«Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему
Данный материал будет полезен педагогам, углубленно работающим по данной теме и просто воспитателям
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №20» доо
План работы по самообразованию
2014-2015 учебный год
Тема: «Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»
воспитатель
Клюкова Т.М.
Цель:
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
Расширить знания о народных промыслах – дымковской игрушке.
Закрепить умения детей при составление декоративной композиции использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
Систематизировать изученную литературу.
Актуальность
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Литература
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Гаврилова В.В. Артемьева Л.А. Декоративное Рисование с детьми5-7 лет. Последнее издание,2012.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2009.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции. – Последнее издание,2013.
Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет. Издание 2014.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Отчет о выполнении |
Сентябрь | |||
Работа с детьми | Организация народных подвижных игр (ежедневно). Коммуникация Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков | Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. Формировать потребность в двигательной активности. Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре. | |
Работа с родителями | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. | Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении. | |
Самореализация | Изучение программы по возрастным группам детей. Работа с методической литературой | Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития. Изучить для всех возрастных групп, систематизировать | |
Октябрь | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Лепка народной игрушки «Козлёнок». Коммуникативная. Рассматривание изделий с дымковской росписью. Продуктивная. Упражнение по рисованию элементов узора дымковской росписи и усвоению технических приёмов. Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи. | Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу. Рекомендуется всем детям для развития моторики. Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец». Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. Развивать интерес к народным промыслам. | |
Работа с родителями | Проведение собрания: «Знаете ли вы своего ребёнка» (старшая) Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей. | Подведение итогов выявления одарённых детей. Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. | |
Самореализация | Работа с методической литературой (ж/л «Дошкольное воспитание») | Повышение знаний, сбор материала. | |
Ноябрь | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров. Коммуникативная. Беседа о видах дымковской росписи. | Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение поддерживать беседу о дымковской росписи. | |
Работа с родителями | Выступление на собрании. | Подведение итогов диагностики физического развития детей. | |
Самореализация | Обработка анкетных данных. Подготовка и оформление документации. | Сбор информации для выбора направления работы с детьми. Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития. | |
Декабрь | |||
Работа с детьми | Коммуникативная. Продуктивная. Рассказ о дымковской росписи, игрушках. | Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. | |
Работа с родителями | Оформление стенда «народная песня , как средство воспитания». | Оказание методической помощи родителям. | |
Самореализация | Взаимопосещения занятий воспитателей других групп. | Обмен опытом. Сбор аналитической информации. | |
Январь | |||
Работа с детьми | |||
Работа с родителями | Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» (ст) | Предоставление педагогической информации родителям по данной теме. | |
Самореализация | |||
Февраль | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Расписывание детьми под дымку силуэтов глиняных игрушек. | Развивать интерес к художественному творчеству. | |
Работа с родителями | Собрание в старшей группе «Семейные традиции». | Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания. | |
Самореализация | Посещение методических объединений. | Обмен опытом. | |
Март | |||
Работа с детьми | Участие в празднике: - «Весенние потехи и забавы» (ср) Декоративное рисование. Роспись глиняных игрушек.. Узор в стиле народной росписи ( Дымковской). Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | Развивать интерес к декоративному рисованию. | |
Работа с родителями | Участие в празднике: «Весенние потехи и забавы» (ср) Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | ||
Самореализация | Сбор информации. | Пополнение методической копилки | |
Апрель | |||
Работа с детьми | Мониторинг. Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки. Декоративное рисование: дымковские узоры (нанесение узора краской на шаблон барышень, вырезанной из белой бумаги). Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки. Рисование на тему « Украшение фартука. | Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов. Развивать интерес к изобразительной деятельности. | |
Работа с родителями | Создание уголка народных промыслов. | Повышение эффективности воспитательного процесса. | |
Самореализация | Анализ заболеваемости детей на протяжении всего учебного года. | Сбор аналитической информации. | |
Май | |||
Работа с детьми | Декоративное рисование: роспись силуэтов дымковские лошадки соответствующими элементами росписи. | Развитие интереса к народным промыслам. | |
Работа с родителями | Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей. | ||
Самореализация | Обмен опытом через Интернет. | Распространение педагогического опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа « Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста....
План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...
Статья «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».
Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости з...
"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством"
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость,...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...
Статья: "Художественно-эстетическое воспитание детей через ознакомление с природой и развитие речи"
Художественно-эстетическое развитие детей через ознакомление с природой - это многогранная работа, которая способствует полноценному развитию личности ребенка, его творчеству, эстетическому вкус...