«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
статья
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество - фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_period_rastsveta_v_zhizni_cheloveka.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
.
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. И в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество - фольклор. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические
произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В народном фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Работу с устным народным творчеством лучше начинать с младшего дошкольного возраста.
Целью данной работы стало:
- выстраивание системы работы по формированию нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задач
- создать необходимые условия для знакомства с народным фольклором
- способствовать знакомству детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким, родной местности, малой родине
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Была создана соответствующая развивающая среда в группе детского сада. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок. В уютном домике-теремке мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, разные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный), театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Колобок» Сделана картотека по потешкам,прибауткам,народным играм, пальчиковым играм. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
-Потешки и народные песенки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. При этом они сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Я также заметила, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Потешки я использую во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) .
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.
Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» , «Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке». И сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… »
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитываем у детей желание делиться друг с другом.
Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
Заинтересовавшие детей потешки мы учим наизусть. Детям нравится обыгрывать потешки, полные динамики и шутки, передавать образы героев, подражать голосам животных, повторять их движения.
Правильно подобранная потешка , помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, .вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными. Это позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
Большое внимание уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок», учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках: «Колобок», «Кот , петух и лиса»
Причем сказки дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники сказочного представления.. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы, привлекаю внимание воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Коршуны и цыплята», «Солнышко и дождик» «Заинька», хороводы «Каравай»,«Карусель»и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Использую малые фольклорные формы и на занятиях,что помогаем детям быстрее и легче справиться с заданием, создает благоприятный эмоциональный фон. Такие занятия приносят ребенку радость, становятся более интересными, нескучными, и не переутомляют малышей.
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. В работе с родителями использую различные формы
- совместные мероприятия;
- консультации;
- памятки и буклеты
Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что в результате совместной работы достигнуто создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания.
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...
Консультация для родителей на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через ознакомление с народным творчеством»
Данная консультация нацелена на то, чтобы заинтересовать родителей дошкольников народно-прикладным творчеством жителей России и регионов. Дети уже с дошкольного возраста должны знать и понимать, что н...