Программа "Весёлая кисточка"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
кружка
«Веселая кисточка»
.
Возраст детей – 5-7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Воспитатель
МКДОУ
детский сад №1
Васильева С.И.
город Острогожск
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста в художественной деятельности позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе, что очень важно для детей логопедической группы. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Поэтому необходимо знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Актуальность.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования особенно актуально для детей с нарушением речи, так как развитие речи ребенка невозможно без совершенствования всех видов движения и, в частности, мелкой моторики. Известно, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в кору головного мозга. Поэтому простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, а значит, необходимы для развития речи ребенка.
Цель: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности, художественных способностей и мелкой моторик рук детей, путем экспериментирования с различными материалами нетрадиционных техник.
Основные задачи:
1. Образовательные:
- обучать технике рисования: «монотипия», «набрызг», «кляксография», «метод тычка», «рисование солью», «рисование по мокрому листу», «черно-белый граттаж», «пластилинография», «фотокопия»;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких).
2. Развивающие:
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- развивать художественно – эстетический вкус.
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- воспитывать художественное восприятие жизни;
- воспитывать умение замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышления ребенка дошкольника.
Принцип гуманности, подразумевающий переход от авторитарного обучения и воспитания к личностно-ориентированному.
Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.
Принцип естественной радости предполагает радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.
Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1.Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Федеральные государственные требования к условиям реализации ООП дошкольного образования.
4. Устав образовательного учреждения.
Объекты программы
1. Дети.
2. Семьи детей посещающих ДОУ.
3. Педагогический коллектив ДОУ.
Адресная направленность.
Данную программу могут использовать в своей деятельности педагог, заинтересованный в повышении художественно - эстетического воспитания детей.
Организация занятий кружка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 36 занятий. Цели и общие задачи программы реализуются путем постановки частных задач на каждое занятие.
Основными формами работы с детьми являются интегрированная деятельность, творческая деятельность, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций в соответствии с календарным планом, самостоятельная деятельность, кружковая работа.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Методы и приемы
Словесный метод.
Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.
Информационно – рецептивные методы.
Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.
Репродуктивный метод
Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод.
Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.
Основные этапы работы по изучению техники:
1 этап: «Создание интереса»(1 занятие).
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений»(2,3 занятие).
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество»(4 занятие).
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Ожидаемые результаты.
- Дети освоят правила безопасности во время работы.
- Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- Освоят технику рисования нетрадиционными способами.
- У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Оценка результативности программы.
1.Способность эмоционального переживания.
Низкий уровень – ребенок не чувствует художественный образ. Эмпатия и эмоциональные переживания не возникают или проявляются не в меру возрастных и индивидуальных возможностей;
Средний уровень – ребенок ощущает, чувствует, но не видит художественный образ. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают. Но не проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Развита мотивационная установка на активное участие в художественной деятельности.
Высокий уровень – ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Развита мотивационная установка на активное участие в художественной деятельности.
2. Способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию.
Низкий уровень – ребенок не обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Практические художественные умения не сформированы. Самостоятельно применять свой опыт в творческих ситуациях не может.
Средний уровень – ребенок частично обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Опыт художественно- творческой деятельности недостаточно сформирован. Переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях может с трудом.
Высокий уровень – ребенок обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Практические художественные умения сформированы. Обладает опытом художественно-творческой деятельности, который самостоятельно переносит в новые условия и применяет в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
Низкий уровень – ребенок не обладает обобщенными(типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.
Средний уровень – ребенок частично обладает обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.
Высокий уровень - ребенок обладает обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.
Сотрудничество с родителями
Форма мероприятия | Сроки |
Знакомство родителей с программой. Беседа «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук». | Сентябрь |
Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования. | Октябрь |
Коллективная работа «Салют» | Декабрь |
Выставка работ «Цветочная радуга» | Февраль |
Совместная работа детей и родителей «Наш детский сад» | Май |
Условия реализации программы
- Систематическое проведение мероприятий с детьми 1 раз в неделю.
- Состав участников – постоянный.
- Место проведения – группа.
- Время проведения – четверг с 1600-1625.
- Создание среды для проведения кружковой работы, самостоятельной деятельности детей.
Обеспечение основных направлений программы
Техническое обеспечение:
а) приобретение необходимой литературы;
б) создание необходимых условий для работы с детьми /приобретение художественного материала/;
Организация методического и психолого-педагогического обеспечения:
а) разработка программы и осуществление контроля над её выполнением;
б) определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики;
в) создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей;
г) продолжение работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования в своей семье;
д) организация работы с родителями по проблеме «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (анкетирование, беседы, семинары-практикумы);
е) участие в методической работе детского сада и района по проблеме художественно-эстетического развития детей.
