Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с творчеством Е.Рачевым.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Подробный конспект ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Е.М.Рачевым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_prezentatsii_s_e.rachevym.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №62 «Родничок»
Конспект непосредственной образовательной
деятельности по познанию
«Ознакомление с творчеством
художника-иллюстратора Е.М. Рачёва»
для детей старшего дошкольного возраста
Бунина Д. В., воспитатель
старшей группы №7
г. Северодвинск
2018 г.
Цель – создать условия для формирования у детей представлений о творчестве художника-иллюстратора Е.М. Рачева.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.М. Рачева.
- Упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих героев иллюстраций.
- Активизировать словарь детей: художник, иллюстратор, мольберт, палитра, гуашь, уголь, обложка и т.д.
- Способствовать формированию у детей представлений о том, какими средствами (позы, движения, мимика, жесты) художник добивается выразительной характеристики героев.
- Продолжать учить детей выделять в рисунках цвет, яркость, декоративность (узоры на одежде).
- Подвести детей к пониманию того, что звери на иллюстрациях Е.Рачева – это характеры, заключенные в сказочные образы.
Развивающие:
- Развивать у детей умение с помощью мимики и жестов показать настроение героя сказки.
- Продолжать развивать у детей эстетический вкус.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к профессии художника-иллюстратора.
- Побуждать детей к самостоятельному рисованию иллюстраций в свободное время.
Предварительная работа: чтение сказок «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят» и другие, иллюстрированные Е.М. Рачевым.
Форма организации: коллективная.
Методы и приемы: разрезные картинки, вопросы к детям, имитация движений и мимики героев сказок, сравнение изображений героев сказок.
Материалы и оборудование: настенная интерактивная доска, иллюстрации сказок, разрезанные на две части, иллюстрации художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина.
Структура НОД:
- Вводная часть.
- загадка;
- рассматривание обложек сказок.
- Основная часть.
- небольшой рассказ о детстве Е.М. Рачева.
- дидактическая игра «Собери картинку»
- рассматривание иллюстраций по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок» и беседа по ним;
- физкультминутка;
- анализ иллюстраций Е.М. Рачева по средствам выразительности.
- дидактическая игра «Угадай»;
- Заключительная часть.
- обобщение НОД;
- анализ НОД.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы познакомимся с новой для вас профессией. Отгадайте про нее загадку:
У него есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник, потому что он…»
Дети: «Художник!»
Воспитатель: «Художник, который рисует иллюстрации в книгах, называется художник-иллюстратор. Как вы думаете, что такое иллюстрации?»
Дети: «Картинки»
Воспитатель: «Зачем нужны иллюстрации в книгах?»
Дети: «Иллюстрации нужны для того, чтобы лучше представить о чем текст. Еще, чтобы лучше запомнить текст.»
Воспитатель: «Одним из художников-иллюстраторов был Евгений Михайлович Рачев. Посмотрите, вот некоторые обложки книг, которые он иллюстрировал. Как вы думаете, кого больше любил рисовать Е. Рачев?»
Показ слайда с обложками книг.
Дети: «Животных»
Показ слайда с портретом Е.М. Рачева.
Воспитатель: «Правильно. Е.М. Рачев родился в г.Томск. Детство он провел в сибирской деревне в семье бабушки и дедушки. Это были красивые края, богатые дичью (птицами), животными, грибами и ягодами. Сибирь художник вспоминал как какую-то сказочную страну.
Показ слайда с пейзажами Сибири.
С детства Евгений Михайлович очень любил лес и не раз бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное. Затем, когда Е. Рачев стал взрослым, он часами проводил время в зоопарке. Как вы думаете, за кем он там наблюдал?»
Дети: «Он наблюдал за животными, изучал их повадки и делал зарисовки»
Воспитатель: «Давайте сейчас вспомним те русские народные сказки, к которым Е.Рачев рисовал иллюстрации»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель раздает каждому ребенку по картинке, а детям необходимо составить иллюстрацию и назвать сказку, к которой эта иллюстрация.
Воспитатель: «Вот сколько русских народных сказок вы знаете! И всех их иллюстрировал Е.М. Рачев. А животные то в его рисунках разные и необычные. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, к какой сказке она нарисована?»
Показ слайда с иллюстрацией из сказки «Заюшкина избушка»
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: «Молодцы, узнали. Какой по характеру изображена лиса на иллюстрации?»
Дети: «Наглой, злой, крикливой, плохой, страшной, грозной»
Воспитатель: «Верно, ребята. Что на иллюстрации помогло вам сделать такой вывод?»
Дети: «Она забралась на печку и кричит на зайца. Пасть широко открыта, брови нахмурены, одна лапа в бок упирается, а другой она отгоняет зайца»
Воспитатель: «А заяц какой по характеру?»
Дети: «Грустный, испуганный»
Воспитатель: «Что на иллюстрации помогло вам сделать такой вывод?
Дети: «Он присел на лапки, уши вниз опущены, а глаза грустные»
Воспитатель: «Ребята, во что одета лиса?»
Дети: «Пестрый сарафан с каймой, рубашка вышитая»
Воспитатель: «А заяц во что одет?»
