Перспективное планирование образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Рисование старшая группа
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Карлеба Светлана Михайловна

Создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudestetrazvitierisovanie.docx66.59 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

п/№

Тема  

Цель

Программа содержания:

Материалы и методы:

1

День знаний

отражать в рисунке впечатления, полученные летом.

“Картинка про лето”

1.Формировать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом, рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы.

2. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава).

3. Развивать творческую активность, оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседы с детьми о лете, о том, какой труд взрослых наблюдали, как сами трудились, что им больше всего понравилось. Пение песен о лете, чтение стихотворений, рассматривание картин (знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева), иллюстраций, изображений деревьев.

Материалы к занятию: иллюстрации из детских книг, цветные фотографии, репродукции с картин. Гуашь, листы светло – голубой, светло – желтой или светло – серой бумаги размером больше альбомного, баночки с водой.

2

передавать характерные особенности цветов космеи.

«Космея»

1. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

2. Передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет(примакивание, рисование полной кистью).

3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Инд. работа

Предварительная работа: рассматривание цветов на клумбе, в букете. Знакомство с оттенками разных цветов во время наблюдений, в дидактических играх, при рассматривании иллюстраций.

Материалы к занятию: цветы космеи двух оттенков красного (малинового, бордового) цвета. Белая бумага размером ½ альбомного листа, акварельные краски, палитры, баночки с водой, кисточки разных размеров.

3

«Цветы»

Знакомство дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства.

“Узор на платочке”

1. Составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину

2. Использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки).

3. Развивать чувство симметрии, чувство композиции.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание изображений орнаментов, цветочных узоров.

Материалы к занятию: квадраты белой или цветной бумаги размером 15х15 см, гуашь или/и акварель в зависимости от выбранных цветов, палитры, баночки с водой, кисточки разных размеров.

4

Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи;.

“Дымковская слобода (деревня)”

1.Формировать знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

2. Закреплять приемы рисования, передавать форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно

3. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах.

Материалы к занятию: пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно – прикладного искусства; гуашь, баночки с водой, кисточки 2-х размеров, салфетки.

5

«Мой город»

Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов.

“Деревья в нашем парке”

1.Формировать умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берѐза, дуб, осина, ива), цвета;

2. Развивать технические навыки в рисовании

карандашами, красками и другими материалами.

3. Совершенствовать изобразительные умения и развивать

способности к созданию выразительных образов, используя

различные средства изображения.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов, составление коллекции из природного материала. Рассматривание изображений деревьев, формы листьев. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева.

Материалы: листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (берёза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

6

Совершенствовать умение изображать отдельные виды транспорта

“Автобус едет по улице”

1. Формировать умение изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение.

2. Закреплять умение рисовать карандашами, красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно, закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета.

3. Воспитывать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, аппликаций, сделанных детьми; рассматривание декоративно оформленных предметов круглой формы.

Материалы к занятию: простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомный лист.

7

«Детский сад»

создавать образ сказочного домика;

“Сказочные домики”

1. Создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части.

2. Закреплять умение рисовать знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш (или мелок) для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами, пастелью).

3. Развивать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций домов, украшенных к празднику, наблюдения на прогулке.

Материалы к занятию: масляная пастель, фломастеры и простой графитный карандаш с цветными карандашами, бумага размером в альбомный лист белая или любого мягкого тона.

8

с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

“Разноцветный дождь”

1. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению

2. Использовать способы нетрадиционной техники рисования, краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом.

3. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство с нетрадиционными техниками

“Пальчиковое рисование”

“Печать от руки”

“Тампонирование”

“Рисование свечой”

“Кляксография”

Материалы к занятию: акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.

9

«Овощи и фрукты»

уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

«Загадки с грядки»

1.Совершенствовать умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках;

2. Создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;

3. Воспитывать аккуратность в работе с красками, интерес к своему здоровью.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?

Материалы к занятию: гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки, овощи (муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

10

формировать у детей представления об особенностях в композиции в сюжетном рисовании;

«Осенний урожай (лукошко с грибами)»

1. Формировать у детей умения передавать в рисунке образы предметов; умения располагать изображение по всему листу.

2.Упражнять в применении технических умений и навыков работы с различными художественными материалами(акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши).

3. Развивать у детей воображение, умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, умения совместного сюжетосложения «фантазирования».

4. Инд.работа:

Предварительная работа: Беседа «Что такое натюрморт?», Д/и «Чудесный мешочек», Рассматривание иллюстраций художников (натюрморт): И.Левитан, Ван-Гог.

Материалы к занятию: Карандаш простой.

Краски акварельные. Кисти разного размера и формы. Стаканчики-непроливайки для воды.

Бумага белая. Салфетка для промакивания кисти; Подставка для кисти.

11

«Хлеб всему голова»

познакомить воспитанников с элементами народного орнамента.

«Украшение фартука» (декоративная роспись)

1.Упражнять детей на полосе составлять простой узор из элементов народного орнамента;

2.Закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа - между ними; упражнять в использовании нетрадиционной технике изображения (пальчиковая живопись);

3. Развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках; беседы; лепка дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о народной  игрушке.

