Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:«Образ матери в искусстве».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
«Образ матери в искусстве».
Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным является образ женщины-матери.
Задачи:
- познакомить с картинами известных художников – А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» и Рафаэля «Мадонна Темпи»;
- обогащать духовный мир детей;
- развивать эстетический вкус, восприятие, воображение, музыкальные и творческие способности, мышление, речь;
- обогащать словарь детей выразительными эпитетами;
- воспитывать в детях любовь, уважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность в отношении к самому главному человеку – маме.
Предшествующая работа: разучивание стихотворений о маме, разучивание танцев и песен, беседы с детьми о маме и семье, обязанностях членов семьи, просмотр семейных фотографий, участие в празднике, посвященном дню 8 Марта, изготовление подарков для мам, словарная работа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, музыкальные записи, репродукции картин, фотографии мам, воздушный шарик – сердечко на палочке, шаблоны медалей из картона, цветы из бумаги, клей, тряпочки.
Методические приёмы: сюрпризный момент (загадка),рассматривание картин и беседа по ним, слушание музыки, игра, исполнение танца, чтение стихотворений, творческая деятельность, похвала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество».
Тема: «Образ матери в искусстве».
«Образ матери в искусстве».
Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным является образ женщины-матери.
Задачи:
- познакомить с картинами известных художников – А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» и Рафаэля «Мадонна Темпи»;
- обогащать духовный мир детей;
- развивать эстетический вкус, восприятие, воображение, музыкальные и творческие способности, мышление, речь;
- обогащать словарь детей выразительными эпитетами;
- воспитывать в детях любовь, уважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность в отношении к самому главному человеку – маме.
Предшествующая работа: разучивание стихотворений о маме, разучивание танцев и песен, беседы с детьми о маме и семье, обязанностях членов семьи, просмотр семейных фотографий, участие в празднике, посвященном дню 8 Марта, изготовление подарков для мам, словарная работа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, музыкальные записи, репродукции картин, фотографии мам, воздушный шарик – сердечко на палочке, шаблоны медалей из картона, цветы из бумаги, клей, тряпочки.
Методические приёмы: сюрпризный момент (загадка), рассматривание картин и беседа по ним, слушание музыки, игра, исполнение танца, чтение стихотворений, творческая деятельность, похвала.
Ход.
- Ребята, загадаю я загадку
Сможете вы отгадать?
Кто на свете всех нежнее
Надо вам узнать!
Кто накормит вкусной кашкой
Рано поутру?
Кто дурачится с тобою
И дудит в трубу?
Кто штаны тебе подтянет
Или вытрет нос?
Кто гулять с тобою выйдет
В дождь или в мороз?
Кто займет тебя игрою
Если ты грустишь?
Кто расскажет тебе сказку
Если ты не спишь?
Кто тебя обнимет нежно
И к груди прижмет?
Кто тебе на вкусный ужин
Блинчики печет?
Кто возьмет тебя за руку,
Если страшно вдруг?
Кто надежный и хороший-
Самый лучший друг?
-Конечно, это мама.
Ведь в мире нет её роднее, Справедливей и добрее. И скажу, друзья, вам прямо: Лучше всех на свете – мама!
- Поэтому сегодня мы с вами поговорим о мамах, нежных, добрых, ласковых и самых любимых. Закройте на минутку все глаза и вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама».
- Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Потому что, «мама» - самое прекрасное слово на земле. У мамы самые добрые и ласковые руки – они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь к своему ребенку. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и счастливее будет твоя жизнь. Для каждого человека мама – самый добрый, самый заботливый, и вообще, самый главный человек в жизни! Поэтому женщин – матерей всегда прославляли во все времена художники, поэты и композиторы.
- Посмотрите на картину замечательного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, написанную очень давно. Она называется «На пашне. Весна».
(Дети рассматривают картину, звучит мелодия Дж. Ласта «Одинокий пастух»)
- Ребята, какое время года изображено на картине? (Ответы детей)
Правильно, выдался чудесный весенний теплый день. По ясному небу плывут облака. Крестьяне вышли в поле на работу.
- Кого художник изобразил в центре картины? (Ответы детей)
В центре картины мы видим молодую женщину – крестьянку, которая ведёт лошадей.
- А кто ещё изображён на картине? (Ответы детей)
Мы видим малыша, который сидит невдалеке от мамы на краю поля и играет с васильками. Крестьянка ведет лошадей и нежно и ласково присматривает за своим ребенком.
