"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством"
статья (младшая группа) на тему
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством»
Выполнила воспитатель высшей категории
ГБДОУ № 6 Адмиралтейского района СПб
Корнева Ирина Александровна
Санкт-Петербург
2018
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством»
"Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш."
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм». Как сформировать у него основные жизненные и человеческие понятия.
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферы личности, которые начинают складываться уже в дошкольном возрасте. Если в этом возрасте воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, достижениях и национальной российской культуры и образцах устного народного творчества, если этому направлению придать приоритетное значение, дошкольники начинают осознавать себя частицей своей нации, своей Родины, у них воспитывается чувство любви к Родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою семью, дом, Отчизну.
Как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны. Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас, тех, кто может повлиять на формирующуюся личность ребенка, что бы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность, духовность и патриотизм».
Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный возраст – он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Которое формируется через привитие любви к Родине, к родному городу, к семье, к традициям своего народа, его культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову. Дети чутко улавливают меткость народного слова, охотно включают в свою речь образные выражения, присутствующие в фольклоре, с удовольствием разгадывают загадки, читают и запоминают потешки.
Предметы декоративно-прикладного творчества также вызывают большой интерес со стороны детей. Привлечение всех видов народного искусства к работе с дошкольниками не только оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание, но и заметно оживляет педагогический процесс.
Духовное нравственно-патриотическое возрождение, невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.
Задачами духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.
Так же необходимо формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тогда у детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Необходимо донести до ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:
· народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),
· народные песни, музыкальные инструменты,
· умение найти и выделить народный русский костюм,
· знание народных игрушек и народных игр,
· произведения народного декоративного искусства,
· знание народных примет
· особенностей быта и труда русских людей,
· знаний, чем питались, каким блюдам отдавала предпочтение русские люди,
· как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.
Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.
Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках
Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.
Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ, используя всю широкую палитру жанров русского фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...
Консультация для родителей на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через ознакомление с народным творчеством»
Данная консультация нацелена на то, чтобы заинтересовать родителей дошкольников народно-прикладным творчеством жителей России и регионов. Дети уже с дошкольного возраста должны знать и понимать, что н...