Материалы к занятию: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, два образца украшенных фартучков, Медвежонок, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения, «волшебная» полочка для детских работ.

12

обучение детей рисованию колоска нетрадиционной техникой «примакивание».

«Колосок»

1. Расширить знания детей о колоске, учить рисовать колосок гуашевой краской, передавая особенности его строения

2. Закрепить навыки рисования с помощью примакивания ворса кисточки.

3. Воспитывать художественный вкус,  желание помогать другим, развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику, развивать чувство ритма.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: чтение украинской сказки «Колосок», рассматривание колосков, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Колосок», разучивание песни «Солнышко», разучивание физкультурной минутки «В землю солнышко попало», игра в «Каравай».

Материалы :театр мягкой игрушки (петушок, мышата, солнышко, игрушечная избушка, игрушечный веник, натуральный пшеничный колосок, мольберт, альбомные листы формата А4, гуашь золотистая, кисти двух видов(№6 и №2, стаканчики с водой, салфетки (на каждого ребёнка, каравай.

13

«Птицы»

Закрепить навыки рисования, умение использовать изобразительный материал.

«Снегири и синички на кормушке»

1.Формировать умение рисовать снегирей, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела, окраску.

2. Совершенствовать технику рисования акварельными красками: умение правильно набирать краску на кисть, вести кисть свободно, по ворсу.

3. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные ранее представления.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседы о зимующих птицах, рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, создание композиции «Воробышки на кормушке «.

Материал: лист белой бумаги, силуэты птиц (воробей, синица, снегирь, технологическая карта, кисти, акварельные краски, вода в баночках.

14

Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.

Рисование по замыслу.

1. Самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца.

2. Правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка.

3. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность

4. Инд.работа:

 

Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет, художник, холст, пастель, восковые мелки.

Предварительная работа: рассматривание картин с последующей беседой по содержанию и рисованием, составление натюрмортов, пейзажей; чтение и заучивание стихов; наблюдение за природными явлениями с последующим обсуждением, самостоятельное рассматривание репродукций картин разных художников; дидактические игры на искусствоведческую тематику; выполнение наброска эскиза будущей работы.

Материалы: цветные карандаши, альбомные листы на каждого ребенка.

15

«Деревья и дары леса»

передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение.

“Большие и маленькие ели”

1. Передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее).

2. Располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу);

3. Развивать эстетические чувства, образные представления.

4. Инд.работа:

Предварительная работа. Рассматривание елей во время прогулок на участке, а также рассматривание иллюстраций, на которых хвоя изображена разными способами.

Материалы: бумага, краски гуашь или акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

16

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осенний лес»

«Осеннее дерево»

1. Создавать условия для художественного экспериментирования: изображения осеннего дерева.

2. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями», показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным

3. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве

4. Инд.работа:

Предварительная работа:

Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк

Рассматривание осенних иллюстраций

Чтение стихов об осени

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях

Материалы:

Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы. Гуашь, салфетки, вода, кисти Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)

Дидактическая игра «Художник по имени Осень»

Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»

17

«Золотая осень»

Закрепить представление о таком явление как дождь;

“Идет дождь”

1. Формировать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.

2. Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование жесткой кистью.

3. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность.

4. Инд.работа:

 

Предварительная работа:

Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др. Рассматривание репродукций «Нахмурилась»  (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке.

Сбор и сушка осенних листьев, оформление гербария.

Материал: листы белой бумаги для рисования

Акварельные краски, широкая кисть для смачивания бумаги, жесткая клеевая кисть,

Баночки с водой, подставки для кистей, клеенка, салфетки

18

Продолжать знакомить детей с приёмами работы краской по мокрому слою.

«Живопись по мокрому слою  бумаги»

1. Продолжать  рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие).

2. Передавать композицию в сюжетном рисунке, рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

3. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию

4. Инд.работа:

Предварительная работа: чтение художественных произведений о море, иллюстрации с изображением моря и морских животных, беседы.

Материал: Листы белой бумаги, краска гуашь, кисти, вода в ванночке, широкие кисти.

19

«Домашние и дикие животные»

Развивать индивидуальность, творческую активность, образное и пространственное мышление;

«Усатый - полосатый»

1. Передавать в рисунке образ котенка, характерные признаки: уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки;

2. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. Рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком;

3. Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах Чтение произведения.

Игры с игрушками-кошками, их обыгрывание. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Усатый-полосатый». Рассматривание иллюстраций в книгах.

Материал: Акварель, альбомные листы на каждого ребенка, тряпочки, кисточки, баночки с водой.

20

Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами.

«Лиса – кумушка и лисонька - голубушка»

1. Рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.

2. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами.

3. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве).

4. Инд.работа:

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса.

Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию Зайчишки -т русишка и храбришка , художественные материалы на выбор детям - цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам.

21

«Неделя игры и игрушки»

расширять представления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности.

«Любимый  герой»

1. Передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определённой обстановке).

