ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Карпова Анастасия Александровна

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Рисование – один из методов общения ребенка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Программа реализуется в рамках образовательной области. Она воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей и возможностей педагогического коллектива.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_karpova_anastasiya_aleksandrovna.docx73.07 КБ
Файл prezentatsiya_programmy.pptx738.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на первую квалификационную категорию

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Карпова Анастасия Александровна,

воспитатель МБДОУ №6 «Малышка» ЗАТО Комаровский

Руководитель:

Моисеева Алёна николаевна,

д.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК ППРО ОГПУ

Оренбург 2014


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Ведуший специалист РОО

Зав. МБДОУ № 6 «Малышка»

__________________________________

________________________С. В. Молоканова

«_____» ______________________2014г.

«_____» ______________________2014 г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом совете

МБДОУ № 6 «Малышка»

Протокол № _______________________

«_____» ______________________2014 г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА» 

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №6 «МАЛЫШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Автор:

Карпова Анастасия Александровна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 6 «Малышка» ЗАТО Комаровский

Оренбург 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

6

1.4

Возрастные характеристики развития детей

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

8

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

9

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

10

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

15

2.3.

Конспект образовательной деятельности

16

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программы

22

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

22

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

22

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

23

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

23

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

25

V.

Литература

26

Приложение

28


I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Рисование – один из методов общения ребенка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

В соответствии с требованиями к содержанию дошкольного образования на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, учитывая возрастные  особенности детей,  была создана парциальная программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования. Программа реализуется в рамках образовательной области. Она воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей и возможностей педагогического коллектива.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель:  развитие  художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

- сформировать  представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- совершенствовать технические навыки и умения рисования при работе нетрадиционными техниками;

- вызвать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- развивать творчество и фантазию;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС:

В основу программы заложены следующие принципы:

  • построение образовательной деятельности на основе  индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

  • системно-деятельностный (помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их напрактике);
  • гуманитарный (учет специфики и индивидуальных потребностей ребенка);
  • деятельно – творческий (раскрывает потенциал каждого ребенка).

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет.

Ребёнок от 5 до 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными. В продуктивной деятельности дети также могут изображать задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

  • У ребенка сформированы  представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Ребенок достаточно хорошо овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.
  • У  ребенка развита крупная и мелкая моторика.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

 

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

В следствии наблюдения мною были отмечены неудовлетворительные результаты у детей в творческой деятельности.  Оценка исходного состояния в  выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною была выбрана худужественно-творческая деятельность.

Все занятия в разработанной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования. 

В процессе работы у дошкольников появляется желание рисовать,  достаточно проявляется инициативность и самостоятельность. Он способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. У  ребенка развита крупная и мелкая моторика. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

Итоговые мероприятия по каждому из разделов программы (досуги, праздники, творческие галереи, выставки, мини-музеи, игровые приемы):

  1. Досуги и праздники – активное участие детей в дизайнерской деятельности (оформление зала и группы, изготовление приглашений и поздравительных открыток) позволяет изучить сформированность навыков и умений в художественно-творческой продуктивной деятельности
  2. Творческие галереи, мастерские и выставки, мини-музеи, интервью и беседы – представление детьми экспозиции (выставки собственных поделок; вопросы к юным «творцам» или посетителю выставки) позволяет изучить уровень художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития ребенка.
  3. Составление альбома лучших работ


II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. «Дом»

1.1

«В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки»

(техника рисования кисточкой, техника кляксография)

20-25 мин

Прочитать письмо детям от Королевы -  кисточки. Показать детям акварельные краски; сказать, как они называются. Объяснить, что, прежде чем рисовать, краски надо смочить водой. Показать, как это нужно делать (обмакивать кисть в чистую воду и стряхивать капли на краски не касаясь их ворсом кисти, иначе можно запачкать краски); научить пробовать цвет краски на

палитре, а затем, добавляя воду, получать все более светлый тон. Предложить детям проделать все это самостоятельно, а затем нарисовать (способом примакивания) листочки разных оттенков зеленого и какого-либо другого цвета на белом листе бумаги или зеленые и какого- либо другого цвета полосочки и т.п.Показать приемы техники кляксографии. В заключение уточнить знания детей об акварельных красках и их использовании. В конце занятия рассмотреть все рисунки. Предложить ребятам выбрать наиболее интересные картины лета и рассказать о выбранных рисунках, давая им образную характеристику.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми..

