Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме
Дополнительная программа «Разноцветные ладошки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников
Дополнительная общеразвивающая программа
по художественно эстетическому развитию
«Разноцветные ладошки»
для детей 2-3 лет
Составитель: Гусарова О.С.
Березовский городской округ 2017г
Оглавление
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Актуальность …………………………………………………………. | 3 |
1.2 | Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы…… | 3 |
1.3 | Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы……………………………………………………………… | 4 |
1.4 | Ожидаемые результаты………………………………………………... | 5 |
1.5 | Форма обучения………………………………………………………... | 5 |
1.6 | Периодичность проведения занятий………………………………….. | 5 |
1.7 | Требование к предметно-развивающей среде | 5 |
1.8 | Требование к педагогу…………………………………………………. | 6 |
1.9 | Условия реализациидополнительной общеразвивающей программы ……………………………………………………………… | 6 |
2. | Учебно-тематический план | |
2.1 | Учебно-тематический план……………………………………………. | 6 |
3. | Содержание дополнительной общеразвивающей программы….. | 8 |
4. | Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы…………………. | 13 |
4.1 | Инструментарий………………………………………………………... | 15 |
5. | Информационно-методическое обеспечение……………………… | 16 |
5.1 | Методическая литература……………………………………………… | 16 |
5.2 | Список рекомендуемой литературы родителям……………………… | 16 |
5.3 | Техническое обеспечение…………………………………………….... | 17 |
5.4 | Приложения…………………………………………………………….. | 18 |
5.4.1 | Методические рекомендации педагогам……………………………… | 18 |
5.4.2 | Методические рекомендации родителям……………………………... | 24 |
5.4.3 | Конспект занятия………………………………………………………. | 27 |
5.4.4 | Глоссарий ………………………………………………………………. | 29 |
5.4.5 | Авторские игры ………………………………………………………... | 30 |
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» - направлена на использование нетрадиционных техник рисования и даёт возможность развивать у детей дошкольного возраста художественное мышление, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, способствуют развитию у ребёнка самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в раннем дошкольном возрасте заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
1.2 Цель дополнительной общеразвивающей программы
- Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через применение нетрадиционных способов рисования с использованием различных художественных материалов.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы
-Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;
-Обучать владению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
-Содействовать ознакомлению родителей с нетрадиционными техниками рисования, мотивировать на совместное творчество с детьми;
-Повышать компетентность педагогов ДОО в вопросах применения нетрадиционных способов изобразительной деятельности в образовательном процессе.
1.3Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы
- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне возрастных возможностей дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов, прослушивание музыкального материала и др.
- Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип требует, чтобы каждый элемент материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
- Принцип индивидуальности, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности,
-Принцип сотрудничества Организации с семьёй.
- Принцип результативности.
1.4 Ожидаемые результаты
-проявлять интерес к совместному творческому сотрудничеству со взрослыми.
-владеть навыками нетрадиционной техники рисования в соответствии с возрастом.
1.5 Форма обучения: подгрупповая.
Список детей
1.Ксюша.Е. 6.Алена.Ц.
2.Антон.К. 7.Вера.Ш.
3.Лиза.П. 8.Сережа.Б.
4. Артем.М. 9. Олеся.К.
5.Есения.Б. 10.Тарас.П.
1.6 Периодичность проведения занятий
Общее количество занятий в год -27, время занятий 10 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года и рассчитана на 7 месяцев.
1.7 Требование к предметно-развивающей среде
Созданная в группе предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию Мини-студия «Цветные ладошки», способствует развитию творчества, интереса, внимания, любознательности, вызывает эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей среды.
В Мини-студии доступно расположена бумага разного цвета, размера и формы, книжки - раскраски, карандаши, мелки для рисования, трафареты разной тематики, нетрадиционные инструменты для рисования.
В приемной оформлен уголок для выставки детских работ.
1.8 Требования к педагогу.
Дополнительную общеразвивающую программу реализует воспитатель первой квалификационной категории : Гусарова Олеся Сергеевна
1.9 Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:
- создание Мини- студии «Цветные ладошки»;
- составление конспектов занятий с использованием нетрадиционных художественных техник рисования;
- изготовление игр по художественно-этетическому развитию;
- создание нетрадиционных инструментов для рисования,
- организация консультаций, мастер-классов, выставок с участием родителей.
