Программа дополнительного образования "Капелька"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_-_studiya_semitsvetik1.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заостровская средняя школа»
структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье»
Приморского района Архангельской области
Программа дизайн – студии «Семицветик»
для старшей и подготовительной группы
подготовила
воспитатель
Воробьева Ксения Николаевна
Архангельск 2016
Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, тестопластике, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Новизна программы дизайн – студии «Семицветик» – комплексная, включающая занятия по аппликации, декоративно – прикладному искусству, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Программа носит познавательный характер, знакомит детей с творчеством русских художников, учит различать жанры живописи; знакомит с народными декоративно-прикладными промыслами.
Цель программы
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- Познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Программа дизайн – студии «Семицветик» рассчитана на старший и подготовительный дошкольный возраст. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Дизайн – студия «Семицветик» создан по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятий составляет - 25 минут.
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Выставки детских работ в детском саду;
- Составление альбома лучших работ;
- Участие в конкурсах художественно - эстетической направленности;
- Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Перспективный план занятий дизайн - студии «Семицветик»
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Сентябрь | |||||||
Работа с природным материалом | Создавать образ животного с помощью природного материала – сухие берёзовые листья. Дополнять аппликацией детали – глаза, яблоко. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность. | Картон гол. цвета, цветная бумага, шаблоны, ножницы, сухие и ломаные берёзовые листья, принадлежности для аппликации. | |||||
Нетрадиционное рисование | Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Альбомный лист, гуашь, две кисточки, палитра для проверки цвета, принадлежности для рисования. | |||||
Октябрь | |||||||
ДПИ – прописи Мезенской росписи | Учить выполнять элементы Мезенской росписи в квадрата. | Черная гелевая ручка, альбомный лист | |||||
Рисование | Учить детей располагать предметы “ближе” и “дальше”; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы. | Альбомный лист, тонированный на 1/3 зелёной краской, гуашь, принадлежности для рисования. | |||||
Аппликация | Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем. | Картон гол-го цвета, цветная бумага, принадлежности для аппликации. | |||||
Рисование. | Познакомить детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Учить передавать образ добра красоты через цвет и костюм. | Гуашь, акварель, цветные карандаши (по выбору), иллюстрации к сказкам, принадлежности для рисования. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Ноябрь | |||||||
ДПИ – Узоры Мезенской росписи в клетке. | Учить выполнять простой геометрический орнамент в клетке. | Черная гелевая ручка, альбомный лист | |||||
Рисование | Продолжать развивать у детей передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через набор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли. | Серые листы бумаги с широкой полосой земли, гуашь, принадлежности для рисования. | |||||
Объёмная аппликация | Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. Учить закруглять кончики листьев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном. | Картон зелёного цвета, белая бумага, шаблоны, простой карандаш, пшено, принадлежности для аппликации. | |||||
Тестопластика Собираем урожай» | упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета. | Соленое тесто, стеки, природный материал. | |||||
Декабрь | |||||||
Рисование | Познакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью. | Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти. | |||||
ДПИ – Простые элементы Мезенской росписи. | Учить выполнять простые элементы Мезенской росписи – зигзагов, спиралек не отрывая руки. | Черная гелевая ручка, альбомный лист. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тестопластика | Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика – лепка из солёного теста или вырезание формочками для лепки фигурок живот-х и быт. предметов. | Солёное тесто, формочки, доски, салфетки. гуашь, принадлежности для рисования. | |||||
Нетрадиционное рисование | Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки. Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, акварель, ёлочные игрушки. | |||||
ДПИ – Узоры Мезенской росписи в косой клетке. | Учить выполнять ритмичное чередование элементов узора в косой клетке | Черная гелевая ручка, альбомный лист. | |||||
Январь | |||||||
Рисование | Учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решётки, балконы, различные колонны и т.д.), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; закреплять приёмы рисования гуашью. | Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, палитра, принадлежности для рисования. | |||||
Ручной труд | Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению. | Шаблоны, бумага синего, белого, жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, вата. | |||||
