Перспективное планирование образовательной работы по развитию речи в группе раннего возраста
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в группе раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной работы по развитию речи

в группе раннего возраста.

Дата

Тема

Програмное содержание

Сентябрь

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Помочь детям запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Способствовать развитию памяти, внимания.

Вызвать у детей симпатию к сверстникам.

Стихотворение «Мишка косолапый…»

Знакомить детей со стихотворением, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом, повторять слова и строки за воспитателем.

Развивать речь, слуховое восприятие, память, эмоциональную сферу детей.

Воспитывать доброжелательное отношение к животному.

«Наши игрушки»

Учить различать и называть игрушки, побуждать совершать действия с игрушками по словесному указанию.

Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, мышление, активизировать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Сказка «Курочка Ряба»

Знакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик на прочтенное произведение.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, звукоподражательную речь.

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, вызвать желание прослушать сказку еще раз.

«Зайчик»

Учить запоминать небольшие стихотворения, ориенти-роваться в частях собственного тела.

Развивать речевые навыки, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к художественной литературе и животному миру.

«Кукла хочет спать»

Учить четкому произношению звука «а» в словах, четко артикулировать звук «у» с различной силой голоса, договаривать слова при повторном прочтении стихотворения.

Развивать внимание, умение слушать, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игрушки на картинках

Учить рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества.

Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, речь.

Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.

Стихотворение А.Барто

«Лошадка»

Учить слушать стихотворные произведения и эмоционально откликаться на них, побуждать запоминать стихотворный текст, повторять отдельные слова, строчки.

Развивать слуховое восприятие, активизировать речь.

Воспитывать  бережное отношение к игрушкам.

Октябрь

Путешествие по комнате

Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, выполнять их.

Способствовать развитию речи, памяти, внимания.

Воспитывать интерес к окружающему предметному миру и  коллективной деятельности.

«Пошел котик на торжок…»

Познакомить детей с содержанием народной песенки, учить слушать и договаривать слова и фразы за воспитателем.

Развивать внимание, активизировать коммуникативные навыки.

Воспитывать интерес к народным песенкам.

«Длинноухий зайка»

Дать первоначальное представление о лесе и его обитателе – зайце, знакомить детей с его внешним видом.

Обогатить словарный запас словами и словосочетания-ми «длинноухий», короткий хвост», «мягкая, пушистая шерстка», развивать речевое дыхание, фонематический слух.

Воспитывать интерес к животному.

Сказка «Репка»

Учить детей следить за развитием действия и воспроизводить порядок действий в сказке с помощью вопросов.

Развивать внимание, память, умение действовать по указанию.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

«Поезд»

Рассмотреть игрушку поезд, побуждать детей проговаривать слова, обозначающие детали предмета (кабина, труба, колеса и др.), соотносить глаголы с выразительными движениями, закреплять правильное произношение звука «у».

Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

Воспитывать интерес к поездам.

Потешка «Наши уточки с утра…»

Познакомить детей с потешкой, формировать умение понимать вопросы, вести диалог, учить различать птиц, о которых упоминается в потешке.

Развивать внимание, память, речь.

Воспитывать интерес к домашним птицам.

«Медведица с медвежонком»

Рассказать детям о жизни медведицы в лесу, рассмотреть картину «Медведица с медвежонком», сравнить изображение двух животных.

Развивать речь, целенаправленное внимание, мышление.

Воспитывать любознательность.

Русская народная потешка «Наша Маша маленька»

Знакомить детей с новой потешкой, вызвать эмоциональный отклик, желание передать содержание в движении, побуждать повторить потешку.

Развивать слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к фольклору.

«Куклы обедают»

Познакомить детей с некоторыми овощами и фруктами, активизировать словарь при назывании предметов, включенных в круг действий детей.

Способствовать развитию речи, памяти, мышления, внимания.

Воспитывать культуру поведения за столом.

Ноябрь

Сказка В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Познакомить детей с содержанием сказки; привлекать к воспроизведению диалогов между щенком и животны-ми.

Способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью), совершенствовать память и внимание.

Воспитывать интерес к животным и художественной литературе.

«Лесная поляна»

Познакомить детей с обитателями лесной поляны, учить отвечать на вопросы простыми предложениями.