2.Совершенствовать умение рисовать акварельными красками.

3. Развивать воображение, творчество.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактической игры "В гостях у сказки".

Материалы к занятию: загадки о сказочных героях, картинки сказочных героев, простые карандаши, акварель, цветные карандаши.

22

упражнять в детей в рисовании фигуры человека в движении.

«Дети делают зарядку»

1.Вызвать интерес детей в рисовании фигуры человека в движении.

2. Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами;

3. Развивать мелкую моторику;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседа «Что значит быть здоровым человеком?», «Угадай, что я делаю?»,

Материалы: игрушка Чебурашка или переодетый взрослый, счетные палочки, альбомные листы, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, аудиозапись группы «Непоседы» - «Гимнастика»; классическая композиция для сопровождения процесса рисования.

23

«Дом, который построил Джек»

отражать в рисунке несложный сюжет.

«Домик трех поросят»

1. Формировать умение детей рисовать картинку по сказке; передавать характерные особенности.

2. Рисовать прямые линии в разных направлениях закрашивать рисунки, не заходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, соломы, кирпичей, из которых построены домики поросят.

3.Развивать знания геометрических фигур. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения при анализе работ.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: по экспериментированию - Сравнение характерных особенностей соломы, прутьев, камней.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, шаблоны геометрических фигур.

24

рисовать простые сюжеты по замыслу, доводить задуманное до конца, правильно держать кисточку.

Рисование по замыслу

1. Самостоятельно выбирать тему своего рисунка. Способствовать умению передавать в рисунке настроение.

2.Упражнять и развивать навыки и приемы рисования.

3. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание картин с последующей беседой по содержанию и рисованием, составление натюрмортов, пейзажей;

Материал: краски, бумага, кисточки, салфетки, баночка с водой, сюжетные картинки.

25

«Красавица зима»

Вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передавать его в рисунке;

“Снегурочка”

1. Создавать изображение предмета из нескольких частей, знакомой формы;

2. Рисовать фигуру человека, соблюдая элементарные пропорции между частями фигуры, передавать характерные особенности наряда Снегурочки: длинная шуба, опушённая мехом;

3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

4. Инд.работа:

Предварительная работа. Чтение детям русской народной сказки «Снегурочка», проводила беседу о новогоднем празднике, рассматривали изображения Снегурочки на новогодних открытках.

Материалы: краски акварельные,  кисточки,  подставки под кисточки,  салфетки,  баночки с водой,  кукла Снегурочка, альбомный лист.

26

Формировать умение детей  передавать в рисунке впечатления, полученные во время наблюдений на прогулках

“Красивое развесистое дерево зимой”

1. Создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение (одно дерево на всем листе).

2.Продолжать знакомить с приемами рисования жесткой кистью, использовать мазки разной интенсивности как средство выразительности.

3. Развивать эстетическое восприятие.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: на прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви по цвету, рассматривать иллюстрации, репродукции с изображением деревьев. Материалы к занятию: листы голубой бумаги, белая гуашь, кисть щетина, восковые мелки, баночки с водой, салфетки, картина И. И. Шишкина «Зима», образец,  рисунки этапов выполнения работы.

27

«Русские традиции, обычаи, народные праздники»

Продолжать знакомство с городецкой росписью, её колоритом, её особенностями.

“Семья матрешек” (городец)

1. Познакомить с русской матрешкой, рисовать городецкие цветы – бутоны голубого цвета и ромашки розового цвета, выделять основные элементы узора.

2. Упражнять в умении смешивать краски на палитре для получения нужного цвета (розового,  голубого), оживлять цветы белым, синим и красным цветом с помощью кисти.

3. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание изделий городецких мастеров, этапы рисования элементов городецкой росписи.

Материал: иллюстрации с изображением дымковской, городецкой, гжельской росписях; матрешки, силуэты матрешек, акварель, кисти, тычки.

28

Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного

«Весело качусь я под гору в сугроб…»

1. Передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.).

2.Формировать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

3. Развивать композиционные умения.

4.Инд.работа:

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему Зимние забавы, Что мы делали зимой. Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского Четыре желания.

Материалы: бумага белого цвета, слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, фломастеры;

29

«Зимние забавы»

передавать фигуру человека в движении, создавать коллективными усилиями красивую зимнюю картину.

«Дети гуляют на участке»

1. Формировать умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног.

2. Упражнять в рисовании и раскрашивании карандашами (цветными мелками)

3. Воспитывать умение действовать, договариваясь о том, кто, что будет рисовать, самостоятельность в работе, аккуратность;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях; наблюдения во время прогулки за играющими детьми. Лепка по теме «Как мы играем зимой». Рисование по теме «Лыжник», беседа о соблюдении техники безопасности во время зимних забав на улице. Рассматривание картинок из серии «Зима». Разучивание хороводной песни с движениями «Что нам нравится зимой».

Материалы: альбомные листы (на каждого ребенка, цветные карандаши, иллюстрации человека в действии.

30

Формирование навыков пространственной ориентации через рисование с натуры.

«Еловые веточки» (зимний венок)

1. Вызвать желание создать праздничное украшение своими руками.

