Программа кружка по рисованию "Кисточка"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Представленная программа — педагогическая модель развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) дошкольников на основе цветовосприятия.
Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности, программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно- воспитательных задач.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно- выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Данная программа предлагает путь постижения языка цвета, начиная с дошкольного возраста. Изучение основ цветоведения дает воспитанникам возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей. Педагог стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kistochka.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа №121
Сметлев В.С. ______________
Приказ № __ от «01» сентября 2016 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка по рисованию «Кисточка»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель программы:
Дудицкая Анна Владимировна
Пояснительная записка.
Представленная программа — педагогическая модель развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) дошкольников на основе цветовосприятия.
Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности, программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно- воспитательных задач.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно- выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Данная программа предлагает путь постижения языка цвета, начиная с дошкольного возраста. Изучение основ цветоведения дает воспитанникам возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей. Педагог стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения.
Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных особенностей детей, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Работа ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей не терялся интерес к занятиям. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Актуальность программы «Кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе деятельности, а так же художественные способностей.
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, которая так необходима для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества.
Цель:
Развитие визуального мышления, художественно-творческих способностей дошкольников, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения на основе цветовосприятия.
Задачи:
1.Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
2. Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции;
3. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
4. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
5. Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
Программа рассчитана на работу с детьми 4-7лет на 3 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек, 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 45 минут.
Дети знакомятся со свойствами художественных материалов с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). С названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее)
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца, анализ образца. Составление плана работы по изображению.
Практической последовательности – изображение под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление об изобразительных техниках;
Умеют различать техники изображения;
Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
У детей появится интерес к изобразительному творчеству;
Развивается художественный вкус, дети научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Средний возраст.
Изобразительное творчество детей данного возраста качественно
меняется: появляется устойчивость при выборе замысла; дети освоили
сенсорные эталоны, которые помогают им передавать разнообразие цветов,
форм, предметов и явлений окружающего мира. На занятиях детям
предоставляется самостоятельный выбор цвета красок, карандашей, что
способствует развитию чувства цвета. Изменение в структуре деятельности
связано с тем, что от игрового замысла дети переходят к развёрнутому
сюжету, пытаются создать сюжетные композиции на темы сказок, отражают
свои личные любимые темы.
Старший возраст.
В старшем возрасте изобразительное творчество качественно меняется:
появляются многофигурные композиции, как в рисунках, так и в лепке и
аппликации. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром,
поэтому композиция в рисунках часто имеет многоплановый характер,
предметы расположены ближе – дальше. Для того, чтобы этот процесс
развивался успешно, необходимо проводить целенаправленные наблюдения
окружающей действительности, природных явлений. Детям предоставляется
свобода выбора материала, способов изображения, педагог чаще выступает в
роли соучастника творческого процесса, советчика, что помогает
уважительно относиться к замыслу ребенка и развивать способность
отстаивать свой замысел, аргументировать выбор изобразительно-
выразительных средств. Что в свою очередь помогает установить
взаимоотношения между педагогом и ребенком, создавать атмосферу
доверия, взаимопонимания, эмоционального комфорта и заинтересованности.
Средняя группа.
Цели и задачи:
- учить ребенка проявлять эмоциональное отношение к процессу
деятельности и сюжету; создавать яркие образы;
- помогать выбирать и менять по своему желанию цвет, способ
рисования или создания образа ( мазками, штрихами, пятнами, линиями),
размер и фон листа бумаги и т.п.;
- поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на
основе эмоционального содержательного восприятия доступных
произведений искусств или наблюдений за природой;
Тематика занятий включает в себя:
- темы, связанные с наблюдениями в природе в разное время года;
- изображение персонажей сказок;
- живые существа и среда их обитания (лес, луг, водоём…).
Старшая группа.
Цели и задачи:
- поддерживать интерес детей к искусству,
знакомить с произведениями различных видов изобразительного искусства
(живопись, натюрморт, иллюстрации), поощрять интерес детей к
изобразительной деятельности;
- расширить тематику детских работ в согласовании с содержанием
раздела «Познавательное развитие»; поддержать желание изображать
знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт…);
учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни;
- знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным
расположением на листе;
- учить рисовать с натуры или по представлению образы или простые
сюжеты;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или
образ в разных техниках;
- проявлять уважение к художественным вкусам и работам ребенка,
бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Тематика занятий включает в себя:
- мир предметов и, явлений окружающей действительности, характерных для
каждого времени года;
- мир предметов, связанный с детскими играми: любимый игрушки, герои
мультфильмов;
- мир сказочных персонажей, характерных как по деталям костюма, так и по
внешнему облику;
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Оформление эстетической развивающей среды в кабинете доп. Образования и т.д.