- Ребята, посмотрите, во что одета изображённая художником женщина? (Ответы детей)
Эта молодая крестьянка одета в простую белую рубашку и цветной сарафан. На голове невысокий кокошник, ноги её босы. Так одевались женщины раньше. Но обратите внимание, как красива эта молодая женщина в простой русской одежде, как легко и плавно она движется, словно парит босыми ногами над рыхлой, еще сырой землёй. А ведь выполняет она очень тяжёлую работу.
- Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей)
По широкому полю крестьянка ведёт лошадей, которые тянут за собой тяжёлую борону. - А для чего она это делает? (Ответы детей)
Правильно, чтобы взрыхлить землю и посеять семена ржи, пшеницы. Взойдут упавшие в землю зерна, заколосятся поля и будет хороший урожай. А значит, будет хлеб, которым можно накормить всю свою семью, а главное – детей!
- Ребята, как вы думаете, почему ребёнок находится здесь же, на поле? (Ответы детей)
Любящие и заботливые мамы никогда не оставляют своих детей одних, оберегая их от опасностей. Это сейчас ваши мамы уходят на работу и спокойно оставляют вас в детском садике, зная, что под присмотром воспитателей с вами ничего не случится. А раньше детских садиков не было и женщинам приходилось всегда брать детей с собой, где бы они ни были. Поэтому эта молодая мама взяла своего малыша в поле. Заняв его игрой с цветами, она выполняет тяжёлую работу, но ни на минуту не оставляет сына без внимания, наблюдая за ним.
- А давайте представим, что ребёнок заплакал. Как вы думаете, почему это может произойти и что тогда сделает мама? (Ответы детей)
* Например, он может проголодаться и тогда мама тут же бросит свою работу и покормит его.
* Или он может чего – то испугаться или просто соскучится, и тогда мама подойдет и обнимет его так нежно и ласково, что все страхи обязательно уйдут прочь.
- Вам понравилась эта картина? Какую маму показал в ней художник? (Ответы детей)
Правильно, в ней художник показал нам простую русскую женщину – крестьянку, молодую маму, трудолюбивую, ответственную за своего ребенка, заботливую и внимательную.
- А сейчас я вам хочу показать еще одну картину. Перед вами «Мадонна» великого итальянского художника Рафаэля.
(Дети рассматривают картину, звучит «Аве Мария»)
- Расскажите, кто изображен на картине? (Ответы детей)
Мы видим милую светловолосую молодую женщину, маму, которая держит на руках своего ребёнка.
- Ребята, внимательно всмотритесь в лицо женщины, какое оно? Как она смотрит на своего малыша? (Ответы детей)
Мама смотрит на своего ребёнка ласково и с большой любовью. Такое впечатление, что она что – то напевает ему или шепчет какие – то нежные слова.
- А теперь обратите внимание на руки женщины. Как они держат малыша? (Ответы детей)
Мама нежно обняла своего ребёнка и прижалась к нему. Как уютно малышу в этих тёплых и надёжных маминых руках.
- Можно ли сказать, что малыш и его мама счастливы?
Конечно, они кажутся нам самыми счастливыми на свете.
- Ребята, а как вы думаете, а когда малыш спать захочет, как мама его успокоит?
(Ответы детей)
Она его покачает и споёт колыбельную песню, которая поможет ему заснуть. Может быть, вот такую. Послушайте.
(Звучит отрывок из колыбельной песни (из серии «Весна» музыка Назаровой))
- Эта мамина песня полна любви и заботы о своём ребёнке. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова были в ней? (Ответы детей)
- Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму показал в ней художник?
Правильно, нежную, добрую, ласковую. А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы, потому что у них есть вы. И всю свою огромную любовь они отдают только вам.
- Давайте ещё раз произнесём - «мама». Какое же это все – таки красивое слово, не так ли?! Поэтому не только художники, но и композиторы, и поэты преклонялись перед ним. Композиторы изображали женщин – матерей с помощью музыки, а поэты подбирали самые добрые, нежные и трепетные слова. Часто они объединялись вместе и рождались замечательные песни. Многие из них звучали у нас на занятиях, а некоторые мы исполняли сами, например, на празднике «8 Марта». Помните?
- Ну а если к этим замечательным песням добавить выразительный язык движений, то получаются прекрасные танцы, полные нежности, теплоты и огромной любви. Давайте вспомним один из них и постараемся с помощью движений передать в нем всю свою любовь к своим мамочкам.
(Дети исполняют танец «Подарок маме»)
- Ребята, вы так красиво исполнили этот танец, что ваши мамочки не удержались и пришли сегодня к нам. Вот они, посмотрите на экран. С какой огромной любовью смотрят они на вас. (На экране фотографии мам)
- Сейчас мы с вами будем передавать вот это сердечко, полное вашей любви. К кому оно попадёт, тот расскажет нам о своей маме, какая она.
