Программа изостудии "Волшебная кисточка"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Учебная программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей от 3-х до 7-ми лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka.docx | 66.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 2088
Г. Москва
2015-2016гг.
Изостудия «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования детей 4-7 лет.
Срок реализации – 3 года.
Педагог дополнительного образования: Алексеева Г.А.
Направленность программы: Программа изостудии «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению является учебно-познавательной, по времени реализации – трёхгодичной. Программа рассчитана на работу с детьми в возрасте 4-7 лет.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- Формировать умение видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира и отражать её в художественной форме.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Формировать у детей умение находить новые способы для воплощения художественного замысла, развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
- Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, расширять представление о народных игрушках.
Режим занятий:
в изостудии занимаются дети со средней группы
Средняя группа | 2 раз в неделю | по 25 мин. |
Старшая группа | 2 раза в неделю | по 35 мин. |
Подготовительная группа | 2раза в неделю | по 45 мин. |
План проведения занятий:
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Подготовка к занятию | 3 мин. | 5 мин. | 5 мин. |
Объяснение материала | 5 мин. | 5-7 мин. | 5-7 мин. |
Физкультминутка | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин. |
Выполнение основной части работы | 5-7 мин. | 7-10 мин. | 10-15 мин. |
Смена воды, перемена изобразительного материала. Пальчиковая гимнастика | 3 мин. | 5 мин. | 5 мин. |
Завершение работы | 5-7 мин. | 5-7 мин. | 5-10 мин. |
Уборка рабочего места | 3-5 мин. | 5 мин. | 5 мин. |
Ожидаемые результаты освоения программы:
Дети научатся:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе
- понимать что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы
Тематическая разработка занятий с детьми 4-5 лет (1 год обучения)
Месяц | № | Тема | Материал | Программное содержание |
Октябрь | 1 | О чём могут рассказать краски? | Гуашь | Развиваем эмоциональное отношение к цветовому богатству природы, способность любоваться переливами цвета. Учимся смешивать краски. |
2 | Грибное семейство | Гуашь | Развитие у детей интереса к природным формам. Передача в рисунке различных по размеру и форме членов грибного семейства. | |
3 | Такие разные осенние деревья. | Гуашь | Учиться изображать осень. Упражняться в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Закреплять технические умения. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. | |
4 | Ёжик делает запасы на зиму | Сангина, гуашь | Учимся технике работы с сангиной. Закреплять знание овальной формы. Учиться сочетать в одной работе различные изобразительные материалы и техники выполнения изображения. Развивать сюжетное мышление. | |
5 | Солнце дружит и луна | Гуашь, восковые мелки | Создаём образы солнца, луны (передавая их форму и строение) и пушистых облаков. Развиваем разнонаправленные движения кисти руки. Учимся разнообразным способам закрашивания предметов: солнце- ровными вертикальными линиями, облака- вращательными движениями для создания другой фактуры предмета. | |
6 | Золотые хлеба (Лепка) | Солёное тесто | Воспитание у детей бережного отношения к хлебу. Формирование интереса к различным формам хлебных изделий и желания вылепить их самим. | |
7 | Золотые хлеба (2 занятие) | Пластилин, гуашь. | Формирование уважения к людям, которые растят и выпекают хлеб. Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы | |
8 | Подсолнух | Гуашь | Учимся работать на листе большого формата (А3) Закрепляем знание круглой и овальной формы. Развиваем наблюдательность. Учимся передавать в рисунке строение и форму частей растения. Закрепляем умение рисовать кистью и красками, хорошо промывать кисть. | |
Ноябрь | 1 | Самолёты в облаках | Гуашь | Учимся закрашивать весь лист целиком, используя «небесные» цвета, разбеливать краски на листе для получения более светлого оттенка. Учимся получать серый цвет путём смешивания белого и чёрного. Учимся рисовать предмет удлинённой формы, изображая ровные параллельные линии. Создаём образ самолёта, передавая строение предмета и форму частей. |
2 | Цветочек-забияка | Гуашь | Развивать наблюдательность. Учимся создавать образ цветка репейника с помощью белой и серой красок, передавать его характер. Учимся смешивать краски, получая различные оттенки серого. | |
3 | Золотая рыбка в аквариуме | Гуашь | Учиться изображать предметы треугольной формы (хвост рыбки) Учимся дополнять изображение: волнистые водоросли, песок и камни на дне аквариума. Украшаем рыбку самостоятельно, по замыслу. | |
4 | Маленькие лесные гномики | Фломастеры | Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок. Учимся рисовать руки объёмно: двумя линиями – прямоугольные рукава. Соблюдать при этом в самом упрощённом виде соотношения по величине. | |
5 | Моя любимая игрушка | По выбору | Учить детей отражать впечатления от окружающей жизни. Закреплять приёмы работы графическими материалами. Воспитывать умение воплощать задуманное, развивать творческую самостоятельность. | |
6 | Звёздная ночь | Масляная пастель, акварель | Учимся поочерёдно работать различными художественными материалами. Сначала создаём изображение предметов масляной пастелью, затем закрашиваем фон акварелью. Учимся работать с акварелью, делать фон, равномерно закрашивая весь лист. | |
7 | Скачут зайки на лужайке (Лепка) | Пластилин | Закрепляем умение получать серый цвет. Учимся передавать образ животного в движении. Закрепляем умение правильно передавать форму и строение тела животного. Учиться создавать сюжетную композицию. | |
8 | Пушистые зверушки | Гуашь | Учиться изображать животных с пушистой шёрсткой на основе лёгкого тонального пятна-облака, выполненного сухой кистью. | |
Декабрь | 1 | Зимние деревья (Витражная техника) | Акварель, восковые мелки | |
2 | Белая сказка зимы | Гуашь | Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской, воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Ночной пейзаж. | |
3 | Где живёт Баба-Яга? Избушка на курьих ножках | Сангина, масляная пастель, гуашь | Закрепляем знание квадратной и треугольной формы и способов их изображения. Учимся технике работы с сангиной. Дополняем ранее созданный рисунок изображением различных по форме, размеру и цвету деревьев, создавая образ сказочного дремучего леса. Развиваем воображение. | |
4 | Птица-вьюга | Акварель, восковые мелки | Ознакомление с новым способом изображения – рисованием восковым мелком с заливкой акварелью. Развивать творческое воображение. | |
5 | Стройные елочки –зелёные иголочки | Пластилин | Рисование пластилином. Учимся смешивать цвета на плоскости изображения. | |
6 | Новогодние игрушки (Лепка) | Цветное солёное тесто, природный материал | Развиваем творческое мышление детей. Учимся самостоятельно работать, стараясь создать индивидуальную, не похожую на другие работу. | |
7 | Только елочка одна весела и зелена | Гуашь | Создание атмосферы ожидания праздника. Развивать чувство цвета. Рисуем зимний пейзаж, оживляя его деталями (птицы, лесные животные, солнышко, снегопад и др.) | |
8 | Дед Мороз | Гуашь | Портрет. Развивать воображение и творческое мышление, передавать характерные детали облика персонажа, придумывать зимние украшения для деталей одежды Деда Мороза. | |
Январь | 1 | Весёлые снежинки, снежинки-балеринки | Гуашь | Формирование у детей интереса к совершенной красоте природных форм. Симметричное изображение. Развиваем воображение, придумываем новые образы снежинок. (Снежинка- балетная юбочка балерины) |
2 | Жила-была мудрая сова | Гуашь | Рисование от пятна. Формирование у детей эмоционального отношения к образу необычной лесной птицы | |
3 | Избушка Зимушки-Зимы | Гуашь | Учиться смешивать краски, получая пастельные тона. Учиться передавать в рисунке образ избушки, дополняя его характерными зимними узорами. Формирование умений видеть особую красоту строений и создавать образ сказочной избушки. Снежные избушки в иллюстрациях Васнецова, Билибина. | |
4 | Маленькая сказка о старом добром дереве | Сангина, уголь | Воспитание у детей внимания и любовь к природе. Формирование представлений через сказочный сюжет о характере разных деревьев. Передача в рисунке с помощью линии и пятна движения, пластических изгибов веток-рук старого доброго дерева, склоняющегося к маленькому деревцу | |
5 | Прилетели снегири | Гуашь, акварель | Развивать у детей чувство цвета при изображении зимней природы. Птицы, которые прилетают к нам зимой, их внешний вид и поведение. Закрепление умения работать в смешенной технике. | |
6 | Мы слепили снеговиков (Коллаж) | Гуашь, ватные диски, клей | Учимся создавать коллаж, соединяя в работе аппликацию и рисование. | |
7 | Моя любимая чашка | Масляная пастель, акварель | Развитие у детей интереса к декоративной деятельности- украшению. Выстраивание узора из разнонаправленных прямых и волнистых полосок, условных знаков | |
8 | Ах, эти зимние одёжки! | Восковые мелки, акварель | Развивать у детей интерес к декоративной деятельности- украшению. Обучение украшению деталей одежды, выстраивание узора. | |
Февраль | 1 | Красивый платочек. | Гуашь | Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу. |
2 | Волшебный автобус | Восковые мелки, акварель | Формировать у детей обобщённое представление об автомобилях, их строении, форме кузова, марках машин, их предназначении. Развивать воображение. | |
3 | Домик для черепашки | Чёрный маркер, масляная пастель | Сочиняем сказочную историю о черепахе и её домике. Рисуем образ её сказочного домика, украшаем узорами и т.д. по собственному усмотрению. | |
4 | Мы песенки поём в саду | Восковые мелки, акварель | Развивать у ребёнка интерес к пению, к мимике лица поющего человека. Обучение изображению лиц мальчиков и девочек. | |
5 | Цветочек аленький | Гуашь | Развивать наблюдательность и любовь к природе, замечать многообразие форм и расцветок в мире цветов, учиться видеть прекрасное в незаметном на первый взгляд. | |
6 | Подснежники (Лепка) | Пластилин, природные материалы | Развивать наблюдательность и любовь к природе. Учимся лепить барельеф. | |
7 | Кисонька-мурысонька | Гуашь | Воспитание у детей добрых чувств к домашним животным, развитие наблюдательности, умения передавать голосом, мимикой, пластикой тела, походкой характер животного. Стараемся изобразить животных в различных позах (спит, гуляет, играет,и т.д.) – по замыслу. | |
8 | О чём могут рассказать краски | Гуашь | Формирование эмоционального отношения к цвету и его изобразительным возможностям. Изображение дворцов для доброго и злого героя. | |
Март | 1 | Букет любимой мамочке | Гуашь | Развивать воображение и творческую фантазию. На основе полученных навыков, создавать новые, волшебные образы цветов. Передавать в рисунке радостное настроение |
2 | Чудо-человечки (Аппликация) | Бумажные полоски, клей | Развивать у детей интерес к собственному телу, его подвижности, способности принимать различные положения. Обучение составлению фигуры человека при разных движениях. | |
3 | Мы танцуем (Лепка) | Пластилин | Закрепление представления о красоте движений в танце, умения дополнять изображение деталями (красивый костюм, окружающая обстановка) | |
4 | Символика в народной росписи | Гуашь | Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, ознакомление с символикой каргопольской росписи: изображение солнца, земли, хлебных колосьев. | |
5 | …Жила-была сказка. «Колобок» | Гуашь | Знакомство с иллюстрациями Е.Рачёва к сказкам «Колобок», «Теремок». Учиться замечать характерные особенности персонажей в работах различных художников-иллюстраторов. Учимся создавать в рисунке образ леса, сочетая изображения различных деревьев и кустов. Дополняем созданное изображение героями любимой сказки. | |
6 | Жили-были мышки | Гуашь | Побуждать детей к изображению мышки по представлению, добиваясь выразительности передачи формы, строения. Придумать и изобразить жизнь и занятия мышиного семейства. | |
7 | Я и мои игрушки | По выбору | Автопортрет в полный рост в движении, в любимой одежде и окружении любимых игрушек. | |
8 | Весенний солнечный букет | Гуашь | Обучение восприятию пастельных нежных цветов, их получению на палитре путём смешивания ярких цветов с белой краской | |
Апрель | 1 | Пасхальные яички - писанки | Масляная пастель, акварель | Приобщение детей к традиции украшения яиц на праздник Пасхи. Ознакомление с нарядным узорочьем пасхальной росписи, с символическим значением её элементов. |
2 | Праздничный пирог | Гуашь | Получение пастельных лёгких воздушных цветов и украшение многослойного волшебного торта | |
3 | Весенние кораблики | Гуашь | Весеннее пробуждение природы, признаки наступающей весны, её колорит. Изображение весенних ручейков и бумажных корабликов. | |
4 | Волшебный мир ночи | Гуашь | Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы (окна домов, фонари, фары автомобилей и др. ). Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги. | |
5 | Горные вершины | Акварель | Учить детей воспринимать красоту горных ландшафтов, учиться видеть оттенки и разнообразие форм горных хребтов. | |
6 | Расцветают яблони (лепка) | Солёное тесто | Учимся создавать образ цветущей ветки яблони, передавая форму и строение цветков. | |
7 | Как нарисовать портрет цветка | Гуашь | Формирование у детей интереса к цветам, их неповторимому облику. Развивать фантазию и воображение. | |
8 | На свете нет некрасивых деревьев | Уголь, сангина | Развивать способность к образному восприятию красоты природы и ей передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цветов. |
Тематическая разработка занятий с детьми 5-6 лет (2 год обучения)
Месяц | № | Тема | Материал | Программное содержание |
Октябрь | 1 | Радуга-дуга | Гуашь | Формирование интереса к редким явлениям природы, стремление передать радостное настроение, дополнить сюжет. |
2 | Золотые одежды осени | Свечка, уголь, акварель, гуашь | Учиться сочетать в работе разнообразные художественные материалы. Правильно выстраивать композицию, подбирать соответствующий колорит. Создавать в рисунке образ лёгкой прозрачной осенней берёзовой рощи. | |
3 | Ах, какой у нас арбуз! | Гуашь | Учить детей приёмам работы акварельными красками. Использовать в работе приём перетекания одного цвета в другой. Учиться рисовать крупно, правильно располагать частично перекрываемые предметы. | |
4 | Жар-птица | Гуашь | Развивать умение детей создавать сказочные образы, формировать творческий подход к заданию. Развивать чувство композиции, создавать симметричное изображение, учиться подбирать хорошо сочетающиеся цвета. | |
5 | Как лиса живёт в лесу? | Гуашь | Изображаем животных средней полосы, передавая их внешние различия, размер, цвет и характерные особенности. Учимся создавать сюжетную композицию по замыслу. | |
6 | Дары осени (Лепка) | Солёное тесто | Формирование интереса к различным видам и формам овощей и желания вылепить их самим. | |
7 | Дары осени | Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы | ||
8 | Такие разные кошки | Гуашь | Воспитание у детей добрых чувств к домашним животным, развитие наблюдательности, умения передавать голосом, мимикой, пластикой тела, походкой характер животного. Стараемся изобразить животных в различных позах (спит, гуляет, играет, и т.д.) – по замыслу. | |
Ноябрь | 1 | Путешествие в сказку. Одежда сказочных животных. | Фломастеры | Учиться передавать в рисунке простейшие движения, внешний вид и характерные особенности народного костюма, название деталей костюма, места украшения вышивкой. |
2 | Густой дремучий лес. (1занятие) | Гуашь | Кто такой художник-иллюстратор. Рисование по мотивам народных сказок. Учимся передавать в рисунке глубину пространства, используя различающиеся по цвету стволы деревьев и располагая их на широкой полосе. Учиться получать разнообразные оттенки коричневого цвета. | |
3 | Сказка «Три медведя» (2занятие) | Гуашь | Создаём иллюстрацию к сказке «Три медведя», выбирая определённый сюжет и передавая его содержание в рисунке. Закреплять умение правильно передавать относительные размеры животных, их строение и пропорции. | |
4 | Какие бывают дома | По выбору | Развивать творческое воображение, умение подмечать характерные особенности окружающих предметов. Учиться изображать здания разнообразные по форме (высокие, низкие, узкие, широкие), располагая их на широкой полосе, с частичным перекрыванием. | |
5 | Декоративное панно (Лепка) | Пластилин, природный материал | Развиваем творческое мышление детей. Учимся самостоятельно работать, стараясь создать индивидуальную, не похожую на другие работу. | |
6 | Образ осени в узорах и росписи | Гуашь | Воспитание интереса к украшению предметов растительными орнаментами. | |
7 | Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (1занятие) | Акварель по сырому | Развивать эмоциональное отношение к цветовому богатству природы, способности любоваться цветовыми переливами морской волны. Какого цвета может быть море при различной погоде, освещении, времени года или суток. Развивать наблюдательность и воображение. | |
8 | Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (2занятие) Кораблики | Гуашь | Развитие интереса к творчеству А.С.Пушкина. Побуждение детей к самостоятельному дополнению сказочного сюжета о бегущем «в волнах, на раздутых парусах» кораблике (остров, город и т.д.) | |
Декабрь | 1 | Сказка снежная зимы | Гуашь | Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской, воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Ночной пейзаж. |
2 | Добрая рябинка накормила птиц | Гуашь | Учимся создавать коллаж, соединяя в работе аппликацию и рисование. Развивать у детей чувство цвета при изображении зимней природы. Птицы, которые прилетают к нам зимой, их внешний вид и поведение. | |
3 | Узоры Гжели | Гуашь | Ознакомление детей с художественными изделиями Гжели, особенностями росписи. Богатство синих тонов на белом, созвучие краскам зимы. Учимся основным приёмам изображения узоров и цветов в гжельской росписи | |
4 | Добрые избы | Гуашь | Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образу традиционного русского жилища- избе. Формирование представления о русской избе, которая органично вписывается в природную среду: о прочной, мудро сработанной конструкции, красоте её внешнего облика и отдельных деталях нарядного убранства. | |
5 | Домик для улитки | Чёрный маркер, масляная пастель | Сочиняем сказочную историю об улитке и её домике. Рисуем образ её сказочного домика, украшаем узорами и т.д. по собственному усмотрению. | |
6 | Только елочка одна весела и зелена | Гуашь | Создание атмосферы ожидания праздника. Развивать чувство цвета. Рисуем зимний пейзаж, оживляя его деталями (птицы, лесные животные, солнышко, снегопад и др.) | |
7 | Из-за ёлок и берёз вышел Дед Мороз | Гуашь | Развивать воображение и творческое мышление, передавать характерные детали облика персонажа, придумывать зимние украшения для деталей одежды Деда Мороза. | |
8 | Снегурочка (Лепка) | Пластилин | Учимся лепить барельефное изображение. Дополнять изображение, дорисовывая детали пластилином. | |
Январь | 1 | Печальная история о лебеде | Гуашь | Формирование представлений об особой грациозной красоте птицы-лебедя. Пробуждение у детей чувства сострадания к птицам, оставшимся зимовать. Развитие композиционных навыков. |
2 | Портрет Снежной Королевы | Гуашь | Учиться правильно передавать пропорции и строение лица человека. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями (украшение одежды Снежной Королевы, образ зимнего леса и др.) | |
3 | Холодные краски зимы. | Гуашь | Развивать интерес у детей к зимней природе, желание передавать его в живописной работе. Развивать чувство цвета. Закрепление навыков смешения красок и широкого, свободного письма. | |
4 | Букет для Зимушки-Зимы | Гуашь | Развивать у детей чувство цвета, навыки смешения холодных по цвету красок с белой краской. Учиться находить красивые цветовые сочетания. Рисование техникой примакивания | |
5 | Жил-был слон | Гуашь | Формирование интереса к животным, обитающим в жарких странах, умения видеть их характерные особенности (форма ног, тела, шеи, головы, хвоста, их окраска), и передавать их в рисунке. | |
6 | Заюшкина избушка (Лепка) | Пластилин | Развивать аккуратность, умение лепить предметы одинаковой формы и длины, дополнять изображение деталями. | |
7 | Весёлые пингвины | Акварель, гуашь | Ознакомление с животным миром холодных стран. Учиться передавать в рисунке формы, пропорции и характерные особенности внешнего облика и поведения пингвинов. | |
8 | Маленькая сказка о старом добром дереве | Сангина, уголь | Воспитание у детей внимания и любовь к природе. Формирование представлений через сказочный сюжет о характере разных деревьев. Передача в рисунке с помощью линии и пятна движения, пластических изгибов веток-рук старого доброго дерева, склоняющегося к маленькому деревцу | |
Февраль | 1 | Зимний город. | Гуашь | Развивать творческое воображение, умение подмечать характерные особенности окружающих предметов. Учиться изображать здания разнообразные по форме (высокие, низкие, узкие, широкие), располагая их на широкой полосе, с частичным перекрыванием. |
2 | У весёлой матрёшки цветы на одёжке | Фломастеры | Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, ознакомление с основными элементами и техникой росписи Полхова-Майдана | |
3 | Петушок-петушок, золотой гребешок | Гуашь | Иллюстрации к народным сказкам. Учимся создавать образ сказочного петушка, передавая его разноцветное радужное оперение и весёлый, независимый характер. | |
4 | Богатыри – защитники земли Русской | Гуашь | Что означает «защитник Отечества»? Богатыри – защитники Руси. Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывая детали и украшения костюма, соответствующие изображаемому персонажу. | |
5 | Цветик-семицветик | Гуашь | Закреплять умение смешивать краски, получать нужные цвета и оттенки. Оживлять изображение дополнительными деталями. | |
6 | Котинька-коток (Лепка) | Солёное тесто | Познакомить детей с несколькими приёмами лепки кота. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного. Воспитывать любовь к животным. | |
7 | Котинька-коток (2 занятие) | Гуашь | Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы | |
8 | Клоуны в цирке | Фломастеры | Формирование у детей интереса к цирковому действу,образам цирковых артистов, стремления рассказать о них в своих рисунках. | |
Март | 1 | Узорные сказки | Гуашь | Развитие интереса к творчеству народных мастеров-игрушечников, образам птиц, животных, человека в народной игрушке. Украшение фигурок характерным орнаментом. |
2 | Подарки для мамы и бабушки | Цветная бумага, гуашь | Воспитание у детей чувства родственного внимания к самым близким людям и желания сделать для них рукотворный подарок. | |
3 | Дворец Солнышка | Гуашь | Развитие фантазии и воображения. Создание детьми выразительного, очеловеченного образа Солнца и его обиталища, используя тёплую палитру красок. | |
4 | Городецкие цветы | Гуашь | Знакомить детей с элементами городецкой росписи (розаны, купавки, ягоды, бутоны, листочки), солярной символикой, техникой выполнения росписи (мазок, тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов. | |
5 | Птичье семейство | Масляная пастель, акварель | Художники-анималисты. Передача в рисунке характерного внешнего облика и поведения всех членов птичьего семейства: петушка, курочки и цыплят. | |
6 | В музее ваз | По выбору | Развивать творческие способности детей, формировать умение воплощать идею в рисунке, выбирая изобразительный материал наиболее подходящий для данного изображения. | |
7 | В волшебном подводном мире | Масляная пастель, акварель | Создание выразительных образов обитателей подводного мира, их внешний вид и повадки, образ коралловых рифов. | |
8 | Весенняя сказка о семечке-крошке | Тушь, палочка, чёрный маркер | Обучение видению неприметной, скромной красоты в растительном мире. Передача в рисунке пластики растительных форм с помощью выразительной линии. | |
Апрель | 1 | Мы скоро в космос полетим! | Восковые мелки, акварель | Развивать фантазию и воображение. Использовать акварельную заливку при изображении космического пейзажа. |
2 | Удивительный мир насекомых | Фломастеры, цветные карандаши, масляная пастель | Воспитание внимательного отношения к разнообразному миру насекомых, формирование образных представлений о многообразии живых форм в природе | |
3 | Первые проталинки | Гуашь | Пейзаж. Учимся использовать пастельные тона при изображении ранней весны. Учимся изображать предметы на широкой полосе, используя дальний и ближний план. | |
4 | Солнышка следы на лицах детворы | Сангина | Портретное изображение человека, его настроения и характера. Техника рисования сангиной | |
5 | Птицы прилетают с юга | Гуашь | Знакомство с перелётными птицами, их внешним обликом и характерными особенностями. Народные традиции в праздновании встречи весны. | |
6 | Дома разной архитектуры | Масляная пастель | Знакомство с понятием архитектуры, основными отличиями во внешнем облике зданий различного предназначения, материалами, используемыми при постройке. | |
7 | Первенец весны- подснежник | Пластилин | Рисование пластилином. Формирование образно-поэтического представления о первоцветах через сказки, легенды. | |
8 | Весна улыбается | Гуашь | Создание портретного изображения образа весны, закрепляя умение работать от пятна. Развивать фантазию и воображение. |
Тематическая разработка занятий с детьми 6-7 лет (3 год обучения)
Месяц | № | Тема | Материал | Программное содержание |
Октябрь | 1 | Овощи – дары осени | Масляная пастель | Учиться правильно располагать изображение на листе, передавая форму, размер и цвет предметов, их взаимное расположение. |
2 | «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» | Акварель | Учиться рисовать по сырому. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья: большие и маленькие, молодые и старые, прямые и искривленные. Учиться передавать в рисунке глубину пространства, сочетать в работе различные художественные материалы. | |
3 | Осенний натюрморт. Ваза на столе. (1 занятие) | Гуашь | Что такое натюрморт. Учиться правильно передавать форму предмета, соотношение высоты и ширины отдельных частей предмета, строить симметричное изображение с помощью сетки вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. | |
4 | Осенний натюрморт. Осенние ветки в вазе, фрукты на столе. (2занятие) | Гуашь | Учиться передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета: строение ветки, форму и расцветку листьев, Взаимное расположение предметов на столе, блики света на них. | |
5 | Как нарисовать ветер? | Восковые мелки, акварель | Развивать у детей способность замечать проявления движения в природе и в рисунках художников. Учиться передавать в своей работе пластику изгибов ветвей и стволов деревьев с помощью линий. | |
6 | Ярмарка хохломской посуды. | Гуашь | Создание единой художественной композиции из нескольких предметов. Развиваем разнонаправленные движения, лёгкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку, зависящую от предлагаемой формы предмета. | |
7 | Портрет Царевны Осени | Карандаш | Что такое портрет. Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывать осенние украшения для прически и платья Осени. | |
8 | Чудо-деревья | Цветная бумага, ножницы, клей | Вырезание из бумаги силуэтного изображения различных деревьев, создание единой композиции на тему осеннего леса. | |
Ноябрь | 1 | Подводный мир | Акварель, восковые мелки | Закреплять умение тонировать бумагу акварелью, добиваясь прозрачности воды. Развивать воображение и творческую самостоятельность. Сочетать в работе различные изобразительные материалы и техники изображения. |
2 | Терем - теремок | Графические материалы по выбору | Что такое иллюстрация. Учиться передавать в работе содержание отдельного момента сказки, действия, внешний вид и одежду героев. Закреплять умение передавать фигуры в движении, располагать на листе в соответствии с содержанием сюжета. | |
3 | Москва – мой город родной | Масляная пастель, акварель | Учиться передавать в рисунке облик родного города, изображать известные здания, предавать колорит города в определённое время года, время суток. Закреплять умение располагать предметы в пространстве. На широкой полосе. | |
4 | Городецкая роспись. | Гуашь | Знакомить детей с элементами городецкой росписи (розаны, купавки, ягоды, бутоны, листочки), солярной символикой, техникой выполнения росписи (мазок, тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов. | |
5 | Волшебный дом в стране чудес | Восковые мелки, акварель | Развитие интереса к волшебным сказочным постройкам. Использование для украшения здания створчатых окон, дверей разной формы, необычных конструктивных решений самого здания. | |
6 | Кто живёт в волшебном доме? | Гуашь | Формирование у детей заинтересованного отношения к сказочным персонажам, передача в линейном рисунке жизненных сценок и характерных особенностей персонажа. | |
7 | Несуществующее животное (Лепка) | Пластилин | Развивать творчество и воображение. Закреплять известные приёмы и способы лепки. | |
8 | Наряды для кукол | Цветная бумага, салфетки, клей, фломастеры | Развитие у детей интереса к одежде, к искусству художников-модельеров, к созданию образа праздничного костюма для кукол. | |
Декабрь | 1 | А за окном такая непогода | Акварель, сангина, уголь, сухая пастель, гуашь | Ознакомление детей с контрастными эмоциональными состояниями природы (ясное, светлое, радостное, тёмное, хмурое, мрачное, унылое), развитие способности эмоционально переживать разную красоту природы. |
2 | Транспорт в стране чудес | Восковые мелки | Формирование у детей интереса к различным видам транспорта (наземного, воздушного, водного), его формам и характерным деталям. Развивать стремление придумать свой вид транспорта. | |
3 | В деревне зимой | Гуашь | Формирование представлений о деревянной избе, которая органично вписывается в окружающую среду. Создание образа русской деревни в зимнюю пору. | |
4 | На улице зима – играет детвора | Гуашь | Формирование интереса к фигуре человека, её пластичности, подвижности. Обучение детей изображению фигуры в различных позах, движениях; сохранение в рисунке основных пропорций фигуры. | |
5 | Сказки из теста (Лепка) | Солёное тесто | Продолжить знакомство с изобразительно-пластическими возможностями солёного теста. Лепка декоративного барельефа. | |
6 | Снегурочка | Гуашь | Портрет в полный рост. Учиться правильно передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями (украшение одежды Снегурочка, образ зимнего леса и др.) | |
7 | Дед Мороз огни зажёг на пушистой ёлке. | Гуашь | Пробуждать у детей интерес к сказочному образу Деда Мороза, развивать фантазию и воображение. | |
8 | Ёлочка, Ёлочка, зелёная иголочка | Акварель | Учимся рисовать по сырому, добиваясь расплывчатости контуров, «пушистости» еловых веточек | |
Январь | 1 | Праздник в лесу | По выбору | Воспитание эстетического отношения к зимней природе, создание выразительных образов заснеженных деревьев. Придумывать самостоятельно сюжеты из жизни лесных животных. Учиться воплощать замысел в работе, используя все доступные художественные материалы наилучшим образом. |
2 | Волшебные цветы. Холодные и тёплые тона. | Гуашь | Изучение холодной и тёплой гаммы цветов, создание пастельных полутонов путём смешения красок. Рисуем два букета: один в холодной гамме, другой – в тёплой, используя способ примакивания для изображения лепестков цветов. | |
3 | Вьюга снежная кружится | Гуашь | Развивать интерес у детей к зимней природе, желание передавать его в живописной работе. Развивать чувство цвета. | |
4 | Мастера Гжели. Роспись посуды. | Гуашь | Приобщение детей к миру народного декоративно-прикладного искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Продолжить знакомство с гжельской росписью, её цветовым строем и основными элементами. Единство формы и декора. | |
5 | Северное сияние. Белые медведи. | Акварель. Гуашь | Изучаем природу русского севера. Явление северного сияния. Рисование в технике «по сырому», дополнение изображения по своему усмотрению. | |
6 | Все деревья в серебре | Масляная пастель, акварель, гуашь | Развивать интерес у детей к зимней природе, колориту и оттенкам зимнего неба и снега. Учиться сочетать в работе различные изобразительные материалы и техники, добиваясь наибольшей выразительности. | |
7 | О чём рассказывает древо жизни? | Гуашь | Приобщение детей к русской народной культуре, древнему традиционному образу древа жизни, ознакомление с глубинным смыслом, заключённом в нём. Развитие навыков совместной деятельности, фантазии и воображения. | |
8 | Серебряное копытце | Восковые мелки, акварель | Что такое иллюстрация. Учиться передавать в работе содержание отдельного момента сказки, действия, внешний вид и одежду героев. Закреплять умение передавать фигуры в движении, располагать на листе в соответствии с содержанием сюжета. | |
Февраль | 1 | Где это видано, где это слыхано… | По выбору | Развитие интереса к неожиданным, фантастическим сюжетам, способности придумывать, фантазировать. |
2 | Царь, царевич, король, королевич. | Гуашь | Основные пропорции и черты человеческого лица. Развивать воображение и творческое мышление, придумывая детали и украшения костюма, соответствующие изображаемому персонажу. | |
3 | Сивка-Бурка | Гуашь | Введение детей в мир сказки, создание образа волшебного коня, летящего между землёй и небом. | |
4 | Павлин (Лепка) | Солёное тесто | Закреплять известные приёмы и способы лепки, развивать воображение. | |
5 | Павлин (2занятие) | Гуашь | Раскрашивание вылепленных на предыдущем занятии изделий и художественное оформление работы | |
6 | Наша армия родная. | Чёрный маркер, акварель | Закреплять умение передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, их жизнь и службу. Развивать творчество и воображение. | |
7 | Этот сказочный народ. Добрые и злые образы | Сангина, уголь, гуашь | Формирование у детей понимания какими качествами обладают добрые и злые люди, как можно передать в рисунке различные эмоции через мимику человека. | |
8 | Деревенская изба | Восковые мелки, акварель | Формирование представлений о деревенской избе. Учиться рисовать объёмное изображение деревенского дома, придавая ему характерные черты и дополняя деталями. | |
Март | 1 | Мои четвероногие друзья | Гуашь | Развитие добрых чувств и интереса к домашним животным. Учиться рассказывать о своём домашнем любимце, передавать в рисунке его характер и пластику. |
2 | Портрет мамы | Гуашь | Что такое портрет. Учимся правильно располагать изображение на листе. Рисуем фон для портрета и силуэтное изображение человека (поясной портрет) | |
3 | Городецкие лошадки и петушки | Гуашь | Продолжить знакомство детей с городецкой росписью. Учиться технике изображения животных и птиц в росписи (лошадка, петушок). Закрепление основных приёмов росписи. Дополнить изображение веткой цветов по своему усмотрению. | |
4 | Красота Жостова | Гуашь | Знакомить детей с элементами жостовской росписи, техникой выполнения росписи (двухцветный мазок, тенёвка, оживка), её колоритом. Учиться создавать композиции из отдельных элементов. | |
5 | Царевна - Лебедь | Восковые мелки, акварель | Рисование по мотивам сказок Пушкина. Учиться правильно передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями | |
6 | Весна в окно стучится | Гуашь | Весенний пейзаж. Учиться передавать колорит и настроение наступающей весны, своё отношение к пробуждающейся природе. | |
7 | Подснежники | Пластилин | Рисование пластилином. Смешивание цветов на плоскости, создание колорита весенней земли. | |
8 | Моя семья – мой добрый дом | Акварель, гуашь | Развитие интереса к изображению лица человека. Создавать портретное изображение своей семьи, передавая через внешний облик характер близкого человека и своё к нему отношение | |
Апрель | 1 | Мир пушкинской сказки | По выбору | Побуждение детей к самостоятельному выбору сказочного сюжета, ярких образов и к воплощению их в своих изображениях. |
2 | Москва – мой город родной | Масляная пастель, акварель | Учиться передавать в рисунке облик родного города, изображать известные здания, предавать колорит города в определённое время года, время суток. Закреплять умение располагать предметы в пространстве. На широкой полосе. | |
3 | Цирк, цирк, цирк | Фломастеры, масляная пастель, акварель | Формирование у детей интереса к цирковому действу, образам цирковых артистов, стремления рассказать о них в своих рисунках. | |
4 | Я и мои друзья на детской площадке | Фломастеры, чёрный маркер, масляная пастель, акварель | Закреплять умение рисовать человека в движении. Создавать портретное изображение своих друзей, передавая через внешний облик и характер. Ознакомление с современными дизайнерскими проектами оформления детских площадок, с необычными игровыми сооружениями. | |
5 | Весна летит над миром | Гуашь | Развивать фантазию и воображение. Учиться передавать пропорции фигуры человека, рисовать человека в движении. Развивать фантазию и воображение, дополняя рисунок деталями | |
6 | Кем я стану, когда вырасту | По выбору | Создавать портретное изображение своих себя в будущем, передавая через внешний облик, профессиональную атрибутику и окружающую обстановку характер будущей деятельности. | |
7 | Весенний букет в вазе | Гуашь | Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть лепестков заостренными кончиками у нарциссов, и закругленных и тюльпанов), красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня, передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения. | |
8 | Бабочки на лугу | Гуашь | Закреплять симметричное изображение предметов, развивать творчество и фантазию. Переход от предметного изображения к сюжетному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особеннос...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...
Программа "Весёлая кисточка"
Кружковая работа в ДОУ...
Программа "Волшебная кисточка"
Программа «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для пед...
Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет
Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...
Программа «Волшебная кисточка»
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.Задачи программы:1. Познакомить дете...