Чтение художественной литературы - чтение стихотворения  «Три цвета».

Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку».

Продуктивная  деятельность - рисунок «Веселая полянка»

1.2

«Дом в котором я живу»

(рисование тонким картоном)

20-25мин.

Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях; показать иллюстрации с изображением старых и новых домов. Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Уточнить,

спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Показать приемы рисования тонким картоном.  Взять тонкий картон, обмакнуть в краску или нанести кистью и печатать, крепко прижимая (дорожка, забор, домик, дерево).

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы разные дома. Спросить об их форме, расположении в пространстве.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Игровая деятельность - дидактическая игра: «Какая! Какое! Какой!»)

Продуктивная деятельность - рисунок «Мой дом»

1.3

«Сказочные домики»

(техника монотипия)

20-25мин.

Предложить детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Рассмотреть  иллюстрации сказочных домиков, к сказкам «Сивка-бурка», «Аленький цветочек», «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди». Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать. Показать приемы техники монотипии. Направлять внимание детей на передачу формы выбранного домика, украшений. В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Игровая деятельность (дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Продуктивная деятельность ( рисунок «Сказочный домик»)

Модуль 2. «Осень в парке и в лесу. Деревья осенью»

2.1

«Осенний лес»

(техника выдувания, пальчиковая техника)

20-25мин.

Побеседовать с детьми об осенних явлениях природы. Предложить детям рассказать о приметах осени.  Рассмотреть с детьми картины осеннего пейзажа. Вспомнить ранее выученные стихотворения об осени, прочитать новые. Спросить, какие деревья ребята видели в лесу, в парке. Предложить им нарисовать картину осеннего леса (парка). Показать приемы техники выдувания и пальчиковой техники. В процессе занятия следить за способами рисования, поправлять ребят, которые действуют неправильно.  По окончании работы все рисунки рассмотреть, отметить красоту осени в рисунках, разнообразие решений.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени.

Игровая деятельность - дидактическая игра: «Угадай чей листок»)

Продуктивная  деятельность - рисунок «Осенний лес»

2.2

«Мой любимый дождик»

(пальчиковая техника)

20-25мин.

Прочитать детям стихотворения об осени. Напомнить, что осенью часто идут дожди и люди идут по улицам под зонтами. Предложить нарисовать дождливый осенний день на селе, в поле. Уточнить последовательность изображения (сначала рисуется местность: лес, поле, дождь рисуется в последнюю очередь). Напомнить

детям пальчиковую технику рисования. В конце занятия рассмотреть все рисунки, отметить наиболее выразительные, включающие новые изображения.

Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени.

Игровая деятельность (подвижная  игра: «Дождик и солнышко»)

Продуктивная деятельность (рисунок «Дождь идёт»)

2.3

«Грибы в корзинке»

(техника рисования ладошками)

Показать детям картинки с изображением грибов (или муляжи). Названное детьми можно дополнить; спросить, кто из ребят ходил с родителями в лес собирать грибы, какие грибы они видели и собирали, какие грибы знают. Уточнить форму шляпок, ножек (используя обследование картинок, игрушек). Показать приемы техники Поощрять создание нескольких изображений (больших и маленьких грибов), красивое расположение их на листе. Вызывать у ребят желание добиваться получения характерной формы. По окончании занятия все работы рассмотреть. Предложить детям выбрать наиболее интересные изображения, отметить их выразительность.

Игровая деятельность (дидактическая игра: «Съедобное - несъедобное»),

Продуктивная  деятельность (рисунок «Грибы»)

Модуль 3. «Зима, зимние месяцы»

3.1

«Морозный узор»

(техника фотокопия – рисование свечой)

20-25мин.