(Проводится игра «Расскажи о маме »)
- Молодцы, ребята. Как же много теплых слов вы сказали о своих мамах!
А теперь давайте послушаем, как рассказывают о мамах известные поэты в своих стихотворениях.
(Дети читают стихотворения)
Татьяна Бокова «Липучка-почемучка»
Мама любит и жалеет
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Все на свете знает!
- Почему кусают осы? –
Спрашиваю прямо.
И на все мои вопросы
Отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берется?
Почему буханка хлеба
Из муки печется?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу – лужайка?
Я липучка – почемучка,
А она – всезнайка!
Михаил Садовский «Вот бы как мама»
Поет моя мама всегда за работой,
А я ей всегда помогаю с охотой!
Мечтаю на маму похожей я стать,
И гладить учусь, и варить, и стирать.
И пыль вытираю, и пол подметаю…
Мечтаю, мечтаю, мечтаю, мечтаю…
Мечтаю, как мама, всё делать уметь,
И, может, как мама, я выучусь петь!
Елена Яковлева «Я сегодня в ссоре с мамой…»
Я сегодня в ссоре с мамой,
Я весь день молчу упрямо.
Не играю, не кричу
И обедать не хочу.
За окошком ярко светит
Солнце, сухо во дворе.
Дождь прошел, играют дети
И не жарко в сентябре.
И ,конечно, мама спросит:
«Может, хочешь ты гулять?»
Но решил я на вопросы
Ни за что не отвечать!
Я выдерживал характер,
Я держал себя в руках.
А потом увидел слёзы –
Слёзы в маминых глазах.
Женских слёз еще мужчина
Никогда не выносил!
Подошел я к маме тихо
И прощенья попросил…
Очень быстро ночь настала.
Мама сказку мне читала.
В ней о детях непослушных
И о маме их – кукушке.
С самой милой, доброй самой
Я теперь не ссорюсь с мамой!
Вдруг однажды не простит?
Тоже птицей обернется и в окошко улетит?
- Спасибо, ребята! Замечательные стихотворения вы нам прочитали. А какие красивые слова подобрали поэты, чтобы рассказать нам о том, что все мамочки всё знающие, всё умеющие, всё прощающие и очень сильно любящие своих детей.
И, может быть, когда вы подрастёте, кто-нибудь из вас тоже расскажет всем о своей маме: кто-то станет знаменитым поэтом и сочинит замечательное стихотворение, или будет великим художником и напишет мамин портрет, а может кто-то станет известным композитором и придумает красивую мелодию, полную нежности и любви. А пока, ребята, почаще радуйте своих мам успехами, не обижайте их, во всём помогайте и делайте подарки не только в праздники, но и в обычные дни.
Я предлагаю вам сейчас изготовить для ваших мам медали и наградить их за всю ту любовь и заботу, что они отдают вам. Заготовки медалей лежат уже на столах. А ваша задача – украсить их цветами.
(Изготовление детьми медалей для мам)
- Ребята, покажите всем, какие медали у вас получились. На них написано «Самой лучшей мамочке». Я думаю, что вашим мамам будет очень приятно получить такую медаль от сына или дочки. И пусть улыбки на их лицах сияют так же, как эти цветы. А сегодня, когда придёте домой, обнимите свою мамочку, поцелуйте, наградите медалью и скажите, как сильно вы её любите. Ваши мамы это заслужили!
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже. Сто путей, дорог вокруг Обойди по свету: Мама - самый лучший друг, Лучше мамы – нету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество» «Разноцветные матрешки» во 2 младшей группе
нетрадиционная техника рисования...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Бабочки оригами»
Мастер-класс по изготовлению бабочек способом оригами....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественное творчество.
Игровое занятие по рисованию в средней группе, с элементами цветового игротренинга "Путешествие в Жёлтую страну". На занятии предлагается прочувствовать жёлтый цвет, эмоциональное настроение, ко...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в старшей группе Тема: «Украсим малицу».
Образовательная область «Художественное творчество».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Форма: непосредственно образовательная деятельность.Тема: «Украсим м...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественного творчества с детьми второй младшей группы «Рисование. Белоснежная зима». (Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)
Программное содержание.Цель:Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.Интеграция образовательных областей:«Художественное творчество», «Комму...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группе Тема: «Украсим сумочку».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группеТема: «Украсим сумочку». Образовательная область «Художественное твор...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по рисованию в технике – пластилинография
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по рисованию в технике – пластилинография. Тема: Дикие животные. Инт...