Программа изостудии "Волшебная кисточка"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Учебная программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей от 3-х до 7-ми лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kistochka.docx66.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 2088

Г. Москва

2015-2016гг.

Изостудия «Волшебная кисточка»

Программа дополнительного образования детей 4-7 лет.

Срок реализации – 3 года.

Педагог дополнительного образования: Алексеева Г.А.

Направленность программы: Программа изостудии «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению является учебно-познавательной, по времени реализации – трёхгодичной. Программа рассчитана на работу с детьми в возрасте 4-7 лет.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать умение видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира и отражать её в художественной форме. 
  2.   Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  3.  Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  4. Формировать у детей умение находить новые способы для воплощения художественного замысла, развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
  6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  7. Развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
  8. Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, расширять представление о народных игрушках.

Режим занятий: 

в изостудии   занимаются дети со средней группы 

 Средняя группа
 5-ый год жизни

2 раз в неделю

по 25 мин.

 Старшая группа
 6-ой год жизни

2 раза в неделю

по 35 мин.

 Подготовительная группа
 7-ой год жизни

2раза в неделю

по 45 мин.

План проведения занятий:

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Подготовка к занятию

3 мин.

5 мин.

5 мин.

Объяснение материала

5 мин.

5-7 мин.

5-7 мин.

Физкультминутка

3-5 мин.

3-5 мин.

3-5 мин.

Выполнение основной части работы

5-7 мин.

7-10 мин.

10-15 мин.

Смена воды, перемена изобразительного материала.

Пальчиковая гимнастика

3 мин.

5 мин.

5 мин.

Завершение работы

5-7 мин.

5-7 мин.

5-10 мин.

Уборка рабочего места

3-5 мин.

5 мин.

5 мин.

    Ожидаемые результаты освоения программы:

Дети  научатся:

  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.
  • передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе
  • понимать что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет
  • передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы


Тематическая разработка занятий с детьми 4-5 лет (1  год обучения)   

Месяц

Тема

Материал

Программное содержание

Октябрь

1

О чём могут рассказать краски?

Гуашь

Развиваем эмоциональное отношение к цветовому богатству природы, способность любоваться переливами цвета. Учимся смешивать краски.

2

Грибное семейство

Гуашь

Развитие у детей интереса к природным формам. Передача в рисунке различных по размеру и форме членов грибного семейства.

3

Такие разные осенние деревья.

Гуашь

 Учиться изображать осень. Упражняться в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Закреплять технические умения. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество.

4

Ёжик делает запасы на зиму

Сангина, гуашь

Учимся технике работы с сангиной. Закреплять знание овальной формы. Учиться сочетать в одной работе различные изобразительные материалы и техники выполнения изображения. Развивать сюжетное мышление.

5

Солнце дружит и луна

Гуашь, восковые мелки

Создаём образы солнца, луны (передавая их форму и строение) и пушистых облаков. Развиваем разнонаправленные движения кисти руки. Учимся разнообразным способам закрашивания предметов: солнце- ровными вертикальными линиями, облака- вращательными движениями для создания другой фактуры предмета.

6

Золотые хлеба

(Лепка)

Солёное тесто

Воспитание у детей бережного отношения к хлебу. Формирование интереса к различным формам хлебных изделий и желания вылепить их самим.

7

Золотые хлеба

(2 занятие)

Пластилин, гуашь.

Формирование уважения к людям, которые растят и выпекают хлеб. Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы

8

Подсолнух

Гуашь

Учимся работать на листе большого формата (А3) Закрепляем знание круглой и овальной формы. Развиваем наблюдательность. Учимся передавать в рисунке строение и форму частей растения. Закрепляем умение рисовать кистью и красками, хорошо промывать кисть.

Ноябрь

1

Самолёты в облаках

Гуашь

Учимся закрашивать весь лист целиком, используя «небесные» цвета, разбеливать краски  на листе для получения более светлого оттенка. Учимся получать серый цвет путём смешивания белого и чёрного. Учимся рисовать предмет удлинённой формы, изображая ровные параллельные линии. Создаём образ самолёта, передавая строение предмета и форму частей.

2

Цветочек-забияка

Гуашь

Развивать наблюдательность. Учимся создавать образ цветка репейника с помощью белой и серой красок, передавать его характер. Учимся смешивать краски, получая различные оттенки серого.

3

Золотая рыбка в аквариуме

Гуашь

Учиться изображать предметы треугольной формы (хвост рыбки) Учимся дополнять изображение: волнистые водоросли, песок и камни на дне аквариума. Украшаем рыбку самостоятельно, по замыслу.