2.Упражнять детей рисовать еловую ветку с натуры, передавая особенности строения, окраски.

3. Воспитывать интерес к народному искусству, оформлению интерьера.

4.Инд. работа:

Предварительная работа: беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой ветки и сосновой в сравнении.

Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его особенностями.

Материал: шкатулка, поздравительные открытки покупные и выполненные своими руками, календарь - «декабрь», еловые веточки, мишура, вата, новогодние шары, рождественский бант, альбомные листы, кисти, акварель.

31

«Новый год»

рисовать композицию на новогоднюю тему, развивать эмоциональное и отношение к изображению

«Здравствуй, праздник Новый год!»

1. Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.

2. Передавать своё настроение, используя яркие тона красок, упражнять детей в рисовании и закрашивании предметов и форм, навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью.

3. Развивать фантазию, воспитывать интерес к празднику "Новый год".

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседа Новый Год, просмотр картин.

Материал: белый лист А4,пакварель, кисть №3 и №4.

32

инициировать самостоятельный поиск способов украшения снежинок, проявлять творчество в подборе материалов.

«Волшебные снежинки»

1. Продолжать сформировывать навыки нетрадиционного рисования («налепание» солью или манкой и каплетерапия)

2. Строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;

3. Развивать умение пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

4. Инд.работа:

Предварительная работа: проводились беседы о зиме, её месяцах, основных их признаках. Разучивались комплексы упражнений «Снег-снежок», «Снежинки». Рассматривание сюжетных картин. Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке.

Материалы: демонстрационный - фланелеграф, конверт с изображением снежинок, чистый макет снежинки.

раздаточный - чистый макет снежинки на каждого ребёнка, гуашь белого цвета, тонкая кисточка, салфетка, непроливайка, подставка для кисточки.

33

«Народные праздники»

познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме;

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

1. Знакомство детей с красотой и своеобразием Гжельской росписью, в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

2. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

3. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, игра «Гжельские узоры» (прорисовка в воздухе, показ алгоритма выполнения работы, выполнение декоративной росписи.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

34

Систематизация знания детей о народном творчестве

“Семья матрешек” (гжель)

1. Узнавать гжелевский узор и гжелевскую игрушку среди других народных игрушек, создавать гжелевский узор из элементов.

2. Использовать пространство и создавать узор из некоторого количества элементов, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков;

3. Развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.

Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.

35

«Животные севера»

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

“Нарисуй свое любимое животное”

1. Формировать умение выразительно передавать в рисунке образы животных.

2. Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

3. Развивать эстетические восприятия, образные представления и воображение детей.

4.Инд. работа:

Предварительная работа: рисование животных восковыми мелками, фломастерами, лепка животных, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, чтение стихов, рассказов, составление рассказов о домашних животных.

Материалы: гуашь, кисти тонкие и толстые, вода, схемы строения животных.

36

самостоятельно изображать белого медведя  по представлению или с опорой на иллюстрацию.

"Белый медвежонок Умка ищет маму»

1. Формировать у детей умение изображать животного в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.

2. Рисовать восковыми мелками линии «туда-сюда» в вертикальном положении.

3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, образное мышление, чтобы самостоятельно найти способы изображения животного

4. Инд.работа:

Предварительная работа. Беседа о разных частях света и климатических зонах, о Севере как собирательном понятии, его характерных приметах, о Белом море как части Северного Ледовитого океана. Рассматривание изображений белого медведя, моржа, тюленя. Знакомство с радугой как природным явлением и зрелищным художественным объектом. Обсуждение понятий «льдина» и «айсберг».

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением белого медведя, северного сияния. Бумага белого цвета для фона, акварельные  краски, кисти, банки с водой

37

«Что из чего и для чего?»

использовать в рисовании не традиционные формы.

«Чудесные превращения кляксы»

1. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).

2. Создать условия свободного экспериментирования с разными материалами инструментами (художественными и бытовыми, показать новые способы получения абстрактных изображений. (клякс)

3. Развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы.

4.Инд .работа:

Предварительная работа: наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?, чтение И. А. Лыковой «Цветные ладошки»

Материалы: акварель, гуашь, туш. Мягкие кисточки разных размеров, кисточки-флейцы, зубные щетки. Срезы овощей, тряпочки, губки, бумага для сминания, баночки с водой, трубочки.

38

расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи.

«Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»

1. Выделять декоративные элементы росписи, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи.

2. Закреплять умения работать с кистью; упражнять в рисовании городецких цветов – купавки, бутон, листики, городецкие розы, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки.

3.Развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям

4.Инд.работа:

Предварительная работа рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.

Материал: иллюстрации городецкой росписи, кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.

39

«Семья»

рисовать восковыми мелками морских рыбок.

«На дне морском рыбки весело играют»

1.Продолжать знакомить с техникой рисования (восковыми мелками);

2. Рисовать рыбок, передавать их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию, соединять разные материалы для создания выразительного образа - восковые мелки и акварель.