2. Учебно-тематический план
2.1 Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество занятий | |
Мероприятия | неделя | месяц | |
1. | Ноябрь «Волшебные листочки» | 1 | 4 |
2. | «Ягодка за ягодкой» (на кустиках) | 1 | |
3. | «Моя любимая чашка» | 1 | |
4. | «Первый снег» | 1 | |
Декабрь | 4 | ||
5. | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | 1 | |
6. | «Рябинка» | 1 | |
7. | «Снежок порхает, кружиться» | 1 | |
8. | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | 1 | |
Январь | 3 | ||
9. | «Снежные комочки» | 1 | |
10. | «Весёлый снеговик» | 1 | |
11. | «Вот какие ножки у сороконожки» | 1 | |
Февраль | 4 | ||
12. | «Рыбки в аквариуме» | 1 | |
13. | «Автомобиль для папы» | 1 | |
14. | «Мои любимые домашние животные» | 1 | |
15. | «Полосатые полотенца для лесных зверушек» | 1 | |
Март | 4 | ||
16. | «Цветок для мамы» | 1 | |
17. | «Мои рукавички» | 1 | |
18. | «Весенняя капель» | 1 | |
19. | «Жили у бабуси два весёлых гуся» | 1 | |
Апрель | 4 | ||
20. | «Горох для петушка» | 1 | |
21. | «Солнышко лучистое» | 1 | |
22. | «Божьи коровки на лужайке» | 1 | |
23. | «Нарядные матрешки» | 1 | |
Май | 4 | ||
24. | «Вот какой у нас салют!» | 1 | |
25. | «Подснежники» | 1 | |
26. | «Воздушные шары» | 1 | |
27. | «Цыплятки» | 1 | |
Итого в год: 27 |
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
Содержание программы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.
Программа разработана для детей раннего дошкольного возраста 2-3лет, срок реализации программы 7 месяцев.
Ноябрь
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Волшебные листочки» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность. Учить детей рисовать пальчиками. |
2 | «Ягодка за ягодкой» (на кустиках) | Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – пальчиками. |
3 | «Моя любимая чашка» | Продолжать знакомить с умение украшать простые по форме предметы. Воспитывать аккуратность.Закреплять умения в рисовании пальчиками. |
4 | «Первый снег» | Продолжать знакомить с навыками рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Декабрь
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий.(пальчиками). Дополнение образа по своему желанию. |
2 | «Рябинка» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и прижимать пальчик к листу бумаги. |
3 | «Снежок порхает, кружиться» | Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками. Развитие чувства цвета и ритма. |
4 | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. (снежинки, снежные комочки). |
Январь
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Снежные комочки» | Знакомить с техникой рисования «Тычка», учить создавать образа снежных комков. Развивать чувство цвета и ритма. |
2 | «Весёлый снеговик» | Упражнять в технике «Тычка» полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.Закрепить умение украшать рисунок полусухой жёсткой кистью. |
3 | «Вот какие ножки у сороконожки» | Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание(пальчиками) ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. |
Февраль
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Рыбки в аквариуме» | Закреплять умения нетрадиционной техники рисование пальцами. Учить рисовать пальчиками волнистые линии (водоросли). Воспитывать аккуратность. Развивать воображение. |
2 | «Автомобиль для папы» | Знакомить с техникой «прижми и отпечатай».Рисование поролоновым тампоном. Продолжать учить детей рисовать тампоном круглые колёса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление. |
3 | «Мои любимые домашние животные» | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного. |
4 | «Полосатые полотенца для лесных зверушек» | Закреплять умения нетрадиционной техники рисование пальцами. Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) |
Март
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Цветок для мамы» | Знакомить с техникой рисования ладошкой. Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме с помощью ладошек. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. |
2 | «Мои рукавички» | Упражнять в технике « прижми и отпечатай». Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. |
3 | «Весенняя капель» | Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев.Рисование пальчиками. |
4 | «Жили у бабуси два весёлых гуся» | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями |
Апрель
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Горох для петушка» | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
2 | «Солнышко лучистое» | Закреплять умение с техникой рисования пальчиками. Учить быстро наносить краску на пальчик и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
3 | «Божьи коровки на лужайке» | Продолжать упражнять в технике рисования ватными палочками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. |
4 | «Нарядные матрешки» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике «прижми и отпечатай» я. Развивать чувство ритма, композиции.(материал, поролон) |
Май
Неделя | Занятие | Цель |
1 | «Вот какой у нас салют!» | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами «Прижми и отпечатай».Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. |
2 | «Подснежники» | Продолжать знакомить с техникой «тычка», учить рисовать, создавая форму цветка. Тычком полусухой жёсткой кистью. |
3 | «Воздушные шары» | Знакомить с техникой «Выдувания»Навыки рисования краскамитехники выдувания; уточнять и закреплять знания цвета, формы; формировать интерес и положительное отношение к рисованию |
4 | «Цыплятки» | Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов. |
4.Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы .
В программе «Разноцветные ладошки» используется мониторинг освоения воспитанниками теоретической и практической части программы.
Проведение мониторинга осуществляется в начале и в конце года.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень 2 балла | Ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; увлеченно и самостоятельно занимается творчеством; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытие своих возможностей. По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (далее НТР). Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа. |
Средний уровень 1 балл | Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе технике рисования, мотивируя боязнь неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях. НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Художественными материалами владеет недостаточно смело. |
Низкий уровень 0 баллов | Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник. НТР использует только под руководством педагога. Не умеет пользоваться изобразительными материалами. |
4.1 Инструментарий
П/№ | Рисование | ||||||||||
Ф.И.О. ребенка | Цветовое восприятие | Предметное | Сюжетное | Декоративное | Итоговый показатель по каждому ребёнку | ||||||
ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков | ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов | ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники | ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник (элементы) | ||||||||
Ноябрь | Май | Ноябрь | Май | Ноябрь | Май | Ноябрь | Май | Ноябрь | Май | ||
1 | Алена .Ц. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0,25 | 1 |
2 | Лиза .П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3 | Олеся .К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | Сережа.Б. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0,15 | 1 |
5 | Ксюша.Е. | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,75 | 2 |
6 | Артем.М. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0,15 | 1 |
7 | Вера.Ш. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
8 | Тарас.П. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
9 | Антон.К. | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0,5 | 2 |
10 | Есения. Б. | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0,5 | 2 |
Итоговый показатель по группе | 7 | 16 | 4 | 16 | 6 | 16 | 4 | 16 | 5,3 | 16 |
По итогам мониторинга видно положительную динамику развития детей в данном направление.
Начало года: Конец года:
Высокий- 0 Высокий- 6 60%
Средний-4 40% Средний - 4 40%
Низкий-6 60% Низкий - 0
5.Информационно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы .
5.1 Методическая литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
3.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Академия развития 2006.
5.2 Список рекомендуемой литературы родителям
1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
3.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
4.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
5.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
7.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
8.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
9. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
10.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
11.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.3 Техническое обеспечение.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками.
В процессе творчестваможно развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
5.4 Приложения
5.4.1 Методические рекомендации педагогам
Нетрадиционные техники рисования
Рисование пальчиками
Возраст: от 2 лет
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Рисование ладошкой
Возраст: от 2 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: от 2 лет
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата; вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: опустить кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально (кисть в воду не опускается). Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой
Возраст: от 3 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
Оттиск печатками из картофеля
Возраст: от 3 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск пенопластом
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск печатками из ластика
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск смятой бумагой
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Свеча + акварель
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Отпечатки листьев
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: цвет, фактура.
Материал: бумага, гуашь, кисть, листья разных деревьев.
Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок красками разных цветов, затем прикладывает к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Пуантилизм
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материал: бумага, гуашь, кисть.
Способ получения изображения: Делается предварительный рисунок (можно положить эскиз на цветную бумагу, проколоть его по линиям для копирования). Точки наносятся, начиная с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками обязательно оставляются просветы для нанесения следующего цвета напоминаем: цветная бумага не заполняется сразу). Желательно прежде чем накладывать следующий цвет дать предыдущему слою просохнуть. Не забывать про передачу светотени. Самые темные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь. Для рисунка в такой дробной технике очень важно. Чтобы были «финальные точки», т. е. цельные детали, которые будут держать всю композицию.
Печать по трафарету
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Чёрно-белый граттаж(грунтованный лист )
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография обычная
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Акварельные мелки
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается
Тычкование
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
Цветной граттаж
Возраст: от 6 лет
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Возраст: от 6 лет
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
5.4.2 Методические рекомендации родителям.
«Учите детей изображать!»
Мы часто с Вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребёнка. Такой подход к детскому изображению далёк от истины.
Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение.