Календарное планирование
Месяц (техника) | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Монотипия | «Знакомство с техникой «монотипия» | Познакомить детей с задачами и возможностями техники. Научить первым навыкам овладения техникой рисования. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. |
«Кляксы» | Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, пытаться увидеть какой-то образ, композицию; слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии. Воспитывать художественный вкус. | |
«Бабочка расправляет крылья» | Закреплять умения рисовать с помощью техники; объяснить законы симметрии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ бабочки. | |
«Цвет и настроение» (монотипия на стекле) | Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в выполнении работы. Развивать фантазию детей, учить видеть образы на получившимся оттиске. | |
Октябрь Набрызг | «Знакомство с техникой «набрызг» | Познакомить детей с новой техникой. Учить детей составлять гармоничную композицию. |
«Осенние фантазии» | Развивать образное представление и воображение; учить дорисовывать недостающие элементы. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | |
«Открытка ко дню воспитателя» | Развивать творческие способности, воображение; развивать умение пользоваться техникой «набрызг». | |
«Звездная ночь» | Учить создавать образ звездного неба. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Развивать цветовосприятие. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. | |
Ноябрь Кляксография | «Что я видел по дороге в детский сад» | Познакомить детей с новой техникой. Формировать творческие способности у детей. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства. |
«Мы гуляем по поселку» | Продолжать учить рисовать с помощью техники «кляксография». Развивать воображение и оригинальность мышления. | |
«Веселый детский сад» | Закреплять умение рисовать с помощью техники «кляксография». Развивать способность детей приспосабливаться к неожиданным ситуациям. | |
«Веселые капельки» | Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. | |
Декабрь Рисование солью | «Завитки» | Познакомить детей с новой техникой. Вызвать у детей эмоциональный отклик на собственную работу. |
«Зимний лес» | Развивать художественно- творческие способности детей. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | |
«Букет цветов» | Формирование творческих способностей у дошкольников в создании художественных выразительных образов. | |
«Радужный лед» | Закреплять умение рисовать солью. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы. | |
Январь Метод тычка | «Щенок» | Познакомить детей с новой техникой. Воспитывать творческую и эстетически развитую личность. |
«Цыпленок» | Продолжать учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. | |
«Бабочка» | Поддерживать самостоятельность в выполнении работы. Создать условия для самостоятельного творчества. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета. | |
«Новогодний фейерверк» | Развивать творческие способности и творческое воображение детей. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ фейерверка. | |
Февраль Рисование «по-мокрому листу» | «Дельфин» | Познакомить детей с новой техникой. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. Развивать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способы работы с ними. |
«Волшебная страна – подводное царство» | Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. | |
«Пейзаж» | Воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Развивать творческое воображение. | |
«Выставка цветов» | Закреплять умение рисовать техникой «по -мокрому листу». Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов. | |
Март Черно-белый граттаж | «Аквариум» | Познакомить детей с новой техникой. Развивать творческое воображение. Координировать движения рук и глаз. Воспитывать интерес к познанию природы. |
«Цветы маме» | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о цветах изобразительно – выразительными средствами. Воспитывать аккуратность при выполнении работы | |
«Портрет» | Развивать графические навыки и умения; творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Формировать композиционные умения. Развивать чувство цвета и формы. | |
«Наш участок» | Поощрять самостоятельность, инициативность детей. Закреплять умение рисовать техникой «черно-белый граттаж». Воспитывать интерес к графическим техникам рисования. | |
Апрель Пластилинография | «Кошка» | Познакомить детей с новой техникой. Упражнять в размазывании пластилина пальцами по поверхности, разглаживать его. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
«Животные Африки» | Закреплять знание детьми животных, живущих в жарких странах. Приучать вносить в работу индивидуальные особенности. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое. | |
«Совенок» | Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами. | |
«Модница – гусеница» | Создать условия для самостоятельного творчества. Создание интереса к изображению гусеницы. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | |
Май Фотокопия | «Узор на окне» | Познакомить детей с новой техникой. Развивать способности к композиции, творческое воображение. развивать чувство цвета, формы и композиции. |
«Весенний пейзаж» | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | |
«Наши насекомые» | Создать условия для Самостоятельного творчества детей. Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. | |
Итоговая работа | «Наш детский сад» | Упражнять в комбинировании различных техник при объемном изображении. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Список литературы для педагогов
1. .Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.- М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
4. Коваленко О. О. Коллективное творчество младших школьников // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 3. - С. 126-130.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 119 с.
6. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников.- М.: Сфера,
2006
8. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- М.: Сфера,2006.
9. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие.- Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект по художественному труду в средней группе "Подставка для кисточек"
Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Закреплять умение лепить предметы шаровидной и овальной формы. Упражнять в украшении поверхности в...
Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"
Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и уме...
Волшебная кисточка программа
Программа заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материало...
Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....
Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...
Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"
Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...