3. Развивать творчество, внимание, мелкую моторику и координацию рук;

4.Инд. работа:

Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций. Перед занятием дети тонируют бумагу по мокрому фону: волнистые широкие линии – голубая, зеленая и т.д., последняя внизу – желтая.

Материал: листы бумаги А4, восковые мелки, кисти, акварельные краски.

40

Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи

«Тарелочка»

1. Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и распологать его на круге, заполняя середину и края тарелочки.

2.Упражнять  практические умения и навыки рисования с эскизом при росписи узора на заготовке-тарелке, выполняя в центре узор из гжельских мотивов, по краям кайму. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.

4.Инд.работа:

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми заготовок-тарелок из слоеного теста с нанесением белого покрытия гуашью к занятию. Проработка будущего орнамента для росписи на эскизах.

Материалы: Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь синего цвета, баночки с водой.

41

«Животные жарких стран»

рисовать простые сюжеты по замыслу, доводить задуманное до конца,.

Рисование по замыслу

1. Самостоятельно выбирать тему своего рисунка. Способствовать умению передавать в рисунке настроение.

2.Упражнять и развивать навыки и приемы рисования.

3. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание картин с последующей беседой по содержанию и рисованием, составление натюрмортов, пейзажей;

Материал: краски, бумага, кисточки, салфетки, баночка с водой, сюжетные картинки.

42

расширение знаний детей о творчестве поэта и писателя С. Я. Маршака.

«Цветные страницы»

1. Задумывать содержание своего рисунка в определённой цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы.

2. Закреплять приёмы рисования акварелью, гуашью, учить разбавлять краски водой, добавлять белила для изображения оттенков цвета.

3. Развивать воображение и творчество. Воспитывать чувство прекрасного, видеть красоту созданного изображения.

4. Инд.работа:

Материал: картины цветных страниц книги С. Я. Маршака «Разноцветная книга», геометрические фигуры для игры «Угадай животное», листы белой бумаги А4, акварель, гуашь, кисти, клеёнки, непроливайки, палитры.

43

«Защитники Отечества»

Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно индивидуально.

«Папин портрет»

1. Рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, дяди, брата).

2. Закреплять умения работы с разным нажимом карандаша, умение рисовать круг, овал, дуги, пользоваться красками и кисточками.

3. Развивать у детей фантазию, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, чувство цвета.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство с портретом, как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина и др.). Беседа «Наши папы и дедушки», Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу.

Материал к занятию: цветные карандаши, бумага тонированная размером альбомного листа, семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов;

44

создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения, передавать характерные особенности костюма, поз: человека, его оружия.

“Солдат на посту”

1. Создавать образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия, располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.

2. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения.

3. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

4.Инд.работа:

Предварительная работа. Разучивание стихов, песен. Беседы с детьми о Российской армии.

Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, бумага размером 1/2 альбомного листа (на каждого ребенка).

45

«Масленица»

расширять представления детей о разнообразии народных художественных

промыслов.

“Золотая хохлома ”

1. Дать представления о народном промысле «Хохлома»;

2.Расширять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);

3. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Дидактическая игра «Народные промыслы России».

Материал: иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы; силуэты подносов из тонированной бумаги; гуашь; кисточки; ватные палочки; политры, подставки для кисточек, салфетки.

46

Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла.

«Узоры на кухонных досках»

1. Рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;

2. Закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.

3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;

4.Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.

Материал: предметы городецкой росписи: доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские, гуашевые краски: красная, белая.

47

«О любимых мамах»

создать условия для развития чувства цвета и композиции, условия для отражения в рисунке весенних впечатлений;

«Весеннее небо»

1. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками.

2.Совершенствовать умение изображать небо способом цветовой растяжки « по мокрому»;

3.Развивать творческое воображение.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: наблюдение за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката, рассматривание изображение неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах и т. д.

Материалы: листы бумаги А4; акварельные краски, губки, баночки с водой; масляная пастель; салфетки матерчатые.

48

формирование представлений о характерных особенностях портретной живописи, воспитание любви и уважения  к образу матери.

«Милой мамочки портрет»

1. Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос);

2. Закрепить приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком,  правильно располагать части лица;

3. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства, в которых главным является образ  женщины – матери.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин портретного жанра,  разучивание стихов и песен о маме, чтение стихов и рассказов о маме, оформление фотовыставки  «Вместе с мамой», рисование портрета мамы простым карандашом, нахождение цвета кожи человека и раскрашивание портрета мамы.

Материалы: белая тонированная бумага разного формата гуашевые краски палитра кисточки баночки с водой семейные фотографии репродукции картин (портретов) опорные рисунки для показа этапов работы

49

«Профессии»

Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способность

вглядываться в человеческие лица;

«Портрет моего друга»

1. Выявить уровень умения правильно передавать форму лица, характер человека через выразительные средства: мимику, причёску, одежду располагать части лица, характер человека через выразительные средства: мимику, причёску, одежду, предметы

2.Совершенствовать умение детей выполнять набросок карандашом, пользоваться красками.

3. Воспитывать интерес к рисованию.

4.Инд.работа:

Предварительная работа:

Беседа о дружбе и друзьях; рассматривание фотографий с друзьями.