По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника. К примеру, если рисует малыш с преобладанием чёрной, серой, тёмно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью жёлтой, оранжевой, красной красок.
Необходимо создать дома условия для занятий изобразительным творчеством. Уже с двух лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: карандаши и краски. Проводимые исследования показали повальное увлечение семей фломастерами и карандашами. Реже даётся пластилин. И совсем нетипичное явление – дошкольник рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но сочетание с другими изобразительными возможностями.
Изображать можно различными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка. Что же мы порекомендуем завести в уголке творчества для детей, начиная с 3-4-х лет?
1. В идеале – детский мольберт или простой столик, можно откидной.
2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, восковые мелки, спички (очищенные от серы, косточки различных размеров, клеевые щётки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный материал, бархатную бумагу, кусочки целлофана, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей, белую и цветную бумагу, белый картон, красивой формы небольшие гладкие камушки, кусочки разнообразных тканей.
А теперь, нам всем нужно научить детей разумно пользоваться этим многообразием.
Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например:
Рисование в воздухе – рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).
Рисование вместе со взрослым – взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей – ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений.
Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Конечно, чаще всего у детей в руках могут быть бумага и карандаши, фломастеры. Но ведь не только они. Существует более разнообразные и в то же время более простые способы обучения детей изображать. Они заключаются в нижеследующем подборе методов и приёмов:
Рисование вдвоём на длинной полоске бумаги
В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоём, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребёнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребёнок договариваются, кто, что будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.
Рисование с секретом в три пары рук
Данный метод заключается в следующем. Берётся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребёнок: кто будет рисовать первый, кто второй, а кто третий.
Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведёт к совершенному несоответствию целого и его трёх частей.
Рисование через копировальную бумагу
Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребёнку, что двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно изобразить какие хочешь предметы. Для удобства нужно белую и копировальную бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтём или палочкой, а мягко водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить.
Тканевые изображения
Ткань – прекрасное сырьё для изображения. Например, на ткани изображены цветы. Мы их вырезаем по контуру, наклеиваем, а затем дорисовываем стол или вазу. Есть ткани, которые могут послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Рисуем с помощью открыток
Почти в каждом доме храниться масса старых открыток. Научите ребёнка вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трёх, четырёх летний ребёнок нарисовать собаку, жука? Нет. Но к собачке и жуку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если мы вместе с детьми вырежем из открытки и наклеим такой сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на своё воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно дорисует что-то к нему!
Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать своему ребёнку. Важно только решить свою проблему – организовать уголок творчества, находить время для передачи изобразительных знаний и умений!
Желаем успехов!
5.4.3 Конспект занятия
5 Образец конспекта по данной дополнительной общеразвивающей программы.
«Весенняя капель»
Цель:
Развитие творческих способностей детей.
Задачи:
-Учить передавать образ капели используя нетрадиционную технику(рисование пальчиками).
-Закрепить знания о приметах весны, явлениях природы.
-Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук.
-Воспитывать интерес к весенним явлениям, к изменениям в природе.
Работа над словарем:
Капает, тает, светит, синий, желтый.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы, наблюдения за сезонными изменениями в природе, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин.
Материал:, Кукла «Весна», листы с нарисованными сосульками, гуашь желтого, синего цвета, влажные салфетки, аудиозапись «Весенняя капель», «Весна красна» «Звуки капели»,.
Методы и приемы: беседа, показ, сопровождающийся объяснением, сюрпризный момент для привлечения внимания детей, музыкальные паузы, чередование видов детской деятельности.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская
Продуктивная.
Ход:
- Вводная часть.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся с друг с другом и нашими гостями.
Игра-приветствие «Здравствуйте, гости».
Здравствуйте ладошки хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки плюх, плюх, плюх
Здравствуйте губки чмок, чмок, чмок
Здравствуй мой носик би, би, би.
Здравствуйте, гости. Здравствуйте!
Звучит музыка «Весна красна» в гости пришла кукла весна:
Весна:Здравствуйте, ребята! Я весна.
Я к вам в гости пришла,
Я тепло принесла.
Посмотрите в окно
Как тепло, как светло.
Дети: здравствуй Весна
Восп: Весна а мы с ребятами много о тебе знаем и можем рассказать о тебе, правда ребята. Ребята, давайте посмотрим на картинку и вспомним, что же происходит в природе, когда приходит весна?
(обращаю внимание на картину задаю вопросы)
Восп:Что вы ребята видите на картине?