4

Маленькие лесные  гномики

Фломастеры

Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок. Учимся рисовать руки объёмно: двумя линиями – прямоугольные рукава. Соблюдать при этом в самом упрощённом виде соотношения по величине.

5

Моя любимая игрушка

По выбору

Учить детей отражать впечатления от окружающей жизни. Закреплять приёмы работы графическими материалами. Воспитывать умение воплощать задуманное, развивать творческую самостоятельность.

6

Звёздная ночь

Масляная пастель, акварель

Учимся поочерёдно работать различными художественными материалами. Сначала создаём изображение  предметов масляной пастелью, затем закрашиваем фон акварелью. Учимся работать с акварелью, делать фон, равномерно закрашивая весь лист.

7

Скачут зайки на лужайке

(Лепка)

Пластилин

Закрепляем умение получать серый цвет. Учимся передавать образ животного в движении. Закрепляем умение правильно передавать форму и строение тела животного. Учиться создавать сюжетную композицию.

8

Пушистые зверушки

Гуашь

Учиться изображать животных с пушистой шёрсткой на основе лёгкого тонального пятна-облака, выполненного сухой кистью.

Декабрь

1

Зимние деревья

(Витражная техника)

Акварель, восковые мелки

2

Белая сказка зимы

Гуашь

Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской, воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Ночной пейзаж.

3

Где живёт Баба-Яга? Избушка на курьих ножках

Сангина, масляная пастель, гуашь

Закрепляем знание квадратной и треугольной формы и способов их изображения. Учимся технике работы с сангиной. Дополняем ранее созданный рисунок изображением различных по форме, размеру и цвету деревьев, создавая образ сказочного дремучего леса. Развиваем воображение.

4

Птица-вьюга

Акварель, восковые мелки

Ознакомление с новым способом изображения – рисованием восковым мелком с заливкой акварелью. Развивать творческое воображение.

5

Стройные елочки –зелёные иголочки

Пластилин

Рисование пластилином. Учимся смешивать цвета на плоскости изображения.

6

Новогодние игрушки

(Лепка)

Цветное солёное тесто, природный материал

Развиваем творческое мышление детей.  Учимся самостоятельно работать, стараясь создать индивидуальную, не похожую на другие работу.

7

Только елочка одна весела и зелена

Гуашь

Создание атмосферы ожидания праздника. Развивать чувство цвета. Рисуем зимний пейзаж, оживляя его деталями (птицы, лесные животные, солнышко, снегопад и др.)

8

Дед Мороз

Гуашь

 Портрет. Развивать воображение и творческое мышление, передавать характерные детали облика персонажа, придумывать зимние украшения для деталей одежды Деда Мороза.

Январь

1

Весёлые снежинки, снежинки-балеринки

Гуашь

Формирование у детей интереса к совершенной красоте природных форм. Симметричное изображение. Развиваем воображение, придумываем новые образы снежинок. (Снежинка- балетная юбочка балерины)

2

Жила-была мудрая сова

Гуашь

Рисование от пятна. Формирование у детей эмоционального отношения к образу необычной лесной птицы

3

Избушка Зимушки-Зимы

Гуашь

Учиться смешивать краски, получая пастельные тона. Учиться передавать в рисунке образ избушки, дополняя его характерными зимними узорами. Формирование умений видеть особую красоту строений и создавать образ сказочной избушки. Снежные избушки в иллюстрациях Васнецова, Билибина.

4

Маленькая сказка о старом добром дереве

Сангина, уголь

Воспитание у детей внимания и любовь к природе. Формирование представлений через сказочный сюжет о характере разных деревьев. Передача в рисунке с помощью линии и пятна движения, пластических изгибов веток-рук старого доброго дерева, склоняющегося к маленькому деревцу

5

Прилетели снегири

Гуашь, акварель

Развивать у детей чувство цвета при изображении зимней природы. Птицы, которые прилетают к нам зимой, их внешний вид и поведение. Закрепление умения работать в смешенной технике.

6

Мы слепили снеговиков

(Коллаж)

Гуашь, ватные диски, клей

Учимся создавать коллаж, соединяя в работе аппликацию и рисование.

7

Моя любимая чашка

Масляная пастель, акварель

Развитие у детей интереса к декоративной деятельности- украшению. Выстраивание узора из разнонаправленных прямых и волнистых полосок, условных знаков

8

Ах, эти зимние одёжки!

Восковые мелки, акварель

Развивать у детей интерес к декоративной деятельности- украшению. Обучение украшению деталей одежды, выстраивание узора.