Материал: лист формата А4, цветные карандаши, восковые мелки, подходящие к теме репродукции - портреты, предметно-схематическая модель композиции рисунка - портрет, детские песни о дружбе.

50

Закреплять умение передавать в рисунке образ человека, в  профессиональной одежде.

«Кем ты хочешь быть»

1. Передавать в рисунке образ человека, в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами.

2. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

3. Воспитывать  интерес и уважение к людям разных профессий.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание изображений людей разных профессий. Чтение рассказов о людях разных профессий. Беседы на тему «Кем работают ваши родители?», «Кем бы ты хотел быть?». Экскурсии в магазин, библиотеку, парикмахерскую, на почту, на стройку. Игры в «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую».

Материал: Бумага белого цвета, простой графитный карандаш, цветные карандаши.

51

«Весна»

Вызывать  у  детей  желание  создавать  образ  солнышка  по  мотивам  декоративно-прикладного  искусства.

«Солнышко, нарядись!»

1. Создавать  образ  солнышка, обратить  внимание  на  декоративные  элементы  (точка,  круг,  волнистая  линия,  завиток, волна и др.);

2.Совершенствовать умение работать кистью проводить линии разной протяженности,

3. Развивать  воображение,  воспитывать  интерес  к  народному  искусству;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения представлений о вариантах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своем оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного декоративно – прикладного искусства; разучивание потешек про солнышко.

Материал: Картинка солнце, домик, гуашь жёлтого цвета, альбомный лист, салфетка, мольберт, музыкальное сопровождение.

52

Формировать умения передавать в рисунке образы сказок,  сюжетную композицию.

“Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная”

1. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

2. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, восковыми мелками).

3. Воспитывать аккуратность в изображении, усидчивость

4.Инд.работа:

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»; чтение стихотворений о весне, беседа на тему «Пришла весна, потекли ручейки», «Признаки весны»,  наблюдение – эксперимент со снегом (в тепле тает), рассматривание иллюстраций к сказке.

Материал: альбомные листы; краска-акварель; восковые мелки; кисти; стаканчики для воды; клеенки.

53

«Театр»

показать  способы  получения  «солнечных»  оттенков  (жёлтый,  золотой,  янтарный,  медный,  огненный,  рыжий).  

“Солнечный цвет”

1. Вызвать  интерес  к  экспериментальному  (опытному)  освоению  цвета.  

2. Совершенствовать технические приемы рисования акварельными и гуашевыми красками, выбирать самостоятельно способы выполнения работы (контурными линиями, ватным тампоном, смятым комком бумаги, поролоном, легкими прикосновениями кисти).

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

4.Инд.работа:

Предварительная  работа.

Чтение  «Истории  про  Мальчика,  который  хотел  стать  художником».  Подготовка  обложек  для  коллективного  альбома  «Солнечные  картинки».  Рассматривание  «солнечных  картинок»:  мимоза,  нарцисс,  цыпленок,  осенний  лист,  корона,  соты  с  мёдом,  банка  с  мёдом.

Материал. Краски  гуашевые,  акварельные,  палитры,  кисточки  разных  размеров.щётки,  тампоны  ватные  или  комочки  смятой  бумаги,  ватные  палочки,  салфетки  бумажные  и  матерчатые,  баночки  с  водой.

54

создавать образ сказочной птицы, добиваясь выразительности, используя колорит, элементы декоративной росписи.

“Сказочная птица”

1. Создавать в картине яркий художественный образ сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства.

2. Упражнять в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования;

3. Развивать творческое воображение, образное мышление, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок»; рассматривание иллюстраций, лепка птиц, просмотр мультфильма «Иван Царевич и Жар-птица».

Материалы и оборудование: слайды «Жар-птица», листы бумаги формата А4, кисти №3;5, гуашь, салфетки, банки с водой, ватные палочки, фломастеры с печатками, музыкальное сопровождение - классическая музыка

55

«Гости»

Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

“Гжельская чашка”

1. Создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

2. Выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».

3. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство с гжельским промыслом.

Материал: слайдовая презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.

56

владеть умением отражать в рисунке фигуру человека в движении.

«Весёлый клоун (с передачей мимики и движения)»

1. Передавать в рисунке образ клоуна через атрибуты профессии, детали костюма.

2. Совершенствовать практические умения и навыки работы с красками;

3. Развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

4.Инд. работа:

Предварительная работа: беседу о цирке, игра «Зеркало».

Материал:  краски, простые карандаши, кисточки № 2 и №4, листы белой бумаги, баночки с водой, салфетки для кисти, мольберт.

57

«Космос»

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

“Ракета в космосе”

1. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций.

2. Продолжить учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету.

3. Развивать чувство композиции и колорита.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: беседа о космосе, первом космонавте Земли Ю. А. Гагарине, чтение рассказов А. Митяева «Первый полет», «Звездолетчики» по В. Бороздину.

Материал: альбомные листы с готовым фоном, трафареты ракет, крышечки, ватные палочки, салфетки, гуашь, поролоновые губки; иллюстрации с изображением звездного неба, космического корабля, портрет Ю. А. Гагарина.