Нетрадиционное рисование | Совершенствовать умение в нетрад-й изобр-й технике – воск. мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать выражение, чувство композиции. | Лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскизы, иллюстрации принадлежности для рисования. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Февраль | |||||||
ДПИ – Ленточный орнамент Мезенской росписи. | Учить выполнять ровные линии краской не отрывая кисть, заполнять орнаментом. | Черная гелевая ручка, альбомный лист, красная гуашь, кисть №1. | |||||
Ручной труд | Учить детей делать “Валентинку”. Закреплять навык работы по шаблону. Учить украшать “Валентинку” по контуру яичной скорлупой, придавая ей выразительность и объёмность | Шаблоны, красный картон, мелкая яичная скорлупа, принадлежности для аппликации. | |||||
Рисование | Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно стоящую собаку, красиво располагая изображение на листе. Учить использовать навыки рисования простым карандашом, фломастерами. Воспитывать интерес и уважение к защитникам Отечества. | Альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, принадлежности для рисования. | |||||
Нетрадиционное рисование | Познакомить с новой техникой – чёрно-белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Полукартон, свеча, тушь или гуашь чёрного цвета, жидкое мыло, заострённая палочка, эскизы. | |||||
Март | |||||||
Объёмная аппликация | Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками. | Голубой картон, цветная бумага, гофрированная бумага, принадлежности для аппликации. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Рисование | Учить детей отражать в рисунке свои впечатления от праздника. Учить рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить детей красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать воображение. | Альбомный лист, простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, принадлежности для рисования. | |||||
Нетрадиционное рисование. | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне. Воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, вода, тряпочка, губка. | |||||
Тестопластика «Кот» | вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях. | Соленое тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки. | |||||
Тестопластика «Кот» (продолжение) | Учить подбирать сочетающуюся цветовую гамму | Гуашь, кисти, начатая работа | |||||
Апрель | |||||||
Рисование | Закрепить навык работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта и т.д. Развивать фантазию, воображение при рисовании космоса. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Учить использовать пространство переднего и заднего плана. | Альбомный листы, тонированные разными цветами, гуашь, палитры, принадлежности для рисования. | |||||
Тестопластика «Подставка под яйцо» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, продолжать знакомить детей со свойствами соленого теста: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. | Соленое тесто, принадлежности для лепки. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Нетрадиционное рисование | Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. | Альбомный лист, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации принадлежности для рисования. | |||||
ДПИ – роспись лопатки Мезенской росписью | Закрепить навыки росписи, роспись лопатки. | Деревянная заготовка – лопатка, красная гуашь, кисть №1, черная гелевая ручка. | |||||
Май | |||||||
Тестопластика «9 мая» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки. | Соленое тесто, стека, картон. | |||||
Аппликация | Учить вырезать рыбку по шаблону, придавать ей завершённость и выразительность через конфетти. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца. | Картон голубого цвета, разноцветное конфетти, шаблоны, цветная бумага, принадлежности для аппликации. | |||||
Нетрадиционное рисование. | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью техник – набрызг, печать поролоном по трафарету. | Альбомный лист, трафареты, поролоновый тампон, зубная щётка и палочка для набрызга, эскизы, иллюстрации, принадлежности для рисования. | |||||
Итоговая выставка за учебный год. | Подвести итог работы за учебный год. | ||||||
Список использованной литературы
- Аверьянова А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду” - М.: «Мозаика Синтез», 2001;
- Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография” - М.: «Скрипторий», 2006;
- Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ «Сфера», 2004;
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: «Академия развития», 2000;
- Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: «Детство-пресс», 2002;
- Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.: «Владос», 2002;
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М: ТЦ «Сфера», 2000;
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль: «Академия развития», 2006;
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир». – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001;
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М: «Карапуз – Дидактика», 2006;
- «Школа фантазёров. «Рисуем пластилином», ООО «Хатбер - пресс», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...