Активизировать словарь по теме, развивать целенаправленное внимание.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Стихотворение Б.Заходера «Ежик»

Учить детей слушать стихотворение, побуждать вступать в диалог с воспитателем.

Способствовать развитию слухового восприятия, внимания, речи.

Воспитывать интерес к литературе, внимательное отношение к животным.

«Птичий двор»

Закреплять звукосочетания, имитирующие голоса животных, обогащать знания о домашних птицах.

Развивать речевой аппарат, память, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Потешка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Знакомить с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками, дать детям почувствовать курьезность и юмористичность описываемых ситуаций.

Развивать речь, внимание, память.

Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

«В песочнице»

Учить детей понимать, что изображено на картинке, осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя.

Способствовать активизации речи, развивать целенаправленное внимание.

Воспитывать дружественые отношения в коллективе.

Сказка «Козлятки и волк»

Познакомить детей со сказкой, помочь понять содержание сказки.

Развивать слуховое восприятие, внимание, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать осторожное отношение к незнакомцам.

«Вышла Маша погулять»

Учить выражать свои мысли простыми предложениями, побуждать детей вступать в диалог с воспитателем.

Развивать речь, наблюдательность, память.

Воспитывать интерес к окружающей действительности, желание самостоятельно повторить игру-инсценировку.

«Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

Помочь понять, что утреннее расставание переживают все малышм и все мамы, упражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Развивать внимание, речь.

Воспитывать самостоятельность.

Декабрь

«Курица с цыплятами»

Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию.

Развивать зрительное восприятие, речь, целенаправленное внимание.

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам.

Немецкая народная песенка «Три веселых братца»

Познакомить детей с песенкой, формировать умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Развивать слуховое внимание, речь.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

«Зима в лесу»

Формировать у детей представление о зиме, жизнью животных в лесу в холодное время года, ввести в активный словарь слова «дупло», «берлога».

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать интерес к жизни животных, вызвать желание помочь им.

Сказка «Три медведя»

Приучать детей внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения, упражнять в использовании слов «большой – поменьше – маленький»

Развивать умение отвечать на вопросы, устойчивое внимание, активизировать словарь.

Воспитывать интерес к сказкам.

«Веселые снежинки»

Закрепить представление о зимних явлениях природы, упражнять в употреблении предлогов.

Развивать речь, любознательность, внимание.

Воспитывать интерес к природным явлениям.

Стихи о новогоднем празднике

Учить слушать литературные произведения с показом игрушек и без него, побуждать договаривать слова, фразы.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, речь.

Создавать радостное настроение в ожидании праздника.

«Дед Мороз пришел на елку»

Формировать представление детей о Деде Морозе, побуждать называть предметы, изображенные на картинках.

Развивать внимание, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать доброжелательное отношение к Деду Морозу.

Рассказ Л.Н.Толстого «Спала кошка на крыше»

Познакомить с рассказом Л.Н.Толстого, учить слушать текст без наглядного сопровождения, задавать вопрос «Что делает?»

Развивать внимание, речь, слуховое восприятие.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

«Елочка – красавица»

Формировать представление о наступающем празднике, главном символе – елке, упражнять в употреблении предлогов, ввести в активный словарь слова «высоко», «низко».

Развивать зрительное восприятие, зоркость, память, активизировать словарный запас.

Продолжать формировать устойчивый интерес к предстоящему празднику.

Январь

Стихотворение К.Чуковского «Котауси и Мауси»

Познакомить с содержанием художественного произведения, помочь понять содержание.

Развивать устойчивое внимание, речь.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

«На горке»

Рассмотреть с детьми картину, побуждать называть действия, изображенные на ней (катается, упал, едет, поднимается…), отвечать простыми предложениями.

Развивать речь, зрительное восприятие.

Воспитывать интерес к зимним забавам.

К.Чуковский «Путаница»

Формировать умение внимательно слушать текст, вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, звукоподражательную речь.

Воспитывать интерес к животным.

«Угадай, кто к нам пришел»

Закреплять знание названий диких животных, формировать четкое произношение звуков м и п в словах.

Способствовать развитию речевого дыхания, внимание.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассказ Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения, учить рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать слуховое восприятие, речь.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Что растет на дереве?»

Учить детей узнавать и называть предметы, нарисованные на картинке, побуждать вступать в лиалог с воспитателем.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать интерес к окружающей действительности.