58

Совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

"Космическое путешествие"

1. Совершенствовать умения нетрадиционных изобразительных техник.

2. Закрепить навыки работы в технике свеча + акварель + «сухая» кисть + набрызг + смешение красок; умении располагать рисунок по всей плоскости листа;

3. Развивать чувство композиции, фантазию, творчество; воспитывать аккуратность в выполнении рисунка.

4. Инд.работа:

Предшествующая работа: тематическое занятие по теме «Во Вселенной», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков других детей. Бумага формата А4, кисти, гуашь, поролоновый тампон, жесткая кисть, картонка для набрызга, свеча иллюстрации, музыка из кинофильма «Отроки во Вселенной».

Материал: игрушка Незнайки, схема солнечной системы, 2 «портрета» космических жителей из геометрических фигур, рисунки и фотографии космических объектов и ракет, варианты образцов.

59

«Мой город, моя улица»

Передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы.

“На моей улице”

1. Уточнить представления детей о том, что дома отличаются друг от друга по различным признакам (высота, количество и форма окон, дверей, цвет стен, материал, из которого построен дом и т. д.), уточнить  знания о перспективе, линии горизонта.

2. Упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания. Закреплять технические навыки и умения.

3. Развивать привычку сохранять правильную осанку.

4. Инд.работа:

Предшествующая работа: Чтение литературы, беседы о родном городе, рассматривание альбомов и иллюстраций о городе, рисование на тему: «Дома на улице», «Ночной город»; проведение дидактических игр: «Путешествие городу», оформление фотовыставки: «Любимые места моей семьи».

Материалы для занятия: плотные листы бумаги для рисования формата А4. Восковые мелки. Фломастеры.

Цветные карандаши. Фотографии с изображением центральной  улицы и основных достопримечательностей.

60

Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями.

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

1. Развивать умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка.

2. Закреплять технику работы цветными карандашами.

3. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседы и обсуждения на тему «Что я видел по дороге в детский сад», наблюдения на прогулке, составление рассказа о семье.

Материал: лист бумаги А 4, цветные карандаши.

61

«Цветущая весна»

Закрепить и расширить знания детей о времени года «весна».

«Зеленый май (краски весны)»

1. Совершенствовать умение детей изображать картины природы, передавая ее особенности;

2. Использовать навыки работы в нетрадиционной технике – рисование по мокрому листу.

3. Развивать эстетическое восприятие; образные представления, воображение и творчество;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание «весенних» пейзажей, наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов.

Материалы: репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, палитра, губка, стаканчики с водой, салфетки, пробники.

62

закладывание основ экологического воспитания;

«Цветут сады»

1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства, рисовать цветущие плодовые деревья;

2. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревья.

3. Развивать умения детей создавать композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: наблюдение природы весной; чтение пейзажной лирики: Т. Карелиной «Я люблю, когда цветут сады», С. Батыря «Цветущий сад», В. Шарипова «Сирень цветет в саду»; рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов.

Материал: иллюстрация с пейзажем цветущего сада; альбомный лист, размер А4; акварель; миска,  штемпельная подушка из тонкого поролона; кисти; салфетка.

63

«Майские праздники»

Расширять знания детей о Москве – столице нашей России.

«Спасская башня Кремля»

1. Формировать умение передавать в рисунке архитектуру главной башни Кремля - Спасской, передавая ее форму.

2. Закреплять умение детей рисовать кистью разными способами: широки линии – всей кистью, тонкие – кончиком кисти; наносить мазки – при рисовании отдельных деталей.

3. Развивать композиционными умениями: располагать предмет на листе с учетом его пропорций.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: беседа о столице нашей Родины Москве. Экскурсия на выставку в детском саду, где дети увидели большой макет Кремля, смогли рассмотреть каждую его часть. Просмотр огромной репродукции на стене с изображением Кремля. Чтение детям стихотворений о Москве и Спасской башне.

Материал: магнитная доска с фотографиями и иллюстрациями Спасской башни Кремля, гуашь, лист бумаги формат А4, магнитофон с записями песен о Москве и боем курантов, кисти: тонкая для мелких деталей и толстая для основного фона, палитра, салфетки, баночки с водой, акварель.

64

создавать рисунок в честь праздника Победы.

“Салют над городом”

1. Отражать в рисунке впечатления от праздника Победы: создавать композицию рисунка располагая внизу дома, а вверху салют.

2. Совершенствовать технику рисования акварельными  красками, готовить разные цвета смешивая краски на палитре.

3. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство гордости за свою великую родину Россию.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: Показ детям слайдов о ВОВ, беседы о героическом подвиге нашего народа. Чтение стихов о войне, беседы о том как трудно приходилось детям в тяжёлые военные годы. Беседа на тему «Парад посвящённый дню Победы». Устное творчество детей совместно с родителями: составление пожеланий и благодарственных слов для ветеранов и защитников тыла.

Материал для создания плакатов: акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.

65

«Птицы перелётные птицы»

Способствовать расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.