Ожидаемые результаты:
овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Материалы для занятий:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые мелки,
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти
- бумага А4 для работы с гуашью
- бумага для пастели
- акварельная бумага
Учебно-тематический план
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ занятия
| Название | Количество часов | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | Чудо подсолнух | 1 | |||
2. | Красивые цветы | 1 | |||
3. | Осенняя березка | 1 | |||
4. | Осенний лес | 1 | |||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Радуга дуга | 1 | |||
2. | Ежик ,не головы не ножек | 1 | |||
3. | Такса, мой друг! | 1 | |||
4. | Павлин | 1 | |||
5. | Кошка Мурлыка | 1 | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Снег идет | 1 | |||
2. | Елочка пушистая | 1 | |||
3. | Новогодние шары | 1 | |||
4. | Лисичка сестричка | 1 | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Снеговики | 1 | |||
2. | Мишка топтыжка | 1 | |||
3. | Смелый снегирь | 1 | |||
4. | Усатый полосаый | 1 | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Наш аквариум | 1 | |||
2. | Чудо рыба | 1 | |||
3. | Совушка | 1 | |||
4. | 1 | ||||
МАРТ | |||||
1. | Жирафик | 1 | |||
2. | Львёнок | 1 | |||
3. | 1 | ||||
4. | 1 | ||||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | Пасхальное яйцо | 1 | |||
2. | Черепашка | 1 | |||
3. | Веселые цыплята | 1 | |||
4. | Курочка | 1 | |||
МАЙ | |||||
1. | Петушок,петушок | 1 | |||
2. | Салют весне | 1 | |||
3. | Веселая улитка | 1 | |||
4. | Я рисую море | 1 | |||
ВСЕГО ЗА 1- ый ГОД ОБУЧЕНИЯ 33 часа. |
СТАРШАЯ ГРУППА (1 год обучения)
№ занятия
| Название | Количество часов | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | Подсолнух | 1 | |||
2. | Астры | 1 | |||
3. | Осенний ковер | 1 | |||
4. | Яблоки на ветке | 1 | |||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Серая ворона | 1 | |||
2. | Красно солнышко | 1 | |||
3. | Осенняя березка | 1 | |||
4. | Черепашка радуга | 1 | |||
5. | Совушка в дупле | 1 | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | День-ночь | 1 | |||
2. | Кошка | 1 | |||
3. | Новогодние шары на ветке | 1 | |||
4. | Веселые снеговики | 1 | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Сказка в лесу | 1 | |||
2. | Левушка (портрет) | 1 | |||
3. | Снегири прилетели | 1 | |||
4. | Усатый полосатый | 1 | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Снег идет | 1 | |||
2. | Зайка (портрет) | 1 | |||
3. | Винни пух | 1 | |||
4. | Чудо рыба | 1 | |||
МАРТ | |||||
1. | Ласточки в весеннем небе | 1 | |||
2. | Портрет моей мамочки | 1 | |||
3. | Коровка Му | 1 | |||
4. | Ваза с цветами | 1 | |||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | Пасхальное яйцо | 1 | |||
2. | Жирафик (портрет) | 1 | |||
3. | Цирк приехал | 1 | |||
4. | Космос | 1 | |||
МАЙ | |||||
1. | Петушок и курочка | 1 | |||
2. | Праздничный салют | 1 | |||
3. | Маки в поле | 1 | |||
4. | На дачу | 1 | |||
ВСЕГО ЗА 2-ой ГОД ОБУЧЕНИЯ 33 ЧАСА |
СТАРШАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№ занятия
| Название | Количество часов | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | Радуга дуга | 1 | |||
2. | Фрукты на столе | 1 | |||
3. | Осенние листья | 1 | |||
4. | Красота осени | 1 | |||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Лисичка сестричка | 1 | |||
2. | Закат на море | 1 | |||
3. | Белоснежные стволы | 1 | |||
4. | В парке | 1 | |||
5. | Жираф | 1 | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Сказочная птица | 1 | |||
2. | Морозный день в лесу | 1 | |||
3. | Снегири прилетели | 1 | |||
4. | Зима в городе | 1 | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Зимняя сказка | 1 | |||
2. | Танец елок | 1 | |||
3. | Веселый клоун | 1 | |||
4. | Синички | 1 | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Снежные лебеди | ||||
2. | На катке | 1 | |||
3. | Цирк приехал | 1 | |||
4. | Что я вижу в окошке…. | 1 | |||
МАРТ | |||||
1. | Воздушный шар | 1 | |||
2. | Нарциссы | 1 | |||
3. | Тюльпаны | 1 | |||
4. | Веселый паровозик | 1 | |||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | Рыбы в пруду | 1 | |||
2. | Пасхальный натюрморт | 1 | |||
3. | Зеленая лягушка | 1 | |||
4. | Жар птица | 1 | |||
МАЙ | |||||
1. | Рыба кит | 1 | |||
2. | Ландыши | 1 | |||
3. | Маки в поле | 1 | |||
4. | Луг - лужок | 1 | |||
ВСЕГО ЗА 3-ий ГОД ОБУЧЕНИЯ 33 ЧАСА |
Список литературы:
1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 – 128с.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
4. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста»
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
6. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
7. 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...