Программа дополнительного образования "Капелька"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Воробьева Ксения Николаевна

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn_-_studiya_semitsvetik1.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заостровская средняя школа»

структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье»

Приморского района Архангельской области

Программа дизайн – студии «Семицветик»
для старшей и подготовительной группы

подготовила

воспитатель

Воробьева Ксения Николаевна

Архангельск 2016

Пояснительная записка

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, тестопластике, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.  

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Новизна программы дизайн – студии «Семицветик» – комплексная, включающая занятия по аппликации, декоративно – прикладному искусству, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. 

Программа носит познавательный характер, знакомит детей с творчеством русских  художников, учит различать жанры живописи; знакомит с народными декоративно-прикладными промыслами.

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;
  • Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение;
  • Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники;
  • Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ;
  • Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового;
  • Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества;
  • Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения;
  • Познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста.

 Воспитательные:

  • Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Программа дизайн – студии «Семицветик» рассчитана на старший и подготовительный дошкольный возраст. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Дизайн – студия «Семицветик» создан по запросам родителей.  Занятия проводятся  1 раз в неделю, с октября по  май. Продолжительность занятий составляет - 25 минут.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Выставки детских работ в детском саду;
  • Составление альбома лучших работ;
  • Участие в конкурсах  художественно - эстетической  направленности;
  • Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).


Перспективный план занятий дизайн - студии «Семицветик»

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1

2

3

4

Сентябрь

Работа с природным материалом
“Ёжик”.

Создавать образ животного с помощью природного материала – сухие берёзовые листья. Дополнять аппликацией детали – глаза, яблоко. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность.

Картон гол. цвета, цветная бумага, шаблоны, ножницы, сухие и ломаные берёзовые листья, принадлежности для аппликации.

Нетрадиционное рисование
“В саду созрели яблоки”. (тычок)

Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Альбомный лист, гуашь, две кисточки, палитра для проверки цвета,  принадлежности для рисования.

Октябрь

ДПИ – прописи Мезенской росписи

Учить выполнять элементы Мезенской росписи в квадрата.

Черная гелевая ручка, альбомный лист

Рисование
“Осеннее дерево”.

Учить детей располагать предметы “ближе” и “дальше”; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы.

Альбомный лист, тонированный на 1/3 зелёной краской, гуашь, принадлежности для рисования.

Аппликация
“Осеннее дерево”.

Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем.

Картон гол-го цвета, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

Рисование.
“Добрый сказочный герой”.

Познакомить детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Учить передавать образ добра  красоты через цвет и костюм.

Гуашь, акварель, цветные карандаши (по выбору), иллюстрации к сказкам, принадлежности для рисования.

1

2

3

4

Ноябрь

ДПИ – Узоры Мезенской росписи в клетке.

Учить выполнять простой геометрический орнамент в клетке.

Черная гелевая ручка, альбомный лист

Рисование
“Пасмурный осенний день”.

Продолжать развивать у детей передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через набор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Серые листы бумаги с широкой полосой земли, гуашь, принадлежности для рисования.

Объёмная аппликация
“Лилия”.

Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами,  ножницами. Учить закруглять кончики листьев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном.

Картон зелёного цвета, белая бумага, шаблоны, простой карандаш, пшено, принадлежности для аппликации.

Тестопластика Собираем урожай»

упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета.

Соленое тесто, стеки, природный материал.

Декабрь

Рисование
“Мамочка милая моя”.

Познакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью.

Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти.

ДПИ – Простые элементы Мезенской росписи.

Учить выполнять простые элементы Мезенской росписи – зигзагов, спиралек не отрывая руки.

Черная гелевая ручка, альбомный лист.

1

2

3

4

Тестопластика
“Ёлочные игрушки”.

Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика – лепка из солёного теста или вырезание формочками для лепки фигурок живот-х и быт. предметов.

Солёное тесто, формочки, доски, салфетки. гуашь, принадлежности для рисования.

Нетрадиционное рисование
“Нарядная ёлочка”.

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки. Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, акварель, ёлочные игрушки.

ДПИ – Узоры Мезенской росписи в косой клетке.

Учить выполнять ритмичное чередование элементов узора в косой клетке

Черная гелевая ручка, альбомный лист.

Январь

Рисование
“Сказочный дворец”.

Учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решётки, балконы, различные колонны и т.д.), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; закреплять приёмы рисования гуашью.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, палитра, принадлежности для рисования.

Ручной труд
“Ангелочек”.

Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга.  Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению.

Шаблоны, бумага синего, белого, жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, вата.

Нетрадиционное рисование
“Подводный мир”

Совершенствовать умение в нетрад-й изобр-й технике – воск. мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать выражение, чувство композиции.

Лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскизы, иллюстрации принадлежности для рисования.

1

2

3

4

Февраль

ДПИ – Ленточный орнамент Мезенской росписи.

Учить выполнять ровные линии краской не отрывая кисть, заполнять орнаментом.

Черная гелевая ручка, альбомный лист, красная гуашь, кисть №1.

Ручной труд
“Валентинка”.

Учить детей делать “Валентинку”. Закреплять навык работы по шаблону. Учить украшать “Валентинку” по контуру яичной скорлупой, придавая ей выразительность и объёмность

Шаблоны, красный картон, мелкая яичная скорлупа, принадлежности для аппликации.

Рисование
“Пограничник с собакой”.

Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно стоящую собаку, красиво располагая изображение на листе. Учить использовать навыки рисования простым карандашом, фломастерами. Воспитывать интерес и уважение к защитникам Отечества.

Альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, принадлежности для рисования.

Нетрадиционное рисование
“Зимняя ночь” (чёрно-белый граттаж).

Познакомить с новой техникой – чёрно-белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Полукартон, свеча, тушь или гуашь чёрного цвета, жидкое мыло, заострённая палочка, эскизы.

Март

Объёмная аппликация
“Корзина с цветами в подарок маме”.

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.

Голубой картон, цветная бумага, гофрированная бумага, принадлежности для аппликации.

1

2

3

4

Рисование
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?”.

Учить детей отражать в рисунке свои впечатления от праздника. Учить рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить детей красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать воображение.

Альбомный лист, простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, принадлежности для рисования.

Нетрадиционное рисование.
“Хмурый день” (пластилинография).

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне. Воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, вода, тряпочка, губка.

Тестопластика «Кот»

вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

Соленое тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки.

Тестопластика «Кот» (продолжение)

Учить подбирать сочетающуюся цветовую гамму

Гуашь, кисти, начатая работа

Апрель

Рисование
“На далёкой планете”.

Закрепить навык работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта и т.д. Развивать фантазию, воображение при рисовании космоса. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Учить использовать пространство переднего и заднего плана.

Альбомный листы, тонированные разными цветами, гуашь, палитры, принадлежности для рисования.

Тестопластика «Подставка под яйцо»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, продолжать знакомить детей со свойствами соленого теста: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму.

Соленое тесто, принадлежности для лепки.

1

2

3

4

Нетрадиционное рисование
“Чудесный букет”.

Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Альбомный лист, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации принадлежности для рисования.

ДПИ – роспись лопатки Мезенской росписью

Закрепить навыки росписи, роспись лопатки.

Деревянная заготовка – лопатка, красная гуашь, кисть №1, черная гелевая ручка.

Май

Тестопластика «9 мая»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки.

Соленое тесто, стека, картон.

Аппликация
“Рыбка” (украшение конфетти).

Учить вырезать рыбку по шаблону, придавать ей завершённость и выразительность через конфетти. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Картон голубого цвета, разноцветное конфетти, шаблоны, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

Нетрадиционное рисование.
“Звёздное небо”.

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью техник – набрызг, печать поролоном по трафарету.

Альбомный лист, трафареты, поролоновый тампон, зубная щётка и палочка для набрызга, эскизы, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Итоговая выставка за учебный год.

Подвести итог работы за учебный год.

Список использованной литературы

  • Аверьянова А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду” - М.: «Мозаика Синтез», 2001;
  • Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография” -  М.: «Скрипторий», 2006;
  • Казакова Р.Г. “Рисование  с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ «Сфера», 2004;
  • Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” -  Ярославль: «Академия развития», 2000;
  • Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: «Детство-пресс», 2002;
  • Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.: «Владос», 2002;
  • Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М: ТЦ «Сфера», 2000;
  • Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль: «Академия развития», 2006;
  • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир». – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001;
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М: «Карапуз – Дидактика», 2006;
  • «Школа фантазёров. «Рисуем пластилином», ООО «Хатбер - пресс», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...