Февраль

1

Красивый платочек.

Гуашь

Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу.

2

Волшебный автобус

Восковые мелки, акварель

Формировать у детей обобщённое представление об автомобилях, их строении, форме кузова, марках машин, их предназначении. Развивать воображение.

3

Домик для черепашки

Чёрный маркер, масляная пастель

Сочиняем сказочную историю о черепахе и её домике. Рисуем образ её сказочного домика, украшаем узорами и т.д. по собственному усмотрению.

4

Мы песенки поём в саду

Восковые мелки, акварель

Развивать у ребёнка интерес к пению, к мимике лица поющего человека. Обучение изображению лиц мальчиков и девочек.

5

Цветочек аленький

Гуашь

Развивать наблюдательность и любовь к природе, замечать многообразие форм и расцветок в мире цветов, учиться видеть прекрасное в незаметном на первый взгляд.

6

Подснежники

(Лепка)

Пластилин, природные материалы

Развивать наблюдательность и любовь к природе. Учимся лепить барельеф.

7

Кисонька-мурысонька

Гуашь

Воспитание у детей добрых чувств к домашним животным, развитие наблюдательности, умения передавать голосом, мимикой, пластикой тела, походкой характер животного. Стараемся изобразить животных в различных позах (спит, гуляет, играет,и т.д.) – по замыслу.

8

О чём могут рассказать краски

Гуашь

Формирование эмоционального отношения к цвету и его изобразительным возможностям. Изображение дворцов для доброго и злого героя.

Март

1

Букет любимой мамочке

Гуашь

Развивать воображение и творческую фантазию. На основе полученных навыков, создавать новые, волшебные образы цветов. Передавать в рисунке радостное настроение

2

Чудо-человечки

(Аппликация)

Бумажные полоски, клей

Развивать у детей интерес к собственному телу, его подвижности, способности принимать различные положения. Обучение составлению фигуры человека при разных движениях.

3

Мы танцуем

(Лепка)

Пластилин

Закрепление представления о красоте движений в танце, умения дополнять изображение деталями (красивый костюм, окружающая обстановка)

4

Символика в народной росписи

Гуашь

Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, ознакомление с символикой каргопольской росписи: изображение солнца, земли, хлебных колосьев.

5

…Жила-была сказка.

«Колобок»

Гуашь

Знакомство с иллюстрациями Е.Рачёва к сказкам «Колобок», «Теремок». Учиться замечать характерные особенности персонажей в работах различных художников-иллюстраторов. Учимся создавать в рисунке образ леса, сочетая изображения различных деревьев и кустов. Дополняем созданное изображение героями любимой сказки.

6

Жили-были мышки

Гуашь

Побуждать детей к изображению мышки по представлению, добиваясь выразительности передачи формы, строения. Придумать и изобразить жизнь и занятия мышиного семейства.

7

Я и мои игрушки

По выбору

Автопортрет в полный рост в движении, в любимой одежде и окружении любимых игрушек.

8

Весенний солнечный букет

Гуашь

Обучение восприятию пастельных нежных цветов, их получению на палитре путём смешивания ярких цветов с белой краской

Апрель

1

Пасхальные яички - писанки

Масляная пастель, акварель

Приобщение детей к традиции украшения яиц на праздник Пасхи. Ознакомление с нарядным узорочьем пасхальной росписи, с символическим значением её элементов.

2

Праздничный пирог

Гуашь

Получение пастельных лёгких воздушных цветов и украшение многослойного волшебного торта

3

Весенние кораблики

Гуашь

Весеннее пробуждение природы, признаки наступающей весны, её колорит. Изображение весенних ручейков и бумажных корабликов.

4

Волшебный мир ночи

Гуашь

Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы (окна домов, фонари, фары автомобилей и др. ). Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги.

5

Горные вершины

Акварель

Учить детей воспринимать красоту горных ландшафтов, учиться видеть оттенки и разнообразие форм горных хребтов.

6

Расцветают яблони

(лепка)

Солёное тесто

Учимся создавать образ цветущей ветки яблони, передавая форму и строение цветков.

7

Как нарисовать портрет цветка

Гуашь

Формирование у детей интереса к цветам, их неповторимому облику. Развивать фантазию и воображение.

8

На свете нет некрасивых деревьев

Уголь, сангина

Развивать способность к образному восприятию красоты природы и ей передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цветов.

                                                                       


Тематическая разработка занятий с детьми 5-6 лет (2  год обучения)

Месяц

Тема

Материал

Программное содержание

Октябрь

1

Радуга-дуга

Гуашь

Формирование интереса к редким явлениям природы, стремление передать радостное настроение, дополнить сюжет.

2

Золотые одежды осени

Свечка, уголь, акварель, гуашь

Учиться сочетать в работе разнообразные художественные материалы. Правильно выстраивать композицию, подбирать соответствующий колорит. Создавать в рисунке образ лёгкой прозрачной осенней берёзовой рощи.

3

Ах, какой у нас арбуз!

Гуашь

Учить детей приёмам работы акварельными красками. Использовать в работе приём перетекания одного цвета в другой. Учиться рисовать крупно, правильно располагать частично перекрываемые предметы.

4

Жар-птица

Гуашь

Развивать умение детей создавать сказочные образы, формировать творческий подход к заданию. Развивать чувство композиции, создавать симметричное изображение, учиться подбирать хорошо сочетающиеся цвета.

5

Как лиса живёт в лесу?

Гуашь

Изображаем животных средней полосы, передавая их внешние различия, размер, цвет и характерные особенности. Учимся создавать сюжетную композицию по замыслу.

6

Дары осени

(Лепка)

Солёное тесто

Формирование интереса к различным видам и формам овощей и желания вылепить их самим.

7

Дары осени

Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы

8

Такие разные кошки

Гуашь

Воспитание у детей добрых чувств к домашним животным, развитие наблюдательности, умения передавать голосом, мимикой, пластикой тела, походкой характер животного. Стараемся изобразить животных в различных позах (спит, гуляет, играет, и т.д.) – по замыслу.

Ноябрь

1

Путешествие в сказку. Одежда сказочных животных.

Фломастеры

Учиться передавать в рисунке простейшие движения, внешний вид и характерные особенности народного костюма, название деталей костюма, места украшения вышивкой.

2

Густой дремучий лес. (1занятие)

Гуашь

Кто такой художник-иллюстратор. Рисование по мотивам народных сказок. Учимся передавать в рисунке глубину пространства, используя различающиеся по цвету стволы деревьев и располагая их на широкой полосе. Учиться получать разнообразные оттенки коричневого цвета.

3

Сказка «Три медведя» (2занятие)

Гуашь

Создаём иллюстрацию к сказке «Три медведя», выбирая определённый сюжет и передавая его содержание в рисунке. Закреплять умение правильно передавать относительные размеры животных, их строение и пропорции.

4

Какие бывают дома

По выбору

Развивать творческое воображение, умение подмечать характерные особенности окружающих предметов. Учиться изображать здания разнообразные по форме (высокие, низкие, узкие, широкие), располагая их на широкой полосе, с частичным перекрыванием.

5

Декоративное панно

(Лепка)

Пластилин,  природный материал

Развиваем творческое мышление детей.  Учимся самостоятельно работать, стараясь создать индивидуальную, не похожую на другие работу.

6

Образ осени в узорах и росписи

Гуашь

Воспитание интереса к украшению предметов растительными орнаментами.

7

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (1занятие)

Акварель по сырому

Развивать эмоциональное отношение к цветовому богатству природы, способности любоваться цветовыми переливами морской волны. Какого цвета может быть море при различной погоде, освещении, времени года или суток. Развивать наблюдательность и воображение.

8

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (2занятие) Кораблики

Гуашь

Развитие интереса к творчеству А.С.Пушкина. Побуждение детей к самостоятельному дополнению сказочного сюжета о бегущем «в волнах, на раздутых парусах» кораблике (остров, город и т.д.)

Декабрь

1

Сказка снежная зимы

Гуашь

Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской, воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Ночной пейзаж.

2

Добрая рябинка накормила птиц

Гуашь

Учимся создавать коллаж, соединяя в работе аппликацию и рисование. Развивать у детей чувство цвета при изображении зимней природы. Птицы, которые прилетают к нам зимой, их внешний вид и поведение.

3

Узоры Гжели

Гуашь

Ознакомление детей с художественными изделиями Гжели, особенностями росписи. Богатство синих тонов на белом, созвучие краскам зимы. Учимся основным приёмам изображения узоров и цветов  в гжельской росписи

4

Добрые избы

Гуашь

Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образу традиционного русского жилища- избе. Формирование представления о русской избе, которая органично вписывается в природную среду: о прочной, мудро сработанной конструкции, красоте её внешнего облика и отдельных деталях нарядного убранства.

5

Домик для улитки

Чёрный маркер, масляная пастель

Сочиняем сказочную историю об улитке и её домике. Рисуем образ её сказочного домика, украшаем узорами и т.д. по собственному усмотрению.