Стихотворение С.Капутикян «Маша обедает»

Знакомить детей с произведением, формировать умение воспринимать содержание без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

Развивать звукоподражательную речь, память.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

«Как дети снеговика лепили»

Рассмотреть с детьми картину, учить отвечать на вопросы по ее содержанию.

Развивать наблюдательность, речь, усидчивость.

Воспитывать интерес к зимним забавам.

Сказка «Теремок»

Знакомить детей с содержанием сказки, выделять героев сказки, способствовать запоминанию последователь-ности «заселения» теремка.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, произвольную память, речь.

Февраль

«Птичка – невеличка»

Знакомить детей с синицей, снегирем, воробьем, учить различать их по внешнему виду, продолжать знакомство с красным и желтым цветом.

Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, речь.

Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним в зимний период.

Г.Сапгира «Кошка»

Формировать умение слушать произведение, понимать содержание стихотворения.

Развивать внимание, активизировать и обогатить речь.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

«В гараже»

Формировать представление детей о гараже как месте, где содержатся машины, упражнять в умении различать и называть машины, закреплять названия частей машин.

Развивать внимание, память, речь.

Воспитывать интерес к транспорту.

Сказка «Маша и медведь»

Побуждать детей понимать сюжет сказки, отвечать на вопросы воспитателя, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Развивать внимание, умение сопереживать героине сказки, активизировать словарный запас.

Воспитывать интерес к сказкам.

«Кукла купается»

Учить детей называть и производить действия с куклой в процессе купания, закреплять названия частей тела и принадлежностей для купания (мочалка, мыло, шампунь, кувшин, полотенце).

Развивать внимание, активизировать словарь по теме.

Воспитывать интерес к играм с куклой, бережное отношение к игрушке.

Немецкая песенка «Снегирек»

Познакомить с немецкой песенкой «Снегирек», формировать умение активно проговаривать простые и более сложные фразы, отвечая на вопросы воспитателя.

Развивать речь, внимание, память.

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение к зимующим птицам.

Март

«Мамы и детки»

Уточнить и расширить представления детей о животных, учить составлять пары «мама-детеныш».

Развивать мышление, память речь, внимание.

Воспитывать интерес к животному миру.

Стихи о маме

Формировать умение детей видеть в строках произведений образ самого дорогого человека – мамы, вызвать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения, желание вступить в бесседу с воспитателем по теме занятия.

Развивать диалогическую и звукоподражательную речь, умение чувствовать мелодичность, звучность и красоту поэзии.

Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме.

«Прятки»

Помочь детям понять содержание картины, учить договаривать слова, небольшие фразы.

Развивать умение отвечать на вопросы, внимание, зрительное восприятие.

Воспитывать интерес к игре.

Март

Стихотворения А.Барто «Игрушки»

Учить слушать и воспринимать текст стихотворения в сопровождении показа игрушек, побуждать производить действия с игрушками в соответствии с текстом, договаривать отдельные слова.

Развивать память, устойчивое внимание, речь.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

«Как можно медвежонка порадовать?»

Продолжать учить детей разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Развивать речь, раскованность в общении.

Воспитывать интерес к играм с игрушками.

Сказка «Колобок»

Продолжать формировать умение слушать произведение, запоминать последовательность событий.

Развивать творческое начало, речь. Способствовать развитию желания самостоятельно выполнить игровые действия с героями сказки.

Воспитывать интерес к сказкам.

«Комната для Кати»

Расширять представления детей о комнате, побуждать называть предметы мебели, интерьера, формировать умение производить игровые действия с их использованием, проговаривать действия в речи.

Развивать речь, игровые умения, любознательность.

Воспитывать дружественные отношения в группе, желание играть совместно.

Сказка В.Бианки «Лис и мышонок»

Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, закрепить полученные знания о лисе и мыши.

Развивать внимание, речь, память.

Воспитывать любовь к сказкам, родной природе.

«Снеговик растаял, потекли ручьи»

Формировать представления детей о весне, знакомить с явлениями, происходящими в природе в это время, учить детей составлять короткие фразы для описания увиденного на картине.

Развивать речь, зрительное и слуховое восприятие, познавательную активность.

Воспитывать интерес к природным явлениям и весенним играм-забавам.

Апрель

Народные потешки и стихи о весне

Закреплять умения слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по тексту, формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.