Вспомнить с детьми, что они видели во время прогулки (дома, деревья, снег). Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Предложить детям отгадать загадки. Понаблюдать за морозными узорами на окнах в зимнее время. Познакомить детей с техникой фотокопия. В конце занятия при рассматривании готовых рисунков обратить внимание детей на то, как красиво у их получилось; на удачное расположение изображений на листе.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Игровая деятельность( дидактическая игра: «На что это похоже»),

Продуктивная деятельность  (рисунок «Зима»)

3.2

«Снеговик»

(Рисование манкой)

20-25мин.

Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе. Вспомнить с детьми, кто приходил к ним в гости. Рассмотреть игрушку – Снеговика. Уточнить, спрашивая детей, его форму; частей тела; их величину и расположение. Показать приемы техники рисования манной крупой. Уточнить последовательность выполнения работы. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций. Все рисунки положить на стол, рассмотреть, вместе с детьми выбрать наиболее выразительные изображения; объяснить детям, в чем заключается выразительность.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Игровая деятельность( дидактическая игра: «На что похож сугроб?»),

Продуктивная (рисунок «Снеговик»)

3.3

«Елочка нарядная»

(техника рисования тычком и печатками)

20-25мин.

Прочитать детям стихотворение И. Токмаковой

«Ели»:

Ели на опушке —

До небес макушки.

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Рассмотреть с детьми искусственную елочку и новогодние шары. Побеседовать о новогоднем празднике. Показать приемы техники рисования тычком и печатками. Обсудить с детьми возможные варианты композиции. В процессе рисования напоминать им текст стихотворения; направлять внимание на передачу цвета. Уточнить с детьми строение елки, пушистых веток, возможные украшения. В конце занятия все рисунки рассмотреть, предложить выбрать самые нарядные елки; отметить разнообразное расположение игрушек и красивое сочетание цветов.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми.

Игровая деятельность (пальчиковая игра «На елке»)

Продуктивная (рисунок «Елочка»)


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 3.«Зима, зимние месяцы»

Тема 3.1.«Морозный узор»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Формы, способы, методы

Сравнительный анализ между рисованием кистью и рисованием свечой(фотокопия), предварительная работа по ознакомлению  с техникой фотокопия. Фотокопия – рисование свечой. Интерес к зимним явлениям природы. Помощь детям освоить метод.

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»

Материалы и оборудование: Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми

Взаимодействие детей с другими детьми

Виды деятельности детей: выставка

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Продукт:

Выставка рисунков



Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Художественно-творческое

2.

Вид деятельности детей

Продуктивная (выставка рисунков)

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Снеговик

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Организационный момент, беседа, показ,игра «На что похож сугроб?», физкультминутка «Падает снег», игра «Угадай загадку», рисование манной крупой «снеговик», рефлексия.

3.

Интеграция образовательных областей

Познание, социально – коммуникативное, речевая, художественно – эстетическая, физическая культура.

4.

Возрастная группа:

5-6 лет (старший возраст)

5.

Цель:

Развитие  художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования

6.

Задачи:

6.1

Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику.

6.2

Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки.

6.3

Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.

6.4

Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.

7.

Планируемые результаты:

7.1

У ребенка сформированы  представления о техники рисования манной крупой.

7.2

Проявляет самостоятельность. Обладает установкой положительного отношения к рисованию, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

7.3

У  ребенка развита крупная и мелкая моторика.

7.4

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Изостудия, группа, музыкальный зал

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рисование в свободной деятельности, настольные игры (мозаика), д.и. «волшебная палочка»

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Конспект занятия (образовательной деятельности)                                  « Сказочные домики»

I.

Вводная часть

Дети сидят на ковре вместе с воспитателем. Раздается стук в дверь. Звучит народная музыка, в группу заходит петушок (воспитанник старшей  группы, в руках у него конверт).

Петя: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я Петя-петушок – золотой гребешок.

Спозаранку я хожу всех на свете разбужу!

А сегодня пришел в сад, вас порадовать, ребят!

Вам посылку передать, да и сказку рассказать.

Там, в лесу, что так далек,

Стоит терем-теремок

Стоит терем-теремок

Он не низок не высок

В нем зверюшки живут

И посылочку вам шлют.

Воспитатель: Спасибо, Петя. (Петушок «улетает»).

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Сейчас я назову персонажей из знакомых вам сказок, а вы расскажите, кто из них жил в тереме, кто в избе, а кто во дворце (назвать сказки).