«Декоративное рисование по хохломской росписи»

1. Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.

2.Упражнять в умении рисовать «завитки»,  в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

3. Воспитывать интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи, рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.

Материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, акварель, баночка с водой, салфетка, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».

66

совершенствовать знания детей о цветах спек-тра, их последовательном расположении;

«Радуга - дуга»

1.Формировать  умение узнавать, называть, выде-лять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению;

2. Продолжать закреплять умение смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки, умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски, проводить широкие линии только в одном направлении (в виде дуги) и всей кистью.

3.Развивать внимание, наблюдательность;

4. Инд.работа:

Предварительная работа: во время прогулки педагог вместе с детьми любуется радужным свечением. Педагог обращает внимание на то, как солнечный лучик переливается цветами радуги в мыльном пузыре. Анализ наглядного пособия «Основные и дополнительные цвета».

Материалы: репродукции пейзажей с изображением радуги; рисунки цветов (ирис, тюльпан, василек, незабудки, нарцисс, календула); буквы цветов спектра ; листы формата А4; салфетки, клеенка для стола, акварельные краски, кисточки, губки, баночки с водой, салфетки влажные, дидактическая игра «Сложи цветик-семицветик»

67

«Мой родной край»

Познакомить детей с видами керамических изделий (настенные тарелки - панно, кашпо, вазы, подсвечники и др.)

«Роспись кувшинов»

1. Располагать плоскостное изделие, используя для этого цветную гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики.

2. Закрепить работу кистью: всем ворсом- примакивание (лепестки),концом кисти- точки, тычком- середина цветка.

3. Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувствие ритма, воспитать любовь к прикладному искусству.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: знакомство с гжельским промыслом.

Материал: слайдовая презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, лист А4 с контурной заготовкой кувшина, акварель синяя, кисть.

68

Продолжать знакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров - изменении насыщенности цвета в элементах росписи.

«Роспись силуэтов гжельской посуды»

1. Расписывать посуду по мотивам «гжели».

2. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки, придавая узору сказочную мягкость.

3. Воспитывать интерес к народному искусству

4. Инд.работа:

Предварительная работа: Знакомство детей с Дымковской, Городецкой, Гжельской росписью. Знакомство с характерными особенностями Гжельской росписи, её элементами. Рисование элементов Гжельской росписи на полосе, круге.

Материал: палитры, акварель, кисточки (толстая и тонкая), салфетки, банки с водой,  на выбор детей листы белого цвта в форме разных посуд

69

«Насекомые»

Создать у детей радостное настроение от восприятия натюрморта.

 «Букет сирени»

1. Закрепить знания о жанрах живописи: портрете, пейзаже, натюрморте.

2. Составлять оттенки сиреневого цвета путем смешивания синей, красной, голубой, белой акварели.

3. Развивать эстетический вкус, чувство цвета.

4. Инд.работа:

Предварительная работа. Провести занятие по рассматриванию натюрморта К. Петрова-Водкина «Черемуха в стакане». Сравнить с натюрмортом П. Кончаловского «Сирень».

Материалы, инструменты, оборудование.. Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень», бумага А4, акварель, палитры, кисти двух размеров, загадка о сирени

70

Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы.

«Превращение камешков»

1. Создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

2. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом).

3. Развивать воображения и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение в работе.

4.Инд.работа:

Предварительная работа: сбор на прогулке камешков разной формы, величины и расцветки. Обследование их поверхности, игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь», рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).

Материалы и оборудование: чистые просушенные камешки, разной формы величины и расцветки. Мелки, акварель, гуашевые краски, кисточки разного размера, баночки с водой, бумажные салфетки, скульптуры малых форм.

71

«Международный день семьи»

Развивать  умение выразительно передать образы объектов окружающего мира, предметов и явлений.

«Наша группа (оформление альбома)»

1. Формировать умение рисовать окружающую обстановку, используя для создания полного сюжета отдельные предметы.

2.Упражнять в умение применять приобретенные ранее приемы и навыки рисования.

3. Воспитывать интерес к рисованию, творческие способности.

4. Инд.работа:

        

Предварительная работа: обсуждение предстоящей работы, наблюдения в группе, игры по игровым зонам.

Материалы: альбомы, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации по данной теме.

72

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы;

«Чем пахнет лето?»

1. Передавать в детских работах богатство и выразительность окружающего мира, яркость и красоту лета;

2.  Совершенствовать технические навыки в рисовании акварелью.

3. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

4. Инд.работа:

Предварительная работа: целевые прогулки и экскурсии в природу (в парк, к пруду, в сад и др. - цветоводство);

трудовые действия детей в природе; рассматривание иллюстраций, репродукций о цветах, птицах; чтение художественных произведений о лете отечественных и зарубежных авторов; просмотр диапозитивов «Лето» из серии «Времена года».

Материал: лист А4, стаканчики с водой кисти, акварель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»ДЛЯ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ...

Перспективное планирование образовательной работы по развитию речи в группе раннего возраста

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в группе раннего возраста...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в группе раннего возраста (2-3 года)

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в группе раннего возраста (2-3 года)...