Программа «Волшебная кисточка»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования. Формировать умение самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.
2. Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма, мелкую моторику.
3. Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами, чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Возраст детей – 3-4 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_mazlova_volshebnaya_kistochka.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
- Направленность программы
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Программа «Волшебная кисточка» составлена на основе методик Комаровой Т.С. «Детское художественное творчество», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лебедевой Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» и Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования».
Именно на развитие самостоятельного творчества при применении нетрадиционных техник изображения направлена данная программа.
Нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Письм Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Положение о дополнительном платном образовании в МАДОУ «ДС №1 города Белогорск»;
- Положение о программе платного дополнительного образования МАДОУ «ДС №1 города Белогорск»;
- Приказ об организации дополнительных платных образовательных услугах МАДОУ «ДС №1города Белогорск»;
- Устав МАДОУ «ДС №1 города Белогорск».
1.2. Актуальность
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
1.3.Отличительные особенности данной программы от основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС №1города Белогорск»
Программа дополнительного образования обеспечивает более глубокое изучение изображения предметов, используя нетрадиционные техники и технологии. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Такой комплекс задач далеко выходит за рамки художественно-эстетического развития детей по основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ДС №1города Белогорск».
1.4.Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования. Формировать умение самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.
- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма, мелкую моторику.
- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами, чувство радости при восприятии созданных рисунков.
1.5. Возраст детей – 3-4 лет.
1.6.Сроки реализации программы – 1 учебный год.
1.7. Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю, каждую пятницу.
Год обучения | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Количество воспитанников |
2016-2017 учебный год | 1 | 4 | 32 (с октября) | 17 |
1.8. Ожидаемые результаты
Дети научатся самостоятельно применять различные виды нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы. У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей.
1.9. Формы проведения итогов реализации программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов;
- проектная деятельность.
2.Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Цветные пальчики | 1 |
2 | Бабочки | 1 |
3 | Дождик, дождик, пуще. | 1 |
4 | На морском дне | 1 |
5 | Звездочки на небе | 1 |
6 | Разноцветные мячики | 1 |
7 | Сарафан для Арины | 1 |
8 | Чашка для мамы | 1 |
9 | Снег идет | 1 |
10 | Елочные игрушки | 1 |
11 | Новогодняя елка | 1 |
12 | Рукавичка для Деда Мороза | 1 |
13 | Цветные ладошки | 1 |
14 | Елочка – красавица | 1 |
15 | Солнышко | 1 |
16 | Рыбки в аквариуме. | 1 |
17 | Снегопад за окном | 1 |
18 | Бусы для Кати | 1 |
19 | Кошка | 1 |
20 | Веселый снеговик | 1 |
21 | Веточка мимозы | 1 |
22 | Букет для мамы | 1 |
23 | Цыплята на лугу | 1 |
24 | Салют | 1 |
25 | Воздушные шарики | 1 |
26 | Кубики | 1 |
27 | Башня | 1 |
28 | Ягоды на тарелке | 1 |
29 | Божья коровка | 1 |
30 | Гусеница | 1 |
31 | Цветы | 1 |
32 | Итоговое по замыслу | 1 |
3. Содержание программы
Основные принципы работы с детьми:
- принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).
Методы и приемы:
- информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
- репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
- эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
- исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью:
- Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
- Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
- Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками:
- Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
- Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
- Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой:
- Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
- Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
- Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля:
- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
- Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
- Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения занятия | |||
План | Факт | Тема занятия | Техника, задачи |
07.10.2016 | Цветные пальчики | Рисование пальчиками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить создавать рисунки кончиками пальцев. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию. | |
14.10.2016 | Бабочки | ||
21.10.2016 | Дождик, дождик, пуще. | ||
28.10.2016 | На морском дне | ||
04.11.2016 | Звездочки на небе | Рисование ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | |
11.11.2016 | Разноцветные мячики | ||
18.11.2016 | Сарафан для Арины | ||
25.11.2016 | Чашка для мамы | ||
02.12.2016 | Снег идет | Рисование пальчиками. Учить рисовать кончиками пальцев. Развивать мелкую моторику, речь. Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно. | |
09.12.2016 | Елочные игрушки | ||
16.12.2016 | Новогодняя елка | ||
23.12.2016 | Рукавичка для Деда Мороза | ||
30.12.2016 | Цветные ладошки | ||
13.01.2017 | Елочка – красавица | Рисование ладошками. Учить использовать ладошку для создания изображения. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | |
20.01.2017 | Солнышко | ||
27.01.2017 | Рыбки в аквариуме. | ||
03.02.2017 | Снегопад за окном | Метод тычка. Учить рисовать методом тычка. Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. | |
10.02.2017 | Бусы для Кати | ||
17.02.2017 | Кошка | ||
03.03.2017 | Веселый снеговик | Метод тычка. Учить рисовать методом тычка. Развивать мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | |
10.03.2017 | Веточка мимозы | ||
17.03.2017 | Букет для мамы | ||
24.03.2017 | Цыплята на лугу | ||
31.03.2017 | Салют | ||
07.04.2017 | Воздушные шарики | Штампы. Учить рисовать с помощью штампов из картофеля. Развивать чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативу в освоении новых материалов и способов работы с ними. | |
14.04.2017 | Кубики | ||
21.04.2017 | Башня | ||
28.04.2017 | Ягоды на тарелке | ||
05.05.2017 | Божья коровка | Штампы Учить аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги. Развивать воображение. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | |
12.05.2017 | Гусеница | ||
19.05.2017 | Цветы | ||
26.05.2017 | Итоговое по замыслу |
4. Методическое обеспечение
4.1.Демонстрационный и дидактический материал: акварельные краски, гуашь; ватные палочки; печатки из овощей; стаканы для воды; подставки под кисти; подкладные листы; кисти с жесткой щетиной.
4.2.Список литературы:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. М., 2010
- Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. М., 2009
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2007
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М., 2010
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. М.,2009
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. М.,2009
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2008
- Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. М., 2008
- Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. М., 2006
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М., 2007
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. М., 2011
- Интернет ресурсы: http://www.ped-kopilka.ru /;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особеннос...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...
Программа "Волшебная кисточка"
Программа «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для пед...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...
ПРОГРАММА Волшебная кисточка
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореа...
Дополнительная рабочая программа "Волшебная кисточка"
Совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Волшебная кисточка"
Программа "Волшебная кисточка" адресована детям 5-7 лет. Она направлена на развитие творческих способностей детей....