Дети: Тает снег, бегут ручейки, капают с крыш сосульки.(показ на ладошке кап-кап)
Восп: Это можно назвать « Весенней капелью»
А почему тает снеги капают сосульки?
Дети: Солнышко греет, сосульки капают, тает снег.
Восп: И все это когда бывает?
Дети: Весной.
Восп: Весна, а мы с ребятами приготовили для тебя «Весенний хоровод»
и приглашаем тебя в наш хоровод.
Музыкальное сопровождение«Весенний хоровод»
Восп: Весна, а наширебята не только умеют играть, но и очень любят рисовать,мы тебе так рады что хотели бы подаритьтебе свои рисунки.
Ребята, а давайте для нашей гостьи нарисуем «Весеннюю капель»
Весна: Я буду очень рада.
Восп: (обращаю внимание на рисунок на мольберте)
А что же это у нас за картина, что на ней изображено?
Дети: Сосульки.
Восп: Странно, но почему то сосульки не тают, мне кажется ребята на этой картинке чего то не хватает?
Дети: Солнышко.
Восп: Правильно ребята, и сейчас мы с вами будем его рисовать. А каким цветом солнышко?
Дети: Желтым.
Восп: Правильно. Присаживайтесь за столы, а я вам покажу как мы с вами будем рисовать.
Ой, а чем же мы с вами рисовать будем? Я совсем забыла приготовить кисточки.
Что же делать чем можно еще рисовать? (Обращаю внимание на руки, шевелю пальчиками.)
Дети: Пальчиками
Восп: Да ребята ведь пальчиками тоже можно рисовать.
2 часть Приемы рисования:
(Показ на мольберте, стоя, с правой стороны.)
Что бы нарисовать солнышко нужно набрать на пальчик краску. Какого цвета?(желтого) Солнышко у нас желтое и круглое (покажите пальчиком круг). Краску на пальчик набираем побольше вот так. Вот какое солнышко у нас получилось. На пальчики осталась краска можно дорисовать солнышку лучики.
Пальчик у нас в краске мы хорошенько вытираем его салфеточкой.
Ой как тепло греет солнышко мне кажется что наши сосульки сейчас начнут таять. А что бы нарисовать капельки я набираю. Каким цветом у нас сосульки? Правильно краску синего цвета и прикладываю его вот так кап-кап. Пальчик у меня в краске я его вытираю салфеткой. Вот какая получилась «Весенняя капель» Ну что приступим. Что бы наши пальчики хорошо рисовали мы с вами поиграем с ними.
Пал/гимнастика:
«Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (поднимаем кисти вверх, пальцы складываем цепочкой)
Сели на карниз (руки полочкой)
Шаловливые сосульки (так же)
Посмотрели вниз (руки полочкой смотрим вниз)
Стали думать чем заняться? (чешем голову)
Будем каплями кидаться (капли на ладошку)
(включаю аудио запись «Весенняя капель»
3 часть Заключительная
Восп: Проходит вместе с Весной рассматривают рисунки детей хвалят.(убираем на стол выкладываем кругом, в середину садим куклу «Весну»)
Ребята что вы нарисовали?
Дети: Сосульки. Весеннюю капель.
Восп: А что с ними?
Дети: Они тают, потому что солнышко греет.
Восп: А чем вы рисовали?
Дети: Пальчиками.
Восп: Вот видите можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками.
Восп: Весна тебе нравятся рисунки?
Весна: Спасибо вам ребята за такие подарки , какие вы молодцы все умеете и знаете, ну а мне пора ждут меня весенние дела.
5.4.4 Глоссарий
Рисование - искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы.
Рисунок - что - либо рисованное, нарисованное, образ, изображение в чертах, в очертаниях
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
Инструментарий – описание вопросов, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки.
5.4. Авторские игры
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
«РАДУГА»
Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
«ЧЁРНОЕ_БЕЛОЕ»
Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.
Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.
Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»
Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.
" «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»(ЦВЕТОВОЙ КРУГ)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
«ПОДВОДНЫЙ МИР»
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
«ПОДБЕРИ ИЗОБРАЖЕНИЕ К ИГРУШКЕ»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.
«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.
«КАКАЯ!,КАКОЕ! КАКОЙ!»
Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.
«СОБЕРИ УЗОР»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
«ПРЕВРАЩАЛОЧКИ»
Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.
«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»
Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»
«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»
Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.
Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.
«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
«ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...