Непосредственно-образовательная деятельность по области художественное творчество в средней группе "Подсолнух"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Артемьева Ольга Владимировна

Образовательные задачи: Учить рисовать методом тычка растения. Расширять знания о растительном мире – подсолнухах.

Развивающие задачи: Развивать умение отгадывать загадки; развивать тактильные чувства; способствовать развитию поддержания беседы, опираясь на свой личный опыт; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей желание любоваться миром растений; осознавать значимость каждого вида растения, растущего на Земле; воспитывать умение доводить начатое дело до конца; стараться рисовать аккуратно, правильно выполняя методические рекомендации педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по области художественное творчество в средней группе

Тема: «Подсолнух»

Образовательные задачи: Учить рисовать методом тычка растения. Расширять знания о растительном мире – подсолнухах.

Развивающие задачи: Развивать умение отгадывать загадки; развивать тактильные чувства; способствовать развитию поддержания беседы, опираясь на свой личный опыт; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей желание любоваться миром растений; осознавать значимость каждого вида растения, растущего на Земле; воспитывать умение доводить начатое дело до конца; стараться рисовать аккуратно, правильно выполняя методические рекомендации педагога.

Материал. Альбомный лист с нарисованным контуром подсолнуха. Иллюстрации и образец с подсолнухами. Гуашь (желтая, зеленая и черная). Две кисточки и все принадлежности для рисования.

Методические рекомендации по рисованию способом тычка

  1. Занятия проводятся по 30 -40 минут с несколькими паузами 1 -2 раза в месяц. Не забывайте, что каждое занятие является комплексным. Его цель – расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование технике рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).

  1. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки.

Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия – акварельными красками широкой кистью.

Должно быть не менее двух кисточек (одна обязательно жесткая, лучше из натуральной щетины). Каждому ребенку нужен также лист небольшой бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета.

Необходимо также банка  с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.

  1. Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова.

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз…

Все получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.)

(Выполнять движения кистью руки.)

(Кисточку ставить вертикально.

Сделать несколько тычков без краски.)

Помните: гуашь в баночках должна быть густой, на кисточке при рисовании ее должно быть мало, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытирать.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится в этом «Чудесном» мешочке?

(Дети должны узнать, используя все чувства обоняния, тактильные возможности, чтобы определить содержимое мешочка.)

Дети: Это семечки.

Воспитатель: А, давайте проверим и посмотрим, кто был прав.

(Высыпает в тарелочку семечки, необходимо дать детям возможность попробовать на вкус.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда берутся семечки?

Дети: Из магазина

Воспитатель: А, в магазин, как и откуда они поступают?

(Педагог наводящими вопросами пытается выяснить у детей, что это семена растения, если дети назовут – подсолнух, то это будет замечательно.) 

А теперь,  дети отгадайте загадки.    

Посреди двора золотая голова.

Золотое решето, черных домиков полно.

Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов.

Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Правильно, это подсолнух. Вот как много разных загадок придумал народ о подсолнухах. Посмотрите на картинки, полюбуйтесь ими. Догадайтесь, почему это растение назвали подсолнух (подсолнечник)?

Дети: Похож на солнце, поворачивается вслед за солнцем.

Воспитатель: Скажите, для чего человек выращивает подсолнухи?

Дети: Семечки подсолнуха можно щелкать, из семечек делают масло, которым можно заправлять салаты, жарить на масле какие-нибудь продукты и еще делают сладости, например, халву и казинаки.

Воспитатель рассказывает детям: «В семечках подсолнечника много полезных витаминов. Выращивают его на полях. Вот такая большая «шляпа» подсолнуха вырастает из одного семечка. Как же это происходит? Весной сажают семечки в землю. Через время появляются два маленьких листочка, потом – стебель. Он обычно бывает высокий и толстый, так как «шляпа» у подсолнуха большая и тяжелая. Вначале подсолнух похож на цветок: у него много-много желтых лепестков. Постепенно начинает чернеть середина цветка, это будущие семечки. Осенью лепестки засыхают и опадают. Значит семечки созрели. Пора собирать урожай. Семечки выбивают из подсолнухов, сушат. А потом из них делают подсолнечное масло, халву, разные сладости. Многие люди любят грызть семечки».

Подсолнух очень красив – как маленькое солнышко. Давайте нарисуем его, и в группе у нас станет радостнее и светлее.

(Дети делятся на две подгруппы, для изобразительной деятельности с помощью цифр 1 и 2.)

Дети рассматривают контуры подсолнуха, обводят пальцем, уточняя форму, цвета, выполняя упражнение-разминку с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова:

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз…

Все получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.)

(Выполнять движения кистью руки.)

(Кисточку ставить вертикально.

Сделать несколько тычков без краски.)

После разминки приступают к работе (сначала черной гуашью раскрашивают сердцевину подсолнуха, моют кисточку, вытирают ее насухо, потом желтой гуашью – лепестки).

Физкультурная минутка: «Подсолнухи на нашем огороде».

Воспитатель

Дети

Посадили семечко в землю,

Дало семечко росток, он начал расти

- и вырос подсолнух.

Радуется подсолнух солнцу,

Тихонько покачивается из стороны в сторону.

Вдруг подул сильный ветер,

Подсолнух начал качаться.

Стих ветер, подсолнух облегченно

Вздохнул и успокоился.

Приседают на корточки.

Медленно встают,

Поднимают руки.

Покачиваются вправо, влево.

Наклоняются вперед, назад.

Делают глубокий вдох,

Стоят спокойно.

 

Дети после физкультурной минутки, набрав кисточкой зеленую гуашь, рисуют стебель, листья, траву.

Воспитатель: «Много подсолнухов выросло на нашем огороде. Хороший будет урожай семечек!»

Анализ Непосредственно-образовательной деятельности

          Выбранный педагогом метод рисования позволяет у детей развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму. Дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для полноценного восприятия окружающего мира. Метод рисования тычком, формирует у детей эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы).  Когда ребенок задействует все чувства обоняния, эта деятельность ему становится интересной, значимой и эффективной. Доставляет радость процесс рисования, так как используются яркие солнечные цвета, техника является несложной для детей среднего возраста. Данный метод способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а, следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Заключение

Методика рисования способом тычка апробирована в городах Ессентуки, Москва, Пермь. Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования.

Если, например, нужно сделать подарки или приглашения на праздник, подготовить детские работы для выставки, то палочка-выручалочка – это тычковое рисование. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют, как самих маленьких художников, так и их родителей.

Литература

  1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации. Издательство Мозика-Синтез Москва 2006г.
  2. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7  лет». Издательство «ГНОМ и Д» Москва 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «В синем море»

Расширять представления детей о пейзажной живописи (марине). Дать представление о многообразии изображений морских пейзажей (на примере анализа произведений разных художников). Обратить внимание на ...

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Цветы – это чудо природы»

Тема: "Цветы – это чудо природы" интегрированное занятие  - знакомить детей с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика);  - учить р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:«Образ матери в искусстве».

«Образ матери в искусстве». Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным являе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в средней группе .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в средней группе .Тема: «Украшения для мамы».Цель: приобщение детей к культуре  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группе Тема: «Украсим сумочку».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группеТема: «Украсим сумочку». Образовательная область «Художественное твор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество» Тема: Волшебное путешествие в лес. Средняя группа.

Тема: «Волшебное путешествие в лес».Цель: Закрепить полученные знания и умения по всему пройденному материалу. Задачи:Образовательные: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по ...