В гостях у Мастерицы. Зимние посиделки (изготовление куколки-закрутки)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конспект НОД педагога с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_gostyah_u_masteritsy_kukla_zakrutka.docx | 144.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД педагога с детьми старшего дошкольного возраста
«В гостях у Мастерицы. Зимние посиделки»
/изготовление куклы – закрутки/
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: приобщение детей к традиционной культуре России, через знакомство с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.
Задачи:
- формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. (Социально-коммуникативное развитие)
- воспитывать у детей коммуникативную культуру:
-умение вести разговор на заданную тему
- совершенствовать речь как средство общения (Речевое развитие)
- познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
(Познавательное развитие)
-способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости
-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности (физическое развитие)
-продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей
- развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга
-развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе -развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку (Художественно-эстетическое развитие)
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Завивайся, клубок…»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Оборудование:
Русские народные костюмы, видеопроектор, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «Завивайся, клубок…»
Раздаточный материал:
Два белых квадратных отрезков ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки.
Предварительная работа:
посещение выставки «Русская изба»,
рассматривание альбомов «Русская народная игрушка»,
чтение пословиц и поговорок о труде,
изучение литературы по теме «Народная кукла»
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Чтение «Кукольные сказки» Т. Кирюшатова,
«Загадки о народных куклах» Т. Кирюшатова
Ход НОД
Группа оформлена в стиле Русской избы.
Хозяйка избы –Мастерица встречает своих гостей:
-Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите ко мне в избу.
У русского народа гостям всегда рады!
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня, люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. Посиделки устраивали в зимнее время года, когда заканчивались полевые работы, когда был собран и заготовлен на зиму урожай. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.
Сегодня я хочу вам показать свой «Волшебный сундучок».
Как вы думаете, что в нем лежит? /ответы детей/
Что лежит в сундучке вы узнаете, отгадав загадку:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок, сундучок,
Приоткрой нам свой бочек»
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок.
А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
Просмотр презентации - «Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол)
Вам понравились куколки? Какая куколка вам понравилась?
«Делу время – потехе час»
Давайте отдохнем и немного поиграем.
Русская народна игра «Завивайся клубок…»
Я вам хочу рассказать сегодня сказку. Хотите послушать?
«Давно это было. В одной деревне жили– были батюшка, матушка, да дочка Аленушка. Хорошо жили дружно. Отец с матерью с утра и до вечера в поле, а Аленка хоть и мала, да во всем, отцу и матушке помогала. Но случилась беда, заболела матушка, слегла. Она позвала к себе свою доченьку и сказала: «Возьми, доченька, эту куколку. Никому её не показывай, но заботься о ней, корми. А когда тебе будет трудно, куколка тебе обязательно поможет». Когда матушки не стало, Аленка вспомнила матушкин наказ и когда ей было трудно, всегда обращалась к куколке за помощью. Куколка всегда помогала Аленушке и оберегала её. Даже, когда Аленка выросла и вышла замуж за доброго молодца, она всё- равно, не расставалась со своей куколкой, берегла её и всегда носила в кармане.»
Вот такую куколку оставила матушка своей доченьке.
/хозяйка показывает куклу –Столбушку/
Это кукла – Столбушка.
Как вы думаете, почему её так называют?
/ответы детей/
Столбушкой - эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Славяне приписывают ей огромную силу. Другое название куколки - Берегиня. Она отводит чёрные чары и дурной глаз от людей, защищает от всего дурного. В каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения. В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода.
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
- Чтобы пальчики хорошо работали, мы сделаем зарядку для них.
Пальчиковая игра «Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).
Каждой Мастерице для изготовления куколки нужны определенные предметы. Давайте подумаем и назовем их. /тряпочки - лоскутки, нитки, ножницы, тесьма/.
Давайте приготовим все для работы. /дети готовят материал для изготовления куклы/
Технология изготовления куклы Столбушки.
/карточки с последовательными действиями/
(Дети делают куколку. Хозяйка помогает детям. Во время работы Хозяйка загадывает загадки о кукле, использует пословицы о труде).
Платье носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять...
Ответ: Кукла
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
«Дело мастера боится»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Без терпенья нет уменья»
«Своевременная помощь, – как дождь в засуху»
«За все браться – ничего не сделать»,
«Глаза страшатся, да руки делают»
«Птицу узнают в полете, а человека в работе»
- Ребята, кукла готова! Молодцы!
Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Хоровод «Как у наших у ворот»
- А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
- А что вам понравилось больше всего? /ответы детей/
- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. Я очень хочу, чтобы эта куколка стала для вас настоящим другом. Она будет вас оберегать, помогать во всем и принесет вам удачу. До свидания!
/Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у мастерицы»
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе "В гостях у Мастерицы"
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе....
Конспект НОД на тему "В гостях у Мастерицы""
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) для подготовительной группы...
Конспект НОД "В гостях у мастерицы Василисы"
Приобщение детей к традиционной культуре России через знакомство с миром народных кукол. Изготовление куклы Закрутки....
В гости к мастерице
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"17220935","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1722091...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Мастерицы» (для детей с нарушением зрения)
Данное занятие разработано для детей подготовительной к школе группы ( с нарушением зрения), в ходе которого дети закрепляют умение расписывать отдельные элементы, передавая характер народной (д...
Конспект ООД по художественному творчеству в средней группе «В гости к мастерице. Марийский орнамент»
Конспект ООД по художественному творчеству...