«Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему

Клюкова Татьяна Михайловна

Данный материал будет полезен педагогам, углубленно работающим по данной теме и просто воспитателям

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20» доо

План работы по самообразованию

2014-2015 учебный год

Тема: «Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»

воспитатель

Клюкова Т.М.


Цель:

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

Расширить знания о народных промыслах – дымковской игрушке.

Закрепить умения детей при составление декоративной композиции  использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

Систематизировать изученную литературу.

Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Литература

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Гаврилова В.В. Артемьева Л.А. Декоративное Рисование с детьми5-7 лет. Последнее издание,2012.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2009.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции.  – Последнее издание,2013.

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Издание 2014.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

Перспективный план работы

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Работа с детьми

Организация народных подвижных игр (ежедневно).

Коммуникация Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Самореализация

Изучение программы по возрастным группам детей.

Работа с методической литературой

Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития.

Изучить для всех возрастных групп, систематизировать

Октябрь

Работа с детьми

Продуктивная. Лепка народной игрушки «Козлёнок».

Коммуникативная. Рассматривание изделий с дымковской росписью.

Продуктивная. Упражнение по рисованию элементов узора дымковской  росписи и усвоению технических приёмов.

Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций

Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи.

Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.

Рекомендуется всем детям для развития моторики.

Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец».

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Развивать интерес к народным промыслам.

Работа с родителями

Проведение собрания:

«Знаете ли вы своего ребёнка» (старшая)

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Подведение итогов выявления одарённых детей.

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Самореализация

Работа с методической литературой (ж/л «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала.

Ноябрь

Работа с детьми

Продуктивная. Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров.

Коммуникативная. Беседа о видах дымковской росписи.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать умение поддерживать беседу о дымковской росписи.

Работа с родителями

Выступление на собрании.

Подведение итогов диагностики физического развития детей.

Самореализация

Обработка анкетных данных.

Подготовка и оформление документации.

Сбор информации для выбора направления работы с детьми.

Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития.

Декабрь

Работа с детьми

Коммуникативная. Продуктивная. Рассказ о дымковской росписи, игрушках.

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Оформление стенда «народная песня , как средство воспитания».

Оказание методической помощи родителям.

Самореализация

Взаимопосещения занятий воспитателей других групп.

Обмен опытом.

Сбор аналитической информации.

Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания»

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры» (ст)

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Самореализация

Февраль

Работа с детьми

Продуктивная. Расписывание детьми под дымку силуэтов глиняных  игрушек.

Развивать интерес к художественному творчеству.

Работа с родителями

Собрание в старшей группе «Семейные традиции».

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания.

Самореализация

Посещение методических объединений.

Обмен опытом.

Март

Работа с детьми

Участие в празднике:

- «Весенние потехи и забавы» (ср)

Декоративное рисование. Роспись глиняных игрушек.. Узор в стиле народной росписи ( Дымковской).

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Развивать интерес к декоративному рисованию.

Работа с родителями

Участие в празднике:

«Весенние потехи и забавы» (ср)

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Самореализация

Сбор информации.

Пополнение методической копилки

Апрель

Работа с детьми

Мониторинг.

Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки.

Декоративное рисование: дымковские узоры (нанесение узора краской на шаблон барышень, вырезанной из белой бумаги).

Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки.

Рисование на тему « Украшение фартука.

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Создание уголка народных промыслов.

Повышение эффективности воспитательного процесса.

Самореализация

Анализ заболеваемости детей на протяжении всего учебного года.

Сбор аналитической информации.

Май

Работа с детьми

Декоративное рисование: роспись силуэтов дымковские лошадки соответствующими элементами росписи.

Развитие интереса к народным промыслам.

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей.

Самореализация

Обмен опытом через Интернет.

Распространение педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

Статья «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».

Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости з...

"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством"

Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость,...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

Статья: "Художественно-эстетическое воспитание детей через ознакомление с природой и развитие речи"

Художественно-эстетическое развитие детей через ознакомление с природой  - это многогранная работа, которая способствует полноценному развитию личности ребенка, его творчеству, эстетическому вкус...