для детей с нарушением зрения)
Данное занятие разработано для детей подготовительной к школе группы ( с нарушением зрения), в ходе которого дети закрепляют умение расписывать отдельные элементы, передавая характер народной (д...
Конспект ООД по художественному творчеству в средней группе «В гости к мастерице. Марийский орнамент»
Конспект ООД по художественному творчеству...