Дети: «Рубашка вышитая, поясок и белые штанишки»
Воспитатель: «И лиса, и заяц одеты в русскую народную одежду. Скажите, пожалуйста, какими художник нарисовал в избушке у зайца пол и стены?»
Дети: «Деревянными»
Воспитатель: «Почему он так сделал?»
Дети: «Потому что у зайчика избушка была лубяная!»
Воспитатель: «Верно. Молодцы. Ребята, к чему больше всего стремилась лиса в избушке зайчика?»
Дети: «На печку сесть, погреться»
Воспитатель: «Да. Поэтому Евгений Рачев изобразил лису на печи.
Евгений Михайлович изображал своих героев в той обстановке, где они жили, уделяя внимание мелочам. Он это делал для того, чтобы читатель мог лучше понять характер героя и представить текст сказки. Скажите ребята, эта иллюстрация яркая или бледная по тону?»
Дети: «Яркая из-за оранжевого, белого и контрастного черного цвета»
Воспитатель: «Правильно. Посмотрите внимательно на следующую иллюстрацию и скажите, к какой сказке она нарисована?»
Показ слайда с иллюстрацией из сказки «Колобок».
Дети: «Колобок»
Воспитатель: «Верно, молодцы. Какой по характеру изображена лиса на этой иллюстрации?»
Дети: «Хитрая, добрая, красивая, нарядная, ласковая, милая»
Воспитатель: «Молодцы. Как вы поняли, что лиса такая?»
Дети: «Лиса сидит на пеньке и улыбается, глаза прищурены, мордочку вверх подняла»
Воспитатель: «Во что лиса одета? Какая одежда?»
Дети: «На лисе сарафан, украшенный полосой, рубашка вышитая, поясок, а на голове кокошник с камнями»
Воспитатель: «Лиса нарядная, в русской народной одежде. Ведь сказка «Колобок» русская народная. Посмотрите и скажите, где находится лиса на иллюстрации?»
Дети: « Лиса сидит на пне в лесу. На земле лежат листья рябины и ягоды. На заднем плане стоят березки»
Воспитатель: « Вы все правильно сказали. Евгений Рачев все это изобразил, потому что лиса встретила колобка в лесу.
А сейчас мы немного подвигаемся. Ребята, выходите на середину зала, разделитесь на две колонки и встаньте друг напротив друга. Я предлагаю сначала этой половине детей (показать жестом) изобразить лису, которая прогоняет зайца. Вспомните, как она стояла и какое у нее было выражение морды. А дети с противоположной стороны смотрят, а потом скажут у кого лучше, похоже получилось изобразить лису» Дети имитируют движения и мимику лисы. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: «Молодцы. А теперь попробуем в такой же очередности изобразить ласковую лису, которая слушает песенку колобка»
Дети имитируют движения и мимику лисы. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: «Ребята, садитесь на стульчики. Скажите, зачем Евгений Рачев рисовал животным улыбки, грустные глаза, нахмуренные брови?»
Дети: «Чтобы показать настроение героев сказок, их характер»
Воспитатель: «Правильно. Евгений Рачев говорил: «Для меня особенно интересно передавать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный» Подумайте, а зачем художник рисовал животных в одежде? На кого они становятся похожими?»
Дети: « Животные похожи на людей»
Воспитатель: «Молодцы. Художник Е.Рачев писал: «Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает – значит, у меня получилось…»
Ребята, скажите какие по тону иллюстрации Евгения Рачева? Яркие или бледные?»
Дети: «Яркие»
Воспитатель: «Евгений Рачев использовал чистые, спокойные цвета. Чаще всего, у него получались яркие рисунки. Как же так получается у художника? В рисунках Е.Рачева есть маленький секрет. Хотите его узнать? Как вы думаете, какими красками он рисовал?»
Дети: «Гуашью»
Показ слайда с наглядным примером иллюстрации из сказки «Колобок».
Воспитатель: «Да. Художник рисовал иллюстрации гуашью и обводил изображения черной полоской угля.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, с иллюстрациями какого художника мы сегодня познакомились?»
Дети: «Евгения Михайловича Рачева»
Воспитатель: «Понравились ли вам его иллюстрации? Чем?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы проверим, сможете ли вы сможете узнать среди иллюстраций других художников рисунки Е.М. Рачева? Если вы увидите рисунок Е. Рачева, хлопайте в ладоши, а если другого художника – топаете ногами»
Дидактическая игра «Угадай»
Воспитатель: «Молодцы ребята, вы хорошо отличаете рисунки Е.Рачева. На следующих занятиях мы будем изучать творчество и других художников-иллюстраторов.
Скажите, захотелось ли вам снова взять сказки, которые у нас в группе, и еще раз, может, подробней рассмотреть иллюстрации Е.Рачева?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Очень хорошо. А может, у кого-то появилось желание нарисовать, как художник-иллюстратор, картинку к какой-нибудь сказке? К какой?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Вот здорово! Молодцы! Подберем в вечернее время краски и нарисуем иллюстрации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ЦВЕТЫ ОСЕНЬЮ»
Цель. Познакомить детей с осенними цветами, их значением в жизни человека, строением цветка.Это занятие будет полезно воспитателям детских садов....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ОСЕНЬ»
Цель. Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель:Закрепить знание детей о диких животных. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.Задачи:Активизировать словарный запас по теме "Дикие животные".Побуждать отвечать на во...