Способствовать развитию эмоционального восприятия и осознания образного содержания поэтического текста.

Воспитывать интерес к природе и поэзии.

«Юные художники»

Формировать умение называть предметы ближайшего окружения и действия, которые можно с ними производить, уточнить и расширить представления детей о принадлежностях для рисования (карандашах, гуаши, красках, фломастерах, цветных ручках).

Развивать умение различать цвета, память, фантазию, активизировать словарь по теме.

Воспитывать интерес к рисованию.

Апрель

Стихотворение А.Барто «Кораблик»

Формировать умение слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст, проявлять активность при повторении любимых строк.

Развивать выразительность речи детей, память.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

«Дети играют с кошкой»

Учить детей рассматривать картину, называя героев, признаки, действия, формировать умение составлять небольшие фразы, простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Развивать речь, мышление, зрительное восприятие.

Воспитывать доброжелательное отношение к животному

Сказка Д.Биссета «Га-га-га»

Знакомить детей с новым произведением, формировать умение различать животных по внешнему виду и голосам, упражнять в звукоподражании.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, речь.

Вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему для себя мир.

«Как машина зверят катала»

Учить детей участвовать в инсценировках, активно проговаривать простые и более сложные фразы.

Развивать способность следить за действиями педагога, активизировать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»

Упражнять в слушании литературного произведения без показа, способствовать его пониманию, подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.

Развивать усидчивость, внимание, активизировать словарь.

Воспитывать аккуратность, вызвать желание содержать свое тело в чистоте.

«Дети сажают деревья»

Формировать умение видеть на картине главное, обогащать речь глаголами действия (выкопали, посадили, засыпали, полили, подвязали), учить составлять простые предложения.

Развивать внимание, речь.

Воспитывать уважение к труду, желание помочь.

Май

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Закреплять умение слушать литературное произведение, понимать основной смысл, сопереживать героям.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь.

Воспитывать послушание.

«Дети идут на праздник»

Формировать умение детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, проводить аналогии с реальной ситуацией недавнего участия детей в параде Победы.

Развивать целенаправленное внимание, умение сравнивать, желание поделиться впечатлениями.

Воспитывать интерес к массовым мероприятиям.

Рассказ Г.Балла «Желтячок»

Учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, помочь понять, что кличка животного зависит от их внешнего признака, помочь осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи.

Развивать усидчивость, речевую активность, память.

Воспитывать интерес к животному миру.

Май

«На солнечной поляночке»

Уточнить и обобщить знания детей о насекомых, закреплять в речи названия насекомых, учить согласовывать речь с движениями.

Развивать внимание, память, воображение, активизировать и обогатить словарь детей.

Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых.

Народные потешки о птицах

Закреплять умение слушать литературные произведения, соотносить содержание картинки с текстом потешки, активизировать в речи названия домашних птиц, побуждать воспроизводить звукоподражание их голосам.

Развивать память, внимание, активизировать речь.

Воспитывать  интерес к домашним птицам и  фольклорным произведениям для детей.

«Мы немного подросли»

На основе фотоматериала вспомнить и обсудить приятные моменты, прожитые в детском саду за минувший год, активизировать в речи детей глаголы.

Продолжать развивать диалогическую речь, память, устойчивое внимание.

Вызвать положительные эмоции, воспитывать любовь к детскому саду.

«Много знаем мы стихов»

Побуждать вспомнить знакомые литературные произведения, формировать умение читать стихи с выражением, четко произнося слова.

Развивать память, интонационную выразительность.

Воспитывать интерес к поэтическому слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста на тему «Репка».

Конспект  непосредственно- образовательной  деятельности   по   развитию  речи  в  группе  раннего  возраста   на  тему  «Реп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Игра-развлечение с музыкальным сопровождением «Чудесный мешочек»

Цель: развивать активную речь у детей ясельной группы. Задачи: 1. Формировать у детей представление об игрушках, их внешнем виде на основе стихотворений А. Барто: «Лошадка», «Зайка», «Мишка». 2. По...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в группе раннего возраста (2-3 года)

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в группе раннего возраста (2-3 года)...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (лепка) в группе раннего возраста (2-3 года)

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (лепка) в группе раннего возраста (2-3 года)...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи. (Младшая группа)

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе....