Программа "Волшебная кисточка"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебная кисточка | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида
Курортного района,
г. Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
ГБДОУ– д/с № 17
Протокол № ____от «____»_____20__г.
УТВЕРЖДАЮ:
( с 5 – 7 лет)
Педагог дополнительного
образования:
Петрова О.Ф.
2014
Пояснительная записка.
Программа «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей.
Главной особенностью предлагаемой программы является формирование общекультурного уровня ребенка, развитие творчества, а также создание условий для развития и совершенствования всех психических процессов, развитие мелкой моторики руки, повышение коммуникотивной культуры ребенка.
Цель программы:
Развивать у детей художественный образ через накопление впечатлений ,чувств, мыслей, творческой радости.
Цель реализуется при решение задач:
Накапливать эмоциональный и визуальный опыт детей через знакомство с Сестрорецком Курортного района, с Санкт-Петербургом, его прошлым, настоящим, его легендами, мифами, сказками, стихами.
Учить детей использовать в своей деятельности разнообразие изобразительных приемов и материалов.
Воспитывать гражданские чувства: чувство гордости, что живем в таком красивом городе, как Санкт-Петербург, желание не только созерцать, но и активно участвовать в жизни города, посещать театры, музеи, выставки, изучать свой город. По мере своих возможностей украшать и охранять город.
Развивать фантазию, воображение детей, используя на занятии элементы ТРИЗа, рассказывание сказок с паралельным их воспроизведением.
Программа состоит из 3-х блоков:
1 БЛОК: «АЗБУКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»,
2 БЛОК: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА»,
3 БЛОК: «СКАЗКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ».
Блоки программы построены на сенсорной основе изобразительной деятельности, т.к. возникновение и развитие изобразительной деятельности детей оказывается возможным лишь на определенной ступени развития восприятия и представления.
1 БЛОК: «Азбука изобразительного искусства» и 2 БЛОК: «Путешествие в мир искусства» (накопление эмоционального и визуального опыта детей) являются основными носителями содержания программы, т.к. именно они определяют объем изучаемых вопросов, тем и разделов.Они же являются базой для 3 БЛОКА: «Сказки планеты Земля» (развитие фантазии, воображения). С помощью этого блока: рассказывание сказки с паралельным воспроизведением, развиваем у детей фантазию, умение строить сюжет и композицию рисунка, развиваем внутреннию речь.
Условия реализации программы:
Обучение проводится в виде занятий, видео-путешествий, экскурсий. Используется разнообразие методов и приемов: показ иллюстраций, предметов, игрушек, открыток, репродукций картин, картины, беседы, загадывание загадок, рассказывание легенд, мифов, сказок, стихов, игр, искусствоведческого и краеведческого характера.
При необходимости корректируется содержание и объем материалов в зависимости от возраста, способностей детей усваивать материал, от погодных условий, настроения детей и других факторов.
Индивидуально проводится коррекционная работа и работа с одаренными детьми.
Реализация программы «Радость» дает возможность ребенку творить, создавать качественно-новые образы, у ребенка будет база: знания, личный опыт, положительные эмоции, овладение системой движений руки. В результате освоения программы дети свободно передают свое впечатление об увиденном, свое настроение, чувства в изобразительном материале, используя его разнообразие и разные виды техники. Дети знают, что живут они в Курортном районе, в Сестрорецке города Санкт-Петербурга. Познакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга, с его легендами и мифами. Дети гордятся, что живут в таком красивом городе, с удовольствием и интересом изучают свой город. Украшают интерьер детского сада, группы, квартиры своими творческими «находками», произведениями.
1 БЛОК: «АЗБУКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».
Включает в себя следующее содержание:
1.Знакомство с красками:
Различать и называть виды художественного материала (акварель, гуашь, мелки, карандаши, фломастеры) и правильно ими пользоваться. Использовать палитру в художественной деятельности.
2. Дизайн интерьера:
Различать внутреннее оформление помещения «интерьер» от внешнего «экстерьер». Создание дизайна группы, комнаты.
3.Знакомство с натюрмортом:
Находить внутреннюю связь предметов: выбрать простые по форме, разнообразные по цвету и материалу, соизмеримые друг с другом предметы. Научиться ставить натюрморт.
4. Дизайн экстерьера:
Находить целевое название архитектуры (жилищная, промышленная, декоративная, общественно-гражданская). Доказать удобства своего сооружения (дизайна) – функционального, художественного.
5. Знакомство с пейзажем:
Различать виды пейзажной живописи: пейзаж, передающий состояние природы или какой-либо уголок природы или пейзаж, созданный фантазией художника, городской, архитектурный.
6. Знакомство с портретом:
Узнавать и называть виды портретов: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный портрет. Находить способы передачи настроения людей.
7. Декоративное рисование:
Творческое решение детьми в подборе декоративных элементов, их симметрии, подборе оттенков цвета в своих работах. Декоративное рисование проходит через все темы: «Дизайн интерьера» - роспись мебели; «Знакомство с натюрмортом» - хохломская, жостовская роспись (составление натюрмортов из предметов хохломской и жостовской росписи); «Дизайн экстерьера» - пилястры, решетки, украшения, фонари; «Знакомство с пейзажем – гжельская роспись; «Знакомство с портретом» - расписываем одежду, рамы картин, дымковская игрушка.
После того, как дети узнали свойства и особенности цвета, возникает вопрос: «Как создать уют в доме?» Изучаем дизайн интерьера. Натюрморт – «неживая природа», можно составлять и придумывать натюрморты в любое время года, украшая ими интерьер. Знакомимся свидами натюрморта, учимся составлять натюрморты. Когда мы вышли на улицу, мы увидели свой собственный дом. Какие бывают дома? Что их окружает? Знакомство с видами пейзажей. Куда бы мы не пошли, поехали, полетели, нам везде встречаются живые существа. Знакомство с портретом, его видами.
2 БЛОК «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА».
Включает в себя следующее содержание:
- Удивительное рядом
Доказать, что город Сестрорецк – красивый, любимый, родной город (дом, улица, детский сад) Вызвать чувство гордости, что живешь в этом городе (свой двор, парк).
- Память о сказочном рождении города.
- Петропавловская крепость. Сказочные жители.
Через рисунок аргументировать свои суждения о том , что Санкт-Петербург – город мифов, сказок, былин.
- «Владыка морей».
Доказать, что Санкт-Петербург – «Владыка морей».
- «Богатства Санкт-Петербурга».
Найти отличия и сходства архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
- «Санкт-Петербург – город труженик».
Доказать, что Санкт-Петербург – город труженик.
- «Мир художника». (Знакомство с жизнью, творчеством художников, которые или жили, или учились, или «творили» в Санкт-Петербурге). Узнавать картины художников: Брюллова, Айвазовского, Васнецова, Репина, Шишкина, Левитана, Чарушин
3 БЛОК: «СКАЗКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ».
(Сказки о космосе, небе, лесе, горах, воде, о явлениях природы, о городах.)
Развитие творчества в этом блоке ведется при использовании методики:
- Сказка рассказывается взрослыми, дети рисуют.
- Дети придумывают конец сказки, рассказанной взрослым, и дорисовывают.
- Дети придумывают и дорисовывают кульминацию и конец сказки, рассказанной взрослыми.(Кульминация в сказке- кульминация в музыкальном произведении-зависят от характера героя.)
- Взрослый предлагает начало сказки, дети придумывают события, которые происходят с героями, кульминацию и конец сказки.
- Взрослый предлагает персонажей и предметы, связанные с ними, дети придумывают сказку.(Линия в мелодии-герой. Герой танцует, поет, играет, сражается, скачет на коне и т.д.)
- Взрослый предлагает название сказки, затем звучит фрагмент из музыкального произведения- места, где будет происходить действие, дети придумывают место событий и продолжение сказки.
- Придумывание детьми сказки на самостоятельно выбранную тему. (Помочь разработать тему, дать структуру: какие герои, какие события, чем заканчивается).
Система занятий по программе «Радость» (обучение детей изобразительному искусству с элементами петербурговедению) младший возраст.
сентябрь | октябрь | ноябрь |
|
|
|
декабрь | январь | февраль |
|
|
|
март | апрель | май |
|
|
|
Система занятий по программе «Радость» (обучение детей изобразительному искусству с элементами петербурговедению) средний возраст.
сентябрь | октябрь | ноябрь |
|
|
|
декабрь | январь | февраль |
|
|
|
март | апрель | май |
|
|
|
Система занятий по программе «Радость» (обучение детей изобразительному искусству с элементами петербурговедению) старший возраст (5-6 лет).
сентябрь | октябрь | ноябрь |
|
|
|
декабрь | январь | февраль |
|
|
|
март | апрель | май |
|
|
|
Система занятий по программе «Радость» (обучение детей изобразительному искусству с элементами петербурговедению) старший возраст (6-7 лет).