6

Только елочка одна весела и зелена

Гуашь

Создание атмосферы ожидания праздника. Развивать чувство цвета. Рисуем зимний пейзаж, оживляя его деталями (птицы, лесные животные, солнышко, снегопад и др.)

7

Из-за ёлок и берёз вышел Дед Мороз

Гуашь

 Развивать воображение и творческое мышление, передавать характерные детали облика персонажа, придумывать зимние украшения для деталей одежды Деда Мороза.

8

Снегурочка

(Лепка)

Пластилин

Учимся лепить барельефное изображение. Дополнять изображение, дорисовывая детали пластилином.

Январь

1

Печальная история о лебеде

Гуашь

Формирование представлений об особой грациозной красоте птицы-лебедя. Пробуждение у детей чувства сострадания к птицам, оставшимся зимовать. Развитие композиционных навыков.

2

Портрет Снежной Королевы

Гуашь

Учиться правильно передавать пропорции и строение лица человека. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями (украшение одежды Снежной Королевы, образ зимнего леса и др.)

3

Холодные краски зимы.

Гуашь

Развивать интерес у детей к зимней природе, желание передавать его в живописной работе. Развивать чувство цвета. Закрепление навыков смешения красок и широкого, свободного письма.

4

Букет для  Зимушки-Зимы

Гуашь

Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской. Учиться находить красивые цветовые сочетания. Рисование техникой примакивания

5

Жил-был слон

Гуашь

Формирование интереса к животным, обитающим в жарких странах, умения видеть их характерные особенности (форма ног, тела, шеи, головы, хвоста, их окраска), и передавать их в рисунке.

6

Заюшкина избушка

(Лепка)

Пластилин

Развивать аккуратность, умение лепить предметы одинаковой формы и длины, дополнять изображение деталями.

7

Весёлые пингвины

Акварель, гуашь

Ознакомление с животным миром холодных стран. Учиться передавать в рисунке формы, пропорции и характерные особенности внешнего облика и поведения пингвинов.

8

Маленькая сказка о старом добром дереве

Сангина, уголь

Воспитание у детей внимания и любовь к природе. Формирование представлений через сказочный сюжет о характере разных деревьев. Передача в рисунке с помощью линии и пятна движения, пластических изгибов веток-рук старого доброго дерева, склоняющегося к маленькому деревцу

Февраль

1

Зимний город.

Гуашь

Развивать творческое воображение, умение подмечать характерные особенности окружающих предметов. Учиться изображать здания разнообразные по форме (высокие, низкие, узкие, широкие), располагая их на широкой полосе, с частичным перекрыванием.

2

У весёлой матрёшки цветы на одёжке

Фломастеры

Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, ознакомление с основными элементами и техникой росписи Полхова-Майдана

3

Петушок-петушок, золотой гребешок

Гуашь

Иллюстрации к народным сказкам. Учимся создавать образ сказочного петушка, передавая его разноцветное радужное оперение и весёлый, независимый характер.

4

Богатыри – защитники земли Русской

Гуашь

Что означает «защитник Отечества»? Богатыри – защитники Руси. Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывая детали и украшения костюма, соответствующие изображаемому персонажу.

5

Цветик-семицветик

Гуашь

Закреплять умение смешивать краски, получать нужные цвета и оттенки. Оживлять изображение дополнительными деталями.

6

Котинька-коток

(Лепка)

Солёное тесто

Познакомить детей с несколькими приёмами лепки кота. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного. Воспитывать любовь к животным.

7

Котинька-коток (2 занятие)

Гуашь

Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы

8

Клоуны в цирке

Фломастеры

Формирование у детей интереса к цирковому действу,образам цирковых артистов, стремления рассказать о них в своих рисунках.

Март

1

Узорные сказки

Гуашь

Развитие интереса к творчеству народных мастеров-игрушечников, образам птиц, животных, человека в народной игрушке. Украшение фигурок характерным орнаментом.

2

Подарки для мамы и бабушки

Цветная бумага, гуашь

Воспитание у детей чувства родственного внимания к самым близким людям и желания сделать для них рукотворный подарок.

3

Дворец Солнышка

Гуашь

Развитие фантазии и воображения. Создание детьми выразительного, очеловеченного образа Солнца и его обиталища, используя тёплую палитру красок.

4

Городецкие цветы

Гуашь

Знакомить детей с элементами городецкой росписи (розаны, купавки, ягоды, бутоны, листочки), солярной символикой, техникой выполнения росписи (мазок, тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов.