Воспитатель: Правильно, ребята, вы очень наблюдательные. Ой, а в конверте еще что-то есть! Отгадайте, что это:

Зайка в нём жил и лягушка-квакушка,

Волк, и лисичка, и мышка-норушка,

Только медведь поместиться не смог,

С треском разрушился наш (ТЕРЕМОК).

1.2

Мотивация деятельности детей

(воспитатель предлагает детям пройти на стулья и посмотреть презентацию «Домики»)

Воспитатель: Что мы посмотрели, ребята? (сказочные домики) Расскажите, какие домики по форме? (описание домиков детьми). Посмотрите внимательно, чем они похожи, что общего есть у всех домиков? А чем они отличаются?

Ответы детей (у них есть окна, дверь, труба, стены и т. д.)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Давайте поиграем в сказку. Представьте, что вы – зодчие (так раньше называли архитекторов, и жили в тридевятом царстве, тридесятом государстве. А правил царством царь Салтан, у которого было 3 сына-царевича и 3 дочки-царевны. Выросли дети царя. Призвал царь к себе зодчих и велел им придумать и нарисовать дворцы для своих детей. Поклонились царю зодчие и пошли придумывать проекты. Ну что, ребята, попробуем нарисовать домики для наших героев?

Тогда проходите в нашу мастерскую. Вместе с воспитателем дети са-дятся за столы (на столах заранее разложены материалы).

II.

Основная часть:

Дети садятся за столы.

Перед рисованием давайте разогреем наши ручки:

Пальчиковая гимнастика.

«Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик к пальчику прижму,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

(Закреплять навык счета. Продолжать учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношение «больше», «меньше», «поровну»)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассматривание иллюстраций сказочных домиков, к сказкам «Сивка-бурка», «Аленький цветочек», «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди». Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать.

Заготовки домиков, вырезанные из бумаги (на каждого ребенка)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Показать приемы техники монотипии. Направлять внимание детей на передачу формы выбранного домика, украшений.

Дети самостоятельно выполняют все действия (при необходимости воспитатель оказывает помощь детям).

III.

Заключительная часть

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые домики у нас получились!

Пока наши работы подсыхают, давайте поиграем (проводится игра – по выбору воспитателя)

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

  • Ребята, кто приходил к нам в гости?
  • О чем была загадка в письме?
  • Вам понравилась сказка, в которую мы играли? О чем была наша сказка?
  • Что вы сегодня рисовали на занятии? Какой техникой рисования мы пользовались?
  • Вам понравились ваши домики?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

столы-мольберты

4.2

образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных способах (стилях)

4.3

рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум,

фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и

коллективной деятельности

4.4

музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение 

Воспитатели (совместно организуют образовательную деятельность с детьми. Оформляют уголок по изодеятельности, оснащают необходимыми материалами);

Музыкальный руководитель (подбирает музыку по теме ОД);

Психолог (наблюдает, диагностирует детей).

Материально-техническое обеспечение Программы

Используются мультимедиа, интерактивного оборудования, пособия, дидактический материал, видео-аудио-библиотека.

Научно-методическое обеспечение Программы 

  • Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 ( соответствует ФГОС).
  • Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области, разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и  науки РФ №1155 от 17.10.2013) и отвечает современной концепции дошкольного образования.
  • Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой – М.: Академкнига /Учебник. –2011. - с. - (Сер. Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС).

Время и сроки реализации Программы

Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность не превышает – 20-25 минут. Важным условием является наличие интереса каждого ребёнка к деятельности, в которую педагог вовлекает, самостоятельность выбора и самореализации в художественно – творческой деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми.     В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.

     Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформляется работами детей.

     Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

        Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

                 Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое  содержание какой-либо темы.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Рисование является одним из важнейших средств познание мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка.

 В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность , эстетическое       восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди) произведения  искусства  ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства, радость, восхищения, восторг.

И поэтому тема моей  программы «Волшебная кисточка».

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

 Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, тычком, штампами, крупами, свечой, кляксография, монотипия, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с  использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вераксы Н. Е.,Комаровой Т. С.,Васильевой М. А.. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.  
2. Ге р б о в о й  В. В. , К о м а р о в о й Т. С.. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2014.