сентябрь | октябрь | ноябрь |
|
|
|
декабрь | январь | февраль |
|
|
города- его жители.
|
март | апрель | май |
|
|
|
Литература:
- Искусствотерапия. Под ред. К.Мартинсоне. СПб, 2014.
- А.И.Копытин «Психодиагностика в арт-терапии». СПб, 2014.
- Т.Г.Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».М., 2006.
- П.Линицкий «Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд». СПб, 2012.
- Т.А.Цкватария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». М., 2011.
- Р.Г.Казакова, Ж.В.Мацкевич «Смотрим и рисуем мульфильмы». Методическое пособие. М., 2013.
- Е.В.Кашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет». СПб, 2013.
- Л.Махинько «Я- Петербуржец». «Питер», 1996.
- Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева «Чудесный город». СПб, 1995.
- Н.А.Синдаловский «Легенды и мифы Санкт-Петербурга».
- «Книга рекордов Петербурга». Ред.-сост. Д.Шерих.
- И. Грабарь «Петербургская архитектура в 18-19 веках». СПб, 1994.
- П.Я.Канн «Прогулки по Петербургу». СПб, 1994.
- А.В. Даринский «География Санкт-Петербурга».СПб, 1995.
- В.Т.Авсеенко «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903». Сост. А.В.Вознесенский.
- «Детство». Пограмма развития и воспитания детей в детском саду. СПб.
- О.А.Кончина, Л.В.Свирская. «Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет «Ключ к открытию мира».Новгород, 1995.
- В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»
- Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».
- Н.П.Костерин «Учебное рисование».М., 1984.
- Ю.В.Максимов «У истоков мастерства». М., 1983.
- Л.Д.Рондели «Народное декоративно-прикладное искусства». М., 1984.
- С.Ф.Скляренко «Рисунок для малыша».Севастополь, 1993.
- А.А.Волкова «Рисование в младшей группе детского сада». Учпедиз, 1952.
- Ю.З.Тильбух «Внимание: «Одаренные дети» серия Педагогика и Психология №9, 1991.
- Н.Надеждина «Моя страна, мой дом». «Молодая гвардия», 1968.
- Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Н.С.Карпинская «Художественное воспитание в детском саду». М., 1954.
- «Эстетическое воспитание в детском саду». Под ред.Н.А.Ветлугиной, В.А.Езикеевой. М., 1964.
- «Эстетическое воспитание в детском саду». Под ред.Н.А.Ветлугиной, В.А.Езикеевой. М., 1985.
- П.М.Якобсон «Эстетическое воспитание детей в семье». Москва, 1985.
- «Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками». М., 1991.
- В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Т.Я.Шпикалова «Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы». М., 1988.
- Л.М.Турович, О.Н.Сончова «Методика обучения сочинительской деятельности». Разработана на кафедре развития речи РГПУ им.А.И.Герцена.
- Т.Д.Марцинковская «Диагностика психического развития детей». М., 1998.
- Л.Б.Десюкова «Воспитание сказкой».Харьков, 1999.
- Т.В.Чередникова «Тесты для подготовки и отбора детей в школу». СПб, 1996.
- Т.С.Комарова, А.С.Савенков «Коллективное творчество детей». М., 1998.
- Е.Каменева «Какого цвета радуга». М., 1975.
ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как компонент педагогической системы, способ построения педагогического процесса с помощью средств и методов воспитания и обучения дошкольников.
Предлагаемая технология эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки, литературы заключается в реализации следующих компонентов (последовательных этапов):
- воспроизведение – накопление детьми опыта эстетической деятельности;
- интерпретация – постижение особенностей создания художественного образа природы, как отдельными видами искусства, так и в их интеграции;
- творческой активности – активизации потребности детей в творческой самореализации.
Воспризведение обучает детей умению воспринимать живопись, музыку и литературу о природе, предполагает накопление ими опыта понимания произведений искусства, пробуждает, стимулирует эстетическую потребность у ребенка как первый элемент эстетического развития, открывает возможности осуществления ребенком эстетической деятельности.