5

Птичье семейство

Масляная пастель, акварель

Художники-анималисты. Передача в рисунке характерного внешнего облика и поведения всех членов птичьего семейства: петушка, курочки и цыплят.

6

В музее ваз

По выбору

Развивать творческие способности детей, формировать умение воплощать идею в рисунке, выбирая изобразительный материал наиболее подходящий для данного изображения.

7

В волшебном подводном мире

Масляная пастель, акварель

Создание выразительных образов обитателей подводного мира, их внешний вид и повадки, образ коралловых рифов.

8

Весенняя сказка о семечке-крошке

Тушь, палочка, чёрный маркер

Обучение видению неприметной, скромной красоты в растительном мире. Передача в рисунке пластики растительных форм с помощью выразительной линии.

Апрель

1

Мы скоро в космос полетим!

Восковые мелки, акварель

Развивать фантазию и воображение. Использовать акварельную заливку при изображении космического пейзажа.

2

Удивительный мир насекомых

Фломастеры, цветные карандаши, масляная пастель

Воспитание внимательного отношения к разнообразному миру насекомых, формирование образных представлений о многообразии живых форм в природе

3

Первые проталинки

Гуашь

Пейзаж. Учимся использовать пастельные тона при изображении ранней весны. Учимся изображать предметы на широкой полосе, используя дальний и ближний план.

4

Солнышка следы на лицах детворы

Сангина

Портретное изображение человека, его настроения и характера. Техника рисования сангиной

5

Птицы прилетают с юга

Гуашь

Знакомство с перелётными птицами, их внешним обликом и характерными особенностями. Народные традиции в праздновании встречи весны.

6

Дома разной архитектуры

Масляная пастель

Знакомство с понятием архитектуры, основными отличиями во внешнем облике зданий различного предназначения, материалами, используемыми при постройке.

7

Первенец весны- подснежник

Пластилин

Рисование пластилином. Формирование образно-поэтического представления о первоцветах через сказки, легенды.

8

Весна улыбается

Гуашь

Создание портретного изображения образа весны, закрепляя умение работать от пятна. Развивать фантазию и воображение.


Тематическая разработка занятий с детьми 6-7 лет (3  год обучения)

Месяц

Тема

Материал

Программное содержание

Октябрь

1

Овощи – дары осени

Масляная пастель

Учиться правильно располагать изображение на листе, передавая форму, размер и цвет предметов, их взаимное расположение.

2

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»

Акварель

Учиться рисовать по сырому. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья: большие и маленькие, молодые и старые, прямые и искривленные. Учиться передавать в рисунке глубину пространства, сочетать в работе различные художественные материалы.

3

Осенний натюрморт. Ваза на столе. (1 занятие)

Гуашь

Что такое натюрморт. Учиться правильно передавать форму предмета, соотношение высоты и ширины отдельных частей предмета, строить симметричное изображение с помощью сетки вертикальных, горизонтальных и наклонных линий.

4

Осенний натюрморт. Осенние ветки в вазе, фрукты на столе. (2занятие)

Гуашь

Учиться передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета: строение ветки, форму и расцветку листьев, Взаимное расположение предметов на столе, блики света на них.

5

Как нарисовать ветер?

Восковые мелки, акварель

Развивать у детей способность замечать проявления движения в природе и в рисунках художников. Учиться передавать в своей работе пластику изгибов ветвей и стволов деревьев с помощью линий.

6

Ярмарка хохломской посуды.

Гуашь

Создание единой художественной композиции из нескольких предметов. Развиваем разнонаправленные движения, лёгкость поворота  руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку, зависящую от предлагаемой формы предмета.

7

Портрет Царевны Осени

Карандаш

Что такое портрет. Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывать осенние украшения для прически и платья Осени.

8

Чудо-деревья

Цветная бумага, ножницы, клей

Вырезание из бумаги силуэтного изображения различных деревьев, создание единой композиции на тему осеннего леса.

Ноябрь

1

Подводный мир

Акварель, восковые мелки

Закреплять умение тонировать бумагу акварелью, добиваясь прозрачности воды. Развивать воображение и творческую самостоятельность. Сочетать в работе различные изобразительные материалы и техники изображения.

2

Терем - теремок

Графические материалы по выбору

Что такое иллюстрация. Учиться передавать в работе содержание отдельного момента сказки, действия, внешний вид и одежду героев. Закреплять умение передавать фигуры в движении, располагать на листе в соответствии с содержанием сюжета.