6.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,2010

8.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

9. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2008.

10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

11.Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Интернет-ресурсы:

Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию       «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования.[Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Система наблюдений за деятельностью детей

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Ребенок овладевает основными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

В- Ребенок достаточно хорошо овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

С- Ребенок частично овладевает различными видами рисования, частично проявляет инициативу и самостоятельность, редко способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Н-Ребенок не овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и проявляет самостоятельность, не способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2

Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

В-Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

С- Ребенок частично обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, частично обладает чувством собственного достоинства, не совсем активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, редко участвует в совместных играх.

Н- Ребенок не обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, не обладает чувством собственного достоинства, не активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не участвует в совместных играх.

3

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства  других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты.

В- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства  других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты.

С- Не всегда  способен договариваться, учитывать интересы и чувства  других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, не всегда адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не всегда старается разрешить конфликты.

Н- Не способен договариваться, учитывать интересы и чувства  других, сопереживать неудачам и радоваться успехом других, не адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не старается разрешить конфликты.

4

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.

В- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.

С- Ребенок частично обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.

Н- Ребенок не обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.

5

Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

В-Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

С- Ребенок не совсем хорошо владеет устной речью, не всегда может выражать свои мысли и желания.

Н- Ребенок не владеет устной речью, не может выражать свои мысли и желания.

6

 У  ребенка развита крупная и мелкая моторика.

В-У  ребенка развита крупная и мелкая моторика.

С- У  ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика.

Н- У  ребенка не развита крупная и мелкая моторика.

7

 Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

В-Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

С- Ребенок редко способен к волевым усилиям, редко может следовать социальным нормам поведения и правилам.

Н- Ребенок не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам поведения и правилам.

8

 Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

В-Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

С- Ребенок мало проявляет любознательности, мало задает вопросы сверстникам и взрослым. Редко склонен наблюдать, экспериментировать. Иногда способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Н- Ребенок не проявляет любознательность, не задает вопросы сверстникам и взрослым. Не склонен наблюдать, экспериментировать. Не способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Волшебная кисточка » Выполнила: Карпова Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ №6 «Малышка» ЗАТО Комаровский Руководитель: Моисеева Алёна николаевна , д.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК ППРО ОГПУ

Слайд 2

Актуальность парциальной образовательной программы Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Рисование – один из методов общения ребенка. Все дети любят рисовать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Слайд 3

В соответствии с требованиями к содержанию дошкольного образования на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, учитывая возрастные особенности детей, была создана парциальная программа дополнительного образования « Волшебная кисточка » по нетрадиционным техникам рисования. Программа реализуется в рамках образовательной области. Она воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей и возможностей педагогического коллектива.

Слайд 4

Цель: развитие художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе работы нетрадиционной техникой рисования. Задачи : - сформировать представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; - совершенствовать технические навыки и умения рисования при работе нетрадиционными техниками; - вызвать интерес к рисованию нетрадиционными техниками; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - развивать творчество и фантазию; - воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Слайд 5

В основу программы заложены следующие принципы: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Слайд 6

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный (помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их напрактике ); гуманитарный (учет специфики и индивидуальных потребностей ребенка); деятельно – творческий (раскрывает потенциал каждого ребенка).

Слайд 7

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет

Слайд 8

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов: У ребенка сформированы представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Ребенок достаточно хорошо овладевает различными видами рисования, проявляет инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам рисования, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Слайд 9

Досуги и праздники – активное участие детей в дизайнерской деятельности (оформление зала и группы, изготовление приглашений и поздравительных открыток) позволяет изучить сформированность навыков и умений в художественно-творческой продуктивной деятельности Творческие галереи, мастерские и выставки, мини-музеи, интервью и беседы – представление детьми экспозиции (выставки собственных поделок; вопросы к юным «творцам» или посетителю выставки) позволяет изучить уровень художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития ребенка. Составление альбома лучших работ итоговые мероприятия

Слайд 10

Время и сроки реализации Программы Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность не превышает – 20-25 минут. Важным условием является наличие интереса каждого ребёнка к деятельности, в которую педагог вовлекает, самостоятельность выбора и самореализации в художественно – творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области  образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...