Реализация этого компонента соответствует первому этапу работы с детьми по эстетическому развитию, цель которого заключается в приобщении к миру искусства, ознакомления со средствами выразительности, развитии представлений о художественном образе природы, созданном в определенном мире искусства. На этом этапе во всех видах деятельности дети знакомятся с особенностями создания художественного образа природы, а затем воплощают его в своих рисунках. Объединяющим началом выступает природа как объективно – эстетическое выявление в пространстве жизнетворчества детей. Формируется умение воспринимать образ природы в «трех знаменитых художествах», предполагающих развитие эстетических способностей: восприятие, отношении, переживание, чувства. Виды искусства интегрируются попарно:
- живопись + музыка = рисование;
- живопись + литература = рисование;
- музыка + литература = рисование.
Педагог учит детей выделять выразительные средства каждого вида искусства, анализировать, находить способы их применения в рисунке. При этом акцентирует внимание на передаче настроения в разных видах искусства, показывает, как живопись передает настроение, как оно отражено в музыкальных и литературных произведениях.
Задачи первого этапа:
- обучать умению воспринимать произведение искусства, развивать эстетические потребности;
- знакомить с многообразием выразительных средств живописи, музыки и литературы, характерными особенностями каждого вида искусства в создании образов природы;
- развивать эстетическое восприятие, отношение, переживание, чувства.
Интерпретация - дети учатся трактовать особенности создания художественного образа природы в живописи, в музыке и литературе, видеть и выделять средства выразительности каждого из воспринимаемых видов искусства, замечать особенности их интеграции в изображении природы. У детей происходит дальнейшее развитие эстетического отношения, вкуса, оценки. На этом этапе используется парная и тройственная интеграция вводов искусства.
Реализация этого компонента соответствует второму этапу работы по эстетическому воспитанию, цель которого в развитии понимания детьми общих средств выразительности для разных видов искусства, специфики каждого из них. На этом этапе поощряется стремление детей объяснить, высказать свое мнение по поводу содержания и стиля художественного изображения природы в разных видах искусства. Для восприятия сначала предлагается два вида искусства (живопись и музыка), затем три (живопись, музыка и литература), далее на основе интеграции дети представляют свою картину природы и рисуют. В процессе восприятия живописи, музыки и литературы перед детьми раскрываются образы природы, обогащается арсенал средств выразительности детских рисунков (расширение цветовой палитры, изменение композиционного решения рисунка, использование линии и цвета как средства эмоционального отношения к изображаемому, стремления к реалистичности изображаемых образов). Сущность данного компонента – объединение трех видов искусств в детском восприятии, опосредованное познание природы через произведение искусства, создание рисунков на этой основе, расширение опыта художественно- творческой деятельности, закрепление возможностей использование выразительных средств живописи для передачи особенностей музыкальных и литературных образов в детском рисунке.
Задачи второго этапа:
- формировать умение воспринимать образ природы, созданный на основе интеграции трех видов искусств;
- учить понимать специфику и многообразие средств выразительности в искусстве, объяснять, давать свою интерпретацию воспринимаемому;
- развивать эстетическое отношение, вкус.
Творческая активность создает педагогические условия, побуждающие детей к использованию накопленного опыта восприятия отдельных видов искусств, способности к пониманию образов природы, созданных на основе интеграции живописи, музыки и литературы, умению выделять их средства выразительности, развитию потребности в творческой самореализации через расширение опыта восприятия тройственной интеграции искусств, стимулирует к применению в рисунках многообразия способов изображения природы, изобразительных материалов, освоению нетрадиционных техник рисования, созданию коллективных работ.
Реализация этого компонента соответствует третьему этапу работы с детьми, цель которого- стимулирование потребности ребенка в творческой самореализации, развитие творческих способностей. Дети осваивают разнообразный изобразительный материал, нетрадиционные техники рисования (мазками-мозаика, углем, по мокрому листу, восковыми мелками, составление коллажей, смешение техник), получают опыт создания коллективных работ, готовят и проводят выставки. Этот компонент формирует у дошкольников чувство активного преобразователя, развивает потребность к появлению нового, необычного продукта творческой деятельности. Приветствуется самостоятельный выбор детьми картины, стихотворения, музыкального произведения, на основе которых они будут рисовать. Детям предоставляется возможность свободного выбора изобразительных материалов и средств выразительности.
Задачи третьего этапа:
-развивать потребность в создании эстетических ценностей, творческой самореализации;
-формировать чувство активного преобразователя, самостоятельность, смелость в процессе художественно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект по художественному труду в средней группе "Подставка для кисточек"
Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Закреплять умение лепить предметы шаровидной и овальной формы. Упражнять в украшении поверхности в...
Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"
Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и уме...
Волшебная кисточка программа
Программа заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материало...
Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....
Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...
Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"
Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...