3

Москва – мой город родной

Масляная пастель, акварель

Учиться передавать в рисунке облик родного города, изображать известные здания, предавать колорит города в определённое время года, время суток. Закреплять умение располагать предметы в пространстве. На широкой полосе.

4

Городецкая роспись.

Гуашь

Знакомить детей с элементами городецкой росписи (розаны, купавки, ягоды, бутоны, листочки), солярной символикой, техникой выполнения росписи (мазок, тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов.

5

Волшебный дом в стране чудес

Восковые мелки, акварель

Развитие интереса к волшебным сказочным постройкам. Использование для украшения здания створчатых окон, дверей разной формы, необычных конструктивных решений самого здания.

6

Кто живёт в волшебном доме?

Гуашь

Формирование у детей заинтересованного отношения к сказочным персонажам, передача в линейном рисунке жизненных сценок и характерных особенностей персонажа.

7

Несуществующее животное

(Лепка)

Пластилин

Развивать творчество и воображение. Закреплять известные приёмы и способы лепки.

8

Наряды для кукол

Цветная бумага, салфетки, клей, фломастеры

Развитие у детей интереса к одежде, к искусству художников-модельеров, к созданию образа праздничного костюма для кукол.

Декабрь

1

А за окном такая непогода

Акварель, сангина, уголь, сухая пастель, гуашь

Ознакомление детей с контрастными эмоциональными состояниями природы (ясное, светлое, радостное, тёмное, хмурое, мрачное, унылое), развитие способности эмоционально переживать разную красоту природы.

2

Транспорт в стране чудес

Восковые мелки

Формирование у детей интереса к различным видам транспорта (наземного, воздушного, водного), его формам и характерным деталям. Развивать стремление придумать свой вид транспорта.

3

В деревне зимой

Гуашь

Формирование представлений о деревянной избе, которая органично вписывается в окружающую среду. Создание образа русской деревни в зимнюю пору.

4

На улице зима – играет детвора

Гуашь

Формирование интереса к фигуре человека, её пластичности, подвижности. Обучение детей изображению фигуры в различных позах, движениях; сохранение в рисунке основных пропорций фигуры.

5

Сказки из теста

(Лепка)

Солёное тесто

Продолжить знакомство с изобразительно-пластическими возможностями солёного теста. Лепка декоративного барельефа.

6

Снегурочка

Гуашь

Портрет в полный рост. Учиться правильно передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями (украшение одежды Снегурочка, образ зимнего леса и др.)

7

Дед Мороз огни зажёг на пушистой ёлке.

Гуашь

Пробуждать у детей интерес к сказочному образу Деда Мороза, развивать фантазию и воображение.

8

Ёлочка, Ёлочка, зелёная иголочка

Акварель

Учимся рисовать по сырому, добиваясь расплывчатости контуров, «пушистости» еловых веточек

Январь

1

Праздник в лесу

По выбору

Воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Придумывать самостоятельно сюжеты из жизни лесных животных. Учиться воплощать замысел в работе, используя все доступные художественные материалы наилучшим образом.

2

Волшебные цветы. Холодные и тёплые тона.

Гуашь

Изучение холодной и тёплой гаммы цветов, создание пастельных полутонов путём смешения красок. Рисуем два букета: один в холодной гамме,  другой – в тёплой, используя способ примакивания   для изображения лепестков цветов.

3

Вьюга снежная кружится

Гуашь

Развивать интерес у детей к зимней природе, желание передавать его в живописной работе. Развивать чувство цвета.

4

Мастера Гжели. Роспись посуды.

Гуашь

Приобщение детей к миру народного декоративно-прикладного искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Продолжить знакомство с гжельской росписью, её цветовым строем и основными элементами. Единство формы и декора.

5

Северное сияние. Белые медведи.

Акварель. Гуашь

Изучаем природу русского севера. Явление северного сияния. Рисование в технике «по сырому», дополнение изображения по своему усмотрению.

6

Все деревья в серебре

Масляная пастель, акварель, гуашь

Развивать интерес у детей к зимней природе, колориту и оттенкам зимнего неба и снега. Учиться сочетать в работе различные изобразительные материалы и техники, добиваясь наибольшей выразительности.

7

О чём рассказывает древо жизни?

Гуашь

Приобщение детей к русской народной культуре, древнему традиционному образу древа жизни, ознакомление с глубинным смыслом, заключённом в нём. Развитие навыков совместной деятельности, фантазии и воображения.

8

Серебряное копытце

Восковые мелки, акварель

Что такое иллюстрация. Учиться передавать в работе содержание отдельного момента сказки, действия, внешний вид и одежду героев. Закреплять умение передавать фигуры в движении, располагать на листе в соответствии с содержанием сюжета.

Февраль

1

Где это видано, где это слыхано…

По выбору

Развитие интереса к неожиданным, фантастическим сюжетам, способности придумывать, фантазировать.

2

Царь, царевич, король, королевич.

Гуашь

Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывая детали и украшения костюма, соответствующие изображаемому персонажу.

3

Сивка-Бурка

Гуашь

Введение детей в мир сказки, создание образа волшебного коня, летящего между землёй и небом.

4

Павлин

(Лепка)

Солёное тесто

Закреплять известные приёмы и способы лепки, развивать воображение.

5

Павлин (2занятие)

Гуашь

Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы

6

Наша армия родная.

Чёрный маркер, акварель

Закреплять умение передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, их жизнь и службу. Развивать творчество и воображение.

7

Этот сказочный народ. Добрые и злые образы

Сангина, уголь, гуашь

Формирование у детей  понимания какими качествами обладают добрые и злые люди, как можно передать в рисунке различные эмоции через мимику человека.

8

Деревенская изба

Восковые мелки, акварель

Формирование представлений о деревенской избе. Учиться рисовать объёмное изображение деревенского дома, придавая ему характерные черты и дополняя деталями.

Март

1

Мои четвероногие друзья

Гуашь

Развитие добрых чувств и интереса к домашним животным. Учиться рассказывать о своём домашнем любимце, передавать в рисунке его характер и пластику.

2

Портрет мамы

Гуашь

Что такое портрет. Учимся правильно располагать изображение на листе. Рисуем фон для портрета и силуэтное изображение человека (поясной портрет)

3

Городецкие лошадки и петушки

Гуашь

Продолжить знакомство детей с городецкой росписью. Учиться технике изображения животных и птиц в росписи (лошадка, петушок). Закрепление основных приёмов росписи. Дополнить изображение  веткой цветов по своему усмотрению.

4

Красота Жостова

Гуашь

Знакомить детей с элементами жостовской росписи, техникой выполнения росписи (двухцветный мазок,  тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов.

5

Царевна - Лебедь

Восковые мелки, акварель

Рисование по мотивам сказок Пушкина. Учиться правильно передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями

6

Весна в окно стучится

Гуашь

Весенний пейзаж. Учиться передавать колорит и настроение наступающей весны, своё отношение к пробуждающейся природе.

7

Подснежники

Пластилин

Рисование пластилином. Смешивание цветов на плоскости, создание колорита весенней земли.

8

Моя семья – мой добрый дом

Акварель, гуашь

Развитие интереса к изображению лица человека. Создавать портретное изображение своей семьи, передавая через внешний облик характер близкого человека и своё к нему отношение

Апрель

1

Мир пушкинской сказки

По выбору

Побуждение детей к самостоятельному выбору сказочного сюжета, ярких образов и к воплощению их в своих изображениях.

2

Москва – мой город родной

Масляная пастель, акварель

Учиться передавать в рисунке облик родного города, изображать известные здания, предавать колорит города в определённое время года, время суток. Закреплять умение располагать предметы в пространстве. На широкой полосе.

3

Цирк, цирк, цирк

Фломастеры, масляная пастель, акварель

Формирование у детей интереса к цирковому действу, образам цирковых артистов, стремления рассказать о них в своих рисунках.

4

Я и мои друзья на детской площадке

Фломастеры, чёрный маркер, масляная пастель, акварель

Закреплять умение рисовать человека в движении. Создавать портретное изображение своих друзей, передавая через внешний облик и  характер. Ознакомление с современными дизайнерскими проектами оформления детских площадок, с необычными игровыми сооружениями.

5

Весна летит над миром

Гуашь

Развивать фантазию и воображение. Учиться передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями

6

Кем я стану, когда вырасту

По выбору

Создавать портретное изображение своих себя в будущем, передавая через внешний облик, профессиональную атрибутику и окружающую обстановку характер будущей деятельности.

7

Весенний букет в вазе

Гуашь

Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть лепестков заостренными кончиками у нарциссов, и закругленных и тюльпанов), красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня, передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.

8

Бабочки на лугу

Гуашь

Закреплять симметричное изображение предметов, развивать творчество и фантазию. Переход от предметного изображения к сюжетному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особеннос...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Программа "Весёлая кисточка"

Кружковая работа в ДОУ...

Программа "Волшебная кисточка"

Программа  «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для пед...

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Программа «Волшебная кисточка»

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.Задачи программы:1.      Познакомить дете...